это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1722418
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассматриваются рекомендации к будущим педагогам, касающиеся их медиакультурного развития, которое в ближайшем будущем будет играть все более важную роль в педагогической деятельности и, как следствие, будет оказывать большое влияние на гуманитарное и культурное воспитание детей, тесно взаимодействующих с областью информационных технологий и медиакультуры.
Ключевые слова: Медиакультура, медиа- и информационная грамотность, медиаобразование, медиакомпетентность, педагог, грамотность, культура.
Формирование информационной культуры у педагогов может принести хороший результат в его профессиональной деятельности — эффективность этого подхода подробно рассказана в работах Челышевой И. В и Федорова А. В. [7, 6]. Информационная культура педагога может формироваться несколькими способами, к примеру, посредством прохождения педагогом курсов повышения квалификации или во время обучения в магистратуре. Что касается второго способа, то в России в настоящее время уделяется большое внимание к воспитанию у будущих специалистов, и педагогов в том числе, информационной культуры, то есть умения жить в информационной среде и умения правильно ей пользоваться в профессиональных целях [1].
Важным моментом в политике формирования культурной грамотности был 2011 год, когда для педагогов была выпушена учебная программа по обучению медиа- и информационной грамотности [4]. Также с 2015 года в Таганрогском институте имени А. П. Чехова была расширена номенклатура специалистов, способных в своей деятельности повышать медийно-информационный уровень грамотности среди населения, в том числе социальных работников и педагогов. Схожий подход реализуется в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). Согласно обеим программам, в системе высшего образование вводится новый образовательный предмет, так или иначе связанный с медиобразованием и развитеим информационной грамотности у будущих специалистов.
В теории, основными условиями формирования информационной культуры педагога являются: включение педагога в проектную деятельность, организация самостоятельной разработки педагогом различных проектов и их реализации на основе информационных технологий, самодиагностика и самоанализ достижений в области проектной деятельности, осуществляемой на основе информационных технологий и сотрудничество с коллегами в проектной деятельности.
В профессиональной деятельности педагога важное значение имеет умение и желание находить новые сведения, факты, материалы, использовать их в практической деятельности. Особенно актуально это становится сегодня, когда временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном росте её объёмов. Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором учёба становится неотъемлемым атрибутом всей жизни человека. Сегодня, для того, чтобы стать (и оставаться) специалистом необходимо постоянно усваивать новые знания, не ограничиваясь теми, которые получены некогда в учебном заведении. Совокупность качеств, позволяющих осуществлять эту деятельность эффективно, свидетельствует о высоком уровне информационной культуры. Учитель должен уметь ориентироваться в непрерывно растущем информационном потоке и прививать это умение своим ученикам [3].
Уровень сформированности информационной культуры учителя может быть определен по следующей совокупности критериальных показателей:
1) состояние информационного самосознания учителя (общекультурная и профессиональная эрудированность; понимание и принятие ценностей информационной деятельности; рефлективность профессиональной позиции; применение информационных образовательных ресурсов для целей самообразования; согласованность реальной деятельности с ценностями);
2) развитость информационно-технологических навыков (применение информационных технологий в решении актуальных педагогических задач; наличие гибкой системы навыков; участие в обеспечении информационного взаимодействия в образовательном учреждении);
3) творческая активность и самостоятельность (участие в проектной деятельности, создание собственных информационных продуктов; наличие авторской позиции (методики); способность осуществлять выбор и привлекать необходимые информационные ресурсы);
4) эмоциональное отношение к информационной деятельности (позитивная профессиональная самооценка; наличие интереса к информационной деятельности; удовлетворенность результатами собственной информационно-педагогической деятельности);
5) успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности (наличие достижений в сфере информационно-педагогической деятельности; признание профессиональным сообществом; участие в совместных с другими специалистами проектах) [3].
Что касается практических аспектов формирования информационной грамотности, то согласно А. Горюновой, медиа технологии можно условно разделить на пять типов: ранние (письменность), печатные (книгопечатание, литография, фотография), электрические (телеграф, телефон, звукозапись), массмедиа (кинематограф, телевидение), цифровые (компьютер, интернет). Следовательно, всеми этими умениями должны обладать как педагоги, так и ученики [2]. Чтобы педагог умел достаточно хорошо обладать всеми пятью типами информационной грамотности, ему необходимо уделять большое внимание собственному самообразованию. К примеру, после рабочего дня, педагогу стоит не только дополнительно заниматься планированием учебного процесса, но и самому пользоваться информационными технологиями, развивая собственные навыки посредство использования разных программ, которые так или иначе имеют отношение к образовательному процессу. К таким умениям можно в первую очередь отнести: владение пакетом Microsoft Office, Adobe Photoshop, умение рационально использовать Интернет-ресурсы и переводческие системы (прежде всего это относится к преподавателям иностранных языков, так как ему важно понимать все плюсы и минусы электронных переводчиков и уметь объяснить их ученикам на примере).
