это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1678888
Ознакомительный фрагмент работы:
Изменения, происходящие в российском обществе, постоянно актуализируют появление новых источников конфликтов, затрагивающих разные его системы, в частности общеобразовательную среду.
Это имеет непосредственную связь с новыми приоритетами XXI века, способствующими формированию новой ментальности у молодого поколения, вносящими коррективы в устоявшиеся за многие годы взаимоотношения старшего и младшего поколений, что находит свое отражение в отношениях с теми, кто учит, и теми, кого учат.
Подверглись значительным изменениям и поведенческие стратегии учителей, связанные с преобразованием организации педагогической деятельности. Постепенно уходят в прошлое педагогическая авторитарность, «силовое» воздействие в ситуациях разрешения конфликтов и межличностных противоречий в учебном процессе. Тем не менее, школа сегодня объективно остается конфликтогенным социальным институтом.
Появление новых целей, требующих решениях их новыми средствами, ставит перед школой, в частности перед педагогами, задачу достижения этих целей посредством создания приемлемых условий в системе «ученик-учитель». Достижение этого возможно при условии адекватного восприятия конфликтной ситуации, понимания необходимости разностороннего обсуждения проблем, обеспечения доверительной атмосферы и совместной деятельности по устранению возникающих проблем, что повлечет за собой трансформацию деструктивного конфликта в его конструктивное разрешение.
Массовая практика показывает, что проблема конфликта часто решается обыденно-житейским способом, а это в свою очередь дает основание говорить о недостаточной подготовке педагога к возможности приемлемыми способами разрешать конфликты.
Феномен «конфликт» охватывает разные отрасли науки с разными понятийно-терминологическими системами как среди отечественных, так и западных ученых. Однако можно говорить о неоспоримой сложности и неоднозначности данного феномена, в силу недостаточности его изучения особенно, что касается межличностного взаимодействия. Изучение психологической и педагогической литературы показало целесообразность рассмотрения проблемы конфликта в среде «ученик-учитель» через призму социально-педагогического подхода, учитывающего не только состояние общества, но и воспитательный потенциал семьи, а также структуру классного коллектива и лично-возрастные особенности учащихся.
Общеизвестно, что общество подвержено кризисным изменениям, которые затрагивают разные социальные институты, как уже было отмечено, не обходит стороной эта проблема и школу, где имеют место конфликтные отношения среди учителей и учащихся. Такая ситуация оказывает негативное влияние не только на неокрепшую психику ученика, но и отражается на психическом здоровье учителя, что ухудшает психологический комфорт в школе и мешает учебно-воспитательному процессу.
Нам хорошо известна прописная истина, что роль учителя для ученика – быть источником знаний, полезной информации, примером поведения, норм, ценностей для гармоничного развития его личности. В.А. Сухомлинский, выделяя главную причину конфликтов в системе «ученик-учитель», подчеркивает «непонимание учителем внутреннего мира ребенка, несправедливые наказания, грубость, угрозы и оскорбления» [2, с.72]. По его мнению, педагогическая мудрость учителя заключается в том, чтобы не допустить конфликт, вовремя избежать его. Умение предупредить конфликт позволяет педагогу не только сохранить, но и создать воспитательную силу детского коллектива.
Анализ литературы по проблеме исследования конфликтов в системе «ученик-учитель» показал, что имеются достаточно существенные расхождения в понимании причин появляющихся разногласий как у учеников, так и у учителей. Ученики основными причинами конфликтов считают оскорбления учителей; необъективное оценивание их знаний; предъявление завышенных требований. Учителя в свою очередь выделяют такие причины конфликтов, как нарушения учениками дисциплины на уроках; отсутствие домашних заданий; недоброжелательная психологическая атмосфера в классе. Здесь важно отметить, что каждая сторона межличностного взаимодействия, видит причины разногласий друг в друге и перекладывает ответственность с себя на противоположную сторону.
Кроме того, конфликтное взаимодействие в системе «ученик-учитель» порой носит острый характер. Как отмечает Ю.А. Чернавин, в проводимых исследованиях среди студентов, были откровенные ответы по поводу оскорблений и рукоприкладства учителей в отношении учеников. Оказалось, что учителя иногда бьют учеников, в ход идут подручные материалы: указка, линейка, книга, швабра, кулак, порой дергают за волосы и уши. Выгоняя ученика из класса, толкают его руками, хватают и тянут за ворот одежды, за уши, за волосы. От бессилия в учеников летит мел, тряпка, книга, ключи [8, с.83]. Применяя разные меры воздействия к нарушителям дисциплины, учителя порой унижают учеников, задевая их человеческое достоинство, что вызывает ответную реакцию в виде протеста. Здесь учителю важно помнить о воспитательном характере любого его действия.
