Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Художественно-изобразительные средства в мансийских героических песнях

Тип Статья
Предмет искусствоведение

ID (номер) заказа
1759467

300 руб.

Просмотров
996
Размер файла
41.95 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

В представленной статье рассматриваются художественно-изобразительные средства, которые используются в героических песнях народа манси. Обосновывается вывод, что специфика изобразительности песен, которые посвящены богатырям народа манси, во многом предопределены мифологической природой.
Ключевые слова: героические песни, манси, сравнение, сюжет, эпические произведения, нумерология, гипербола.
Представляется вполне естественным, что духовно-нравственное развитие личности является достаточно сложным и разнообразным процессом, который тесно взаимосвязан с культурой, обществом и семьей. Квинтэссенция указанного процесса всегда формируется на основных ценностях национального характера. В свою очередь, действующие ценности, которые имеют место в том или ином обществе, оказывают непосредственное влияние на характер, а также направление развития личности. Более того, в данном аспекте особое внимание уделяется тому, каким образом организовывается процесс передачи данных ценностей от поколения к поколению. Как справедливо отмечается в научной литературе, «о словесном искусстве на ранних стадиях приходится судить на основании живого фольклора народностей, которые сохранили этнографические пережиточные формы культуры» [9].
Известно, что предания, героические песни и сказки выступают в качестве обрядовых произведений и воспроизводятся в качестве воспоминаний предков о прошлом. Как справедливо указывает Е.М. Мелетинский, «героическая песня является таковой потому, что она всегда изображает и восхваляет героический идеал определенной эпохи…». В свою очередь, ранняя эпика изображает силы природы, а также исторических противников племени, представленных в виде чудовищ или демонов. Позднее, развитие произведений героического характера стали более реалистично изображать противников, в том числе, имеющих человеческий облик [8]. Также в данном аспекте целесообразно привести точку зрения, в соответствии с которой, «секрет таинственной силы образов героических песен нередко так и остается нераскрытым до конца. Так, он объясняется содержанием героических песен, в рамках которых героические деяния воспеваются в разных эпохах, а образы такого художественного значения не создаются» [10].
Художественные средства, которые достаточно широко известны в литературе, активно используются в героических песнях. Так, особую роль в создании художественных образов севернокоми эпоса играют гипербола, сравнение и метафора. А. Р. Биктимирова отмечала, что «в татарских народных песнях наиболее употребляемыми тропами являются сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха» [1, с. 6–7]. В художественно-изобразительной системе эпоса особую роль играют и эпитеты, с помощью которых можно описать состояние человека и характеризуются предметы.
Мансийским героическим песням также свойственны художественно-изобразительные и стилистические средства. В настоящей работе мы рассмотрим эпитеты, сравнения, нумерологию в героических песня, опубликованных с серии книг «Именитые богатыри Обского края» [4; 5; 6].
Как правило, героические песни начинаются с величия богатыря: Мана намыӈ ōтыр намум намаяве! / Мана суиӈ ōтыр суюм суийяве! ʻВот какой я знаменитый богатырь, моё имя произносят! / Вот какой я прославляемый богатырь, молва обо мне разносится!ʼ [4, c. 33; 6, c. 143] или его вариант Мана суиӈ ōтыр суюм тотыглаве! / Мана намыӈ ōтыр намум намаяве! ʻВот какой я прославляемый богатырь, молву обо мне разносят! / Вот какой я известный богатырь, имя моё славят!ʼ [5, c. 119]; Русыӈ ōвлуп лыхи саг, / Русыӈ ōвлуп хощын саг – / Тох та намаявем ʻС бахромистым концом косы, много слуг имеющий богатырь, / С вьющимся концом косы, много народа имеющий богатырьʼ [4, c. 69] и др.
Согласимся с Динисламовой С.С., что «данные выражения подчёркивают нрав, силу и величие богатыря. Богатейшая синонимика аллитерационной поэзии говорит о величии героя, его имя сохраняло и сохраняет для многих поколений свою значимость, что демонстрирует упорядоченность изображаемого эпического мира» [3].
