это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1615121
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматриваются особенности эмоционально-психического развития личности ребенка с точки зрения влияния на него структуры семьи. Представлены результаты исследования влияния сиблинговой позиции на готовность детей к школе и формирование способности к обучению.
Annotation.The article deals with the peculiarities of emotional and mental development of the child's personality and the influence of the family structure. The results of the study of the influence of sibling position on the readiness of children for school and the formation of the ability to learn are presented.
Ключевые слова. Keywords: сиблинг, сиблинговая позиция, готовность к школе, школьная зрелость, способность к обучению, структура семьи, взаимоотношения, образовательная организация, психоэмоциональное развитие, педагогическое сопровождение.
Sibling, sibling position, readiness for school, school maturity, ability to learn, family structure, educational organization, psycho-emotional development, pedagogical support.
Актуальность проблемы.
На данном этапе развития человеческого общества, проблема психоэмоциональной готовности к обучению, взаимоотношениям в коллективе не всегда актуализируется, особенно в контексте семейной структуры. Вследствие этого, в образовательных организациях применяется недостаточно технологий, для достижения значимых результатов в преодолении негативных тенденций и развитии важных качеств личности. Многие из них помогут детям успешно решать учебные задачи в ходе обучения и в дальнейшей жизни.
Современный взгляд на эмоционально-психологическое развитие предполагает такое понимание уровня целостности личности, которое связано с формированием начальных навыков культуры общения в семейной среде, возникновением коммуникативных способностей и критического мышления уже с ранних лет, что связано с полноценным восприятием интерпретацией фактов окружающей действительности. При этом формирование школьной зрелости, готовности к обучению закладывается в раннем детстве, которое является периодом становления психических функций и качественных изменений в развитии психологических процессов.
В дошкольном возрасте ребенок испытывает сложности в приобретения данных качеств, если в семье уделяется недостаточно внимания гармонизации братско-сестринских отношений между детьми.
Термин «сиблинг», или «сиблинговая позиция» как «подсистема семьи, члены которой связаны очень тесными узами (эмоциональными, практическими и др.), а также условиями развития и воспитания, семейными ценностями и традициями» [1] в современной в современной практической психологии понимается шире – как умение выстроить близкие, дружеские отношения со сверстниками [2], а также гармоничное сосуществование в условиях узкого, семейного, и широкого – школьного коллектива.
В настоящий момент острота проблемы связана с ухудшением экологического, экономического, психологического состояния общества, вызвавшим изменение эмоциональных нагрузок на подрастающего человека. Поэтому не вызывает сомнения актуальность вопросов гармоничного развития личности ребенка, формирования его психоэмоциональной сферы, готовности к школе – в условиях семьи.
В теории психологии и педагогики известно, что психическое развитие и эмоциональный настрой – важные элементы воспитания, организации образовательной деятельности. Это тот базис, при котором проявляется активность ребенка. В связи с этим, психологи начали изучать сиблингов и их взаимоотношения уже несколько веков назад. На рубеже XX и XXI веков фокус исследований сосредоточился на типических чертах сиблинговых отношений, на семье как целостной (или неполной) структуре. Это стало причиной проведения ряда исследований, изучающих, как братья и сестры влияют на развитие друг друга, на семейное благополучие, и, наоборот, как семья влияет на взаимоотношения сиблингов [3].
В исследовании, предпринятом с целью изучения трудностей взаимоотношения, психологической готовности к обучению, приняли участие 108 детей в возрасте от 8 до 15 лет, у которых есть хотя бы один сиблинг. На формирование исследования повлияли результаты научных разработок проблемы и влияние семейной структуры на уровень эгоцентризма, интеллектуальные отношения, проявление лидерских качеств, эмпатии и других показателей [4]. Поэтому экспериментальное диагностическое обследование было организовано для определения разнонаправленных взаимоотношений между сиблингами. Его сущность сводилась к выявлению 2 основных параметров:
1.Выявление уровня выраженности привязанностей между сиблингами. Данная закономерность пронизывает все сферы общения сиблингов и определяет тип их психического и поведенческого реагирования в различных жизненных ситуациях. При этом важной особенностью данного этапа диагностического обследования является выявление уровня привязанностей как в подгруппах младших и старших сиблингов (высокий и низкий уровень), так и анализ взаимосвязи уровня сформированности привязанности сиблингов друг к другу между группами.
2.Выявление уровня сформированности братско-сестринского общения. Данный параметр необходим для интерпретации разнонаправленных поведенческих проявлений сиблингов в повседневной жизни, определение типа их психических реакций на внезапное изменение ситуации. Данный показатель необходим для выявления, так называемой, группы риска, нуждающейся в психологической помощи.
Важно отметить, что диагностика уровня сформированности общения между сиблингами включает в себя 3 уровня: высокий, который не вызывает повышенного беспокойства психологов и педагогов, средний, являющийся границей между нормой и патологическим развитием общения, низкий, свидетельствующий о необходимости своевременного оказания психологической помощи со стороны педагогов и психологов.
Использование методики В.Б. Шапарь позволило выявить возрастные особенности старших и младших сиблингов в семье. Испытуемым нужно было на каждый вопрос дать один из вариантов ответа: да или нет. Говоря о старших сиблингах, можно отметить, что уровень их привязанности к младшим, является определяющим в картине их психических поведенческих проявлений, проявляющихся при взаимодействии с социумом., модифицированного автором статьи для целей данного исследования. Выбор данного метода был обусловлен желанием увидеть не только осознаваемые, но и неосознаваемые черты сходства и различия в образах друга и сиблинга.
