это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1754191
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
I. Аддиктивные механизмы работоголизма и синдрома выгорания профессионала 8
1.1. Аддиктивные механизмы работоголизма 8
1.2. Синдром выгорания профессионала 14
II. Психопрофилактика и психокоррекция работоголизма и синдрома выгорания профессионала 19
2.1. Психопрофилактика и психокоррекция работоголизма 19
2.2. Психопрофилактика и психокоррекция синдрома выгорания профессионала 20
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Актуальность исследования. Проблема трудоголизма и профессионального выгорания на сегодняшний день представляют собой довольно распространенное явление. Изучение данной проблемы началось в 70-х гг. прошлого столетия и вызывает огромный интерес у психологов. Об этом свидетельствует большое количество научных исследований, которые направлены на изучение механизмов, симптомов проявления и причин развития работоголизма, а также синдрома выгорания профессионала как результат трудоголизма.
Среди современных исследователей, занимающихся изучением проблемы работоголизма и синдрома профессионального выгорания как следствия работоголизма, можно назвать Г.В. Старшенбаума, К.Б. Мкртчеву, М.А. Колпакову, Л.Н. Юрьеву и др.
Интерес у исследователей вызывают причины развития работоголизма и синдрома профессионального выгорания, их симптомы и меры профилактики.
Изучению феномена работоголизма и синдрома выгорания профессионала посвящен и наш реферативный обзор литературы.
Цель исследования: изучить механизмы развития и проявления работоголизма и синдрома выгорания профессионала.
Объект исследования: работоголизм и синдром выгорания профессионала.
Предмет исследования: аддиктивные механизмы работоголизма и синдрома выгорания профессионала и процессы психопрофилактики и психокоррекции расстройства.Исходя из цели, объекта и предмета определены задачи исследования:Проанализировать современную научно-методическую литературу по проблеме работоголизма и раскрыть сущность и механизмы развития данного расстройства.Раскрыть сущность развития синдрома выгорания профессионала.Изучить пути профилактики и коррекции работоголизма и синдрома выгорания профессионала.Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Аддиктивные механизмы работоголизма и синдрома выгорания профессионалаАддиктивные механизмы работоголизма
Интерес к проблеме трудоголизма возник и развивается с 70-х гг.Сам термин «трудоголизм» был предложен У. Оутсом в работе «Признания трудоголика»[10].
К изучению проблемы трудоголизма существует две точки зрения.
С одной стороны, трудоголизм оценивается как социально-преемлемая форма аддикции, с другой – одна из форм позитивных социальных девиаций (например: трудоголизм как внутреннее стремление к чрезмерной работе, отождествление с трудолюбием).Изучением проблемы трудоголизма и профессионального выгорания занимался Г.В. Старшенбаум. В своей книге он детально описал особенности проявления данных расстройств[11].Так, Г.В. Старшенбаум считает, что трудоголизм развивается в результате неспособности человека получать удовольствие и радость от жизни и невозможностью обеспечить себе комфортное существование.
При этом человек ставит перед собой сложные цели и получает чувство удовлетворения от их решения.
Как правило, трудоголики погружаются в работу с головой и на все остальное у них не остается времени. Свою погруженность в работу трудоголики оправдывают материальной или рабочей необходимостью, требованиями карьеры и т.д.Г.В. Старшенбаум выделил основные признаки трудоголизма:трудности переключения от работы на другой вид деятельности;мысли о работе доставляют беспокойство даже во время отдыха;повышенная ответственность за выполняемую работу;убежденность в том, что удовольствие может доставлять только работа;энергичность, уверенность в себе и самодостаточность ощущаются человеком только в процессе выполнения работы;при невозможности работать появляется чувство раздражительности, неудовлетворенности;в обыденной жизни человек угрюмый, неуступчивый, ранимый, а в работе он «преображается»;приближение завершения работы омрачает человека в связи с возникновением мысли о приближении конца работы;после завершения одного дела человек сразу начинает искать другие формы занятости, дела;отсутствие радости от отдыха;избегание бездельничества;дома, в кругу близких мысли человека заняты работой;человеку неинтересны другие темы, например, любовь, фильмы, развлекательные программы и они вызывают раздражение;отсутствие сексуальных влечений и оправдание себя состоянием усталости;наличие установки «я должен»;постановка перед собой труднодостижимых целей и предъявление к себе повышенных требований;неудачи на работе переживаются очень остро и являются «катастрофой»[11].Следует различать трудоголизм и здоровый энтузиазм. При трудоголизме человек полностью погружается в работу и становится одержим ей, при этом он не получает достаточного удовлетворения.
