это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1747724
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Малые группы в социальной психологии: общая характеристика 4
2. Социально-психологические явления в малых группах 7
3. Структура СПК в малой группе и факторы на него влияющие 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение
В рамках современной психологической науки личность понимается как одухотворенное существо, наделенное свободой выбора и творческим потенциалом, позволяющим преобразовывать окружающую социально-природную среду, вступать во взаимодействие с индивидуумами, устанавливать групповые взаимоотношения.
Формирование и развитие личности осуществляется непосредственно в процессе взаимодействия с другими, под влиянием социального окружения, в больших и малых группах.
Большая часть жизни индивидуума протекает в малых группах: в рамках семьи, игровых компаниях, учебных, трудовых коллективах, соседских, дружеских, приятельских общностях.
В малых группах осуществляется развитие личности, групповая среда способствует установлению и реализации взаимодействия личности с социумом, обеспечивая ее социализацию и адаптацию к требованиям общества.
Социально – психологический климат (СПК) представляет собой важный фактор, который способен оказывать воздействие на психологическое состояние члена группы, и на качество его труда.
Дружелюбие и альтруизм в группе благоприятствуют оптимизации СПК, а, авторитарность, подозрительность, наоборот, являются примерами таких межличностных отношений, которые препятствуют становлению благоприятного СПК.
В целом, система отношений определяет многие показатели эффективности трудовой деятельности.
Цель данной работы – рассмотреть социально-психологический климат в малой группе и его динамику.
Малые группы в социальной психологии: общая характеристикаГруппа – это совокупность неких элементов, у которой есть общие связи.
Малая группа – два или более человека, которые взаимодействуя друг с другом, оказывают друг на друга влияние.
В современной научной литературе под малой группой понимается небольшое по размеру объединение индивидуумов, связанных непосредственными взаимоотношениями, совместным взаимодействием; фактор, влияющий на особенности психических состояний, процессов индивидуума, его поведение.
Свойства малой группы:
1. Направленность группы. Здесь можно выделить несколько компонентов:
- Социальная ценность целей деятельности данной группы;
- Социальная ценность мотивов деятельность;
- Принятые групповые нормы и др.
2. Степень организованности группы представляет собой способность к самоорганизации.
3. Интегрированность группы – мера единства членов группы.
4. Психологический климат группы. Комфортность пребывания в группе, психологическая безопасность и общая степень удовлетворенности группы каждым ее членом.
5. Референтность – принятие групповых эталонов каждым членом группы.
6. Лидерство.
7. Интеллектуальная коммуникативность («нахождение общего языка»).
8. Эмоциональная коммуникативность (степень эмоциональности межличностных контактов.
9. Волевая коммуникативность включает в себя свойство стрессоустойчивости.
На основании критерия делимости/неделимости разделяют первичные и вторичные малые группы.
Первичные группы представляют собой неделимые объединения; вторичные - формальную общность, включающую несколько первичных групп.
На основании критерия формирования группы разделяют естественные и искусственные (лабораторные), созданные для решения научных задач, объединения. В свою очередь, естественные группы подразделяются на формальные и неформальные.
Формальные группы представляют собой объединения, взаимоотношения в которых носят формальный характер, определяются формальными договоренностями, предписаниями.
К формальным относятся коллективы социальных учреждений, институтов.
Основным психологическим инструментом объединения формальных коллективов выступает реализация совместной деятельности.
Неформальные группы - объединения индивидуумов, возникающие на основании внутренних потребностей личности в общении, понимании, принадлежности к определенной общности.
Примерами неформальных групп выступают приятельские и дружеские компании, объединения, связанные общими увлечениями, интересами. Главное отличие между формальными и неформальными объединениями заключается в характере взаимоотношений между членами группы.
Кроме того, группы подразделяются на временные и стабильные.
Таким образом, категория малой группы выступает одной из фундаментальных категорий социальной психологии, внимание к которой обусловлено огромным влиянием объединений людей на формирование, развитие личности.