Таблица 1. Уровни выраженности привязанности
Уровень Старшие сиблинги по отношению к младшим Младшие по отношению к старшим
Высокий уровень сформированности привязанности
Преобладание в данных сиблинговых парах адекватных доверительных взаимоотношений с элементами эмпатии и присоединения друг к другу в сложных жизненных ситуациях Младшие братья и сестры осознают важность и ценность братско-сестринских отношений; берут пример со старших, считают их своими защитниками, друзьями, обращаются за помощью и т. д.
Низкий уровень сформированности привязанности Старшие сиблинги изначально болезненно воспринимали появление в семье младших, испытывая чувство глубокого одиночества в связи с их появлением. В семье не уделялось особого внимания сближению сиблингов, формированию в сознании старшего привязанности к младшему. Младшие сиблинги недостаточно осознают и понимают ценность и важность братско-сестринских взаимоотношений. Данная проблема связанна с недостаточным развитием особенностей внутрисемейного взаимодействия не только со старшими сиблингами, но и с родителями.
Как видно из таблицы, интеллектуальная и психическая готовность к взаимодействию в социуме, получение положительных эмоций в процессе обучения, эмпатия и лидерские качества, овладение культурой общения, образовательных действий, а также социализация ребенка в ходе обучения в школе являются частью семейного воспитания. Считаем, что сегодня уделяется недостаточно внимания влиянию взаимоотношений детей со своими братьями и сестрами, несмотря на то, что большинство людей растут хотя бы с одним братом и братьями и проводят больше времени друг с другом, чем с родителями или друзьями.
При этом уровень сформированности отношений между сиблингами, представленный на рисунке 1, демонстрирует негативную тенденцию.
\s
Рисунок 1. Диаграмма уровня сформированности – с точки зрения сиблинговой позиции, %
Результаты исследования отчасти объясняют объективные трудности в формировании здоровых взаимоотношений в школьных коллективах, низкий уровень школьной зрелости у большого количества обучающихся. На первостепенность проблемы формирования эмоционального благополучия детей-сиблингов в семье указывают многие современные исследователи:
Согласно утверждению зарубежных психологов, «здоровые отношения между братьями и сестрами имеют большое значение для формирования готовности к обучению. Дети, растущие в здоровой семейной атмосфере, демонстрируют более высокий уровень удовлетворенности жизнью и более низкие показатели депрессии в более позднем возрасте. Также во время болезни и стрессовых ситуаций братья и сестры оказывают друг другу эмоциональную, социальную и психологическую поддержку» [5].
Так, исследования в Университете Калгари и Университете Торонто показывают, что братья и сестры, как и родители, могут оказывать существенное влияние на развитие друг друга. Например, обнаружено, что тепло и поддержка старшего брата могут помочь улучшить языковое развитие младшего брата и его понимание ума и точек зрения других людей. В статье, опубликованной в журнале Child Development, доказано, что братья и сестры также могут играть роль в развитии эмпатии [6].
Дети, которые поддерживают и понимают своих сиблингов, влияют на них в положительном смысле, подражая их поведению. Можно сделать вывод, что особенности типа семейного воспитания, родительской позиции, уровня интеллектуального и культурного развития самих родителей определяют содержание и формы их с ним общения, а тем самым и ресурсный потенциал «интеллектуальной семейной среды» как источника умственного развития ребенка [7].
При этом основными условиями развития психической, эмоциональной, интеллектуальной готовности к обучению являются:
Проявление осознанного отношения к выполнению сиблинговых обязанностей;
Формирование культуры коммуникации и взаимодействия в коллективе;
Умение проявлять внимание к другим людям в ходе освоения знаний;
Создание оптимальных условий для знакомства с окружающим миром.
Главным ориентиром педагога в работе с сиблингами является учет и внимание к психическим проявлениям ребенка. Организация разнообразной деятельности, связанной с привитием верного отношения, подкрепляется целым комплексом воспитательно-образовательных задач, использованием приемов по развитию психологической готовности к обучению, разделенных по разным уровням сформированности умений и качеств.
Список использованной литературы:
Алмазова О.В. Особенности образа взрослого сиблинга. // Психологические исследования. – 2013. – Том 6. – №29.
Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Brody G.H., Neubaum-Carlan E. Siblings and sibling relationships. In N.J. Salkind (Ed.), Macmillan psychology reference series. Vol. 1. Child Development. New York: Macmillan Reference USA, 2002. pp. 363–365.
Дубовик Е.Ю., Прокопчук А.Ю. «Cовременное психолого-педагогическое образование». // Сборник статей VIII психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – 2017. – С. 271-277.
Lohmann R. Cassada Ph.D. Healthy Sibling Relationships. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psychologytoday.com/us/blog/teen-angst/201404/healthy-sibling-relationships
Sheri Madigan, Jenkins J. New research shows siblings can make you more empathic, 20.02.2018. – [Электронный ресурс]. – URL: https://theconversation.com/new-research-shows-siblings-can-make-you-more-empathic-90755
Ахмедова Г.Р. Сиблинговые отношения в семье как один из факторов становления личности. БелГНИУ. // Сборник трудов Международной научной конференции «Антропологические и психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания»., 2016. – Под редакцией Зимина О.А. – Изд-во: ПОЛИТЕРРА. – С. 12-16.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!