это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1788212
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Цель и задачи нравственного воспитания МЧС 4
2. Научно-педагогические основы нравственного воспитания в
подразделениях МЧС 7
3. Особенности нравственного воспитания 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
В современных условиях развития государства и общества значение
образования российских граждан возрастает. Одним из важнейших
направлений образования, требующих особого внимания в настоящее время,
является нравственное воспитание. Следует отметить, что для ряда
профессий нравственное воспитание имеет фундаментальное значение,
фактически определяя формирование как морального, так и общего
профессионального облика их представителей. Представителями таких
профессий есть сотрудники МЧС, для которых нравственные нормы,
моральные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей
особенно профессионально важны.
Сегодня в подразделениях МЧС работают более 8000 человек. Поэтому
эффективность воспитательной работы очень важна.
Цель данной работы – рассмотреть систему нравственного воспитания
в подразделениях МЧС России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить цель и задачи нравственного воспитания МЧС.
2. Рассмотреть научно-педагогические основы нравственного
воспитания в подразделениях МЧС.
3. Выявить особенности нравственного воспитания в подразделениях
МЧС.
1. Цель и задачи нравственного воспитания МЧС
Подготовка кадров в системе МЧС России осуществляется в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами и иными нормативными актами Российской Федерации, военными
правилами Вооруженных Сил Российской Федерации, Положением о службе.
в органах внутренних дел Российской Федерации и присяге офицера органов
внутренних дел Российской Федерации, приказах и распоряжениях МЧС
России.
Под системой воспитания персонала следует понимать единый,
целостный, непрерывный процесс формирования и развития качеств
персонала, необходимых для успешного выполнения задач, поставленных
перед МЧС России. Подготовка кадров должна рассматриваться как
целостная педагогическая система.
Нравственное воспитание – воздействие на сознание, чувства и волю
персонала с целью формирования необходимых духовно-нравственных
качеств.
Центральными элементами системы воспитания персонала МЧС
России являются субъекты и объекты. Субъекты: средства массовой
информации; семьи и близкие родственники персонала; командиры и
начальники всех степеней; органы управления и органы воспитательной
работы; трудовые (военные) коллективы, учреждения культуры;
общественные организации МЧС России.
Объектами являются: военнослужащие, сотрудники и работники
системы МЧС России.
Основными целями нравственного воспитания являются:
- разъяснение сотрудникам требований государства к их
профессиональному и нравственному характеру, социальной значимости их
службы;
- стимулирование потребности персонала в нравственном
самосовершенствовании, стремление к положительному нравственному
идеалу;
- целенаправленная организация нравственно значимой деятельности
персонала, в ходе которой предотвращаются негативные действия и
действия, формируются моральные чувства, такие как ответственность,
гордость и доблесть; использование духовно-нравственного потенциала
общественных объединений в воспитании персонала.
Достижение этой цели включает в себя комплексное решение
следующих задач:
- с офицерами и прапорщиками сил гражданской обороны, офицерами,
старшим и средним командиром штаба МЧС России по ФПС
- формирование готовности к беспрекословному исполнению приказа
старшим начальником и ответственности за приказы, данные подчиненным,
развитие чувства долга, чести, гордости за профессию, службу и работу в
системе МЧС России;
- развитие стремления к повышению профессиональных навыков,
мотивации к самосовершенствованию, повышению уровня педагогической
культуры, личной ответственности за обучение и воспитание персонала,
заботливому и уважительному отношению к ним;
- формирование личной ответственности за выполнение
функциональных обязанностей;
- формирование гордости за военную службу и систему МЧС России,
готовность к беспрекословному исполнению приказа;
- формирование высокой дисциплины и личной ответственности за
повышение квалификации, грамотную эксплуатацию и консервацию
техники, оружия;
- формирование уважительного отношения к командирам;
- формирование верности Военной Присяге, готовность безоговорочно
выполнять приказ командира (начальника);
- формирование гордости на военной службе в системе МЧС России,
высокая дисциплина, личная ответственность за повышение квалификации;
- развитие стремления преодолеть трудности военной службы, развитие
уважительного отношения к командирам (командирам), военного
партнерства;
- воспитание ответственности и понимания специфики
профессиональной деятельности в МЧС России;
- развитие профессиональных навыков, мотивации к работе в МЧС
России.
Основными путями нравственного воспитания являются:
- вооружение военнослужащих знанием потребностей общества в их
профессиональном и моральном характере, обеспечение социальной
значимости их военной службы;
- стимулирование необходимости нравственного
самосовершенствования военнослужащих, их стремления к позитивному
нравственному идеалу;
- обеспечение гибкости образовательных воздействий, их
совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем моральной
зрелости военнослужащих;
- целенаправленная организация нравственно значимой деятельности
военнослужащих, в процессе которой формируется, реализуется и
переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
- использование методов, форм и моральных стимулов воспитания,
которые вызывают моральные чувства и ответственность;
- анализ и учет общественного мнения, социально-психологического
климата, индивидуальных особенностей солдат.
