это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1749696
Ознакомительный фрагмент работы:
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает ряд психолого-педагогических условий для успешной реализации образования, среди которых важнейшими являются формирование и поддержка положительной самооценки детей, их уверенность в собственных силах и способностях. [1]
Самооценка, являясь неотъемлемой частью мотивационной сферы личности, с возрастом ребенка приобретает все большее значение как регулирующий фактор.
Необходимо отметить широкое обсуждение отечественными и зарубежными учеными проблемы возникновения и развития самосознания, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Проблема самооценки становится всё более популярной в обсуждениях становления личности человека. Традиционно самооценку рассматривали как часть самосознания, а решение проблемы самосознания является существенной составляющей в большинстве теоретических школ и направлений. Анализируя большой объем накопленных данных, мы пришли к пониманию отсутствия единого подхода или последовательности к изучению самосознания.
Впервые изучением самооценки занялся У. Джеймс еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он выделил две основные формы функционирования самооценки: удовлетворение и недовольство собой. У. Джеймс выделил два элемента в личности: «эмпирический человек» (познавательное содержание, которое индивид относится к самому себе) и «поток мыслей» от субъекта к субъекту «эмпирический человек». Кроме того, У. Джеймс предложил перейти от понимания личности как целостного образа к понятию материального, социального и духовного «Я».
Рассмотрев более поздние подходы к понятию «самооценка», мы сделали вывод, что зарубежные ученые (Т. Дембо, К. Левин, Ф. Хоппе, М. Юкнат, Дж.Мид, Р. Бернс, С. Куперсмит, М. Розенберг, З.Фрейд, Г.Салливан, А. Бандура, А. Маслоу, Р. Мэй, г. Олпорт, К. Роджерс, Н. Бранден и др.) рассматривали самооценку как неотъемлемую часть человеческого существования, которая постоянно ищет равновесия между требованиями человека к себе и требованиями внешнего мира. Иными словами, равновесие личности с окружающей ее социальной средой. Но в то же время социальная среда считается враждебной человеку. Если ограничить ценность самооценки только функцией адаптации, то это подразумевает отрицание деятельности самого человека, а также функции самооценки как одного из механизмов, реализующих эту деятельность.
Отечественные ученые также посвятили много работы проблеме формирования самооценки, проанализировали процесс формирования личности, структуры, частью которой является самооценка. Здесь можно отметить таких исследователей, как Б.Г Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е. О. Смирнова, В.В. Столина и др. В основном проблема самооценки рассматривалась с двух позиций: проблема соединения личности и самооценки, проблема соединения самосознания и самооценки.
Проанализировав понятие «самооценка» в психолого-педагогическом аспекте и в контексте нашего исследования, мы приняли решение придерживаться мнения Л.С. Выготского, который считает, что самооценка – это обобщённое, то есть устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребёнка к себе, самооценка выступает неким «фундаментом» для формирования личности. [2]
Формирование самооценки чрезвычайно важно, так как зависит от саморегуляции и самоконтроля, что имеет едва ли не решающее значение для подготовки детей к школе. В связи с этим парадигма личностно-ориентированного образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать и регулировать процесс формирования самооценки, личностного развития и самоутверждения. Исследование и построение таких технологий должно основываться на знании психологических закономерностей генеза самооценки дошкольников и ее проявлений в различных видах деятельности, прежде всего в игре, поскольку она является видной деятельностью в дошкольном возрасте.
Определяющим фактором развития личности является не сама игра, а ее содержание. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством сюжетно-ролевой игры [7].
В процессе смены ролей можно сравнивать себя с другими, ребенок может видеть себя глазами других детей, заново переживать их отношение к себе, усваивать их оценку как партнера по игровому общению. В процессе наблюдения за ребенком во время игры можно судить о самооценке ребенка: как ребенок вступает в игру, какие роли он выбирает, в какой степени он активен, находчив, соблюдает ли правила игры и т.д. Посредством сюжетно-ролевой игры возможно формирование у детей старшего дошкольного возраста самооценки и нравственных представлений вообще, так как дети воспроизводят в игре человеческие взаимоотношения. При этом, в процессе игры у них есть возможность скорректировать свое поведение [4].
Дошкольный возраст - начальная фаза самосознания ребенком. Поэтому важно в этот период заложить основу для развития адекватной самооценки. В дальнейшем этот ребенок сможет правильно оценить себя, свои сильные стороны и поставить перед собой определённые цели и задачи.
Сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, несет в себе воспитательную функцию и способствует активности в игровой деятельности детей с более заниженной самооценкой, так как в процессе игры дети имеют возможность примерить на себя ту или иную роль. В процессе моделирования жизненных ситуаций сюжетно-ролевая игра позволяет приобрести ребенку «жизненный» опыт и может научить его гордиться собой, формирует в его поведении целеустремленность, самоуважение.
Многие исследователи занимались проблемой игровой деятельности детей и влияние её на становление личности (Зворыгина Е.В, Усова А.П, Менджерицкая Д.В, Калинченко А.В., Солнцева О.В. и др.) , однако для нас важно отметить, что из всей совокупности факторов, действующих на развитие отношения ребенка к себе в процессе игровой деятельности, выделяются две существенные группы:
- во-первых, собственные достижения ребенка и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми людьми, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым;
- во-вторых, отношение других детей, партнеров по совместной игровой деятельности, к данному ребенку как к личности [3].
Рубинштейн С.Л. в своих трудах рассматривает сюжетно-ролевую игру как основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Он отмечает, что данный вид игры дает возможность ребенку на творческое проявление, а так же осуществляется в прямом взаимодействии ребенка со взрослым, так как руководство сюжетно-ролевой игрой осуществляется педагогом [5].
Ребенок в старшем дошкольном возрасте, принимая на себя роли в сюжетно-ролевой игры, использует личный социальный опыт, воссоздавая поступки взрослых. При этом происходит процесс формирования личностных качеств. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности.
Среди видов сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, в настоящее время выделяют три класса:
игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно-воспитательной целью;
игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей [6].
Изучив все виды сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы предполагаем, что для обеспечения нормальной динамики самооценки детей наиболее подходят:
- игры на производственные и общественные темы. Игры, в которых идет воспроизводство деятельности взрослых можно считать достаточно эффективными в процессе формирования адекватно самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Для детей данный вид является социально-значимым, вследствие чего, примеряя на себя роль доктора, спасающего жизни, пилота самолета — ребенок примеряет на себя ситуацию успеха (для детей с заниженной самооценкой), или (в случае завышенной самооценки) те же самые роли, учат старшего дошкольника доброте и заботе о ближнем.
- игры на героико-патриотические темы. Игры, позволяющие каждому ребенку стать героем, отдающим порой и жизнь на благо Родины.
- игры на темы произведений искусства. Воспроизведение детьми образа из мультипликационного фильма, поможет им правильно смоделировать подобную ситуацию в жизни.
- игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения».
Таким образом, охарактеризовав особенности сюжетно- ролевых игр, мы пришли к выводу об их значимости при формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. При этом, отметим, что необходимо помнить о важности высокого уровня профессионализма педагога, сопровождающего игру.
Список литературы:
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
Выготский. Л.С. Психология развития ребенка. - М.,2017. - 321 с.
Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 112 с.
Новикова Т.С. Психологическое значение сюжетно–ролевой игры в онтогенезе личности: дис. ... канд. психол. наук / Т.С. Новикова. – Москва, 2016. – 171 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.
Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2017. – 176 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во Книга по Требованию, 2012. – 272 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!