Г.В. Старшенбаум отмечает, что трудоголизм является одной из форм саморазрушения, т.к. он приводит к переутомлению, нехватке сил на другие занятия и сужению круга интересов.
Трудоголики полностью погружены в работу, которая является смыслом их жизни. Они жертвуют своими потребностями, готовы умереть на работе. Отпуск или временное отсутствие работы формируют чувство ненужности, никчемности. Выход на пенсию у трудоголиков сопровождается развитием психосоматических расстройств и ипохондрии.Трудоголизм часто сочетается с алкоголизмом («алкоголик – золотые руки») и эмоциональной зависимостью.
Еще одной особенностью трудоголизма является самоутверждение за счет сверхопеки над другими. Причиной этому являются следующие мотивы:а) чувство собственной незаменимости;
б) заполнение свободного времени;
в) получение приятного заслуженного утомления;
г) разрядка агрессии в форме попреков[11].
К трудоголизму более склонны старшие или единственные дети в семье, где отец – алкоголик, а мать – созависимая. Ребенок выполняет множество обязанностей по дому, старается хорошо учиться, чтобы компенсировать позор семьи, усиленно готовится в престижный вуз или добивается спортивных побед. Он лишает себя отдыха и развлечений, становится антиподом отцу. Но это только внешне, основа у трудоголизма и алкоголизма общая: бегство в зависимость, саморазрушение.Для трудоголизма, как и для других форм аддикций, свойственна лживость.
К.Б. Мкртчева придерживается мнения о том, что трудоголизм является одной из разновидностей аддиктивного поведения, т.е. это зависимость, где предметом является определённое действие, на котором аддикт фиксирует своё внимание[7].
М.А. Колпакова отмечает, что необходимо различать «трудоблюбивого человека» и «трудоголика». Она отмечает, что долгое время эти два понятия рассматривались как синонимы и одобрялись не только обществом, но и государством. Также автор считает, что окружающие замечают признаки трудоголизма у конкретного человека, а сам трудоголик оправдывает свою работу необходимостью зарабатывать деньги. Это является защитным механизмом, который не дает возможность трудоголику вовремя распознать проблему и принять меры по избавлению от нее[4].Г. Портер выделил свойства трудоголика, характерные для любого аддикта:
-ригидное мышление;- уход от действительности;-прогрессирующая вовлеченность и отсутствие критики[10].К.Б. Мкртчева отмечает, что трудоголизм имеет те же механизмы развития, что и любой вид зависимости. На начальном этапе человек получает удовольствие от выполняемой работы и у него выраюбатывается гормон удовольствия–дофамин. Со временем для выработки данного гормона человеку становится необходимо работать больше и так далее[7].
К.Б. Мкртчева также предложила классификацию типологии трудоголиков в зависимости от мотивации по отношению к себе и к окружающим. Ей были выделены следующие типы:Трудоголики-альтруисты – люди, работающие во благо других и получающие от этого удовольствие.