2. Научно-педагогические основы нравственного воспитания в подразделениях МЧС
В гражданской, военной и другой педагогической литературе вопросы
нравственного воспитания личности направлены на формирование
различных видов устойчивости.
Профессиональная устойчивость сотрудников подразделений МЧС
России является сложной концепцией. Принцип профессионализма личности
включает в себя набор специальных теоретических знаний (образования) по
профессии и практических навыков, приобретенных в результате
специальной подготовки и опыта работы, которые переросли в трудовые
навыки, то есть в мастерство. В любой профессии мастерство предполагает
готовность человека творчески решать возникающие проблемы. Более того, в
процессе деятельности структура способностей человека изменяется и
развивается, формируется его личность, позволяющая ему переходить с
одного уровня мастерства на другой (Е.И. Рогов).
В работах по проблемам внутренней мотивации поведения личности,
выполненных С.Л. Рубинштейн К.А. Абулханова-Славинская, Л.И. Божович
Д. Б. Эльконин указывает на то, что стабильность человека является
результатом его активной жизни с определенным уровнем самоорганизации.
Л.П. Гримак отмечает: «Устойчивость человека в трудной ситуации тем
больше, чем более сознательными и целенаправленными мотивами он
руководствуется, преодолевая возникшие осложнения».
Итак, дидактика Я.А. Коменского стремится создать устойчивость
человека в различных ситуациях. Он учил людей понимать структуру вещей,
мыслей и речей, целей, средств и методов выполнения всех действий (своих
и чужих). Он учил умению различать сложные и запутанные действия, мысли
и речи, существенные от случайных, равнодушные от вредных, чтобы всегда
и везде возвращаться на правильный путь жизни.
Д. Локк считал, что тот, кто лишен мужества, вряд ли сможет проявить
твердость в своем долге и проявить все качества действительно достойного
человека. Д. Дидро и Ж.Ж. Руссо выработал позицию о решающей роли
образования и среды формирования личности, о всемогуществе
нравственного воспитания, основных ценностях. В частности, Д. Дидро
считал, что сила морали начинается с совести и заключается в осознании
совершенного зла. Ж.Ж. Руссо считал, что воспитание нравственности
заключается в воспитании любви к Отечеству.
В разработке педагогических проблем самого нравственного
воспитания, деятельности И.Г. Песталоцци - учитель-демократ, основатель
теории начального образования. Он считал, что воспитание нравственности
заключается в совершенном умении и желании делать добро.
А.В. Суворов, укрепляя нравственный принцип в солдатах через
религиозно-нравственное воспитание каждого человека, формировал
профессионально устойчивые войска. По свидетельствам историков А.В.
Суворов свято почитал добрые обычаи своих предков и видел в них гарантию
добродетели. Вера в Бога пронизывает все его приказы и наставления.
Убежденные в этой молитве, привлекающие помощь Бога, укрепляют воина
и поднимают его дух. А.В. Суворов не начинал битву и не заканчивал без
молитвы. В своем завещании своему потомству он пишет: «Все начинается с
благословения Божьего и, пока он не задохнется, будет верен государю и
Отечеству». А. В. Суворов акцентировал внимание на том, что необходимо
воспитывать и уравновешивать сердце воина, чтобы оно не боялось никакой
опасности и всегда было бесстрашным.
Из современных военных педагогов, занимающихся вопросами
духовно-нравственного воспитания, В.Я. Слепова В.И. Хальзова, Я.Я.
Юрченко. Вопросы нравственного воспитания работников органов
внутренних дел и их профессиональной устойчивости рассматривали А.Д.
Кузнецова, В.Я. Кикот, И.А. Латкова, Б.С. Олейников В.П. Сальников, Л.Ф.
Торопова, А.В. Щеглов и другие. В частности, Б.С. Олейников в своих
работах подтверждает важность развития устойчивых форм поведения,
которые связаны с ценностными стандартами работника, которые играют
важную роль в выборе определения мер и санкций морально-правовых актов.
Он ввел критерий моральной устойчивости личности, применимый к
вторичным свойствам нервной системы, а именно: баланс нервных
процессов, характеризующийся соответствием двух видов выносливости
нервной системы - по отношению к действию возбуждения и по отношению
к действию торможения.
В целом сущность и структура нравственного воспитания работников
подразделений МЧС России определяются спецификой их работы.
