это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1674667
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье проведено теоретическое освещение сущности феномена эмоционального выгорания. Определены причины склонности работников педагогического коллектива к эмоциональному выгоранию. Проведено исследование по определению причин, факторов эмоционального выгорания педагогов. Было определено, что в целях профилактики эмоционального выгорания необходимо проводить работу с педагогами на повышение стрессоустойчивости при помощи установки благоприятной психологической атмосферы в педагогическом коллективе.
Abstract. The article provides theoretical coverage of the essence of the phenomenon of emotional burnout. The reasons for the tendency of teachers to emotional burnout are determined. A study was conducted to determine the causes, factors of burnout of teachers. It was determined that in order to prevent emotional burnout, it is necessary to work with teachers to increase stress resistance by setting a favorable psychological atmosphere in the teaching staff.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания, профессиональный стресс, педагогический коллектив, стрессоустойчивость, конфликтность.
Key words: burnout, prevention of burnout, professional stress, teaching staff, stress tolerance, conflict.
На сегодняшний день в условиях модернизации российского образования остро стоит проблема улучшения качества последнего, усилить развивающий, обучающий и воспитывающий потенциал. Вышесказанного можно достигнуть при условии профессиональной компетентности педагога, его физического и психического здоровья. При этом актуальность приобретает то, что из-за высокой эмоциональной напряженности в рамках профессиональной деятельности педагога усиливается риск развития синдрома профессионального выгорания.
Понятие «синдром эмоционального выгорания» впервые было использовано психиатром из США Г. Фрейденбергом в 1974 г. [1, с. 12]. Сегодня под эмоциональным выгоранием мы понимаем умственное, эмоциональное и физическое истощение от длительной эмоциональной нагрузки. Последняя может быть выражена в систематическом чувстве усталости, состоянии депрессии, недостатке энергии, а также утрате способности видеть положительные результаты собственного труда. Подобное состояние может стать следствием профессиональных стрессов [4, с. 26].
Принято выделять несколько признаков эмоционального выгорания: чувство эмоционального истощения; переживание отрицательных чувств по отношению к окружающим; негативная самооценка.
При этом главным признаком становления у педагога синдрома эмоционального выгорания считается постепенная утрата эмоциональной, физической и интеллектуальной энергии; а также эмоциональная истощенность, которая может стать причиной роста ощущения неудовлетворенности как результатами собственного труда, равно и жизненной ситуацией в целом [6, с. 230].
Ощущения беспомощности и апатии, которые не редко проявляются при синдроме эмоционального выгорания, сменяются агрессивным состоянием. Утрачивается контакт с учащимися и коллегами, усиливается ощущение отсутствия востребованности, педагог начинает стремиться дистанцироваться от коллег, разочаровывается в своем профессиональном выборе. В то же время зачастую психоэмоциональные симптомы сопровождаются соматическими. К примеру, педагог зачастую ощущает головную боль, у него повышается артериальное давление, появляется гастрит и другое.
Для определения путей профилактики синдрома эмоционального выгорания в педагогическом коллективе нами было проведено исследование по определению уровня эмоционального выгорания у педагогов ГБОУ СОШ № 1236 г. Москвы.В рамках исследования нами были использованы опросник профессионального выгорания К. Маслача и С. Джексона (Maslach Burnout Inventory (MBI)) в адаптации Н.Е. Водопьяновой, а также методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
В рамках исследования нами было опрошено 40 педагогов в возрасте от 25 до 61 года, чей стаж варьируется от 2 до 38 лет.
Изначально был проведен опрос по методике К. Маслача и С. Джексона. По результатам опроса нами было определено, что у 30% педагогов (12 человек) отсутствуют серьезные предпосылки к возникновению синдрома эмоционального выгорания. Для этих специалистов характерны отдельно взятые симптомы выгорания, типичные для начального этапа. Однако на данной стадии педагог способен сам справиться с возникающими трудностями. Однако первые результаты опроса вызвали тревогу, так как лишь 30% членов педагогического коллектива можно назвать психологически здоровыми.
Следующую группу составили педагоги, у которых эмоциональное выгорание находится на этапе формирования. В данную группу вошли 35% педагогов (14 человек), для которых свойственен спад уровня личного участия по отношению к другим педагогам, учащимся. Вышесказанное выражается в утрате позитивного восприятия других участников педагогического коллектива, переходе от помощи к контролю и надзору, преобладании стереотипов в поведении по отношению к другим педагогам, проявлении антигуманного подхода к окружающим. Для педагогов второй группы типично отсутствие эмпатии, безразличие, цинизм. Они не хотят выполнять свои профессиональные обязанности, прежде всего, их интересует материальный аспект работы.
В третью группу вошли педагоги, для которых типичны стойкие признаки синдрома эмоционального выгорания (35%, 14 человек). Для последней группы респондентов свойственны симптомы депрессии, чувство вины, заниженная самооценка, апатия, низкая концентрация внимания и т.д. Ряд педагогов говорили о плохом иммунитете, высоком давлении, систематических головных болях, что также является признаками сильного эмоционального выгорания. Основную массу педагогов в данном случае составили сотрудники с высоким стажем работы.