Трудоголики-карьеристы – трудоголики, которые полностью посвящают себя работе и всему, что связано с ней, добиваются высоких профессиональных вершин.Трудоголики-имитаторы – люди, которые также заняты только работой, однако их труд не приносит никакой пользы ни обществу, ни для себя. Работа в данном случае является способом бегства от проблем.Латентные трудоголики-трудоголики – трудоголики, которые не признают себя таковыми. Их характерной чертой является перфекционизм, то есть стремление выполнить работу лучше всех, быть первыми, но в то же время, они уверяют всех, что не любят работать и работают только по необходимости.
Осознанные трудоголики – данный тип работников отдают много времени и сил работе, однако понимают, что работа не является смыслом жизни. Данный тип людей кроме работы стараются заниматься и другими делами и сферами жизни. Представители этого типа не являются трудоголиками в «чистом виде», так как они пытаются гармонизировать свою жизнь[7].В.Д. Менделевич под трудоголизмим понимает: «стремление человека чрезмерно трудиться, выходящее за рамки трудолюбия. Как и всякая аддикция, трудоголизм – это бегство от реальности посредством изменения своего психического состояния, в данном случае достигающегося фиксацией на работе»[9, с.133].А. Wilson-Schaef и D. Fassel описывают три уровня обмана, которые используют аддикты-работоголики:
1) обман самих себя – прерывание контакта сознания с действительно происходящими явлениями и своими настоящими потребностями;
2) обман ближайшего социального окружающих (членов семьи, коллег) – провокация нечестности внутри семейной или рабочей системы;
3) обман мира в целом – произведение ложного впечатления на окружающих[10].Л.Н. Юрьева делила несколько факторов возникновения и развития работоголизма:1) Семейное воспитание. Большая вероятность того, что ребенок вырастет работоголиком, если оба родителя в семье являют работоголиками. В такой семье ребенка любят только за успехи в его деятельности, что становится предпосылкой развития работоголизма. Для таких детей свойственны высокая тревожность и отсутствие чувства эмоциональной защищенности. У таких детей с детства развиваются высокий уровень притязаний и конкурентоспособность.2. Личностные особенности. К ним можно отнести:- обсессивное стремление к достижению поставленных целей;
-выраженнаяпотребность манипулировать и управлять людьми;
-доминирующая потребность в порядке и анализе;
-выраженнаяпотребность в чувстве собственной эффективности и результативности, а также в профессиональном самосовершенствовании.
3. Стиль руководства и корпоративная культура. Это касается работоголизма, которая формируется в процессе работы в определенной организации. Как правило, если начальник работоголик, то такими становятся и подчиненные.Это связано с тем, что попадая в такую организацию, сотрудник вынужден подчиняться общим правилам и соответствовать требованиям руководства во избежание конфликта.
4. Социально‐психологические и культуральные факторы. В современном постиндустриальном обществе культивируется и поощряется пристрастие к работе. Работоголиков больше в тех странах, где доминирует сверхценное отношение к деньгам, выражена конкурентная борьба и ценятся лидеры[13].
Gross изучал формирование и протекание работоголизма и выделил 4 стадии:Первая – вступительная или начальная стадия. На данной стадии человек пытается скрыть свою деятельность, связанную с работой. На данном этапе аддикт интенсивно читает специальную литературу, но периодически отдыхает, критически относится к чрезмерной занятости. Чрезмерная работа приводит к физическому и психическому истощению, формированию депрессивных форм настроения, нарушениям свойств внимания. На данной стадии есть возможность смены вида деятельности.Вторая – критическая или психосоматическая стадия. Для данной стадии характерны неконтролируемое, навязчивое влечение к работе. Человек испытывает постоянную потребность в работе. При этом трудится до полного истощения. Попытки отвлечь от работы воспринимаются реакцией протеста, агрессии и возмущения. На данном этапе появляются психосоматические расстройства, такие, как проблемы с сердечно-сосудистой системой, хроническая усталость, истощение, которые способствуют вынужденному прекращению работы. Отрыв от работы сопровождается симптомом отнятия.