Отличительными чертами малой социальной группы от остальных являются следующие:
- Соприсутствие каждого члена как в пространственном, так и во временном эквивалентах. Это дает возможности вступить в личные контакты, создать межличностные отношения, что укрепляет связи;
- Наличие единой, осознанной цели, к которой каждый член стремится, осуществляя какую-либо деятельность.
- В группе есть руководящее начало. Это человек, который или выбран членами группы, или определяется как неформальный лидер, который предлагает основные варианты развития событий и решения актуальных проблем, которые выделяются в процессе деятельности групп.
Суть коммуникативной деятельности в малой группе состоит в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в определенной степени регулируется фактом участия других людей. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности группы в целом.
Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы.
2. Социально-психологические явления в малых группахКроме формирования групповых структур, процессы развития малой группы сопровождаются проявлением ряда групповых социально-психологических феноменов, которые выступают параметрами или характеристиками развития, функционирования и жизнедеятельности малой группы.
К числу основных явлений подобного рода большинство психологов относит социально-психологический климат группы, групповую сплоченность, феномены конформизма и группового давления, влияние меньшинства и лидерство.
В настоящее время считается общепризнанным факт, что социально-психологический климат группы является одним из главных признаков сплоченности.
Содержательные аспекты социально-психологического климата впервые рассмотрел Г. А. Моченов, считавший, что под ним надо понимать эмоциональный настрой, устанавливающийся на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива (Моченов, 1970).
Такой же точки зрения придерживался К. К. Платонов, который под социально-психологическим климатом понимал «настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих или работающих людей» (Платонов, 1979).
На основе идеи социально-психологического климата группы как эмоционально-психологического настроя членов группы построено несколько отечественных теорий.
Например, А. В. Петровский с учениками в основу данной переменной поместил симпатию-антипатию членов группы друг к другу. Кроме этого, симпатия, или совместимость членов группы, также является показателем благоприятного социально-психологического климата (Петровский, 1973).
Н.Н. Обозов основой социально-психологического климата коллектива считал удовлетворенность членов группы межличностными отношениями. Удовлетворенность, проявляясь во взаимной симпатии, привязанности и совместимости людей, также свидетельствует о наличии в группе благоприятного социально-психологического климата (Обозов, 1979).
Итак, если под социально-психологическим климатом понимают эмоциональный настрой, который складывается и проявляется во взаимоотношениях, устанавливающихся между людьми в группе, то правомерно использовать термин «эмоциональный климат группы».
Таким образом, социально-психологический климат и эмоциональный климат группы - синонимичные явления. Это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия.
Социально психологический климат в коллективе определяется как эмоциональное состояние группы, отражающее реальную ситуацию рабочей обстановки (характера, условий, организации труда) и межличностных отношений. Коллективный настрой способен легко переходить из положительной фазы в отрицательную, из скрытой – в открытую, из подсознательной – в сознательную.
Проявляется социально-психологический климат на четырёх уровнях:
- Предметная деятельность группы – центральное звено.
- Совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности.
- Межличностные отношения в трудовой деятельности.
- Эмоциональные межличностные отношения вне совместной деятельности.
3. Структура СПК в малой группе и факторы на него влияющие
Социально-психологический климат группы – это показатель её комплексного состояния, включающий эмоциональный компонент (групповое настроение), когнитивный (групповое мнение) и поведенческий (действия и реакции всей группы и отдельных индивидуумов).
В структуре социально психологического климата выделяют два ключевых среза: отношение сотрудников к работе и друг к другу. В обеих ситуациях присутствуют эмоциональный и предметный элементы (производственная обстановка, время действия).
Рисунок 1. Структура микроклимата в коллективе
Межличностные взаимоотношения дифференцируются по уровням: горизонтальному – между работниками; вертикальному – между руководством и подчиненными.
Проявления СПК также зависят от отношения индивидуумов к себе, окружающему миру, могут быть непосредственными, опосредованными (которые определяются образом жизни человека).
