это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1749958
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста в детской театральной студии в рамках их этнокультурного воспитания и развития, а также отражены некоторые материалы исследования традиций народного кукольного театра Петрушки, которые осуществляются автором статьи под научным руководством профессора Т.И. Баклановой. Тема статьи раскрывается на основе анализа нескольких научных источников и опытно-экспериментальной работы в детской театральной студии при ГБУ СДЦ «КОНТАКТ» на основе авторской программы дополнительного образования по театрализованной деятельности «Петрушка».
Ключевые слова: этнокультурное воспитание и развитие, народный театр Петрушки, кукла, театрализованная деятельность, народная культура, педагогика народного художественного творчества.
М.С. Каган утверждал, что самым древним видом художественно -творческой деятельности людей, не являвшейся профессиональной, было первобытное искусство, или «фольклор доклассового общества». Пройдя разные этапы развития, через все стадии культурно - исторического процесса, фольклор, существенно изменившийся по сравнению с первобытным искусством, «стал частью современной мировой культуры, в том числе – сферой досуговой художественно - творческой деятельности разных групп населения» [1, с.1] отмечает в своей книге «Педагогика народного художественного творчества» профессор, этнокультуролог Т.И. Бакланова.
В своей работе она раскрывает данное явление, названное «народным художественным творчеством», как ведущее направление театрализованной деятельности, нацеленной на сохранение и развитие традиционной народной культуры, отечественного культурно - исторического и национально - культурного наследия, на реализацию их педагогического потенциала в духовно - нравственном, патриотическом, этнокультурном воспитании личности гражданина Российской Федерации. Но при этом особое внимание необходимо уделять «созданию педагогических условий для творческой самореализации участников коллективов народного художественного творчества в процессе создания и исполнения произведений искусства» [1, с.14].
Общественно - политические перемены, происходящие в современном обществе, актуализировали задачу воспитания людей с традиционными морально - нравственными ценностями, готовых к творческой и общественной деятельности. Следовательно, необходимо обеспечить историческую преемственность поколений и развитие русской национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Народное игровое искусство (обряды, праздники, игры), ставшее истоком современных театральных форм, не только является частью художественной культуры этноса, но и отражает духовные ценности и социальные нормы общества. Театрализованная деятельность и, в особенности, одна из её ярких составляющих – детский кукольный театр, является естественной и привлекательной для детей дошкольного возраста, что приводит нас к изучению его основ, истоков.
Русский фольклорный театр, в особенности, народный театр Петрушки, являясь уникальным синтезом народного творчества и театрального искусства, обладает большим педагогическим потенциалом.
Проблема воспитания детей, знающих, понимающих и принимающих культуру своего народа, его традиции и ценности, сегодня приобретает всё более значимый характер. При этом важную роль в решении данной проблемы играют новые формы и технологии, внедренные в деятельность организаций культуры. Именно это определило актуальность данного исследования.
На решение этих проблем и был направлен первый международный фестиваль уличных театров «Петрушки мира», который прошел 1 сентября 2019 года в Сергиевом Посаде. Фестиваль открыл для многих зрителей новый вид театрального искусства – уличные театры Москвы, Московской области, Санкт - Петербурга и других городов России. Также на нем были представлены Пульчинелла из Италии, Полишинель из Франции, Ян Клаассен из Нидерландов, Малик Каталонья (брат Дона Кристобаля) из Испании, Каспарек из Чехии. Это событие не могло оставить равнодушным ни одного ценителя искусства, так как фестиваль был задуман как интерактивное взаимодействие двух полюсов – актеров и зрителей. Это увлекательные музейные квест - игры, мастер - классы петрушечников, познавательные лекции о Петрушке и сатирическом театре научных сотрудников музея, филологов и фольклористов.