Нумерология в текстах
В текстах героического эпоса прослеживается определённая нумерология. Количество числительных в героических песнях не очень велико. В исследуемых нами текстах наиболее часто употребляются числительные:
- сāт ʻсемьʼ, например: Этэ сāт манн хōталэ сāт товēгыт ʻСемь ночей или семь дней они гребутʼ [6, c. 39]; Акв квāлгын нэгим сāт йирыл люлилум ʻС семью жертвенными животными, связанными одной верёвкой, пред тобой встануʼ [6, c. 115]; Акв квāлгын нэгим сāт āньтыӈ ӯйин, / Акв квāлгын нэгим сāт тохтыӈ ӯйин ʻОдной верёвкой связанных семь рогатых зверей, / Одной верёвкой связанных семь копытных зверейʼ [6, c. 149]; Акв квāлгэн нэгим сāт йирыл… / Акв квāлгэн нэгим хōт йирыл / Тāн тотыглэгыт ʻОдной верёвкой связанные семь жертвенных животных … / Одной верёвкой связанные шесть жертвенных животных / Они приводятʼ [4, c. 35].
- хурум ʻтриʼ: Āнум ōс хӯрум āньтыӈ ӯй йир тотэн, / Хӯрум тоӈхыӈ ӯй йир тотэн ʻДля меня тоже трёх рогатых зверей в жертву принесите, / Трёх копытных зверей в жертву поставьте!ʼ [6, c. 151]; Акв хурип хӯрум хāркем, / Акв хурип нила хāркем / Нāн керыглāлэн ʻМоих трёх одинаковых оленей-самцов, /Моих четырёх одинаковых оленей-самцов, / Вы впрягитеʼ [6, c. 103-105].
Реже встречаются числительные кит ʻдваʼ, ат ʻпятьʼ: Кит йӣв ōлтум пōра щёпитаве… ʻДлинною в два бревна плот сооружаютʼ [6, c. 33]; Эрыг-Тоты-Эрыг-Ōтыр / Ат тāнпа тāныӈ йӣве / Ханлпаттат тотытэ ʻПесню несущий песенный Богатырь / Пять струн имеющий струнный инструмент свой / Подмышкой несётʼ [6, c. 33].
Сравнение в героических текстах
Для любого эпоса (в нашем случае для героических песен) сравнения являются «важными и одновременно простейшим стилистическим средством, поскольку человек воспринимал окружающий мир опосредованно, через знакомые ему ранее предметы и явления» [2, c. 69].
Сравнение как художественное средство присуще всем фольклорным жанрам, но его удельный вес, состав и функции в каждом из них неодинаковы. Сравнения в героических текстах, как и гипербола, служат для выявления героического, поэтому роль их важна.
В мансийских героических песнях ключевым концептом является Ōтыр
‘богатырь’, который «является олицетворением непознанных сил природы, связанный с мифологией» [3, с. 51]. Большое количество сравнений в мансийских героических песня относятся именно к главному герою. С помощью сравнений описывается его внешний вид и место его обитания.
Внешние качества героя обычно просматриваются в соматике, например: Понсым сосыг китыг сам хумле [4, с. 37]‘Подобно спелой смородине два глаза’. В героических песнях соматические сравнения в основном употребляются при описании глаз, в отличие от сказочного жанра, где сравнивается вся соматическая лексика (глаза, язык, шея, клюв, нос, и т.п.) [7, с. 75].
У богатыря с помощью сравнений описывается и зоркость глаза:
Сāт тӯр ӯлтта сунсэг, / Сāт Āс мēсыг ӯлтта сунсэг ‘Через семь озёр даль видят, / Через семь излучин Оби даль видят’ [4, с. 37].
Описание быстрого роста также усиливается при использовании сравнения: Ты хōтал ōщнэ тāглэ хот-арыгты /Холыт хōтал квāлы, мōт тāгыл масы, / Эрыг хум, мōйт хум та кēмыл та яныгми ʻСегодня одеваемая одежда лишней становится, / Назавтра, вставая, другую одежду надевает. / Песенный мужчина, сказочный мужчина так быстро растётʼ [5, c. 27]; Ты хōтал ōщнэ тāглэ хот-арыгты, / Хотыл ōщнэ тāглэ хот-арыгты ʻСегодня одеваемая одежда уже не надобна, / Завтра одеваемая одежда уже не надобнаʼ [5, c. 29].