Не меньший интерес вызывает исследование, проведенное среди педагогов Э. Киршбауманом [5, с.49], где учителя делали выбор таких типов реагирования в конфликте, как:
- «репрессивные меры» – учителя отвергали негативные реакции учеников и принимали репрессивные меры в отношении ученика или класса;
- «игнорирование конфликта» – учителя всячески вытесняли негативную информацию, продолжая при этом осуществлять свою деятельность;
- «ролевое воздействие» – разрешение конфликта в рамках ролевого воздействия;
- «выяснение мотивов» – намерение уточнить и понять мотивы поведения ученика;
- «стимул к собственному изменению» – возникшая ситуация конфликта является стимулом корректировки собственного поведения;
- «рефлексия» – погружение в переживания по поводу возникшего конфликта, размышления и т.д.
Результаты исследования показали, что большая часть ответов учителей относилась к первым двум категориям. Такая тенденция в современных школах подтверждает полученные результаты, т.к. в конфликтных ситуациях в системе «ученик-учитель», педагоги используют внешнее пресечение, а также применяют санкции. Иногда педагоги ведут беседу-внушение, но и бывают случаи отсутствия внешней реакции, потому что учителя не знают, как им реагировать в некоторых конфликтных ситуациях.
Конфликты в системе «ученик-учитель» необходимо рассматривать с позиции возрастных особенностей учеников. Так, младший школьник строит свое взаимодействие с учителем посредством желания ему понравиться, стараясь по возможности выполнять все требования, что редко приводит к конфликту. Подростки обостряют отношения с учителями своим несогласием с ролью ученика. Конфликты подростков в большей степени связаны с вызывающим поведением, чувством взрослости, нежеланием подчиняться. Старшеклассники пытаются отстаивать в отношениях с учителями свое достоинство, а также право на самостоятельность.
Важно отметить, что взаимодействие в системе «ученик-учитель» в современной школе, как правило, – это взаимодействие между субъектами разных поколений. Большая часть учителей – это поколение, которое воспитывалось в условиях тоталитарной системы, поэтому они не могут, а порой и не хотят уходить от привычного стиля взаимоотношений с учениками. В таком случае, подросток, находясь в конфликте с учителем, не учится конструктивному его разрешению и не приобретает образец морального поведения в лице учителя.
Личность учителя имеет непосредственное воздействие на конфликтное поведение ученика. Это влияние проявляется в разных аспектах.
Во-первых, стиль, который выбирает учитель в отношениях с другими учениками, может являться прямым примером для отношений между учащимися. Ряд исследований показал, что педагогическая тактика первого учителя, его стиль общения имеют непосредственное влияние на развитие межличностных отношений учеников с ровесниками, а также родителями. Выбор в сторону педагогической тактики «сотрудничество» помогает ученикам выстраивать бесконфликтные отношения между собой. Однако владение таким стилем дано не каждому учителю начальных классов. Как правило, учителя выбирают одну из двух тактик: «диктат» или «опеку», что порождает напряжение в межличностных отношениях учеников. Не секрет, что классные коллективы с большим количеством конфликтов, как правило, являются следствием «авторитарных» учителей.
Во-вторых, в обязанности учителя входит урегулирование конфликтов учеников непосредственным вмешательством в них. Однако это исключает их подавление. Поэтому от сложившейся ситуации зависит, есть ли необходимость вмешательства администрации или можно просто обойтись добрым советом. Положительный эффект имеет вовлечение конфликтующих в общее дело, а также вовлечение в разрешение конфликта между другими учениками и т.п.
А.К. Шамина делает акцент на следующих причинах конфликтов в системе «ученик-учитель» [9, с.525]:
- неумение учителя держать дисциплину в классе часто приводит к отсутствию желания учеников соблюдать правила поведения на уроке;
- создавшаяся проблемная ситуация с одним учеником в присутствии всего класса, при желании учителя сохранить авторитет, как правило, порождает конфликт;
- оценка не поступка ученика, а его личности, из-за переноса ранее сложившихся взаимоотношений в системе «ученик-учитель»;
- субъективное восприятие учителем ученика, без учета мотивации его поведения;
- источником конфликта могут быть такие личностные качества учителя, как раздражительность, грубость, мнительность.
М.М. Рыбакова в своей книге «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе» [6, с.46], а также В.В. Мелетичев в учебном пособии «Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение» [2, с.71] указывают на следующие виды педагогических ситуаций и конфликтов в системе «ученик-учитель»:
- ситуации (или конфликты) деятельности, которые связаны с успеваемостью ученика, выполнением им домашних заданий;
- ситуации (конфликты) поведения (поступков), которые связаны с нарушением учеником дисциплины и правил поведения в школе и за ее пределами;
- ситуации (конфликты) отношений, которые связаны со сферой эмоционально-личностных отношений в системе «ученик-учитель».