К числу основных психологических факторов, регулирующих социально-психологический климат группы, относятся:
- доверие-недоверие членов группы друг к другу;
- симпатия-антипатия во взаимоотношениях членов группы;
- свобода-несвобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся функционирования группы как целого;
- давление на рядовых членов группы или признание за ними права на самостоятельные решения со стороны руководства;
- информированность-неинформированность членов группы о состоянии дел в группе;
- удовлетворенность-неудовлетворенность членов группы принадлежностью к группе и др.
Признаки идеального баланса между морально-психологическим климатом и эффективностью работы коллектива: творческий подход к делу; согласованность действий; отсутствие формализма; доверительные, непринужденные отношения членов коллектива; эмоциональное включение, взаимовыручка людей; положительный настрой участников группы; объективная оценка работы исполнителей; полная и четкая осведомленность работников о задачах и состоянии дел; взаимная требовательность и ответственность работников; деловая критика; свободное высказывание мнения при решении общих задач; отсутствие деструктивного поведения, ссор, препятствующих оптимизации общего дела.
На социально-психологический климат влияют численность группы, степень централизации власти, участие работников в планировании и распределении ресурсов, состав отделений (по возрасту, профессиональным навыкам, этническому уровню).
Социально-психологический климат тесно связан с другими характеристиками групповых структур - сплоченностью, стилем лидерства, межличностной привлекательностью, психологической совместимостью и срабатываемостью.
В функциональном плане социально-психологический климат выступает как интегральная равнодействующая отмеченных выше психологических факторов.
Физические, санитарно-гигиенические условия также важны для формирования положительного настроя сотрудников.
Низкий уровень вентиляции, освещенности, звукоизоляции провоцирует раздражительность, может косвенно влиять на психологический климат группы. Удобные рабочие места, соблюдение санитарно-гигиенических условий повышают удовлетворенность от рабочих процессов, способствуют благоприятному СПК.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии, а это, в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентации личности, являющейся членом данного коллектива.
Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуативно–общественную форму самоотношения и самосознания личности.
В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.
Заключение
В результате проделанной работы необходимо сформулировать основные выводы. Малая группа – это понятие, которое используется специалистами для обозначения устойчивого объединения людей. Они обмениваются информацией, опытом и знаниями, и в целом их контакты носят взаимный характер. Они объединены общей деятельностью, цель которой осмысленна, не обладает стихийностью и хаотичностью.
Малые группы в общем виде могут подразделяться на формальные и неформальные. В формальных малых группах все члены объединены официальными связями, следуют за достижением предписанной цели. Что касается неформальных малых групп, то они отличаются от формальных тем, что в них нет официально предписанной и установленной структуры.
Социально-психологический климат в малой группе характеризует качественную сторону межличностных отношений. Это совокупность условий, которые способствуют или препятствуют совместной деятельности и развитию личности в группе.
Социально-психологический климат группы, проявляясь в феномене сплоченности, влияет на многие сферы жизнедеятельности коллектива, понижая или повышая показатели его деятельности.
В частности, благоприятный эмоциональный климат в группе способствует хорошему самочувствию ее членов, большей вовлеченности их в дела группы, росту заинтересованности в положительных результатах общественной активности.
Таким образом, можно сказать, что социально – психологический климат является показателем уровня развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Список использованной литературы
Комалова Л.Р. Межличностная коммуникация: От конфликта к консенсусу: Монография / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; Отв. ред. Яковлева Э.Б. – М., 2016.
Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014.
Тисунова В.Н., Грибанова Ю.В., Кравцов Д.Н. Управление социально-психологическим климатом в коллективе как средство улучшения управленческих коммуникаций и обеспечения экономической безопасности организации // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. №2.
Жовтоножко В.В. Исторический анализ термина «Социально-психологический климат» в отечественной науке. // Власть. №3. – 2016 - С. 163-167.
Васильева Е.А. Формирование социально-психологического климата в коллективе педагогов // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1.
Ульбашева Ф. Д., Создание условий для совершенствования трудовых отношений и формирования благоприятного социально-психологического климата организации // Научные известия. 2016. № 1(2). С. 59-64.
Пырьев Е.А. Психология малых групп. Практико-ориентированный курс: учебное пособие / Е. А. Пырьев ; Мин-во образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т». - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2016.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!