это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1643508
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье анализируется влияние межполушарных взаимодействий на интеллектуальное, в частности речевое, развитие детей. В работе раскрывается смысл понятия «межполушарное взаимодействие». Определяются виды работы по развитию речи у детей через ведущий вид деятельности – игру. Рассматриваются виды игр и упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия и развитию речи. Предоставляется краткое описание упражнений и игр.
Ключевые слова: межполушарное взаимодействие, полушария мозга, межполушарные связи, развитие речи, кинезиология, игры на развитие речи, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
На сегодняшний день отмечается возрастание числа детей, для которых типичны разные нарушения в развитии устной и письменной речи. Данная проблема сегодня считается наиболее актуальной для школьников. Указанное связано с тем, что письмо и чтение из цели начальной стадии обучения становятся средством последующего получения детьми знаний.
В целях преодоления различных речевых нарушений детей педагогами современной школы активно используются методы комплексной логопсихокоррекционной работы. Помимо этого, указанные методы способствуют предупреждению дисграфии, дислексии, а также укреплению психического здоровья детей. Логопсихокоррекционная работа в сочетании с физическими упражнениями способствует комплексному улучшению состояния ребенка, согласно Э.Н. Вайнеру и С.А. Кастюкину, подобные цели преследует и лечебная педагогика [4].
Так, по В.С. Безруковой, смысл лечебной педагогики заключается в специфике реорганизации педагогического процесса для реализации коррекции психического и физического состояния учеников, прежде всего, имеющих нарушения письменной и устной речи (дисграфия, дислексия) [2].
Одним из компонентов педагогического процесса, направленного на улучшение физического и главным образом психологического состояния учеников, сегодня считается развитие межполушарного взаимодействия.
Указанное связано с тем, что развитое межполушарное взаимодействие считается базисом развития интеллекта ученика. Различные нарушения в межполушарном взаимодействии человеческого мозга вызывает искажения в познавательной деятельности, что приводит к несогласованному действию полушарий, а соответственно, к возникновению различных трудностей в процессе обучения. Вышесказанное может стать причиной недостатков в чтении, неразвитости изобразительно-графических навыков, неравномерности развития некоторых сенсомоторных и интеллектуальных функций. Что в результате может привести к нарушению пересказа текстов, проблемам в чтении, неспособности к счету, нарушениям письма и др.
Исходя из вышесказанного, для успешного развития речи младших школьников в учебно-воспитательном процессе представляется необходимым развивать у детей межполушарное взаимодействие, так как именно оно считается основой интеллектуального развития.
Что же необходимо делать для развития межполушарного взаимодействия у детей? Основным способом развития является выполнение кинезиологических упражнений.
Под кинезиологией подразумевается наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через выполнение комплекса двигательных упражнений [9]. Сегодня методики в рамках кинезиологии способствуют активизации разных отделов коры больших полушарий. Указанное способствует развитию различных способностей у детей, включая речь.
Кроме того, эффективность таких методик зависит не только от своевременного развития межполушарного взаимодействия, а также от выбора учителем упражнений. Систематическое использование в учебно-воспитательной работе упражнений на развитие межполушарных связей, будет способствовать развитию речи школьников [1].
Таким образом, при занятиях с детьми на развитие речи необходимо в комплексе использовать типичные упражнения по развитию артикуляции и мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. В частности, эффективными являются движения сжатия и растяжения – расслабления кистей рук и некоторых пальцев, другими словами, сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц – сгибателей и мышц – разгибателей. Значимую роль играют упражнения с применением одновременных и разнотипных движений рук. Упражнения такого типа необходимо использовать на уроках, в рамках физкультминутки.
Для развития речи у младших школьников упражнения на развитие межполушарных взаимодействий чаще всего проводятся с постепенным усложнением. Изначально при выполнении упражнений ребенок будет испытывать затруднения, однако, когда через пару минут произойдет согласование работы полушарий головного мозга, упражнения будут выполняться автоматически. Необходимо отметить, что упражнения нужно проводить в комплексе [9].
В комплекс упражнений можно включить задания на ориентировку в пространстве своего тела, окружающих предметов. Когда ребенок выполняет гимнастику для глаз, можно предложить ему рисовать в воздухе фигуры либо цифры.
Наиболее результативной считается пальчиковая зарядка. Сюда входят следующие виды упражнений [7]:
1. «Колечко»: сущность упражнения заключается в том, чтобы по очереди, как можно быстрее перебирать пальцы рук, при этом соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Упражнение выполняется двумя руками одновременно;
2. «Лезгинка»: при выполнении данного упражнения левую руку необходимо сложить в кулак, большой палец отставить в сторону. Кулак должен быть развернут пальцами к себе, при этом правая рука, находящаяся в горизонтальном положении, должна прикасаться мизинцем к левой. Потом положение рук поочередно сменяется;
3. «Ухо-нос»: при выполнении данного упражнения необходимо взять себя левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Затем нужно одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши. Затем поменять положение рук.
Такие упражнения целесообразно проводить на переменах, кроме того, они вызовут высокий интерес у детей.