Третья – хроническая стадия. Для днной стадии характерны работа в течении суток без перерыва и каждый день. Появляются постоянные проблемы со сном, сопровождающиеся употреблением транквилизаторов и снотворных средств. Деструктивность такого стиля жизни способствует возникновению серьезных сердечно-сосудистых проблем, язвенных процессов, нервных срывов различного характера, депрессий, состояний страха, головных болей, нарушения кратковременной памяти, зависимости от принимаемых препаратов.
Четвертая стадия работоголизма характеризуется синдромом выжигания. Психологическое тестирование обнаруживает у работоголиков нарушение восприятия, замедленность врабатывания, значительно выраженное нарушение концентрации внимания, у них наблюдаются депрессии, суицидные попытки и завершенные суициды[10].Синдром выгорания профессионалаТрудоголизм может привести к формированию синдрома выгорания профессионала.К Маслач определяет понятие «выгорание» следующим образом: «Синдром физического и эмоционального истощения, включая потерю сочувствия и понимания по отношению к клиентам или пациентам, развитие негативной самооценки и отрицательного отношения к работе».
В своих работах В.Е. Орел наиболее полно проанализировал существующие в зарубежной психологии определения феномена выгорания.
Кроме того он выделил основные этапы этого состояния: эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение профессиональной производительности[8].
В.Е. Орел выделяет следующие стадии синдрома выгорания профессионала:
1) эмоциональное и физическое истощение: ощущение эмоционального перенапряжения; исчерпанность или отсутствие своих эмоциональных ресурсов; эмоциональная отстраненность; холодность, безразличие;
2) деперсонализация: негативное и циничное отношение к другим людям; равнодушие в процессе профессиональной деятельности; формальное выполнение трудовых функций;
3) снижение профессиональной производительности: снижение оценки собственной компетентности в профессии; обесценивание своей профессиональной деятельности; негативное отношение к себе как к личности; недовольство собой[8].
В.В. Бойко выделяет три фазы синдрома профессионального выгорания: фаза напряжения, фаза резистенции, фаза истощения. Каждый этап формирования синдрома выгорания сопровождается своими симптомами[1].
Фаза напряжения сопровождается следующими симптомами: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «тревога и депрессия», «неудовлетворённость собой», «загнанность в клетку».
Для фазы резистенции характерны такие симптомы, как «раздражительное, неадекватное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций», «эмоционально-нравственная дезориентация», «редукция профессиональных обязанностей».
Фазе истощения характеризуется симптомами «эмоционального дефицита», «личностной отстранённости или деперсонализации», «психосоматических и психовегетативных нарушений[1]».
По мнению В.Е. Орла, синдром выгорания профессионала включается в себя три основных признака:
1) эмоциональное истощение;
2)дегуманизация;
3)негативное восприятие себя, как специалиста[8].
Перечисленные признаки отличают синдром выгорания от других заболеваний со схожими симптомами.
Первоначальное проявление синдрома выгорания выражается в эмоциональном истощении. Человек чувствует усталость и перенапряжение, упадок физических и эмоциональных сил. Кроме того, перманентное ощущение усталости, которое не исчезает после ночного сна или длительного отдыха. Даже после выхода из отпуска перечисленные явления возобновляются. Возникает апатия, изнеможение, появляется негативное отношение к работе –сотрудник уже не может отдаваться работе, как раньше.
Вторым признаком, наступающего синдрома выгорания, обычно считают дегуманизацию. В.Е. Орёл раскрывает этот признак, как характеризующийся личностной отстраненностью, холодностью, агрессивным или циничным отношением к людям, имеющим отношение к профессии, встречающимся на работе.