При подготовке будущих педагогов в системе высшего образования уделяется большое внимание открытым онлайн-курсам и программам переподготовки педагогических кадров. К примеру, онлайн-курсы повышения квалификации проводит ВГСПУ и некоторые другие вузы России. Стоимость курса составляет примерно 20,000 рублей.
Можно сказать, что педагогу достаточно периодически проходить курсы повышения квалификации, но на деле, это не даст достаточного эффекта ввиду быстрого развития технологий, постоянно увеличивающегося культурно-информационного объема медиакультуры, а также малого периода времени, которое педагог может потратить на повышение своего образования и саморазвитие. Для этого можно сделать рекомендацию к будущим педагогам: постоянно поддерживать свой медиакультурный уровень всеми удобными способами, следить за изменениями в этой области и поддерживать свою медиакомпетентность. С другой стороны, педагог, достаточно грамотный в медиакультуре, должен нести ответственность за свою соответствующую практику. Он должен хорошо понимать положительные и отрицательные стороны медиакультуры и информационных технологий — естественно, если педагог не разбирается в этой сфере, то это может привести к понижению его уровня компетентности и эффективности как работника. Поэтому, педагоги обязаны понимать опасность чрезмерного воздействия на детей электроники, влияние виртуальной реальности на их психику и здоровье, осознавать степень воздействия на обучающихся популярной культуры. Касательно последнего в настоящее время ведутся большие дискуссии: обычно подразумевается негативный фактор массовой культуры, которая известна заметным проявлением демонстрации вещей, непригодных для детского возраста, таких как насилие, нецензурная и неприемлемая лексика, возможная путаница из-за столкновения культур, следствием чего может являться привитие определенных стереотипов поведения и многое другое [7]. Задача педагога, который с этим будет обязательно сталкиваться — правильно объяснить детям об этих явлениях и воспитать у них адекватное к ним отношение, а также развить у них способность к ориентации в этой, новой для них среде, чтобы у ребенка сформировался тип личности, наиболее соответствующий его способностям. При всем этом, сам педагог не должен забывать о собственном поддержании уровня информационной культуры, то есть постоянно следить за обновлениями в этой сфере: педагог должен пользоваться только самым современным программным обеспечением, иметь у себя только новые технологии (компьютеры, в том числе учебные, телефоны, планшеты и т.п.).
Процесс поиска знаний, как отмечает психолог К. Роджерс, является основой для их прочного закрепления [1]. Положительный эффект медиатексты оказывают и на развитие у взрослых аналитических и критических способностей [6]. Следовательно, педагог, который следит за собственным уровнем развития информационной культуры, должен много читать и работать с разным видом информации, что способствует улучшению его когнитивных способностей.
Исходя из того, что медийная и информационная культура находится на ранней стадии развития, необходимо осознавать важность своевременного и правильного формирования целей и задач ведения стратегии по ее эффективному осуществлению. Тем не менее, не меньшее влияние следует уделять и воспитанию у педагога информационной культуры, так как от этого во многом будет зависеть результат его профессиональной деятельности.
Список используемых источников:
Гендина Н. И. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей. 2019 г.
Горюнова А. Медиа: история экспансии 2001. Краткий конспект курса лекций: Медиа: история экспансии./О.Горюнова - [Электронный ресурс] - Режим доступа к источнику http://edu.of.ru/attach/17/31177.doc - Свободный . - 2001.
Кочеток Н. Г. Информационная культура педагога. [Электронный ресурс]. – URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/10521-Informatsionnaya_kultura_pedagoga.htmlМосковская декларация медиа- и информационной грамотности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/ru/news/1347 (Дата обращения: 08.11.2019)
Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс; Универс, 1994.
Федоров А. В. Синтетическая модель научно-образовательного центра в области медиаобразования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. № 5. С. 4–20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/8/886__.-_.pdf (Дата обращения: 08.11.2019)
Челышева И. В. «Развитие показателей медиакомпетентности в работе с учителями школ и преподавателями вузов»
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!