Для более полной картины было проведено исследование по методике В. Бойко с целью определения уровня эмоционального выгорания. По итогам экспериментального исследования было определено, что более высокий уровень эмоционального выгорания характерен для педагогов со стажем работы более 25 лет. В целом же, 45% из опрошенных педагогов (18 человек) были отнесены к фазе резистентности. В частности, для них более характерно проявление неадекватных эмоциональных реакций, а также состояние экономии эмоций. При этом, не проявляя необходимого эмоционального отношения к собственным ученикам, педагог защищает определенную стратегию: оправдывается за некую грубость либо недостаточное проявление внимания к учащимся, способен проецировать вину на обучающихся.
К фазе истощения по результатам проведения методики было отнесено 25% педагогов (10 человек). Для них типично проявление выраженного спада энергетического тонуса. Более характерными для педагогов данной группы являются негативные эмоции.
И наконец, к фазе напряжения было отнесено 30% педагогов (12 человек), у которых отмечается проявление недовольства собой, а также выбранной профессиональной деятельности. Проявление этой фазы типично для молодых специалистов.
В рамках исследования нами были определены основные причины проявления синдрома эмоционального выгорания, к которым мы можем отнести: неудовлетворительная материально-техническая оснащенность учебно-производственного процесса; высокий уровень загруженности при ведении документации; неудовлетворенность во взаимодействии с учениками и их родителями; а также отсутствие стремления повышать профессиональную компетентность.
На основе проведенного исследования было установлено, что в первую очередь профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе должна быть направлена на снижение воздействия стрессовых, депрессивных факторов внешней среды. В частности, педагогам необходимо тщательно планировать собственную нагрузку, оптимизировать режим работы и отдыха, делать разграничение между краткосрочными и долгосрочными целями, обладать способностью разумно планировать собственную деятельность [3, с. 54].
Помимо указанного, было установлено, что вероятность развития синдрома эмоционального выгорания возрастает из-за того, что педагог не может провести границу между работой и домом. Зачастую педагоги дома проводят подготовку к занятиям, проверяют домашние, контрольные работы учащихся. Несомненно, исключить подобную практику не представляется возможным, однако можно научить педагогов планировать свое время таким способом, чтобы оставалось достаточно свободного времени по вечерам и на выходных. В данном случае поможет проведение тренингов по тайм-менеджменту.
Не менее значимым профилактическим ресурсом, который способствует снижению риска развития эмоционального выгорания, считается развитие эмоционального интеллекта. Последний помогает с успехом управлять своими эмоциями, а также воспринимать чувства окружающих людей. Согласно ученым, развитие эмоционального интеллекта способствует успешному переживанию индивидом продолжительного воздействия стрессовых факторов, снижая риск появления эмоционального выгорания.
Для педагогического коллектива, участники которого систематически испытывают эмоциональную нагрузку, развитие эмоционального интеллекта считается наиболее значимым, потому что способствует существенному снижению вероятности развития депрессивного состояния, раздражительности, роста способности адаптации, а также плодотворному взаимодействию с коллегами и учениками. Непосредственно по данной причине необходимо включить курс развития эмоционального интеллекта в программу профессиональной подготовки педагога [5, с. 28-29].
Особую роль в профилактике эмоционального выгорания педагогического коллектива играют навыки саморегулирования и релаксации.
Таким образом, давая оценку проявлению синдрома эмоционального выгорания очевидно его отрицательное воздействие на профессиональную деятельность и личность педагога, из-за чего профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе обретает огромное практическое значение.
Для профилактики эмоционального выгорания важно информировать педагогический коллектив о различных аспектах, которые влияют на формирование синдрома выгорания, а также о его симптомах [4].
Подводя итоги, представляется необходимым отметить, что профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе подразумевает становление и развитие навыков вносить разнообразие в собственную профессиональную деятельность. А именно, участвовать в разных конференциях и семинарах, взаимодействовать с педагогами из других учебных заведений; уделять много внимания не только профессиональному, а также и личностному развитию; учиться оптимально планировать свое время, не забывая про отдых.
Немалую роль играет верная организация режима дня, обязательная двигательная активность, которая способствует снижению воздействия стресогенных факторов. Положительное влияние на профилактику может оказать и овладение техникой релаксации и медитации [6, с. 231].
В рамках учебных заведений необходимо проводить специальные тренинговые программы личностного развития педагогов, а также развития их эмоционального интеллекта.
Итак, с целью профилактики развития синдрома эмоционального выгорания педагог должен уметь периодически давать объективную оценку собственной жизни, определять, насколько реальность совпадает с его ожиданиями, определять, что необходимо сделать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Лишь забота о качестве собственной жизни поможет оставаться в тонусе, а также сохранить свое психологическое здоровье.
Литература:
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 32 с.
2. Бородаенко Е.А. Роль эмоционального интеллекта в профилактике синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности / Е.А. Бородаенко // Научный поиск. – 2012. – № 25. – С. 8-12.
3. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. – 160 с.
4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2015. – 212 с.
5. Иванова И.В. Профилактика эмоционального выгорания педагога / И.В. Иванова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки. – 2013. – № 2. – С. 26-30.
6. Ланина Н.В., Пономарева В.Н. Социально-психологические факторы эмоционального выгорания педагогов / Н.В. Ланина, В.Н. Пономарева // Известия Воронежского ГПУ. – 2017. – № 4 (277). – С. 229-232.
7. Маслач К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!