это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1769180
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение……………………………………………………………. 3
1. Модернизация экономики: основные аспекты…………………... 5
1.1. Характеристика инновационной экономики…………………….. 5
1.2. Подзадачи модернизации экономики…………………………….. 6
2. Особенности модернизации экономики………………………….. 7
2.1. Ключевые проблемы модернизации экономики………………… 7
2.2. Основные меры модернизации экономики………………………. 8
3. Технологические инновации в экономике……………………….. 14
3.1. Программная часть ………………………………………………... 14
3.2. Целевые индикаторы………………………………………………. 15
Заключение…………………………………………………………. 17
Список использованных источников…………………………….... 18
ВВЕДЕНИЕ
Инновации, научно-технический прогресс в современных условиях стали основой устойчивого экономического роста практически всех стран мира. Они позволяют полнее удовлетворять потребности общества, населения в разнообразных видах продукции и услуг при существенной экономии природных ресурсов, сырья и материалов, ведут к коренным изменениям в технологическом способе производства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современное время инновационные технологии применяются повсеместно, они стали основой для развития экономической сферы. Рассмотрение инновационных технологий позволит изучать вопросы модернизации в дальнейшем.
Цель данной работы заключается в полноценном изучении модернизации экономики на основе технологических инноваций.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть характеристику инновационной экономики.
Изучить подзадачи модернизации экономики.
Ознакомиться с ключевыми проблемами модернизации экономики.
Описать основные меры модернизации экономики.
Выявить программную часть.
Узнать о целевых индикаторах.
Основные аспекты инновационных технологий освещались многими авторами и специалистами данной области: Авсяников Н.М., Валдайцев С.В., Глазьев С.Ю. и др.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения в области экономики, отраженные в трудах различных авторов (Оболенский В.П., Погодина Т.В., Фатхутдинов Р.А., Янковский К. и т.д.). Тема является полноценно изученной и обеспеченной необходимыми источниками для исследования.
Исследование имеет значительную практическую значимость, поскольку изучение модернизации экономики на основе технологических инноваций необходимо для возможности дальнейшего исследования данной темы. Кроме того, полученные выводы могут быть использованы в деятельности, направленной на совершенствование экономических отношений в сфере инноваций.
1. Модернизация экономики: основные аспекты
1.1. Характеристика инновационной экономики
Инновационная экономика представляет собой подвижную систему, которая способна быстрым и гибким образом приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому многие страны подчеркивают значение малого и среднего бизнеса в инновационной экономике, поскольку он более подвижен и способен к постоянному обновлению продукции. Существенная роль в инновационной экономике принадлежит информационному сектору - владение информацией и принятие адекватных решений (для которых также необходима информация о технологических, образовательных, рыночных возможностях страны) становится условием национального успеха.
Оценка современных тенденций развития экономики ведущих западных стран говорит о том, что инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным [3, 76 c.].
Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.).
1.2. Подзадачи модернизации экономики
К основным подзадачам модернизации экономики относятся следующие:
- стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров;
- формирование благоприятных условий для технологической модернизации отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок;
- формирование и реализация национальных приоритетов технологического развития, в рамках которых на основе частно-государственного партнерства конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики обеспечивается преимущественно за счет технологий отечественной разработки [4, 69 c.].
2. Особенности модернизации экономики
2.1. Ключевые проблемы модернизации экономики
В силу высокой конкуренции большинство компаний испытывают потребность в инновациях, но она находится в разрыве со спросом на инновации из-за высоких рисков, связанных с осуществлением инноваций, множественности административных барьеров, проблем доступа к долгосрочным финансовым ресурсам при неразвитости (недостаточной распространенности) механизмов частно-государственного партнерства. Это приводит к «отсечению» значительной части компаний второго эшелона от инновационной деятельности, при этом спрос на инновации сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора.
Длительный характер необходимых исследовательских работ в сочетании с краткосрочностью и непредсказуемостью государственной политики, определяющей спрос на технологические инновации, приводит к тому, что спрос на инновации со стороны компаний носит преимущественно спотовый характер, при этом с их стороны отсутствует долгосрочный системный (программный) спрос на инновации.
Российская инновационная система чаще «предлагает» компаниям не инновационный продукт, а определенные полуфабрикаты. В этой связи компании должны идти на дополнительные риски, связанные с реализацией российских инновационных решений.