Третий признак синдрома выгорания выражается в негативном восприятии себя, как специалиста. На этой стадии, по мнению В.Е. Орла, происходит падение самооценки, ощущение бесполезности своей работы, ярко выраженную бесперспективность своей профессиональной деятельности. Такой работник чувствует низкий уровень своих компетенций. Зачастую бывает так, что человек сравнивает себя с коллегами, при этом обесценивая свой опыт работы. Все это сопровождается отсутствием удовлетворения от выполняемой работы[8].
В.В. Бойко основные симптомы синдрома эмоционального выгорания разделяет на пять ключевых групп:
1)физические,
2)эмоциональные,
3)поведенческие,
4)интеллектуальное состояние,
5)социальные симптомы[1].
Физическими симптомами являются: утомление, быстро наступающая усталость; плохое самочувствие; уменьшение веса; кожные заболевания; плохой сон; дрожь конечностей, головокружение, потливость, тошнота; затрудненное дыхание; сердечно-сосудистой заболевания.К эмоциональным симптомам относятся: безразличие; депрессия, чувство вины; душевные страдания; недостаток эмоций; деперсонализация (обезличивание людей), чувство отстраненности, одиночества; раздражительность, агрессивность; чувство личной беспомощности, безнадежности ситуации; утрата перспектив в профессии, идеалов, надежд; тревожность, усиление необоснованного беспокойства, невозможность сосредоточиться. Отсутствие интереса к новым идеям и теориям в работе; снижение или отсутствие интереса и вкуса к жизни; апатия, тоска, скука; предпочтение стандартов, шаблонов и рутины — творческим подходам; отказ от участия или недостаточное участие в образовательных мероприятиях.
Комплекс поведенческих симптомов включает в себя низкие физические нагрузки; рабочая неделя, превышающая 45-50 часов; безразличие к пище; злоупотребление табаком и алкоголем, а также различными лекарственными препаратами; травмы, аварии; ощущение усталости и частые позывы к отдыху в процессе работы.
Симптомами, связанными с интеллектуальным состоянием являются: формальное, а иногда и халатное выполнение трудовых функций; безразличное или циничное отношение к нововведениям.
Выводы
Анализ литературы показал, что проблема формирования и развития работоголизма у человека является актуальной и в группу риска по его развитию попадает каждый человек. Факторами его возникновения являются особенности семейного воспитания, личностные характеристики, особенности организации труда и социально-культурные особенности страны, в которой живет человек. Все перечисленные факторы влияют на всех без исключения и могут привести к возникновению работоголизма.
Работоголизм в свою очередь приводит к усталости, нервно-психичекскому, эмоциаональному истощению, в результате чего с течением времени у человека развивается синдром выгорания профессионала.
В связи с этим возникает необходимость разработки мер профилактики и преодоления работоголизма и профессионального выгорания у людей.
Анализ литературы по проблеме профилактики и коррекции работоголизма и профессионального выгорания представлены во второй части нашей работы.
Психопрофилактика и психокоррекция работоголизма и синдрома выгорания профессионалаПсихопрофилактика и психокоррекция работоголизмаГ.В. Старшенбаум также разработал рекомендации по профилактие и коррекции работоголизма[11].
Автор предлагает следующие рекомендации по профилактике работоголизма:
Необходимо заниматься любимым делом, реализацией желаний, а не той деятельностью, которая является просто способом бегства от проблем.
Оставлять работу на работе, т.е. не брать работу домой.
Выполнять только ту деятельность, которая вызывает положительные эмоции.
Избегать скуки и безразличия.
Строить общение с близкими людьми необходимо на основе общих интересов, а не на обсуждении рабочих моментов.
Избавиться от людей в своем окружении, которые перекладывают свои заботы, ответственность на других. Если полностью не получается прервать отношения, то необходимо изолироваться от них или относиться нейтрально.
Для общения необходимо выбирать людей, с которыми мыслите в одном русле.
Необходимо стараться избегать ссор для того, чтобы не почувствовать обиду проигрыша и возникновения желания доказать свою правоту.
Сформировать в себе умение разделять главное и второстепенное.