Но настоящим событием стала лекция на тему «Русский Петрушка и его европейские собратья по кукольной ширме» кандидата искусствоведения, филолога, фольклориста, театроведа, театрального критика, члена жюри театральных фестивалей «Золотая маска» и «Золотой софит» А. Ф. Некрыловой. Анна Федоровна раскрыла особенности развития уникального театрального образа, произведя сопоставительный анализ героя, отметив, что несмотря на то, что в каждой стране у Петрушки есть не только индивидуальное имя, но и стилевые особенности. Она неоднократно подчеркивала, что образ Петрушки – это замечательный дидактический материал, направленный на формирование и развитие социально активной личности, открывающий эмоциональный потенциал ребенка.
С давних времен кукольным театром увлекались все, но особым успехом пользовался он у детей. «Никакая лучшая пьеса, разыгранная теперь в театре, не доставляет такого удовольствия, какое доставлял нам вертеп» - вспоминала о детских годах писательница К.А. Авдеева [9, с.23]. Этнокультурное развитие детей средствами театрализованной деятельности стало актуальной необходимостью в наши дни.
Центральный персонаж детского театра – кукла – остается интересной и понятной для детского восприятия по сей день. Она актуальна и востребована. Не в этом ли направлении и нужно искать «золотой ключик», столь необходимый в воспитании и развитии детей?
Обратимся для начала к истории народного театра Петрушки.
Комедию с Петрушкою,
С козою с барабанщицей
И не с простой шарманкою,
А с настоящей музыкой
Смотрели тут они.
Комедия не мудрая,
Однако и не глупая,
Хожалому, квартальному
Не в бровь, а прямо в глаз!
Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»).
Как замечает А. Ф. Некрылова в своей книге «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища»: « …кукольные спектакли, как и медвежья потеха, не были рождены городской площадью, однако, в системе народно-площадных увеселений им принадлежало одно из главных мест. Первые сведения о русских народных кукольниках в составе скоморошьей ватаги содержатся в дневнике Адама Олеария, побывавшего в России в составе голштинского посольства в тридцатые годы XVII века» [9, с.61].
И. Щеглов называл Петрушку главным героем ярмарки, но единодушие в высказываниях относительно популярности «Петрушки» сменялось самыми противоречивыми суждениями, как только речь заходила о причинах такой популярности. Успех «Петрушки» в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели исключительно в её сценичности, в том, что формы игры здесь – совершенно «незамысловатые, простые и понятные – легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех степеней развития» [9, с.78]. Однако к началу XX столетия о славе и распространенности «Петрушки» стали говорить в прошедшем времени. «Петрушка» всем был приятен, никому не мешал, и вдруг он как будто исчез, испарился. «Петрушки» вдруг не стало Место Петрушки в образовательной этнокультурной среде можно рассмотреть на примере инновационной программы дополнительного образования по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Петрушка». Программа разработана на базе студии при ГБУ СДЦ «КОНТАКТ».
Данная программа комплексно охватывает материал русской традиционной культуры, синкретичный по самой своей природе. Каждый отдельный ребёнок и вся группа развиваются благодаря художественно выраженным методам этнопедагогики. Важнейшая особенность этнопедагогического подхода состоит в том, что он воспитывает целостный взгляд на мир, потому что воспитательные задачи не разделены (на духовные, эстетические, нравственные, экологические), а объединены в систему.
Петрушка - персонаж окружен миром театра, миром сцены. Именно театр является той совершенной моделью, которая способна воздействовать на чувства, настроения человека, преобразовывать его нравственный и духовный мир. Для детей театр является одним из самых доступных и понятных видов искусства, и, одновременно, мощным средством педагогического воздействия. Ведь с Петрушкой увлекательнее и продуктивнее делать всё: запоминать стихи и песни, играть в различные игры, водить хороводы, путешествовать в волшебный мир сказок, разыгрывать различные сценки и даже целые спектакли. Петрушка быстр, ловок, находчив, он всё время в движении, в действии, это яркий, красный огонёк, приковывающий детское внимание и способный его «держать» довольно длительное время. Он никогда не грустит и не пасует перед трудностями, он настоящий оптимист, он «вдыхает» жизнь и способен вести за собой, он лидер. Петрушка настолько органично входит в детский мир, их творческую и повседневную жизнь, что незаметно, со временем, превращается из куклы в детского друга. Поэтому с уверенностью можно сказать, что Петрушка – настоящая этнопедагогическая находка.
