это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1765759
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. В условиях жизни современного общества к человеку предъявляется ряд весьма высоких требований. Он должен быть способен творчески, самостоятельно искать пути решения различных задач, должен уметь самостоятельно проявлять инициативу и организовывать свою деятельность необходимыми действиями и поступками. В результате этого обостряется потребность в воспитании у нынешнего молодого поколения такого важного и значимого в обществе качества, как самостоятельность.
Самостоятельность – это волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне [1].
Самостоятельность предполагает формирование у школьника такой позиции, при которой он сможет намечать себе цели, выбирать пути, методы, средства и способы их достижения, сможет организовывать, регулировать и осуществлять контроль своей деятельности.
Начинать формирование самостоятельности необходимо с детства, поскольку особенности психического развития младших школьников обуславливают их восприимчивость к педагогическому воздействию.
Семейное воспитание является одним из эффективнейших средств формирования самостоятельности младших школьников, поскольку позволяет включать ребенка не только в учебную деятельность, но и дает возможность развивать самостоятельность в различных видах деятельности, которые порой недоступны во время обучения в школе.
Цель исследования - изучить возможность формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста с применением комплексной программы формирования самостоятельности в условиях семейного воспитания.
Методика и организация исследования.
Исследование проводилось на базе МБОУ №142. В исследовании приняли участие 22 учащихся третьего класса и 22 родителя. В исследовании мы использовали карту воспитанности школьника и методику «Нерешаемая задача» Н.Н. Александровой, Т.И. Шульга, а также метод беседы.
Результаты исследования и их обсуждение.
В результате проведенного первичного исследования при помощи методики «Нерешаемая задача», нами было установлено, что 18% учащихся не обращались за помощью в решении задания и работали самостоятельно, 41% учеников работали самостоятельно в течение 10-15 минут, оставшийся 41% учащихся бросили работу, не выполнив ее.
В результате заполнения карты воспитанности школьника родителями, было выявлено, что по шкале «Самостоятельность и организованность» 18% родителей оценили самостоятельность ребенка «хорошо», 41% оценили как «удовлетворительно», и 41% родителей назвали самостоятельность ребенка неудовлетворительной.
На основании полученных данных нами была проведена беседа с детьми и родителями, и было выяснено, что существует несколько возможных причин несамостоятельности школьников. К таким причинам относят низкую осведомленность школьников о том, что такое самостоятельность, в чем состоит ее сущность, невовлеченность детей в бытовую сферу, отсутствие условий, способствующих развитию детского самоуправления, не применение на практике различных видов самостоятельных работ.
В результате, основываясь на полученные данные, нами была составлена и апробирована комплексная программа формирования самостоятельности в условиях семейного воспитания под названием «Мама, я справлюсь сам». Программа состоит из трех блоков, которые включают в себя развитие самостоятельности ребенка в зависимости от вида осуществляемой деятельности. К таким блокам относились: блок игровой деятельности, блок бытовой деятельности и блок творческой деятельности.
Также для родителей были составлены памятки с ключевыми правилами формирования самостоятельности у детей в условиях семейного воспитания.
После реализации программы нами было проведено повторное исследование по методике «Нерешаемая задача» Н.Н. Александровой, Т.И. Шульга, повторно были заполнены карты воспитанности школьника и проведена беседа.
В результате повторного исследования результаты изменились. Большинство родителей отметили, что школьники стали чаще проявлять инициативу, стали более усидчивыми и терпеливыми. Сами школьники смогли дать ответ на вопрос «Что такое самостоятельность» и смогли объяснить, в чем она заключается.
В результате проведенной повторной методики «Нерешаемая задача», нами было установлено, что 22% учащихся не обращались за помощью в решении задания и работали самостоятельно, 51% учеников работали самостоятельно в течение 10-15 минут, оставшийся 27% учащихся бросили работу, не выполнив ее.
В результате заполнения карты воспитанности школьника родителями, было выявлено, что по шкале «Самостоятельность и организованность» 27% родителей оценили самостоятельность ребенка «хорошо», 46% оценили как «удовлетворительно», и 27% родителей назвали самостоятельность ребенка неудовлетворительной.
Результаты исследования позволяют нам утверждать, что в условиях семейного воспитания также происходит формирование самостоятельности школьников, как и в учебной деятельности.
Выводы.
Таким образом, нами было проведено исследование уровня самостоятельности школьников. Было выяснено, что лишь 18% учащихся и родителей оценивали самостоятельность ребенка как «хорошая». Оставшиеся 82% показали удовлетворительный и неудовлетворительный уровень самостоятельности школьников.
В результате беседы выяснились причины, по которым у детей наблюдался низкий уровень самостоятельности. К ним отнеслись: низкая осведомленность детей о том, что такое самостоятельность и в чем она проявляется, низкая вовлеченность в бытовую и трудовую деятельность в условиях семейного воспитания.
Нами была составлена программа формирования самостоятельности школьников в условиях семейного воспитания, которая включала в себя 3 блока (игровой, бытовой и творческий), а также были разработаны памятки для родителей по формированию самостоятельности школьников в условиях семейного воспитания.
В результате реализации программы нами было проведено повторное исследование, показавшее улучшение уровня самостоятельности школьников и их осведомленности о данном понятии.
Таким образом, основываясь на нашем исследовании, можно сделать вывод, что практическое применение различных видов деятельности способствует развитию умения работать самостоятельно и формирует самостоятельность школьника, а процесс формирования данного качества происходит успешнее, если происходит опора на собственную активность ребенка.
Список использованных источников:
Копорулина, Н.В. Самостоятельность. Психологический словарь/сост.Н.В.Копорулина, под ред.Ю.Л.Неймера. - Ростов н/Д:Феникс, 2003. - С.640
Методические рекомендации по воспитанию самостоятельности у младших школьников: метод, пособие/ МГУ им.А.А.Кулешова;сост. Г.С.Поддубская. - Могилев, 1989
Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность/Г.С.Поддубская// Пачатковая школа. - 2010. - №8. – 63 - 66 с.
Рапацевич, Е.С. Самостоятельность/Педагогика: большая соврем. энцикл./сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. – 515 с.
Шинтарь, З.Л. Интеллектуальная самостоятельность младших школьников/З.Л.Шинтарь// Пачатковая школа. - 2007. - №8. - С.12 – 16.
Янотовская, Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности/ Ю.В.Янотовская. - М.: 1973.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!