Найти способы вывода агрессивной энергии, например, занятия в спортзале.
Если все таки работоголизм уже сформировался и у человека выражены какие-либо симптомы, то необходимо проводить коррекционную работу. Коррекция предполагает:
Оказание помощи человеку замедлить темп жизни.
Развивать навыки релаксации, напрмер, медитация, чтение книг, прием теплой ванны и т.д.
Оказать помощь в понимании ценности семьи. Позитивное взаимодействие с членами семьи может быть очень ценным и обнадеживающим, поэтому следует искать способы, с помощью которых они могут укрепить семейные связи.
Способствовать осознанию важности и необходимости семейных праздников и ритуалов. Это позволит внести в жизнь работоголика дополнительные краски и смысл.
Оказать помощь в возвращении в социальный ритм. Выработать план включения в общественную жизнь и завязывания дружеских отношений.
Сформировать умение жить «здесь и сейчас». Принимая настоящее, можно получать больше удовольствия от жизни и уменьшить озабоченность будущим.
Подчеркивать важность надлежащей диеты, отдыха и физических упражнений. Хорошая физическая форма и стабильное эмоциональное состояние необходимы для нормального функционирования и избавления от зависимости.
Проработать психологические проблемы, корнями уходяшие в детство, т.к. большинство проблем во взрослом состоянии являются следствием каких-либо психологических травм детства[11].
Психопрофилактика и психокоррекция синдрома выгорания профессионалаН. А. Васильева изучала проявления синдрома выгорания специалиста и также пришла к выводу о необходимости рекомендаций по профилактике и коррекции данного расстройства. Рекомендации, предложенные Н.А. Васильевой можно применять и для профилактики, и для коррекции выгорания профессионала[3].
1) Формирование умения правильно расставлять жизненные приоритеты. Человек должен самостоятельно дать ответ на вопрос: «Он работает, чтобы жить, или живет, чтобы работать?». Не стоит пренебрегать жизненными радостями, общением с близкими людьми, жизненными хлопотами.
2. Решение проблем, связанных с личной жизнью. Частой причиной развития работоголизма, которая в дальнейшем приводит к развитию выгорания, являются проблемы в личной жизни и попытка уйти от них, занявшись работой. Необходимо разрешить семейные конфликты, приветствуется обращение к специалисту, преодолеть страх общения или неумение общаться с окружающими, уделять больше времени близким, побороть одиночество.
3. Разграничение рабочего времени. Выработать в себе привычку не работать сверхурочно без крайней на это необходимости.
4. Формирование доверия в рабочем коллективе. Доверие коллегам позволяет равномерно распределять рабочую нагрузку, что является обязательным условием предотвращения истощения.
5. Введение перерывов. Отвлечение от работы на некоторое время пойдет ему на пользу. К тому же работник научится рационально планировать время.
6. Выработка умения говорить «нет». В каждом коллективе есть работники, которые перекладывают свои обязанности на остальных. В частности на более ответственных и деятельных сотрудников, ссылаясь на отсутствие времени или отставание по рабочему графику. Поэтому очень важно научиться давать отпор другим в корректной и бесконфликтной форме.
7. Распределение работы и расчет потенциальных рисков. Трудоголику не следует хвататься за каждую многообещающую возможность. Прежде чем брать новый проект, стоит взвесить все его достоинства и недостатки. Не стоит переоценивать предоставленный шанс. Есть большая вероятность, что новое задание лишь приведет к путанице, забывчивости, агрессии, обременит трудоголика, но не поможет достигнуть поставленной цели.
