это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1835464
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты самовоспитания 4
2. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского
периода 7
3. Самовоспитание в подростковом и раннем юношеском возрасте 10
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Подростковый и ранний юношеский возраст - чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. В подростковый период происходит много изменений в плане формирования личности, происходит постоянный выбор между системой личных интересов и новыми социальными взаимоотношениями. Вместе с тем, подростки и юноши начинают сравнивать свой накопленный опыт поведения с потенциальными возможностями самовоспитания.
Вопросы самовоспитания в подростковом возрасте актуализируются, пожалуй, как никогда ранее этого периода, как раз в связи с трудностями переходного периода из детского во взрослый. Главным новообразованием рассматриваемого периода становится формирование позиции «Я - взрослый».
Таким образом, осознание подростком качеств личности, стремление стать более самостоятельным в жизни, формирование самого себя, недовольство своими недостатками, препятствующими утверждению своей личности в коллективе, способствует включению его в процесс самовоспитания.
Вместе с тем, реалии сегодняшнего дня таковы, что обществу необходимы инициативные люди, которые ответственны за свой выбор, мобильны, способны к сотрудничеству, ориентированы на успех. Такие люди должны стремиться к постоянному саморазвитию и самовоспитанию. Потому рассмотрение психологических особенностей самовоспитания в столь важном возрастном периоде жизни человека считаем актуальным.
Цель работы: проанализировать психологические особенности самовоспитания в подростковом и юношеском периодах.
Цель определяет решение следующих задач:
Раскрыть понятие «самовоспитание»;
Дать характеристику подростковому и юношескому возрасту;
Определить особенности самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте.
1. Теоретические аспекты самовоспитанияВ специализированной литературе самовоспитание определяется как «систематическая сознательная деятельность личности, нацеленная на совершенствование свойств, соответствующих социальным требованиям и перспективе ее развития».
Еще одно определение звучит так: «Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на реализацию человеком себя как личности». Следовательно, самовоспитание предполагает наличие уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осознанных целей.
Процесс самовоспитания – это процесс, происходящий в течение всей сознательной жизни человека. Надо понимать, что саморазвитие личности не возникает само по себе и стихийно, а оно составляет неотъемлемую часть и сторону педагогически управляемого процесса формирования личности. Потому учет психологических закономерностей его возникновения и становления под влиянием воспитания выступает одним из условий эффективной организации самовоспитания.
Самовоспитание характеризуется осознанностью и соответствием требованиям общества, когда индивид стремится реализовать силы и способности, заложенные в нем. Стремления человека, определяют цели самовоспитательного процесса, для достижения которых они должны базироваться на объективной самооценке. Благодаря самовоспитанию человек искореняет свои негативные черты, вырабатывает нужные личные качества, развивает способности.
Подтолкнуть человека к самовоспитанию могут совершенно разные причины: личные обстоятельства, жизненные устремления, потребность соответствовать идеалам социальной морали, нахождение примера или идеала и стремление стать похожим на него.
Трудность в реализации потребности в самовоспитании заключается неумение правильно оценить и сформулировать нужную цель, ведь целеполагание является важнейшей частью любого процесса. В зрелые годы, например, человек предпочитает прорабатывать свое профессиональное и социально-мировоззренческое самовоспитание, ставить перед собой цель реализовать себя.
Итак, цели самовоспитания можно разделить на:
общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);
частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.)
Важно подчеркнуть, что самовоспитание (часто можно встретить также этот термин рядом с «самосовершенствованием» или «саморазвитием») не может осуществляться, замыкаясь в рамках духовной сферы. «Материальным воплощением самовоспитания психических свойств и физических качеств личности выступает ее практическая деятельность», как подчёркивает В.Ш. Яхшиева и коллектив авторов. Любая активность человека приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как ее субъекте.
Самовоспитание - это непрерывный и разносторонний процесс. Его непрерывность в том, что оно продолжается с детства до последних дней жизни человека. А разносторонность проявляется в том, что самовоспитание можно подразделить на следующие виды:
моральное самовоспитание;
экономическое самовоспитание;
трудовое самовоспитание;
политическое самовоспитание;
духовное самовоспитание;
правовое самовоспитание;
психологическое самовоспитание;
экологическое самовоспитание;
эстетическое самовоспитание;
интеллектуальное самовоспитание;
физическое самовоспитание.
Самовоспитание - это сложный процесс, в котором личность изменяет в себе недостатки, существующие пороки, мешающие человек в формировании.
Можно выделить следующие этапы самовоспитания:
самоконтроль;
познание уровня воспитанности (анализ реакции на внутренние и внешние силы);
целеполагание (преобразование цели в список задач);
оценка результатов с предварительной выработкой критериев;
самопроектирование;
корректировка.
Итак, самовоспитание – это необходимый механизм развития личности, осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность.
2. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского периодаХронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. В этот период происходят серьезные физиологические, когнитивные и поведенческие изменения, связанные с половым созреванием и с вхождением во взрослую жизнь. Самое важное изменение, происходящее в этот возрастной период - ломаются и перестраиваются все прежние отношения подростка к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, которые приводят к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь.