Действительно, «Петрушка» ненамного пережил XIX век. Как массовое явление народно - ярмарочной культуры он прекратил своё существование примерно с десятых годов XX столетия.
Теперь рассмотрим нашего главного кукольного персонажа как «ключик» к детским сердцам и душам, к их детскому воображению, миру фантазии. Петрушка для современных детей – «мостик» между прошлым и будущим, связующая нить. Этот персонаж, которому не менее трехсот лет, говорит на понятном им языке, у них, как и прежде, много общего, он им интересен, они прекрасно ладят и понимают друг друга. Недаром, после революции Петрушка вернулся именно к детям. Отдельные элементы традиционной «Комедии о Петрушке» (в частности, свободный «раёшный» стих) были использованы С. Я. Маршаком в пьесе для детского театра «Петрушка - иностранец».
Одним из примеров организации образовательной деятельности посредством образа Петрушки является «Покровская ярмарка» - этнографическое мероприятие, проводимое на базе студии при ГБУ СДЦ «КОНТАКТ» для детей старшего дошкольного возраста. Это театрализованное действие стало ярким событием в жизни маленьких детей, так как позволило им прикоснуться к истокам народной культуры.
«Покровская ярмарка» открыла для дошкольников необычный мир кукол: штоковых, перчаточных, кукол - ложек. На протяжении всей встречи ребята не просто наблюдали за игрой кукол и взрослых, а были активными участниками. Интерактивное мероприятие включало ребят в процессе игры в образовательную деятельность: игры на воображение, пальчиковая гимнастика, повторение математического материала «Целое и его части». Эмоциональный настрой и творческую атмосферу помогали создавать стихи и музыка русских композиторов.
Такие встречи – это не «разовые акции» творческого сотрудничества, это системная продуманная работа, нацеленная на формирование культуры восприятия традиций и истории народа. Развитие национального самосознания невозможно без таких тщательно продуманных занятий, основанных на этнографическом материале. От занятия к занятию, которые проводятся педагогами дополнительного образования центра детского творчества, дети погружаются в мир национальной культуры, который станет для них фундаментом развития патриотизма.
Особый интерес на занятиях с ребятами вызвал, например, рассказ о том, как рождается голос Петрушки. Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента – пищика или говорка. Такой же голос у всех родственников Петрушки: английского Панча, итальянского Пульчинеллы, турецкого Карагеза. Мало кто слышал пищик «живьем», и еще меньше тех, кто знает, как он устроен. А устроен он на удивление просто. Понять принцип действия пищика может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли «кукарекание». Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки – полоска ткани, а вместо ладоней – металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), так рождается звук. И такими интересными, интерактивными, игровыми моментами пронизана вся работа с детьми от занятия, к занятию. Петрушка где-то путешествует, видит много нового, встречается с различными сказочными персонажами, но, неизменно, возвращается к детям, чтобы рассказать, поделиться с ними новыми впечатлениями, научить новой народной игре, рассказать новую историю и сказку, спеть с ними песню, проговорить скороговорку, научить весёлой считалочке. И, конечно, дети его очень ждут!
Да, Петрушка вернулся другим, измененным, не столь дерзким и «непричесанным» как ярмарочный Петрушка XIX века. Но ведь он вернулся к детям!
В. И. Новиков в своей научной статье «Петрушка в современном мире» проводит аналогию между Петрушкой и Буратино: «Но самым родным <…> стал Буратино. Тут уж действительно казалось, что у кукольного героя Толстого только имя иностранное. Во всех своих проявлениях он разительно напоминает привычного ярмарочного Петрушку. <…> Подобно Петрушке, Буратино, прежде всего озорник. Он неуправляем и не представляет, что выкинет через минуту. Кажется, он сам себя ставит в тупик только с целью найти из него хитроумный выход.<…> Итак, Петрушка слился с Буратино, и долгое время оставался исключительно персонажем детского театра. Этот Петрушка преобразился, перестал быть агрессивным и «окультурился». Однако он потерял свой сатирический накал и стал просто веселым деревянным человечком (правда, отнюдь не утратив связи с современностью). Но представляется, что Петрушка далеко не исчерпал свои возможности. По словам Симонович - Ефимовой, «он еще не успел истрепаться», как меланхолик Пьеро, инженю Коломбина, архизлодей Арлекин, которые «истрепались на маскарадах, опошлились, опустели и умерли» [11, с. 285].