Влияние предложения на спрос в сфере инноваций остается весьма слабым, что связано с технологической отсталостью большинства компаний. Усиливается «эксплутационный разрыв» между числом созданных изобретений и числом изобретений, фактически внедренных на коммерческой основе в российских компаниях.
Использование в российской экономике существующего человеческого капитала и накопленных знаний ограничивается слабостью кооперационных связей между производственным и научным секторами, что проявляется в низком уровне диффузии знаний и инноваций на основе формирования научно-производственных сетей и рынков технологий.Корпоративный сектор характеризуется неразвитостью сетей субподряда, при этом малый инновационный бизнес плохо интегрирован в цепочки формирования стоимости. В сочетании с плохой восприимчивостью средних и крупных компаний к инновациям в силу их недостаточно эффективных систем управления это существенно ограничивает приток в корпоративный сектор российских инновационных решений [5, 98 c.].
2.2. Основные меры модернизации экономики
К основным мерам модернизации экономики на основе технологических инноваций относятся следующие:
Стимулирование спроса на инновационные технологии в корпоративном секторе, технологического перевооружения компаний, произведение выпуска и экспорта новой продукции, формирование новых фирм в таких формах:
- субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, которые привлекаются непосредственно для выпуска новой продукции по высоким технологиям;
- введение «сверхускоренной амортизации» - инвестиционной премии для компаний в виде единовременного списания на расходы 50% затрат на передовые технологические комплексы;
- установление нулевой таможенной пошлины при экспорте произведенной в Российской Федерации высокотехнологичной продукции;
- долевое участие государства в финансировании сертификации инновационной продукции на соответствие международным стандартам безопасности и качества;
- государственное софинансирование выставочной деятельности высокотехнологичных российских компаний;
- «настройка» мер государственной поддержки наукоемкого экспорта в соответствии с потребностями компаний «второго эшелона», среднего бизнеса, в частности государственное софинансирование маркетинговых затрат средних компаний при их выходе на зарубежные рынки;
- поддержка импорта перспективных технологических комплексов посредством предоставления инвестиционных кредитов и гарантий государственными институтами развития.
Налоговое стимулирование научно-технической деятельности и спроса на ее результаты в следующих формах:
- отнесение к учитываемым затратам при определении налога на прибыль 100% затрат на НИОКР вне зависимости от их завершенности и достигнутых результатов, при этом при условии патентования результатов – до 130-150% затрат на проведение НИОКР;
- введение льготы по налогу на прибыль в объеме 30-40% от годового прироста затрат компании на НИОКР;
- освобождение от обложения НДС патентно-лицензионных операций (кроме посреднических);
- освобождение от обложения НДС операций (кроме посреднических), связанных с реализацией российской научной продукции и научных услуг;
- установление нулевой таможенной пошлины и освобождение от обложения НДС (10%) для импорта оборудования и приборов, используемых для научно-исследовательских целей [6, 72 c.].
Содействие развитию международной технологической интеграции российских компаний путем:
- развития системы технических регламентов и гармонизация их с международными;
- совершенствования таможенного законодательства в направлении стимулирования использования различных режимов ввоза передовых технологий и обеспечения эффективной реализации совместных технологических проектов;
- совершенствования (детализации) таможенной классификации в интересах обеспечения прозрачности технологического экспорта и импорта;
- либерализации капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов;
- внесения изменений в нормативную правовую базу военно-технического сотрудничества, стимулирующих международную технологическую интеграцию российского ОПК (действующее законодательство и нормативная база, ориентированные на стимулирование прямого экспорта товаров и услуг, затрудняют реализацию совместных разработок и участие российских компаний в современных технологических и производственных проектах, при этом ограничен доступ к таким проектам российских компаний, находящихся в частной собственности).Развитие общих условий для частно-государственного партнерства в реализации национальных приоритетов технологического развития путем:
- создания механизмов экспертного влияния корпоративного сектора на формирование государственного научного заказа;
- разработки на постоянной основе долгосрочного прогноза мирового научно-технического развития с привлечением представителей научного и бизнес-сообщества;
- подготовки регулярных публичных государственных прогнозов изменения тарифов на услуги (продукцию) субъектов естественных монополий;
- определения долгосрочной государственной политики по развитию стандартов (прежде всего, экологических), а также по изменению платы за природные ресурсы;
- развития инструментов «мягкого» взаимодействия государства с бизнесом в инновационной сфере (на уровне отраслевых и региональных ассоциаций);
- содействия в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в компаниях.
