это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1666601
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Эпоха «перестройки» подобно цунами прокатилась по стране, уставшей от командной экономики. Дефицит товаров народного потребления, постепенное, но неумолимое дряхление всей старой советской элиты, информационная тяга к политическим и культурным мировым процессам привели к недовольству населения политическим строем.
Еще в сытые годы брежневского «застоя» как в среде интеллигенции, так и между простых советских работяг из рук в руки передавалась продукция так называемого «самиздата» - спешно набранные на печатной машинке листы бумаги среднего качества, содержащие произведения, запрещенные к печати в СССР.
Фильмы Тарковского лежали на полках в закромах киностудий. Иконы покупались и продавались на «черном рынке» как горячие пирожки. Студенты обменивались музыкальными альбомами «Beatles» и «Scorpions», записанными «на костях». Именно так назывались самопальные пластинки, сделанные из рентгеновских снимков.
В годы, когда Михаил Сергеевич Горбачев встал у руля страны, в воздухе уже витал ветер перемен, задорный, безжалостный и беспощадный. Всем и каждому было ясно, что изменения во внутренней и внешней политике неизбежны.
К основным направлениям политики, начатой последним советским генсеком в период, названный перестройкой, относились гласность, демократизация общества, смягчение цензуры. Вышеперечисленные шаги, торжественно провозглашенные с трибуны, в первую очередь повлекли за собой критику социалистического строя, раскрытие темных страниц советской истории.
Изменения коснулись всех общественных сфер и институтов. Ни одна отрасль народного хозяйства не осталась прежней. Не могло не произойти изменений и в людских умах.
Перестройка была подобна революции, только бескровной. Очень большие изменения настигли кадровую политику, как на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских лабораториях, так и в учреждениях культуры. Людям официально дали право выбирать себе руководство. Это не могло не привести к расколу среди кадров, так как советские люди изначально не имели права выбора, а директора и руководители назначались «сверху». Такая заманчивая «демократия» во многих организациях привела к брожению умов и даже породила несколько скандалов.
Один из ярких примеров подобного скандала – это конфликт в театре имени Вахтангова. Не миновала участь раскола и коллектив театра имени Пушкина, и даже во МХАТе царили бедлам и хаос.
Масла в огонь подлило резкое снижение финансирования из бюджета страны культурных учреждений.
Шел активный процесс так называемого разгосударствления культуры. Больше не было планов и госзаказов. Не было цензуры. На экран стали выходить фильмы, пролежавшие в тени долгие годы. В театрах ставились пьесы опального Булгакова. В 1989 году известный советский поэт-эмигрант Иосиф Бродский был удостоен Нобелевской премии. Это вызвало бурный ажиотаж в умах людей на пока еще советском пространстве.
Сфера печати так же остро чувствовала на себе веяния нового времени. Стихи поэтов Серебряного века, в эпоху застоя любовно переписываемые из тетради в тетрадь на задымленных кухнях, стали выходить официальными тиражами.
Увидели свет произведения Варлама Шаламова, Солженицына. «Архипелаг Гулаг» активно пропагандировался как произведение, развенчивающее культ социализма. Были опубликованы «Зубр» Гранина, «Белые одежды» Дудинцева.
Страну штормило и лихорадило. Разваливались как карточные домики от щелчка реформ различные творческие союзы и объединения, но тут же хаотично возникали новые.
Ошалевшие от избытка доступной информации, люди искусства открывали для себя новые грани в литературе, публицистике, кинематографе, живописи. Активно шло идейное размежевание и разногласие в среде творческой интеллигенции.
Возникали новые для советского человека направления в искусстве – акционизм, перфоманс, видео-арт, симуляционизм.
Стали появляться экспериментальные театральные труппы, ставящие пьесы никому доселе не известных авторов. Среди богемы витали идеи арт-хауса и постмодернизма. Вышедший в начале девяностых роман Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» вынес жесткий приговор всей творческой интеллигенции советской эпохи, как слабым людям, злоупотребляющим алкоголем и бегущим от реалий нового времени в выдуманный странный мир.
