это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1784123
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1……………………3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………… 7
Список литературы…… 8
Глава 1 В. С. Соловьев является одним из великих русских мыслителей, сделавших большой вклад в русскую религиозную философию. Его статья «Смысл любви» входит в цикл его статей, которые были опубликованы в журнале «Вопросы философии и психологии» 1892-1894 гг. Содержание данной статьи следующее. Соловьев полагает неверным усмотрение смысла половой любви в одном только размножении рода. Он утверждает, что этот смысл лежит в «идее высшего организма». Так, он на примере перехода от низших организмов к высшим доказывает, что, чем выше класс организма, тем меньше размножение, а половое влечение, тем не менее, больше. У человека, например, продолжает Соловьев, «половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы…» [1]. Таким образом, он замечает обратное отношение между уровнями половой любви и размножения. Следовательно, степень половой любви, по мнению мыслителя, никак не связана со степенью размножения.
Поскольку, среди человечества отмечается наибольшая индивидуализация, чем у менее сложных организмов, то задачей человечества является появление на свет «индивидуальностей», пригодных для мировой цели, а не простое размножение. В этом, согласно Соловьеву, состоит суть исторического развития человечества. Для осуществления этой цели необходимо наличие «индивидуально-определенных производителей», т.е. не просто наличие связи с кем-либо, а только с тем, кто представляет «притягательную силу», способен подарить «высшее блаженство» [1] для другого человека. В этом Соловьев видит главное отличие человеческой любви от животной.
Также Соловьев пишет якобы об отношении между силой полового влечения и потомством. Будто бы природой задумано, что чем выше половое влечение между людьми, тем важнее и значительнее потомство. Соловьев по этому поводу пишет, что если мировая воля заинтересована в рождении определенного человека, то она преодолеет все препятствия, мешающие воссоединению двух человек и возбуждению в них «чрезвычайно сильной страсти».
На деле, отмечает Соловьев, сильная любовь может быть неразделенной или не производить никакого потомства. Так, обычно сильная любовь бывает несчастной и не приносит потомства, замечает философ. В качестве примера он приводит существование таких великих людей, как Шекспир, Колумб, которые родились от «заурядных» родителей.
Поэтому Соловьев пишет, что не существует прямого соответствия между силой любви и значением потомства. Исходя из этого, Соловьев делает несколько выводов. Во-первых, сильная любовь, как правило, является не разделенной. Во-вторых, сильная страсть может привести к трагическому концу, не доходя до рождения потомства. В-третьих, счастливая любовь, обыкновенно, остается бесплодной. Если же все-таки, она привела к рождению потомства, то оно является заурядным.
Соловьев считает, что любовь не является средством для воспроизведения значимого потомства, задуманного мировой волей, «провиденциальным планом» [1]. Доказательством этому служит пример священной истории, где любовь не служит средством исторических целей, заключающихся в продолжении рода.
Во второй статье, Соловьев говорит об еще одном отличии человека от животных, которое заключается в наличии у человека «разумного сознания», позволяющего ему сообразовывать свои действия со своим сознанием, совершенствовать свою жизнь и природу, не выступая за рамки «человеческой формы». Следовательно, человек есть высшее существо природы, «конец мироздательного процесса» [1]. Так, по мнению Соловьева, чем выше индивидуальное, религиозное, научное сознание человека, тем выше всеобщее сознание человечества. Поэтому задачей человеческой истории является восстановление генетической преемственной связи в жизни человечества. Человек, поэтому, не только выступает как часть природы, но и может выходить за пределы природы через познание религии, науки, нравственности, творчества. Это позволяет ему быть центром «всеобщего сознания природы, душой мира», «потенцией абсолютного всеединства» [1].
Сама любовь рассматривается Соловьевым как проявление истины, которая заключается в живой силе, захватывающей внутреннее существо человека и выводящая его из ложного самоутверждения, из эгоизма. Следовательно, смысл человеческой любви видится мыслителем в «оправдании и спасении индивидуальности через жертву эгоизма» [1], поскольку любовь реализует жизнь в другом. Эгоизм же определяется Соловьевым как «самоотрицание и гибель» [1].
В следующей статье содержится то положение, что половая любовь отличается от других видов любви тем, что она более интенсивна, имеет более захватывающий характер, несет за собой возможность более полной и всесторонней взаимности, способна соединить две жизни в одну.