Речь богатыря обычно сравнивается с раскатом грома или голосом красной лисицы: Кēлп охсар турпа хум, / Сэмыл охсар турпа хум… ʻС голосом красной лисицы, / С голосом черной лисицы…ʼ [4, с. 45]; Нёлых турпа турыӈ рōӈхув рōӈхиме, / Овра турпа турыӈ рōӈхув рōӈхиме… ʻТихим голосом голосистым криком крикнув / Звучным голосом голосистым криком крикнувʼ [4, с. 81];
Нельзя не отметить богатырский сон Отыра: Осыӈ тāрпа тāрыӈ ӯлум хуйнэн халт, / Осыӈ товпа товыӈ ӯлум хуйнэн халт… ʻВо время твоего сна, крепкого, словно корни корневого дерева, / Во время твоего сна, толстого, словно ветви ветвистого дереваʼ [5, c. 81]; Ань эте сāт ёл-хуясум, / Хōталэ сāт ёл-хуясум ‘И вот ночей семь я проспал, И вот дней семь я проспал’ [4, с. 49]; Сыпа нёвлинэ сāри ӯлум… / Порха нёвлинэ сāри ӯлум ʻГлубоким сном, что можно наши шеи рубить… /Глубоким сном, что можно наше тело рубить…ʼ [4, c. 83]; Ам ты палытхуясум, Пāвлум эрыӈ пāвыл супыг вāрвес, / Ӯсум эрыӈ ӯс супыг вāрвес ‘Посёлок мой, может, наполовину посёлка уже разрушили, / Город мой, может, наполовину города уже разрушили’ (так долго я спал) [4, с. 49].
Сравнение используется и при описании артефактов, принадлежащих Отыру. Например: стол маленький: Лунт лāгыл талква пасан пōхан, / Вāс лāгыл талква пасан пōхан / Акван ты ӯтсумēн ʻСловно с гусиными ножками, возле низенького стола, / Словно с утиными ножками, возле низенького столика, / Мы рядышком селиʼ [4, c. 93]; кольчуга сравнивается с чешуёй рыбы: Сорых сāм хансаӈ тāглум ʻКольчугу свою, подобную чешуе рыбы сыркаʼ, а плот всегда длиною в два бревна: Кит йӣв ōлтум пōрат ʻНа плоту, длиной в два связанных бревнаʼ [5, c. 89, 93, 95]; сабля и стрела настолько острые, что врага срезают, словно траву, например: Сыраюм тыгле тотыгпӣлум: / Ур пум, вōр пум хольт мир рāгпи, / Сыраюм тӯвле тотыгпӣлум: / Ур пум, вōр пум хольт мир рāгпи ʻСаблей своей сюда поведу: / Словно горная трава, словно лесная трава, так люди подкашиваются, / Саблей своей туда поведу: / Словно горная трава, словно лесная трава, так люди падаютʼ [4, с. 45]; Сāт ӯйпи ӯйыӈ сāх ватыл хōнтыс. / Акв лым нялэт / Таквсы хӯл ёмас нурйив пуссын нуртсанэ ʻНашел зверей, место с семью лосями / Одной запущенной стрелой / Он нанизал всех, как осенних рыб на хорошую палкуʼ; Пāл хāльйӣв войкан сувкем ʻИз вдоль расколотой берёзы сделанный светлый хорейʼ [4, c. 95].
Гиперболизация
При описании количества врагов в героических текстах народа манси, как правило, используется гиперболизация, например: Ōс пун, лув пун ёмас лялькве ёхты пыл, …/ Хис нāмпыр, сэй нāмпыр вāрикēнум ‘Если враг придёт в таком количестве, как шерсть овцы, как шерсть лошади /… / Разрублю его на мелкие части, величиной с песчинку, величиной с пылинку’ [4, с. 69].