Для развития письменной речи младших школьников применяют и методику «Зеркальное рисование». В рамках данной методики необходимо сказать детям, чтобы они положили на стол чистый лист бумаги и взяли по карандашу в каждую руку. Затем дети должны одновременно двумя руками нарисовать зеркально-симметричные рисунки либо буквы. Иногда используются упражнения, в которых нужно обвести контур симметричного рисунка двумя руками одновременно. При этом движения рук могут быть как синхронными, так и асинхронными. В первом случает движения руками выполняются в одну сторону, во втором – каждая рука выполняет свое движение, при этом руки работают одновременно. Подобные упражнения на межполушарное взаимодействие улучшают работу мозга в целом, способствуют развитию письменной речи [10]. Подобного рода упражнения лучше всего проводить на уроках, так как именно в этот период детям характерна наибольшая концентрация.
Еще одним упражнением, способствующим развитию речи, является «Тест Струпа». Изначально необходимо написать названия цветов карандашами или ручками разных цветов. К примеру, зеленым карандашом пишется слово «желтый», а красным карандашом слово «фиолетовый» и т.д. Ребенку необходимо посмотреть на картинку и произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова. Важным является то, что ребенку нужно назвать именно цвет, а не слово [6]. Упражнение будет интересно каждому ребенку, особенно если добавить соревновательный элемент. Но соревноваться должны не ученики друг с другом, а каждый ребенок с самим собой. «Тест Струпа» лучше всего проводить в индивидуальном порядке, так как чтение вслух вразброс разных цветов приведет к нарушению дисциплины.
В процессе развития речи используются и упражнения артикуляционной гимнастики. В рамках выполнения подобных упражнений дети будут обучаться в произношении разных звуков. Подобная гимнастика будет оказывать положительное влияние на разработку точных движений речевых органов, которые играют важную роль в правильном произношении звуков, слов, словосочетаний и предложений. Данные умения будут развиваться у детей постепенно. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить до начала урока, что облегчит для детей выполнение устных заданий непосредственно в ходе урока.
Для развития речи младших школьников в рамках развития межполушарного взаимодействия также выделяют нейробику (гимнастика для мозга). Название было предложено американским профессором Лоуренсом Катцом. Нейробика включает комплекс упражнений, которые способствуют активизации деятельности головного мозга, которые делают память острее и улучшают настроение [3].
Принцип такой гимнастики заключается в том, что мозг нужно постоянно удивлять, заставлять по-разному работать.
Одним из упражнений, способствующих развитию письменной речи, включенных в гимнастику, является упражнение на смену ведущей руки. Такое упражнение можно использовать на уроке рисования. Упражнением на развитие устной речи может стать изменение темпа чтения определенного отрывка из литературного произведения, соответственно, его использовать его необходимо в рамках литературного чтения. Также используются и упражнения для развития нестандартного мышления, где применяются приемы подключения правого полушария головного мозга, в частности: восприятие перевернутых изображений, нестандартных стихов, нестандартные ответы на вопросы. Упражнения такого плана с легкостью можно включать на этапе повторения пройденного материала по математике, литературе, окружающему миру, рисованию и т.д. [10].
Другим не менее результативным способом развития межполушарного взаимодействия считается правополушарное рисование. Смысл данного рисования заключается в том, чтобы при помощи комплекса приемов блокировать критику левого полушария и усилить работу правого. Подобный вид рисования способствует развитию устной и письменной речи детей за счет активизации деятельности головного мозга. Такое упражнение можно использовать на уроке рисования [5].
Таким образом, рассмотренные комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия способствуют развитию мелкой моторики, улучшению различных видов памяти, росту концентрации внимания, увеличивают скорость мышления, что в свою очередь способствует развитию устной и письменной речи.
Результативность упражнений будет зависеть от систематичности их выполнения. Также в ходе занятий необходимо усложнять упражнения, увеличивать объем заданий и темп их выполнения. Вышесказанное будет способствовать расширению зоны ближайшего развития детей и переходу в зону актуального развития.
Подводя итоги исследования, можно говорить о том, что логопедические занятия с применением упражнений на развитие межполушарного взаимодействия будут способствовать развитию письменной и устной речи детей, а также станут результативным способом преодоления различных нарушений речи.
Список литературы:
1. Банцова Е.В. Кинезиология, как эффективное средство повышения мыслительной деятельности детей с ОНР // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1. С. 74-77.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Екатеринбург: [б.и.], 2000. 937 с.
3. Брейкер Я. Зарядка для мозгов: нейробика. СПб.: Вектор, 2011. 158 с.
4. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. М.: ФиС, 2003. 190 с.
5. Кац Л., Рубин М. Нейробика. Минск: Попурри, 2014. 160 с.
6. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми. Ч. 2. М.: Айрис-пресс, 2015. 140 с.
7. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 64 с.
8. Рудыка Ю.П. Межполушарные связи, их формирование и влияние на интеллектуальное развитие ребенка // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Симферополь, 2018. С. 55-58.
9. Сичко Н.О. Кинезиологические комплексы для коррекции межполушарного взаимодействия коры головного мозга у младших школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 2004. 24 с.
10. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007. 96 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!