это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1745877
Ознакомительный фрагмент работы:
Современное образование в России, как упоминается в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», признано обеспечить гармонизацию национальных и межкультурных отношений, сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Согласно Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года и другим законодательным актам, которые обеспечивают условия для укрепления единства нашей нации и способствуют сохранению и развитию этнокультурного многообразия России, родной язык выступает в роли связующего национального элемента, в котором хранится культурная память народа, основы национальной самоидентификации, а также достояние мирового культурного наследия.
Языковая география нашей страны весьма уникальна и разнообразна. Филологически развитые языки существуют вместе с молодыми языками, новописьменными и бесписьменными. Данный факт требует введения разумных и взвешенных нововведений в образовательную политику, потому как существуют проблемы в поддержке, сохранении и развитии языков, а также создании специальных условий для их изучения и активного использования в условиях многонационального российского социума.
В статье мы попытаемся раскрыть проблему билингвальных школ в России и особенности преподавания на родном для определенных регионов языке, а также затронем возникающие проблемы в использовании русского языка, как государственного языка РФ, играющего главную роль в сохранении культурного и языкового разнообразия нашей страны.
Обучение на родном языке в современной России (статья)
В рамках современной образовательной ситуации, где языковое обучение выступает ключевым моментом в достижении перспектив личностного и социального развития, при ознакомлении с культурой и национальными достижениями других народов, а также для установления продуктивного межкультурного диалога и взаимодействия, что является важной социальной функцией. В условиях жизни в нашей многонациональной стране данную проблему невозможно разрешить без обращения к школьному языковому образованию.
В подтверждение вышеизложенного тезиса можно привести в пример действующую на территории Российской Федерации «Национальную доктрину образования Российской Федерации» [4], которая была разработана и опубликована для обеспечения гармонизации национальных и межкультурных отношений, сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культурных достижений и т.д.
Так же, согласно Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года и другим законодательным актам, которые обеспечивают условия для укрепления единства нашей нации и способствуют сохранению и развитию этнокультурного многообразия России, родной язык выступает в роли связующего национального элемента, в котором хранится культурная память народа, основы национальной самоидентификации, а также достояние мирового культурного наследия. В «Федеральном законе об образовании», действующем на территории Российской Федерации, определение языка процесса обучения определяется на уровне местных органов управления, а изучение национальных языков республик в составе Российской Федерации происходит в рамках местного законодательства конкретной республики. Несмотря на это, согласно статье 68 Конституции РФ на территории Российской Федерации официальным государственным языком является русский язык. Но в части второй той же статьи указывается, что национальные республики имеют право определять свои государственные языки, кроме русского. А в третьей части статьи 14 «Федерального закона об образовании» указывается, что в рамках образовательной деятельности муниципальных и государственных образовательных учреждениях, которые находятся на территории Российской Федерации, возможно осуществление процесса обучения на родном языке, а также изучение родного языка как предметной дисциплины в соответствии с законодательством национальных республик, входящих в состав Российской Федерации. При этом, следует отметить, что изучение русского языка в качестве родного или любого другого национального языка возможно по добровольному заявлению родителей или опекунов учащегося. Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-Ф3 в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» была внесена поправка, в которой «свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования» [5].
С 2017 года произошло официальное разделение понятий «государственный язык» и «родной язык», что оказало довольно значительное влияние на лингвистические аспекты в рамках школьного образования на территории субъектов Российской Федерации. Особое значение данное событие имело для школ, имеющих в своей образовательной системе билингвальную модель обучения, которая подразумевает обучение некоторым предметам на родном и на русском языке в отдельности, если родной язык выступает в роли учебного предмета [3]. После возникших сложностей обучения родному и русскому языку в 2000-х годах, по результатам принятой в 2009 году реформы из учебных планов были убраны предметы, которые предполагали обучение на родном языке. Наличие регионального компонента в основной образовательной программе школ и фактическое отсутствие с юридической точки зрения учебных заведений с билингвальной системой обучения стало основанием для отсутствия четких определений понятий «родной язык», «образование на родном языке», «предметный цикл на родном языке учащихся» и т.д. Резкое увеличение числа мигрантов в школах способствовало бессистемному возникновению поликультурных образовательных учреждений со значительным дисбалансом в изучении родного и русского языков.
Языковая география нашей страны весьма уникальна и разнообразна. Филологически развитые языки существуют вместе с молодыми языками, новописьменными и бесписьменными. Данный факт требует введения разумных и взвешенных нововведений в образовательную политику, потому как существуют проблемы в поддержке, сохранении и развитии национальных языков, а также создании специальных условий для их изучения и активного использования в условиях многонационального российского социума.
На протяжении многих лет в некоторых субъектах Российской Федерации билингвальное обучение осуществлялось в паре «государственный язык – русский (неродной) язык». Однако и по сей день не разработаны учебные пособия и учебники, нет образовательных программ и базисных учебных планов, с помощью которых возможно внесение такого рода учебных заведений в нормативное образовательное пространство в нашей стране. Указанные противоречия приводят к определенным трудностям в учебной деятельности, которые деструктивно влияют на весь процесс образования в национальных регионах России. На уровне государства нет обоснованной единой модели взаимодействия языковых компонентов в рамках учебной деятельности. Помимо этого, отсутствуют учебники и учебные пособия, как мы уже говорили, по изучению русского языка как учебного предмета для представителей различных национальных групп и т.д. Все эти несовершенства языковой государственной политики сигнализируют о необходимости проведения реформ и процессов модернизации в области национальной образовательной системы.
