Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологические аспекты самовоспитания в подростковом и раннем юношеском возрасте

Тип Реферат
Предмет Психология

ID (номер) заказа
1835464

200 руб.

Просмотров
2222
Размер файла
37.46 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты самовоспитания 4
2. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского
периода 7
3. Самовоспитание в подростковом и раннем юношеском возрасте 10
Заключение 14
Список литературы 15

Введение

Подростковый и ранний юношеский возраст - чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. В подростковый период происходит много изменений в плане формирования личности, происходит постоянный выбор между системой личных интересов и новыми социальными взаимоотношениями. Вместе с тем, подростки и юноши начинают сравнивать свой накопленный опыт поведения с потенциальными возможностями самовоспитания.
Вопросы самовоспитания в подростковом возрасте актуализируются, пожалуй, как никогда ранее этого периода, как раз в связи с трудностями переходного периода из детского во взрослый. Главным новообразованием рассматриваемого периода становится формирование позиции «Я - взрослый».
Таким образом, осознание подростком качеств личности, стремление стать более самостоятельным в жизни, формирование самого себя, недовольство своими недостатками, препятствующими утверждению своей личности в коллективе, способствует включению его в процесс самовоспитания.
Вместе с тем, реалии сегодняшнего дня таковы, что обществу необходимы инициативные люди, которые ответственны за свой выбор, мобильны, способны к сотрудничеству, ориентированы на успех. Такие люди должны стремиться к постоянному саморазвитию и самовоспитанию. Потому рассмотрение психологических особенностей самовоспитания в столь важном возрастном периоде жизни человека считаем актуальным.
Цель работы: проанализировать психологические особенности самовоспитания в подростковом и юношеском периодах.
Цель определяет решение следующих задач:
Раскрыть понятие «самовоспитание»;
Дать характеристику подростковому и юношескому возрасту;
Определить особенности самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте.
1. Теоретические аспекты самовоспитанияВ специализированной литературе самовоспитание определяется как «систематическая сознательная деятельность личности, нацеленная на совершенствование свойств, соответствующих социальным требованиям и перспективе ее развития».
Еще одно определение звучит так: «Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на реализацию человеком себя как личности». Следовательно, самовоспитание предполагает наличие уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осознанных целей.
Процесс самовоспитания – это процесс, происходящий в течение всей сознательной жизни человека. Надо понимать, что саморазвитие личности не возникает само по себе и стихийно, а оно составляет неотъемлемую часть и сторону педагогически управляемого процесса формирования личности. Потому учет психологических закономерностей его возникновения и становления под влиянием воспитания выступает одним из условий эффективной организации самовоспитания.
Самовоспитание характеризуется осознанностью и соответствием требованиям общества, когда индивид стремится реализовать силы и способности, заложенные в нем. Стремления человека, определяют цели самовоспитательного процесса, для достижения которых они должны базироваться на объективной самооценке. Благодаря самовоспитанию человек искореняет свои негативные черты, вырабатывает нужные личные качества, развивает способности.
Подтолкнуть человека к самовоспитанию могут совершенно разные причины: личные обстоятельства, жизненные устремления, потребность соответствовать идеалам социальной морали, нахождение примера или идеала и стремление стать похожим на него.
Трудность в реализации потребности в самовоспитании заключается неумение правильно оценить и сформулировать нужную цель, ведь целеполагание является важнейшей частью любого процесса. В зрелые годы, например, человек предпочитает прорабатывать свое профессиональное и социально-мировоззренческое самовоспитание, ставить перед собой цель реализовать себя.
Итак, цели самовоспитания можно разделить на:
общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);
частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.)
Важно подчеркнуть, что самовоспитание (часто можно встретить также этот термин рядом с «самосовершенствованием» или «саморазвитием») не может осуществляться, замыкаясь в рамках духовной сферы. «Материальным воплощением самовоспитания психических свойств и физических качеств личности выступает ее практическая деятельность», как подчёркивает В.Ш. Яхшиева и коллектив авторов. Любая активность человека приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как ее субъекте.
Самовоспитание - это непрерывный и разносторонний процесс. Его непрерывность в том, что оно продолжается с детства до последних дней жизни человека. А разносторонность проявляется в том, что самовоспитание можно подразделить на следующие виды:
моральное самовоспитание;
экономическое самовоспитание;
трудовое самовоспитание;
политическое самовоспитание;
духовное самовоспитание;
правовое самовоспитание;
психологическое самовоспитание;
экологическое самовоспитание;
эстетическое самовоспитание;