Играя, дети обучаются. Игровые вставки, прививки, акценты способны оживить процесс воспитания и обучения, внести в занятие развлекающие, увлекающие и укрепляющие образовательный интерес моменты. Об использовании приемов театральной педагогики при обучении, о методе так называемой социо - игровой педагогики, об эффективности данного метода существует ряд работ нашего российского педагога-психолога, театрального педагога, профессора В. М. Букатова. Совместно с А. П. Ершовой много лет исследует возможности использования достижений театральной и народной педагогики для преобразования практики школьных уроков и занятий в детских садах, для возникновения естественного сочетания традиционных и инновационных подходов к обучению. Авторы видят главную задачу обучения в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении учащимися их собственной личности.
Достигаются эти задачи путем организации занятия, как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо - игровая»). Лозунг этой педагогики: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения». А ведь игра в дошкольном возрасте является основной, ведущей деятельностью. Элементы театральной педагогики стали неотъемлемой частью работы с детьми и в нашей театральной студии.
Сохранение традиций отечественной педагогики, развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, в частности средствами народного фольклорного театра «Петрушки» является важным этапом на пути формирования и развития творческой, активной, гармоничной и всесторонне развитой личности.
Пройдя длительный путь развития, исчезнув практически из культурной жизни России в начале XX столетия традиционный фольклорный театр «Петрушки» успешно возрождается в разных сферах современного образования и социокультурной деятельности.
Данное исследование позволило сделать следующие выводы:
-образ Петрушки, независимо от его географической принадлежности, выполняет важнейшие образовательные функции: с его помощью можно эффективно изучать традиции и историю народа, общественно - значимые исторические события и географию;
-театрализованная педагогика как никакая другая открывает перед каждым ребенком эмоциональный мир, позволяющий посредством эмпатии формировать и развивать личностный потенциал ребенка;
-этнопедагогика – это уникальная форма интерактивного взаимодействия между педагогом и детьми.
Дать возможность ребенку прикоснуться к таинственному миру искусства и почувствовать себя частью этого мира – вот основная задача, реализуемая с помощью театра Петрушки.
Список литературы:
1.Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. – 2-е изд., стер. – СПб.: Лань; «Планета музыки», 2017. – 160 с.
2.Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. 2014.№ 12. – С. 2212–2215.
3.Бакланова, Т.И. Этнокультурная педагогика. Проблемы русского этнокультуного и этнохудожественного образования: монография. – Саратов, 2015. – 155с.
4.Бакланова Т.И., Медведь Э.И., Кайтанджян М.Г., Опарина Н.А. Русские народные праздники в школе: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - Вузовское образование Саратов, 2016. – 303 с.
5.Букатов В. «Обознатушки - перепрятушки» как прививка от антикультуры: О народных играх, календарных обрядах и обычаях как возможности окунуться в «инобытие» // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 1. – С. 47.
6. Букатов В.М. Социоигровая педагогика в детском саду: Из опыта работы воспитателей. – М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
7. Каган М. С. Морфология искусства, – Л., 1972. – 440 с.
8. Маршак С.Я. Петрушка иностранец. – Л.: ОГИЗ, 1935. – 10 с.
9. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII - нач. XX в. – Л.: Искусство: Ленингр. отделение, 1984. - 191 с.
10.Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И. Фольклорный театр. – М.: Современник, 1988. – С. 476
11.Новиков В.И. Петрушка в современном мире // Общественные науки и современность. – 2006 – № 5 – С.167-176.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!