Можно отметить, исходя из текста, что человек содержит в себе не только животную материальную природу, но и идеальную, через которую осуществима связь с Богом. Сам Бог, при этом познается в разуме. Однако, в любви он способен, согласно Соловьеву, познаваться конкретным и жизненным образом. В связи с этим, любовь выступает неким средством воссоединения с Богом, поскольку служит отражением образа Бога в мире материальном, рассматривается как духовное начало.
Внешнее же воссоединение, которое проявляется в половой связи, не имеет отношение к любви, а служит лишь ее окончательной реализацией. Поэтому еще раз согласимся с Соловьевым, что любовь не есть только физиологический процесс, а духовный, способствующий восстановлению единства и целостности человека, его индивидуальности. Только любовь, а не искусство, наука или политика имеет связь с образованием человеческой индивидуальности, считает Соловьев. Только она «наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь» [1].
Поскольку человек существо природное, то для него естественно неограниченное половое влечение. Но, как существо духовное, имеющее разум и сознание, он должен этого стыдиться, сообразовываясь, согласно Соловьеву, с нравственностью. Тем самым, приближаясь к духовному началу, человек находит противоестественным для себя «проблески» в нем животной природы. Однако, Соловьев считает аномалией как чисто духовную любовь без половых инстинктов, так и только физический союз между людьми. Нормой же считается восстановление целостности человека через истинную любовь, которая торжествует над смертью. Восстановление образа Божия в материальном мире, где царствует любовь, происходит посредством творческого созидания человека, нахождения образа Божия в предмете любви.
Истинная любовь по Соловьеву основана на вере в предмет любви, с помощью чего данный предмет утверждается как «существующий в Боге» и «обладающий бесконечным значением» [1]. Воображение идеальной формы в любимом предмете, таким образом, ведет к познанию всеединой сущности. И, так как, человек любит в другом как идеальное, так и природное, то истинная любовь проявляется как в восходящем, так и нисходящем аспекте. Божественная сущность воплощается в индивидуальной жизни человека через половую любовь, через соединение. Возвышение же физической любви над истинной и духовной приводит к тому, что любовь становится бессильной против смерти, не может нести за собой вечность. Религия и нравственность оберегают человека от захватывания его материальным миром, но пока не приводят к победе над смертью. На это способно по Соловьеву только внутреннее перерождение любви. Спасение человека возможно, следовательно, через истинную любовь, соединение своей индивидуальной жизни вместе со всеми или же сообща, т.е. посредством признания истинного всеобщего блага. В целом, Соловьев утверждает, что реализация всеединой идеи происходит лишь в полноте совершенных индивидуальностей. Это возможно через развитие каждой индивидуальности во всеобщем единстве, в общем историческом процессе. Сознательность человека должна иметь целью воплотить идеал всеединства, возвыситься над материальным. Это возможно с помощью истинной любви, имеющей связь с всеобщей истинной, заключает Соловьев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, статья Соловьева «Смысл любви» содержит следующие положения. В первой статье Соловьев не видит связи между силой любви и размножением. Он отрицает, что, чем сильнее любовь, тем значительнее потомство, которое должно играть важную роль в историческом развитии человечества. Во второй статье, любовь представляется как средство преодоления эгоизма. Половая любовь также рассматривается, как имеющая преимущество перед мистической, материнской, дружеской и другими видами любви. В третьей статье Соловьев пытается выяснить подлинную цель любви. Так, она видится в восстановлении образа Божия в мире материальном, в человеке. Тем самым, признается наличие религиозного духовного начала в любви между мужчиной и женщиной.
Уже в четвертой статье любовь воспринимается как вечное начало, побеждающее смерть, делающее человека единым с другим. Смерть же рассматривается как дезинтеграция существа. При этом ложная духовность является отрицанием плоти, а истинная - «перерождением, спасением, воскресением». Поэтому пятая статья содержит идеи о всеединстве и Вечной женственности. Он пишет, что дело человека состоит в «общем деле всего мира, в реализации и индивидуализации всеединой идеи и одухотворении материи», что «подготовляется космическим процессом в природном мире и совершается историческим процессом в человечестве» [1].
Таким образом, любовь служит как средство бессмертия, одухотворения материального. С помощью любви человек достигает всеединства как всеобщей исторической идеи.
Список литературы
1. Соловьев В.С. Смысл любви. - М.: Современник, 1991.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!