Специфика работы отражена в некоторых положениях, а именно:
- военные действия, направленные на спасение людей, имущества и
ликвидацию чс;
- военные действия могут проводиться в условиях повышенного риска,
прямой опасности для жизни и здоровья участников чс;
- боевые действия на боевых позициях в чрезвычайных ситуациях,
связанные с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников чс,
могут осуществляться с отступлением от установленных требований охраны
труда и техники безопасности только в исключительных случаях и, как
правило, добровольцами;
- спасение людей в случае чс является наиболее важным видом
военных действий и представляет собой комплекс мер по эвакуации людей из
зоны воздействия и вторичных проявлений опасных факторов или по защите
людей от их последствий и вторичных проявлений.
3. Особенности нравственного воспитания в подразделениях МЧС
Нравственное воспитание в подразделениях МЧС России должно
осуществляться как специально организованный педагогический процесс
осознанного и целенаправленного развития нравственной личности
работников.
Нравственное воспитание в подразделениях МЧС России следует
начинать с формирования этических знаний. Для этого используются
различные формы нравственного воспитания, распространения этических
знаний:
- лекции,
- семинары,
- научно-практические конференции,
- занятия по системе служебной подготовки,
- круглые столы,
- диспуты по моральным вопросам, моральному характеру МЧС
России, моральному идеалу и т. д.
Важное воспитательное и стимулирующее воздействие на работников
МЧС России обеспечивает творческое и активное обсуждение этих этических
норм - категории как долг, совесть, честь, справедливость, добро и зло.
Например, это происходит во время тематических встреч «История и
традиции службы МЧС России», где приводятся положительные примеры
высоконравственного поведения пожарных, их мужества и выполнения своих
обязанностей.
Особо способствуют нравственному воспитанию, формированию
этических знаний отдельных классов по гуманитарным дисциплинам
(философия, история, культурология, психология, педагогика, социология,
право и т. д.).
Для современного этапа развития высшего образования характерен
поиск новых форм и методов обучения, воспитания и профессиональной
подготовки. Компьютерные технологии обучения, технические средства
обучения, способствующие интенсификации умственной деятельности
студентов в вузе и более глубокому усвоению материалов, все чаще
внедряются в учебный процесс. Работа в научных кругах, участие в
предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, написание
курсовых работ и рефератов, участие в студенческих конкурсах работ -
важнейшие образовательные инструменты.
Этические знания и требования общества трансформируются в
моральные качества работника Государственной противопожарной службы
МЧС, когда они превращаются в мотивы и стандарты поведения. Важным
условием адаптации студентов высших учебных заведений Государственной
службы МЧС России, их нравственного воспитания является их
вовлеченность в активную общественную деятельность, участие в
художественной самодеятельности, организация различных тематических
мероприятий, а также а также продвижение успеха в назначенном бизнесе,
учеба.
Наряду с высокими моральными убеждениями будущий работник
должен также обладать высокими моральными качествами: гражданской
зрелостью, высокой личной ответственностью, самоотдачей, честностью и
справедливостью, гуманным отношением к человеку и ряду других.
Моральные качества имеют универсальное значение. Но в силовых
ведомствах России и непосредственно в службе МЧС России предъявляются
особые требования к моральному облику работников. Примером тому
является работа, проводимая в настоящее время руководством МВД России и
МЧС России.
Формирование необходимых нравственных качеств у студентов
высших учебных заведений Государственной службы МЧС России
неотделимо от воспитания в них нравственных чувств, которые оказывают
заметное влияние на общее развитие каждого человека и выражать
устойчивое отношение человека к различным социальным явлениям, другим
людям, работе и себе. Моральное воспитание в вузах Государственной
службы МЧС России также направлено на развитие нравственных привычек
среди студентов.
Задача нравственного воспитания также заключается в том, чтобы
привить студентам правила добросовестной практики. Важно научить
студента оценивать его поведение с точки зрения того, помогает ли его
поведение создать благоприятный моральный климат в микросреде, в
которой он находится, уважение его собственного достоинства и
дружелюбное, уважительное отношение к другим, терпимость.
Процесс нравственного воспитания также предполагает формирование
нравственных потребностей учащихся в Государственной службе МЧС,
направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к
нравственному идеалу и высокому нравственному поведению в качестве
устойчивой черты характера.
Содержание моральных отношений со студентами в Государственной
службе МЧС определяет их отношение к обществу, государству и личности,
необходимость обеспечивать их безопасность, добросовестно выполнять
свои профессиональные обязанности и быть верными своим служебным
обязанностям. Моральные отношения формируются и регулируются в
учебной группе курсантов, прежде всего как межличностные отношения,
которые отражают природу отношений и взаимодействий.