Изучая языковую ситуацию, связанную с обучением и изучением родного языка в национальных республиках, входящих в состав Российской Федерации, С.А. Богоярков [1] в своих трудах приходит к выводу, что в настоящее время в некоторых республиках действуют нормативно-правовые акты, согласно которым в школах введено обязательное изучение национального языка в качестве изучаемой дисциплины. К таким республикам относятся: Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия, Татарстан, Чувашия, Чечня и Якутия.
Для учеников школ в других республиках изучение национального государственного языка обязательно для тех учащихся, у которых данный язык является родным. Такой порядок действует на территории республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия.
Еще в одной группе республик, к которым относятся республики Алтай, Крым, Удмуртия, Хакасия, Тыва, отсутствуют жесткие нормы по обязательному изучению государственных республиканских языков.
Таким образом, можно сказать, что согласно существующим нормативно-правовым документам и положениям, регулирующим деятельность образовательных учреждений, должны быть созданы условия для изучения родного национального языка не только для представителей конкретного этноса, но и для учеников из нетитульной национальности, учитывая пожелание самих учеников и из родителей или опекунов. Именно такая модель системы языкового обучения, как считают эксперты, способна сохранить межэтнические взаимоотношения, но при этом способствует снижению интереса и желания изучать свой родной язык среди подрастающего поколения.
Требование обязательного изучения государственного национального языка в республиках на территории Российской Федерации на уровне школы, с одной стороны, можно расценивать как покушение на личную свободу учащегося и принуждение его к изучению неродного языка. Но с другой стороны, каждая республика обоснованно имеет право устанавливать свои нормативные показатели в процессе обучения национальному республиканскому языку в рамках Конституции Российской Федерации.
В настоящее время в национальных республиках нашей страны наблюдается практически полное отсутствие русско-национального билингвизма со стороны русскоязычной части населения. Изучение языка коренного народа этническим большинством – явление нераспространенное. При этом именно желание изучить язык соседей, приобщиться к их культуре является наилучшим показателем взаимного уважения и доверия, фактором сплочения и объединения соседствующих народов. Напротив, нежелание интегрироваться в культуру соседей в конечном итоге приводит к их отчуждению, возникновению и постепенному нарастанию социальной напряженности. Представители автохтонных народов болезненно воспринимают отсутствие желания у доминирующего этноса изучать и понимать этнический язык, а значит, и иную культуру, иной менталитет и образ мира. Таким образом, можно сказать, что проблему поддержки и сохранения идентичных возможностей для изучения государственных языков в национальных республиках в составе Российской Федерации необходимо разрешать с использованием более либеральных методов.
В исследовании С.А. Боргоякова [1] было выявлено, что определение методологии сбалансированного обучения государственным языкам (русскому и национальному/национальным), как и языковой политики в целом, возможно в рамках решения фундаментальной для общества социокультурной проблемы - формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности. Осознание и реализация стратегии формирования и развития у подрастающего поколения гармоничной общероссийской идентичности, включающей в качестве структурных ее составляющих региональную (республиканскую) и этнокультурную идентичности, требуют определенных изменений как в системе социальных представлений, так и в деятельности общественных институтов, участвующих в решении данной проблемы.
Согласно последним данным, в структуре Федерального государственного образовательного стандарта ликвидирован национально-региональный компонент, так как использование компонентного принципа в структуре и содержании образовательной деятельности стал не эффективным при решении проблем духовного единения российского населения и в формировании общероссийской идентичности у нового молодого поколения. Наличие разногласий в понимании сущности и содержания национально-регионального компонента, отсутствие методического обеспечения для продуктивной интеграции федерального и национально-регионального компонентов в общую систему образования способствуют разрушению российского единства в условиях социокультурной и образовательной среды.
По мнению Е.А. Хамраевой [6], нельзя забывать ту истину, которая является основополагающей во всем мире: изучение государственного языка и обучение ему должно быть приоритетной задачей на государственном уровне, а воспитание и образование подрастающего поколения в условиях поликультурного и этнического разнообразия должны стать центральными. Ведь наша страна является исторически обусловленным полиэтническим, поликонфессиональным государством с богатейшим многогранным наследием и при этом единым социокультурным пространством. Именно поэтому российская образовательная система призвана стать тем институтом, благодаря эффективной организации которого возможно воспитание и обучение самодостаточной личности, легко ориентирующейся в условиях многонационального российского и мирового сообщества.
Список литературы:
Боргояков С.А. Состояние и перспективы родных языков в Российской системе образования // Наука и школа, 2017. - №6. – С. 20-30.
Концепция преподавания родных языков народов России // Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/id1532 (Дата обращения 1.12.2019)
Лотфуллин М.В. Образование на родном языке в России: право и реальность / [Электронный ресурс] // Казанский федералист, 2004. - №1(9). Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n9/8/ (Дата обращения 1.12.2019).
Национальная доктрина образования Российской Федерации // Бюллетень Минобразования РФ. - 2000. - №11. - С. 4-13.
Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»». URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001201808030079?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 22.12.2019).
Хамраева Е.А. Государственный русский язык и родные языки в пространстве российской школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2019. - №192. – С. 98-105.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!