Няврам Касум-талих хара мāн ёмыс. Пуӈ халын ёхтыс: сāкваляк-сам, хулах-сам кит ӯй акв мāгылтāрыс хилэг. Тав вāт тал кēр тыньщаӈ сōхтыстэ, рēпыгтасаге, ань ӯиг акв тэлыл патвесыг ‘Ребёнок в верховья Казыма в простое место пошёл, в середину стада прошёл: с глазами сороки, с глазами ворона два оленя друг с другом землю копытами роют, он трёхсаженный железный тынзян собрал в руку, забросил, два зверя оба были заарканены’ [5, с. 43].
При изображении величины обычно используется идеализирующая гиперболизация: Сāт тāрыс яныт щеӈри-патта /…/ Хōт тāрыс яныт пӯт / Нāлваль ты тāгатылмēн ʻВ семь саженей величиной каменный котел / …/ В шесть саженей величиной котел/ Над огнем мы подвешиваемʼ [4, с. 77].
Итак, в рассмотренных нами мансийских героических песнях было выявлено следующее: особое значение при создании выразительности художественного произведения придают стилистические средства выразительности. Образное направление в произведениях литературы и фольклора несет в себе сравнительную характеристику, которая способствует охарактеризовать конкретнее, ярче и точнее одно явление или предмет, используя другой. Сравнение используется в качестве образного выражения, которое построено за счет сопоставления двух предметов или состояний, которые имеют некоторый объединяющий их признак. Данный художественный троп включает в себя три категории:
- «предмет» или то, что сравнивается,
- «образ» или то, с чем сравнивается,
- «признак» или то, на основании чего сравнивается с другими.
Еще одной разновидностью можно назвать гиперболу.
Таким образом, выше анализированные изобразительные средства (тропы), применяемые в героических песнях народа манси, могут представлять общие художественно-изобразительные свойства, присущие героическому эпосу вообще. Исходя из этого можно сделать следующие выводы:
– в мансийских героических песнях более активно употребляются сравнения;
– симпатия-уважение к герою лавному герою-богатырю является основным поводом применения сравнений и гипербол;
–сравнения и гиперболы в песнях героических, выполняя художественные функции, призваны вызывать особое представление о герое.
Список литературы:
Бактимирова А.Р. Лингвистическая и ономастическая поэтика татарских народных песен: автореф. дис … канд. филол. наук /А.Р. Бактимирова. – Казань, 2003. – 28 с.
Войтенко Е.П. Образные языковые средства в хакасском и русском эпосе: дис. … канд. филол. наук. – Новосибирск, 2010. – 214 с. (с. 69)
Динисламова С.С. Героический эпос манси как фактор духовно-нравственного развития личности / С.С. Динисламова // Современная финно-угорская филология: теория и практика: сб. матер.конф. XIV Югорские чтения. – Ижевск: ООО «Принт-2», 2016. – С. 46–55.
Именитые Богатыри Обского края. Книга 1. – Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ. – 150 с.
Именитые Богатыри Обского края. Книга 2. – Ханты-Мансийск: Изд-во Юграфика. – 2012. – 171 с.
Именитые Богатыри Обского края. Книга 3. – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015. – 171 с.
Кумаева М. В. Образные сравнения в мансийском фольклоре [Текст] / М.В. Кумаева // Инновации в науке: матер.кон. – М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2013. – С. 73-81.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса[Текст]: монография / Е.М. Мелетинская. – М., : Вост. лит., 2004. 462 с.
Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре. URL https://www.ruthenia.ru/folklore/meletneklgrinc.htm (дата обращения: 29.10.2019).
Тимохин В. В. Поэтика средневекового героического эпоса (повтор, антитеза, тропы): дис. … д. филол. наук. – М., 2000. – 439 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
СПбГУТ
Спасибо, очень коммуникабельный исполнитель, на сообщения отвечает, на замечания и коррект...
star star star star star
СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, ЛГУ им. А. С. Пушкина
вообще все супер! Елена быстро выполнила задачу (написать статью), учитывая все критерии. ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.