это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2477859
Ознакомительный фрагмент работы:
Духовно-нравственное воспитание – это комплекс мер, направленных на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений в реальной жизни. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: «эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе художественного, создание равных для всех детей возможностей, доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей».[1, раздел III].
Составляющие духовной жизни человека: НРАВСТВЕННАЯ, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ. Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это развитие у детей:
- нравственной способности – к различению добра и зла;
- эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного;
- религиозной способности – к различению истинного и ложного. [2, стр.10].
В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских, народных, православных традициях.
Актуальность статьи обусловлена следующими факторами:
1) Социокультурной ситуацией в стране, стремлением народов к возрождению своей самобытности, традиций, идущих из глубины веков. В этой связи формирование духовно-нравственной культуры ребенка и семьи, как неотъемлемой части культуры общества, приобретает особую остроту.
2) Взаимодействием ребенка со средой, которая играет важную роль в психическом развитии и становлении личности.
3) Обращением к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования через взаимодействие всех заинтересованных структур.
4) Духовно-нравственным воспитанием в Детской школе искусств через художественную деятельность во всем многообразии ее направлений, методов, форм, технологий.
Цель доклада: представление практик Детской школы искусств города Югорска (далее – школа) в сфере духовно-нравственного развития личности средствами изобразительного искусства.
В школе накоплен значительный опыт многолетней работы по реализации задач духовно - нравственного воспитания через уроки и внеурочную работу. В этой работе мы выделяем основные составляющие: сотрудничество, сотворчество, совместный поиск школы, семьи, Церкви, образовательных организаций и учреждений культуры.
Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его культурная жизнь. Задача педагога так знакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает их осмыслить.
Великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как:
1) «материнство», «мудрость старости»: в произведениях русских художников В. Максимова «Портрет старика»; К. Брюллова «Портрет графини с дочерью»; О. Кипренского «Мать и дитя», Венецианова «Кормилица с ребенком», иконой Владимирской божьей матери;
2) «сопереживание», «доброта», «великодушие», «сострадание»: В. Перова «Тройка»; Венецианова «Захарка», «Жнецы», И. Репина «Бурлаки на Волге», др.;
3) «поэзия повседневности» - эта тема посвящена бытовому жанру, где главными становятся размышления над системой ценностей, формирование эстетических вкусов и идеалов: картины русских художников П. Федотова, В. Перова, Б. Кустодиев, др.;
4) «исторические картины» - показывают исторический дух, единство и мощь русского народа, воспевают мужество и отвагу русской армии: В. Суриков («Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком»), др.
5) анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Чарушин, Н. Кондаков, А. Саврасов, И. Айвазовский, др.;
6) произведения живописи на религиозные и библейские темы, которые знакомят учащихся с христианством, как с частью мировой культуры, дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся, размышления о нравственных проблемах: А. Иванов «Явление Христа народу», картины и иконы А. Рублева «Троица», «Рождество Христово», «Вознесение». Произведения живописи и графики известных православных художников России: П.Рыженко, В.Нестеренко, В.Шилова, С.Ефошкина, Ю.Кротова, О.Молчанова, А.Адамова и других великих мастеров, работы которых отображают красоту Божьего мира, знакомят с традициями православной веры, православной культуры, несут в себе духовно-историческое содержание, призывают нас быть патриотами, гордиться своей Родиной, любить и защищать её. Эмоциональная насыщенность этих произведений оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.
Русский художник и педагог Павел Петрович Чистяков писал: «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет, [искусство] есть продукт души, духа человеческого, искусство суть те стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле» [3, стр.5].
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.
Воспитание детей средствами изобразительного искусства в школе включает огромную творческую и культурно-просветительскую деятельность: экскурсии, беседы, участие в выставках, конкурсах, фестивалях, благотворительных мероприятиях (экскурсии в Комнату боевой славы, ДЮЦ «Прометей», в городской музей, посещение Храма преподобного Сергия Радонежского, организация тематических выставок на разных площадках города, концертно-выставочные мероприятия), что способствует приобщению учащихся школы и населения города к культурному наследию.
Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему. А так же учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.
Еще одна особенность занятий изобразительным искусством – это возможность для юных художников участвовать в благотворительных акциях. Это может быть участие в школьных ярмарках, подготовка подарков для ветеранов или одиноких пожилых людей, для детей-инвалидов, пациентов Югорской больницы. У учащихся формируется понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку не за материальное вознаграждение, а за улыбку и благодарность человека, находящегося в более печальных жизненных условиях.
Педагоги и учащиеся школы реализуют для населения города социальные и волонтерские проекты: «Диалог поколений», «Краски милосердия», «Дорогою Добра» (с учреждениями социальной сферы, больницей); «Музыка для всех» (для детей – инвалидов РЦ Солнышко») «Художники в музыке и театре» (с учреждениями образования и культуры); «Война и победа в жизни моей семьи, моего города, моей страны»; «Палитра народов Югры». Дети участвуют в мастер – классах, в изготовлении подарков-сувениров для детского и взрослого населения, выездных выставках.
Благодаря проведенной работе мы получили положительные результаты: активное участие детей в общественных мероприятиях; доброжелательность в отношении друг друга; повышение грамотности современных родителей в вопросах духовного воспитания; рост духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения - высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор, гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей; пониманию и стремлению к общечеловеческим ценностям - идеалам Истины, Добра, Красоты, Жизни и Любви; здоровому образу жизни.
Наряду с вышеперечисленным считаем необходимым совершенствование координации усилий заинтересованных субъектов духовно-нравственного воспитания молодого поколения, координационных связей школы, семьи, Церкви. Перспективы: разработка и реализация новых социальных проектов, одним из которых будет проект: «Свет добра и милосердия», разработанный совместно с приходом храма в честь иконы Божией Матери Феодоровская и Детской школой искусств города Югорска.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Через красивое – к человеческому, такова закономерность воспитания».[6, стр. 10]. В художественном образовании эта закономерность является ведущей.
Список использованной литературы:
Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий // Социологические исследования. - 1995. - N 6.
Долотина О.П. Родители и дети // Начальная школа. - 1994. - N 8. - С.70.Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!