Программная реализация национальных приоритетов технологического развития, включающая следующие функциональные элементы:
- регулярное уточнение национальных приоритетов технологического развития;
- формирование ФЦП «Научно-технологическая база России» и ее реализация, начиная с 2007 г., на основе отбираемых на конкурсной основе предметно-ориентированных мегапроектов в рамках национальных приоритетов технологического развития;
- подготовка регулярных официальных докладов о достигнутых результатах в разработке передовых технологий;
- регулярная оценка органами исполнительной власти потребностей и перспектив использования созданных передовых технологий в рамках отраслей и секторов для организации выпуска новой высокотехнологичной продукции, формирование на этой основе соответствующих федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля;
- дополнение системы целевых показателей, характеризующих результативность деятельности отраслевых министерств и ведомств, показателями, которые характеризуют инновационные аспекты развития соответствующих отраслей;
- формирование федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля в соответствии с перспективным инновационным спросом и достигнутыми результатами в развитии российской научно-технологической базы;
- регулярный конкурсный отбор заявок создания технико-внедренческих зон;
- регулярное проведение конкурсов среди инвесторов на создание высокотехнологичных компаний в формируемых технико-внедренческих зонах.
Государственная поддержка проектов совместных исследований компаний с институтами и университетами в рамках национальных приоритетов технологического развития путем:
- предоставления грантов государственных фондов по поддержке научно-технической деятельности компаниям для проведения прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований;
- государственного софинансирования институтов и университетов в проведении прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.
Обеспечение инновационной направленности системы закупок для государственных нужд путем:
- оценки органами исполнительной власти долгосрочных потребностей в передовых технологиях и высокотехнологичных продуктах для решения возложенных на них задач;
- проведения тендеров по партнерским (с участием компаний и исследовательских организаций) исследовательским проектам в рамках закупок для государственных нужд;
- определение требований к крупным компаниям при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд по заключению субконтрактов с небольшими фирмами (в настоящее время существуют квоты по участию малых предприятий в выполнении заказов для государственных нужд только на первичном уровне – уровне госконтрактов);
- совершенствование правовой нормативной базы использования лизинга в интересах обеспечения закупок для государственных нужд (проблема связана с целесообразностью привлечения негосударственных инвестиций для создания технологически сложной продукции для государственных нужд в условиях ограниченных сроков действия государственных обязательств и недостаточной эффективности лизинговых операций в технологически сложных проектах) [7, 134 c.].
Расширение и «программирование» спроса на инновации в крупных компаниях, находящихся под государственным контролем, путем:
- определения концепций инновационного развития таких компаний;
- разработки программ долгосрочных партнерских исследований, проводимых совместно с научными организациями;
- разработки планов внедрения в таких компаниях передовых российских разработок и мониторинга их выполнения [1, 98 c.].
3. Технологические инновации в экономике
3.1. Программная часть
Программная часть включает в себя внедрение мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», которые в первую очередь имеют отношение к блоку коммерциализации технологий. Также данная часть включает модернизацию отдельных ФЦП технологического профиля, реализацию целевых федеральных и ведомственных программ технологического переоснащения наукоемких направлений в экономической сфере. Кроме того, программная часть осуществляет разработку и реализацию 4-6 достаточно крупных «прорывных» ФЦП технологического профиля, реализацию отраслевых «мегапроектов» в рамках целевых ведомственных программ [2, 103 c.].
Федеральные целевые программы технологического профиля должны отвечать различным принципиальным требованиям.
Предметом программы является развитие такого сектора российской экономики, где основным фактором обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке становятся российские технологии и подготовленные высококвалифицированные кадры.
Программа ориентирована на занятие российскими компаниями значительной доли внутреннего рынка продуктов или услуг и (или) позиционирование в разумном масштабе на внешнем рынке.
Программа направлена на капитализацию на территории России существенного объема результатов разработки новых российских технологий, ключевых для развития того или иного сектора российской экономики, при этом программа «открыта» для использования передовых зарубежных технологий, отечественных аналогов которым нет.
Программа реализуется на основе активного использования инструментов частно-государственного партнерства, при этом основные инвестиции в развитие производства или сети высокотехнологических услуг должны осуществляться частным бизнесом.
Управление программой обеспечивает ее гибкость и адаптивность, своевременное использование новейших научных достижений и технологических решений.
