это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1783103
Ознакомительный фрагмент работы:
Проблемное обучение представляет собой организацию учебных занятий, когда обучающиеся самостоятельно создают и разрешают проблемные ситуации. Преподаватель при этом выполняет роль руководителя, не замещая при этом своими действиями деятельность студентов.
Разработкой данного научного направления занимались С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, П.Я. Гальперин, Ю.К. Бабанский и др.
Базовым понятием в теории проблемного обучения является понятие «проблемная ситуация». Оно включает в себя состояние «интерректуального затруднения» [7], при котором обучающийся не может применить имеющиеся у него знания для решения проблемы или уже известные ему способы не позволяют выполнить знакомые действия. Также одним из главных понятий проблемного подхода в обучении является понятие «проблема». Под обычно понимают трудность в разрешении проблемной ситуации, которая может быть разрешена с помощью исследовательской активности.
Учебная проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса, проблемной задачи или проблемного задания, которые и помогают отразить описанные выше противоречия.
Ведущая деятельность студентов как субъектов образовательного процесса – научно-исследовательская, предполагающая высокую поисковую активность и умение творчески мыслить. Применяя те способы решения образовательных задач, которыми пользовались в школе, студенты не могут развиваться как будущие профессионалы в своей сфере. Именно поэтому так важно использовать методы проблемного обучения со студентами как средство формирования новых способов действий. [9]
Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование выпускник, освоивший программу бакалавриата, помимо прочих, должен обладать такими компетенциями как:
Способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве; готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования, способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов [10] – то есть должен сам уметь решать педагогические и жизненные продлемы, используя имеющиеся знания. способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности, руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся [10] – то есть должен уметь создавать условия для проблемного обучения в процессе обучения биологии.
Таким образом, преподаватель в ходе изучения биологических, педагогических и других дисциплин, должен ориентироваться именно на эти два пункта: способность самостоятельно решать проблемные ситуации, применяя имеющиеся знания, и способность создавать условия для реализации проблемного обучения.
Цель нашего исследования – выявить, каким образом проблемный подход в обучении влияет на формирование предметных знаний студентов по биологическим дисциплинам
Объект – проблемный подход в обучении
Предмет -
Рассмотрим работу педагога в процессе организации проблемного обучения. Прежде всего, он должен создать проблемные ситуации, сообщить учащимся факторы и организовать учебно-познавательную деятельность, так, чтобы, анализируя факты, учащиеся сделали выводы самостоятельно, учитель при этом может лишь управлять и оказывать помощь, но не подменять собой деятельность ученика [1].
Дидактические возможности проблемного обучения заключаются в том, что в процессе решения задачи студенты предельно внимательно выслушивают задачу, проблему, либо формулируют её сами, мотивация к познавательной деятельности при этом высока. Мыслительная деятельность студентов активизируется при преодолении познавательного затруднения, а желание получить новые знания, умения и навыки возрастает, так как учащиеся в решении проблемы приходят к выводу, что имеющихся ресурсов часто недостаточно. Также в процессе разрешения противоречия студенты учатся находить оптимальный выход из затруднительной ситуации [8].
Как преподавателю создать проблемную ситуацию для достижения этих целей?
М.И. Махмутов предложил несколько способов создания проблемной ситуации, которые мы опишем применительно к биологическим дисциплинам [7].
Предъявить учащимся несколько фактов, и указать на несоответствие, противоречие между ними. К примеру, предъявить учащимся спор двух людей, один из которых утверждает, что болеть ему или нет, закаляться и прививаться от болезней или нет – это его личное дело, а второй противопоставляет ему своё мнение о том, что здоровье – это достояние всей нации, а не его личное дело. Студентам предлагается решить, кто из них прав [8,c.41].
Использовать учебные и жизненные ситуации, которые возникают у учащихся. В данной ситуации проблемная ситуация возникает при попытках студентов дойти до сути явления, наблюдаемого ими в реальной жизни. Чаще всего они даже сами формулируют проблему.
Организовать решение задачи на практическом занятии, где нужно пронаблюдать (например, в микроскоп) и назвать какой-то процесс найти объяснение какому-либо явлению природы. Часто это предполагает работу в лаборатории.
Побудить учащихся к анализу явлений и фактов, порождающих несоответствия между научными данными и житейскими представлениями о них. Например, предъявить студентам следующий факт: «Иногда случается так, что люди лечатся от бактериальной инфекции противовирусными препаратами. Между тем, в науке давно известно, что данные виды инфекций лечатся абсолютно по-разному».
Выдвинуть гипотезу и предложить подтвердить или опровергнуть её. Например, такую. Если на лицо спящего человека сядет комар, то человек рефлекторно сгонит его, не просыпаясь [8,c.51].
Побудить студентов к сравнению, сопоставлению и противопоставлению явлений под влиянием которых рождается проблемная ситуация. Например, предложить вспомнить движения конечностей футболистов на тренировке: нога в бедренном суставе производит лишь круговые явления, а в коленном движется лишь назад [8,c.56].
Побудить учащихся к обобщению новых фактов, и «рождению» из этого проблемной ситуации, так как в процессе сравнения появятся новые факты и признака, которые потребуют объяснения. Например, фагоцитоз и врождённый иммунитет присущи и человеку, и млекопитающим, и другим животным. [8,c.75].
Познакомить учащихся с фактами, которые, на первый взгляд, не имеют научного объяснения или идут в разрез с представлениями студентов, что приводит к постановке проблемы. Например, о том, что рог носорога состоит не из костной ткани, а из кератина, который также содержится в волосах.
Организовать межпредметные связи (с физикой, химией, или любой другой учебной дисциплиной).
Переформулировать вопрос. Например, вместо: «Назовите функцию органов дыхания» задать вопрос: «Почему человек без воды может прожить несколько дней, а без воздуха – не более нескольких минут?» [8,c.96].
Конечно, к биологическим дисциплинам возможно применять любые из этих способов, но все они служат общим целям: возбуждению познавательного интереса, мотивация к познанию и познавательной активности, активизации творческого начала и самостоятельности.
Таким образом, влияние проблемного подхода в обучении на формирование предметных знаний студентов по биологическим дисциплинам выражается во влиянии на способность самостоятельно решать проблемные ситуации, применяя имеющиеся знания, и способность создавать условия для реализации проблемного обучения. Интерес к предметным знаниям увеличивается за счёт самостоятельного получения знаний. Более того, при проблемном обучении студенты с наибольшей вероятностью могут стать не просто биологами-практиками, но и научными работниками, мыслящими творчески и способными на новые открытия.
Список литературы:
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников - Ростов-на-Дону, 1970.
Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Калининград: Калинингр. ун-т., 1998.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка - М.: Изд-во МГУ, 1985.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы - М.: Знание, 1991.
Кукушин В.С. Теория и методика обучения - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории - М.: Педагогика, 1975.
Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье - М.: Просвещение, 1989.
Никитина Е.Ю. Педагогические условия реализации проблемного подхода в обучении физике в педагогическом вузе. – №37_- Известия РГПУ, 2007 . – С. 289-294
Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 N 91 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 N 41305)
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования - М., 1958.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!