Стихийно проводились выставки картин в стиле абстракционизма. Художники, уставшие от советского реализма, с головой нырнули в модерн и в пост-модерн. Организовывались выставки авангардных художников, в том числе Казимира Малевича и Павла Филонова.
А тем временем внешняя политика Горбачева нацелилась на обмен опытом с со странами Запада. Это не могло не задеть и сферу культуры.
В нашу страну хлынула волна зарубежной литературы – от детективов до фантастики, от ужасов, до эротики. Люди, жаждущие всего иностранного, читали взахлеб, но зачастую без разбора.
То же самое обстояло и относительно музыки. Ленинградский рок-клуб , рок-клуб Свердловский одним фактом своего существования даже не говорили, а вопили о том, что времена изменились. Вот она, гласность, вот она, перестройка, ура, так сказать, товарищи! Рок-музыка, так долго критикуемая советской политикой, прочно обосновалась на шестой части суши. Легендарной стала личность Виктора Цоя, который побывал на гастролях за рубежом, и даже посетил Японию.
В моду вошли неформальные движения. В крупных городах часть молодежи облачалась в косые кожаные куртки в заклепках и гордо именовала себя «металлистами».
Активно шло возвращение к религии. Критика социалистического строя и большевизма породила интерес к личности Николая II как последнего царя Российской империи. Процесс насаждения гласности ширился и выплескивался из берегов, заданных партийными реформаторами.
Постепенно начали восстанавливаться церкви. Реставраторы икон неожиданно оказались в большом почете.
Кинематограф перестроечной эпохи удивил советских людей такими фильмами как «Покаяние» режиссера Абуладзе и «Так жить нельзя» Станислава Говорухина.
Вышли в прокат кинокартины «АССА» и нашумевшая «Маленькая Вера». Бурление умов продолжалось.
Росло количество периодических изданий. «Аргументы и факты» вошли в Книгу рекордов Гиннеса как самое продаваемое издание.
Из-за обилия новаций в середине перестройки произошел самый настоящий кризис отечественной культуры. Без госзаказов и планов, спускаемых сверху, стало публиковаться, выставляться и режиссироваться буквально все подряд. Наслоился хаотичный пласт некоего литературного, кинематографического, музыкального мусора.
Одновременно с развитием гласности и демократии происходила утрата связей между народами союзных республик. Наряду с потерей экономических связей шло обесценивание связей культурных. Советский эталон в искусстве сменялся возвращением к эталону русскому, православному, лубочному. Москву наводнили иностранцы. Старый Арбат и Измайловский вернисаж заполнили художники с пестрыми картинками и разномастными матрешками любого размера и на любой вкус.
Падение «железного занавеса» повлекло в СССР деятелей западной культуры, которые восхищались всем русским, недоумевали над советской действительностью и щедро делились своим опытом.
Также нельзя не упомнить о возвращении на родину некоторых деятелей культуры, таких, как легендарный Мстислав Ростропович.
Политические нововведения оказались гибельными для плановой экономики и для культуры, какой она представлялась советскому человеку.
Не все смогли сразу отличить искусство от китча, литературу от бульварщины и постмодернизм от чернухи.
Культура эпохи перестройки неожиданно оказалась вне времени и вне рамок. Новации в политике неожиданно стали больше, чем просто реформами. Они отметили начало новой эры в истории страны. А события, происходящие в культуре, явились отражением всей этой пестрой многогранной незримой на первый взгляд революционной политической деятельности, несмотря на то, что данная деятельность пыталась пойти путем эволюции.
С другой стороны, культурные изменения в те смутные времена были закономерны и обусловлены долгим информационным и культурным голодом как в среде людей искусства, так и в рядах обывателей.
.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!