В системе образования в вузах Государственной службы МЧС России
для них особенно важно формирование основ дисциплинированного
поведения сотрудников Государственной службы МЧС, которые В своей
профессиональной деятельности должны будут принимать и выполнять
ответственные решения, от которых будет зависеть пожарная безопасность,
жизнь и здоровье граждан России.
Для повышения эффективности обучения в ВУЗах Государственной
службы МЧС России необходимы следующие задачи дисциплинарного
образования: формирование у студентов осознанного состава кадров вузов
Государственная служба МЧС России о необходимости выполнения
требований официальной дисциплины; формирование знаний, составляющих
содержание как моральных, так и правовых компонентов дисциплины
офицеров; включение личности в систему упражнений, действий,
проблемных ситуаций, формирование навыков дисциплинированного
поведения; формирование личностных качеств, важных для дисциплины
дисциплины (трудолюбие, ответственность, инициативность,
самостоятельность и т. д.) среди студентов и сотрудников высших учебных
заведений Государственной службы.
Педагогическими условиями для воспитания дисциплины в вузах
Государственной противопожарной службы МЧС России являются:
формирование морально-правовой образовательной среды вуза
Государственной службы МЧС России; выработка активных и позитивных
личностных и групповых позиций и взглядов на воспитание дисциплины;
достижение самодисциплины и самодисциплины в профессорско-
преподавательском составе университета.
Ведущими средствами воспитания дисциплины у студентов высших
учебных заведений Государственной службы МЧС России являются:
формирование стереотипов дисциплинированного поведения; нормативно-
регламентированная организация учебной и служебной деятельности в вузе;
университетская система информации, подведения итогов, учетная
дисциплина; развитие критики и самокритики в учебных группах; проверка
выполнения обязанностей и инструкций.
Заключение
Таким образом, суть нравственного воспитания сотрудников
подразделений МЧС России заключается в необходимости такого воспитания
личности, целью которого является достижение способности работников
стабильно поддерживать внутреннюю морально-психологический баланс
независимо от силы различных воздействий. Оно основано на сочетании
традиционного для России религиозно-нравственного воспитания.
Совершенствование воспитания в учебном процессе вузов
Государственной службы МЧС России может и должно идти по разным
направлениям, но для этого требуется методическая поддержка этого
процесса, формирование единого банка данных, прежде всего в области
разработка образовательных технологий и методов образовательного
обучения в рамках единой системы образования и обучения МЧС России.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 6-ФКЗ, от
30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //
Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Приказ МЧС России «О совершенствовании воспитательной
работы в системе МЧС России» № 859 от 30.11.2005 года. –
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=679887#0
3. Владимиров, В.А. О стратегии развития системы МЧС России на
период до 2020 года (взгляды и предложения) / В.А. Владимиров // Стратегия
гражданской защиты: проблемы и исследования. – 2014. – №2. – С. 306–339.
4. Гапченко, В.В. Концепция кадровой политики МЧС России,
воспитательная работа и современные направления / В.В. Гапченко //
Вестник ВИ ГПС МЧС России. – 2014. – №3 – С. 82–83.
5. Грязнов, С.Н. Актуальность разработки профессиональных
стандартов в России и предложения по их разработке в системе МЧС России
/ С.Н. Грязнов, А.В Дымков., Г.С. Черных // Стратегия гражданской защиты:
проблемы и исследования. – 2015. – №1 – С. 23–33.
6. Конорев, Д.В. Моделирование процесса формирования
профессионального долга у будущих спасателей в вузах МЧС России / Д.В.
Конорев // Вестник ВГТУ. – 2013. – №3–2. – С. 41–44.
7. .Марченко, В.Л. Организация воспитательной работы с личным
составом государственной противопожарной службы в чрезвычайных
ситуациях / В.Л. Марченко / Диссертация – СПб., 2004 – 174 с.
8. Петрова, Ю.В. Стресс и готовность к риску сотрудников МЧС /
Ю.В. Петрова, Н.В. Жигинас // Вестник ТГПУ. – 2014. – №1. – С. 52–55.
9. Проходимова Е. М., Разумовская П. С. Психолого-педагогическая
характеристика процесса воспитания в системе профессионального
образования МЧС России // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 598-601.
10. Полякова, О.Г. Организация воспитательной работы с личным
составом государственной противопожарной службы / О.Г. Полякова, С.И.
Боровик // Достижения науки – агропромышленному производству. – 2016. –
С. 170–176.
11. Полякова, О.Г. Совершенствование воспитательной работы
сотрудников ГПС МЧС России / О.Г. Полякова, С.И. Боровик // Безопасность
жизнедеятельности глазами молодежи. – 2017. – С. 332–335.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!