Результаты программы характеризуются устойчивостью и потенциалом саморазвития – достигнутые позитивные сдвиги и тенденции в ходе реализации программы должны развиваться и после ее прекращения.
При реализации стратегии должны осуществляться периодическая оценка и коррекция отраслевых целевых программ технологического профиля.
Основой для корректировки состава и содержания мероприятий действующих ФЦП технологического профиля и формирования новых целевых технологических программ должны стать две широкопрофильные технологические ФЦП:
Программа развития научно-технологической базы. Эта программа будет формировать технологическую базу для отраслевых ФЦП технологического профиля и для российских коммерческих технологических компаний в целом и обеспечивать развитие соответствующей инновационной инфраструктуры.
Программа развития технологий военного и двойного назначения. Данная программа должна осуществляться, в рамках расходов на оборону, совместно Минобороны России, Минпромэнерго России, Росатомом и Роскосмосом при участии Минобрнауки России. Роль Минобрнауки России в этой программе состоит в координации работ по трансферу технологий как из военного сектора в гражданский, так и наоборот, а также в обеспечении эффективного регулирования прав на результаты интеллектуальной собственности.
3.2. Целевые индикаторы
Основные целевые индикаторы модернизации экономики на основе технологических инноваций представлены в таблице 1 [8, 94 c.].
Таблица 1. Целевые индикаторы инновационных технологий
Целевые индикаторы Процентное значение
1. Удельный вес инновационной промышленной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке (%):инерционная динамика 5,0 6,0 7,5
с учетом реализации стратегии 5,0 8,0 15,0
2. Удельный вес инновационной промышленной продукции в экспорте промышленной продукции (%):инерционная динамика 6,0 7,5 10,0
с учетом реализации стратегии 6,0 9,0 20,0
3. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций (%):инерционная динамика 11,0 12,2 4,0
с учетом реализации стратегии 11,0 13,6 20,0
4. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций (%):инерционная динамика 28,0 33,0 40,0
с учетом реализации стратегии 28,0 35,0 60,0
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях современности человечество в своем развитии вступило в стадию формирования постиндустриальной экономики, основную роль в которой играют инновационные технологии. Итогом формирования такой экономики становится создание инновационной экономики, которая считается стратегическим направлением развития экономики страны.
Формирование новых знаний и технологий, а также их применение в интересах социально-экономического развития страны определяют роль и место государства в мировом сообществе, а также уровень обеспечения национальной безопасности.
В данной работе была рассмотрена характеристика инновационной экономики, изучены подзадачи модернизации экономики и ключевые проблемы модернизации экономики. Также были описаны основные меры модернизации экономики. Кроме того, была выявлена программная часть и целевые индикаторы модернизации экономики. Таким образом, полноценно была изучена модернизация экономики на основе технологических инноваций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Борисов, Е. Ф. Основы экономики / Е.Ф. Борисов. - М.: Дрофа, 2017. - 416 c.
Каменецкий, В.А. Основы социальной экономики / В.А. Каменецкий. - М.: Экономика, 2012. - 262 c.
Козырев, В. М. Основы современной экономики / В.М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 528 c.
Модернизация экономики на основе технологических инноваций: моногр. / А.Н. Асаул и др. - М.: АНО "ИПЭВ", 2014. - 608 c.
Новицкий, Н. А. Инновационная экономика России. Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты / Н.А. Новицкий. - М.: Либроком, 2013. - 328 c.
Носова, С. С. Основы экономики / С.С. Носова. - М.: Владос, 2016. - 272 c.
Слагода, В. Г. Основы экономики / В.Г. Слагода. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 224 c.
Сухарев, О. С. Основы институциональной и эволюционной экономики / О.С. Сухарев. - Москва: ИЛ, 2014. - 392 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
сделать технологические карты по этим предметам
Отчет по практике, Математика, русского ,окружающего ,литературы,изо,технологий
Срок сдачи к 25 дек.
нужны дневники без дат
Отчет по практике, дневник учебной практики и дневник производственной практики, педагогика
Срок сдачи к 23 дек.
1. Главные цели и задачи социально-экономического развития до 2030...
Презентация, региональное управление
Срок сдачи к 22 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02532
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 24 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02533
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 23 дек.
Написать план воспитателя для детей среднего возраста на январь 2025. Детский сад . Не коррекционный .
Другое, План, педагогика
Срок сдачи к 25 янв.
1. Найти решение задачи графическим методом.
Контрольная, теория оптимизации, физика, механика
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!