В это период начинается подготовка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, выбор будущей профессиональной деятельности. Под воздействием и в результате этих личностных факторов перестраивается вся система отношений с внешним миром, меняется собственное отношение к себе. Из-за этой социальной позиции подростка меняется его отношение к обучению в школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, «устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, образовательными интересами и поведенческой мотивацией».
Характерным для подростка и юноши, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его поведение в социуме.
Характерной особенностью в исследуемом периоде является и рост самосознания. Его уровень определяет и уровень требования тинейджера к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие. Вместе с тем, оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости, непохожести на других может возникать чувство одиночества. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения.
В коллективе подросток проявляет не только свои способности, но коллектив даёт ему и уверенность в возможности тех изменений, которые кажутся ему значимыми. Одновременно с этим, социальная группа, в которой находится подросток, «побуждает к перманентной работе над самим собой, к познанию самого себя и своих способностей».
Наиболее часто встречаемые проблемы подросткового возраста связаны с тем, что они эмоционально неустойчивы, они часто более социально озабочены, легко отвлекаемы.
Так, мозг подростка демонстрирует повышенную чувствительность к гормонам стресса, а это означает, что стрессовые ситуации могут вызывать более экстремальные реакции у подростков по сравнению со взрослыми и детьми. Это может оказать негативное влияние на их физическое, психологическое и эмоциональное благополучие, что может вызвать рост тревоги и депрессии.
Префронтальная кора головного мозга отвечает за рассуждение, планирование и суждение. В подростковом возрасте эта область «все еще развивается, поэтому подросткам все труднее концентрироваться и удерживать несколько мыслей одновременно». Вместе с тем, этот фактор не рассматривается лишь негативно: подростки также могут быть особенно творческими и сильны в абстрактном мышлении.
В подростковом возрасте активно развивается чувство идентичности, поскольку их привязанность к родителям ослабевает. Это может привести к появлению нового чувства тревоги, связанного с тем, как они воспринимаются другими и принимаются ли их друзьями. Это, в сочетании с тенденцией к поведению, направленному на поощрение со стороны, делает подростков очень чувствительными к мнению своих сверстников. В школьной обстановке это может привести к нежеланию участвовать в уроках из-за страха быть оцененным.
Важным в рамках раскрытия темы является понимание того, что в период 13-15 лет подросток переходит от внешнего управления к самоуправлению. Рассматриваемый период взросления - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У молодых людей резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание установить общие принципы и закономерности. Данное обусловлено всем предшествующим психологическим, и, в первую очередь, развитием понятийного мышления. Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.
3. Самовоспитание в подростковом и раннем юношеском возрастеЗаниматься самосовершенствованием ребенок может уже на начальном этапе своего развития, однако только в подростковом возрасте приобретается способность самостоятельно видеть положительные и отрицательные качества своей личности. С этого этапа может начинаться целенаправленное самовоспитание.
Самовоспитание в принципе, а также и у подростков и юношей, начинается с понимания цели, как желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или своей ведет к сознательному напряжению воли. Реализация поставленной цели может сопровождаться как субъективными, так и объективными препятствиями. Но в данном момент важно то, что подросток осознает, в силу своих интеллектуальных способностей и общественного самосознания, цели собственного воспитания. Таким образом, он относится к себе к субъекту воспитания.
Становление «сам себе воспитателем», подростку позволяет достигнуть более высокой относительной независимости от внешних условий. Одновременно с этим, способность сознательно влиять на характер необходимых взаимоотношений с внешним миром дает подростку «возможность самостоятельно в соответствии со своим мировоззрением и с учетом конкретной обстановки определять направленность самовоспитания».
Роль самостоятельного воспитания не может быть сосредоточена на изоляции от окружающего, ни на к приспособлению к нему. То есть, с одной стороны, самовоспитание – это внутренняя мотивация к изменению собственной личности, с иной – вызванная в том числе и взрослением подростка, и стремлением определения места и роли в общественной группе, в которой он находится.
Являясь важной движущей силой психики, самовоспитание юноши и подростка открывает новый этап взаимодействия между им и внешним миром, новый этап его развития.
Если говорить о причинах, содействующих вовлечению подростка в самовоспитание, то они следующие:
Осознание подростком качеств личности,
стремление стать более самостоятельным в жизни,
формирование самого себя,
недовольство своими недостатками, препятствующими утверждению своей личности в социальной группе.
Первыми объектами самокритики подростка среди психологических особенностей становятся:
подверженность внешнему влиянию,
неумение отстоять свою точку зрения,
отсутствие целеустремленности.
Как указывают психологи, цель самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте – «волевое и физическое самосовершенствование» . Задачами при этом являются улучшение волевых качеств личности: уверенность в себе, повышение самооценки, смелость, выносливость, самообладание, выдержка и др.
Явление самовоспитания, появляясь при желании исправить собственное поведение, развивается по мере установления связей между поступками и качествами характера подростка в процессе осознания своей личности. Путь установления этих связей лежит через качественную характеристику подростками этих поступков. Он начинает рассматривать качественную характеристику как свое свойство, а поступок как результат.