Ситуации и конфликты деятельности. Данные ситуации, связанные с учебной деятельностью, возникают в системе «ученик-учитель», как правило на занятиях, когда ученик игнорирует выполнение задания. Причин здесь может быть несколько: усталость, невозможность усвоить учебный материал, отсутствие домашнего задания, а также вероятность некорректного замечания со стороны учителя вместо элементарной помощи с его стороны по разрешению трудностей, возникших в учебной деятельности. Такого рода конфликты возникают у учеников, имеющих трудности в освоении учебного материала, когда отношения учителя с учеником ограничены и узко направлены только на решение учебной задачи. Таких конфликтов на порядок меньше в начальных классах и занятиях классных руководителей, т.к. имеет место характер уже сложившихся отношений вне учебной деятельности.
Довольно часто возникновение конфликтов происходит от завышенных требований учителя в отношении своего предмета, где оценочная система является средством наказания учеников, нарушающих дисциплину и неподчиняющихся ему.
Ситуации и конфликты поступков. Педагогические ситуации могут стать конфликтными при неправильном анализе поступка ученика, поспешно сделанном выводе, незнании истинных мотивов. При этом важно учитывать тот факт, что один и тот же поступок может иметь разные мотивы. Поэтому чаще всего от недостатка информации учитель дает некорректную оценку произошедшему поступку. Однако грубой ошибкой является упрощенная трактовка мотивов и оценка не поступка, а личности ученика. В этом случае существует важное правило для педагога – не выяснив мотивы и обстоятельства конкретного поступка, нельзя давать оценок.
Ситуации и конфликты отношений. Такого плана конфликты появляются от неумения педагога разрешать их и становятся затяжными. Они носят личностный смысл, сопровождаются неприязнью ученика к учителю, при которой возникает острая необходимость защититься от несправедливого и непонимающего учителя. Более тяжелая форма конфликта отношений проявляется с группой учащихся, когда учитель вопреки желаниям и ожиданиям учеников навязывает им свое понимание отношений, требуя от них уважения.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что субъекты конфликта (ученик и учитель) не равны по уровню своего развития. Преимущества учителя – в большом жизненном опыте, в способности осмысления ситуации. Недостатки ученика – в отсутствии такого опыта, импульсивности поведения, слабой способности к анализу. Поэтому на учителя ложится ответственность за доведение конфликта до завершения, при котором личность ребенка сможет подняться на новый уровень развития.
Таким образом, именно учитель в силу своего профессионального и жизненного опыта должен встать на позицию ученика, чтобы понять почему он именно так воспринимает конфликтную ситуацию, почему поступает так. Правильность реагирования на поведение ученика, дает возможность учителю осуществлять контроль над ситуацией и восстановить целесообразное взаимодействие.
Конфликты в системе «ученик- учитель» – закономерное явление с разнообразными проявлениями. Большая их часть сопряжена с успеваемостью, другая – с нарушением правил поведения. В таких конфликтах ответственность учителя возрастает, она требует от него правильного педагогического подхода в разрешении проблемных ситуаций: потому что школа – это маленькая модель общества, где молодое поколение усваивает нормы отношений между людьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акинин М.Д. Конфликт «учитель – ученик» / М.Д. Акинин, Л.В. Веригина // Юный ученый. – 2016. – №4. – С. 85-91.
2. Мелетичев В.В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: Учеб. пособие / Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПб АППО. – СПб., 2015. – 122 с.
3. Николаева А.А. Роль учителя в обеспечении информационной безопасности современных школьников / А.А. Николаева, И.А. Савченко, Н.А. Зиновьева // Образовательные ресурсы и технологии. – 2018. – №1 (22). – С. 27-32.
4. Пинкевич А.Г. Прикладные технологии педагогической конфликтологии: PEER MEDIATION / А.Г. Пинкевич, А.Н. Сунами // Конфликтология. – 2014. – № 1. – С. 176-190.
5. Петрова С.О. Критерии и уровни сформированности готовности к разрешению педагогических конфликтов // Сборник: Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия; под редакцией: А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, М.С. Гавриловой, И.О. Буденной. – 2006. – С. 49-52.
6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
7. Торосян Ю.А. Проблема конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации / Ю.А. Торосян, Т.В. Суняйкина // Сборник: Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 246-252.
8. Чернавин Ю.А. Структура и содержание конфликта между учащимися и учителем в общеобразовательной школе // Человеческий капитал. – 2016. – № 4 (88). – С. 81-83.
9. Шамина А.К. Конфликт как педагогическая проблема // Бюллетень науки и практики. – 2018. – Т. 4. – № 11. – С. 522-527.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!