8. Окружение положительными мыслями и эмоциями. Работа не должна появляться в мыслях трудоголика вне рабочего времени, это крайне негативно сказывается на его общем состоянии. Поэтому ему необходимо заняться приятным делом, которое будет увлекать его так же, как и рабочий процесс. По завершении какого-либо сложного задания возможно поощрение в виде проведения досуга в неформальной обстановке[3]/
ВыводыИтак, мы узнали, что профилактика и коррекция работоголизма и профессионального выгорания сводятся, прежде всего, к личностному развитию человека.Это связано с тем, что проблема работоголизма связана с личностными пробелмами, а также несформированностью личностных характеристик: например, недостаточная сформированность ценностной сферы, неумением отказывать другим людям и т.д. .Основными направлениями профилактики и коррекции являются изменение представлений о жизненных ценностях, налаживание семейных отношений, развитие личностных качеств.
Заключение
Данный реферативный обзор литературы был посвящен изучению механизмов развития и проявления работоголизма и синдрома выгорания профессионала.В результате исследования мы выявили основные подходы к изучению работоголизма. Одним из ученых, которызанимался детальным изучением данного феномена является Г.В. Старшенбаум. Автор отмечает, что работголизм является одной из форм зависимого поведения. Остальные исследователи опирались на данные, полученные Г.В. Старшенбаумом, более глубоко изщучали механизмы, выделили типы рнаботоголизма.Синдром выгорания специалиста также изучена достаточно глубоко, выделены сипмтомы, признаки этапы и фазы его развития. В данной области работали также Г.В. Старшенбаум, В.В. Бойко, В.Е. Орел.Как и любо й другой вид зависимого поведения, работоголизм требует проведения целенаправленной профилактической и психокоррекционной работы.Психопрофилактика направлена на своевременное выявление признаков, предпосылок и причин развития работголизма и их устранение.Психокоррекция направлена на преодоление уже сформировавшегося работоголизма. Психокоррекционная работа при этом напрвлена на развитие ценностной сферы, замещение работы другими видами деятельности для снижения ее значимости у личности.Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе систематизированы взгляды разных исследователей на проблему работоголизма, описаны механизмы, симптомы, причины, типы работоголизма, а также намечены пути профилактики и коррекции работоголизма и синдрома выгорания профессионала, которые могут быть применены практическими психологами при работе с работоголиками и устранении последствий данного расстройства.Также следует отметить, что работоголизм не утратит свою актуальность, т.к. повышение интенсивности жизни современного человека ведет к повышенной вовлеченности его в работу.
Несмотря на то, что работоголизму посвящено множество исследований, недостаточно освещено развитие и механизмы его проявления у представителей разных профессий.
Список литературы
Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб, 2009. – 278 с.
Борисова М.В., Анисимова Н.П. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2 № 2. С. 212-215.
Васильева, Н.А. Трудоголизм: диагностика, последствия, способы борьбы и предупреждения / Н.А. Васильева // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2017. – № 1 (35). – С. 34-40.
Колпакова, М.А.Трудоголизм как аддикция / М.А. Колпакова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – № 11. – С. 1202.
Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001. – 251с.
Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб.: Питер, – 2001. – 523 с.
Мкртычева К.Б. Тругодолизм: социально-приемлемая или социально-опасная аддикция? / К.Б. Мкртычева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 1. – С. 51-55.
Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 90-101.
Руководство по аддиктологии / В.Д. Менделевич [и др.]; под общ. ред. В.Д. Менделевича. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 744 с.
Социально приемлемые аддикции [Электронный ресурс] / Русский народный сервер против наркотиков. URL: http://www.narcom.ru/publ/info/260 (дата обращения (01.12.2019).Старшенбаум, Г.В. Аддиктология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Г.В. Старшенбаум. – СПБ.: Питер, 2017. – 320 с.
Телепова, Н.Н. Трудоголизм как причина психоэмоционального выгорания в профессиональной деятельности / Н.Н. Телепова // Казанская наука. – 2012. – № 2. – С. 265-268
Юрьева, Л.Н. Трудоголизм: факторы риска развития и признаки патологической зависимости / Л.Н. Юрьева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015. – Т. 11. – № 3. – С. 17-26.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!