Так, как правило, подростки 12-15 лет рассматривают вероятность физического, интеллектуального и личностного самосовершенствования. Они начинают прилагать для достижения этой цели сознательные целенаправленные усилия. Особое внимание подростки уделяют своим недостаткам, по большей части физическим, а не психологическим. Решению этих вопросов часто помогают занятия спортом – он мотивирует на достижение успехов.
Юноши и девушки возраста 15-18 лет имеют стремление уже больше разобраться в собственном характере, в испытываемых чувствах, в своих действиях и поступках, корректно оценивать свои особенности.
Самовоспитание подростков требует участия и поощрения взрослых. Кроме того, взрослые играют тут роль не только воспитателей, но показывать собственным примером желаемое поведение: создают основные возможности для самосовершенствования ребенка. Однако пример взрослого может как способствовать самовоспитанию ребенка, так и наоборот тормозить этот процесс.
Положительное участие взрослых в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы.
В психологической литературе указываются следующие формы и методы самостоятельного воспитания подростков:
самопознание (самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль);самопрограммирование (целеполагание, самообязательства, личные правила и программы);самовоздействие (самовнушение, самообладание, самопоощрение, самоприказ, самокритика).
самопереключение,
эмоционально - мысленный перенос в положение другого человека и др.
Также указывается, что в зависимости от уровня развития самосознания подростка, самовоспитание может происходить в форме приспособления или подражания.
Итак, подросток в процессе самовоспитания перестает быть пассивным объектом воспитания извне, у него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим саморазвитием или оставаться пассивным.
Средствами самовоспитания тинэйджер стремиться, как правило устранить недостатки в собственном поведении и воспитать в себе те качества, которые будут социально значимы в коллективе: быть волевым, смелым, особенным, самостоятельным. Надо отметить, что желание воспитания интеллектуальных качеств происходит реже, чаще ближе к юношескому возрасту. Вместе с тем, основными целями в юношеском возрасте уже становится выработка личностных благородных качеств: моральное развитие, духовное, порядочность, верность, готовность прийти на помощь и т.д.
Цели самостоятельного воспитания могут меняться с развитием личности, с изменением внешней обстановке. Таким образом, можно говорить о том, что, видя свои отрицательные и положительные качества, оценивая их, подросток начинает созревать к целенаправленному самовоспитанию.
Заключение
Подростковый возраст в психологии рассматривается как один из трудных периодов жизненного цикла человека. Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, вместе с тем, это и неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Подростки часто недовольны своей внешностью, а находясь в коллективе (учебном, дружеском) происходит неминуемое желание самоидентификации, понимания своих особенностей, и внешних, и внутренних.
На фоне гормональной перестройки организма, сопровождающихся, как правило, перепадами настроения, гиперэмоциональностью, взрывом драматических чувств, повышенной обидчивостью, и даже агрессией, понимание своих жизненных ценностей, мировоззрения, понимание «Я – взрослый» приводит в итоге подростка к самовоспитанию. Усиление интереса подростка к образу «Я», различным сторонам своей личности приводит к осознанию и переживанию.
Цели самостоятельного воспитания могут меняться с взрослением. Если в 12-14 лет – это может быть недовольство своим физическим состоянием, то уже в 15-18 лет целенаправленность самовоспитания смещается в сферу психологических и интеллектуальных характеристик.
Готовность подростка к самовоспитанию зависит от биологического развития и особенностей среды, условий обучения и воспитания.
Готовность личности к сознательному самовоспитанию наступает лишь в подростковом возрасте, когда наблюдается интенсивное формирование самосознания. Основой самовоспитания является самопознание, которое, в свою очередь, позволяет подростку оценивать возможности и ставить достижимые цели. Наконец, самовоспитание помогает правильно выбрать юношам профессию и жизненный путь, построить прочную базу личного достоинства и самоуважения.
Список литературы
Аракчеева С.А. К вопросу о готовности подростков к саморазвитию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. - № 1. – С.158-160.
Аракчеева С.А. Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию // Ярославский педагогический вестник. – 2018. - № 2. – С. 60-66
Байлук В.В. Воспитание и самовоспитание //Педагогическое образование в России. – 2014. - № 1. – С. 156-159.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО / под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Издательство Юрайт, 2017 — 359 с.
Едиханова Ю.М. Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 63-4. - С. - 281-284.
Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: Кн. для учителя / А. И. Кочетов. - Минск: Нар. асвета, 1990. - 173 с.
Кузьмина А.А. Родительство: самовоспитание, воспитание, толерантность: [трилогия] / А. А. Кузьмина. - Казань: Бук, 2019. - 21 с.
Рувинский Л.И. Самовоспитание личности / Л. И. Рувинский. - М.: Изд-во «Знание» РСФСР, 1980. - 39 с.
Тошпулатова Н. Х., Комилова А. С. Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1306-1308.
Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014. - № 2. – С. 201-205.
Яхшиева М. Ш., Камолова Ш., Эшонкулов Э. С., Усанов У. Н., Уразолиев Х. А. Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 62-64.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!