интеллектуальное самовоспитание;
физическое самовоспитание.
Самовоспитание - это сложный процесс, в котором личность изменяет в себе недостатки, существующие пороки, мешающие человек в формировании.
Можно выделить следующие этапы самовоспитания:
самоконтроль;
познание уровня воспитанности (анализ реакции на внутренние и внешние силы);
целеполагание (преобразование цели в список задач);
оценка результатов с предварительной выработкой критериев;
самопроектирование;
корректировка.
Итак, самовоспитание – это необходимый механизм развития личности, осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность.
2. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского периодаХронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. В этот период происходят серьезные физиологические, когнитивные и поведенческие изменения, связанные с половым созреванием и с вхождением во взрослую жизнь. Самое важное изменение, происходящее в этот возрастной период - ломаются и перестраиваются все прежние отношения подростка к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, которые приводят к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь.
В это период начинается подготовка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, выбор будущей профессиональной деятельности. Под воздействием и в результате этих личностных факторов перестраивается вся система отношений с внешним миром, меняется собственное отношение к себе. Из-за этой социальной позиции подростка меняется его отношение к обучению в школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, «устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, образовательными интересами и поведенческой мотивацией».
Характерным для подростка и юноши, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его поведение в социуме.
Характерной особенностью в исследуемом периоде является и рост самосознания. Его уровень определяет и уровень требования тинейджера к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие. Вместе с тем, оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости, непохожести на других может возникать чувство одиночества. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения.
В коллективе подросток проявляет не только свои способности, но коллектив даёт ему и уверенность в возможности тех изменений, которые кажутся ему значимыми. Одновременно с этим, социальная группа, в которой находится подросток, «побуждает к перманентной работе над самим собой, к познанию самого себя и своих способностей».
Наиболее часто встречаемые проблемы подросткового возраста связаны с тем, что они эмоционально неустойчивы, они часто более социально озабочены, легко отвлекаемы.
Так, мозг подростка демонстрирует повышенную чувствительность к гормонам стресса, а это означает, что стрессовые ситуации могут вызывать более экстремальные реакции у подростков по сравнению со взрослыми и детьми. Это может оказать негативное влияние на их физическое, психологическое и эмоциональное благополучие, что может вызвать рост тревоги и депрессии.
Префронтальная кора головного мозга отвечает за рассуждение, планирование и суждение. В подростковом возрасте эта область «все еще развивается, поэтому подросткам все труднее концентрироваться и удерживать несколько мыслей одновременно». Вместе с тем, этот фактор не рассматривается лишь негативно: подростки также могут быть особенно творческими и сильны в абстрактном мышлении.
В подростковом возрасте активно развивается чувство идентичности, поскольку их привязанность к родителям ослабевает. Это может привести к появлению нового чувства тревоги, связанного с тем, как они воспринимаются другими и принимаются ли их друзьями. Это, в сочетании с тенденцией к поведению, направленному на поощрение со стороны, делает подростков очень чувствительными к мнению своих сверстников. В школьной обстановке это может привести к нежеланию участвовать в уроках из-за страха быть оцененным.
Важным в рамках раскрытия темы является понимание того, что в период 13-15 лет подросток переходит от внешнего управления к самоуправлению. Рассматриваемый период взросления - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У молодых людей резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание установить общие принципы и закономерности. Данное обусловлено всем предшествующим психологическим, и, в первую очередь, развитием понятийного мышления. Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.
3. Самовоспитание в подростковом и раннем юношеском возрастеЗаниматься самосовершенствованием ребенок может уже на начальном этапе своего развития, однако только в подростковом возрасте приобретается способность самостоятельно видеть положительные и отрицательные качества своей личности. С этого этапа может начинаться целенаправленное самовоспитание.
Самовоспитание в принципе, а также и у подростков и юношей, начинается с понимания цели, как желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или своей ведет к сознательному напряжению воли. Реализация поставленной цели может сопровождаться как субъективными, так и объективными препятствиями. Но в данном момент важно то, что подросток осознает, в силу своих интеллектуальных способностей и общественного самосознания, цели собственного воспитания. Таким образом, он относится к себе к субъекту воспитания.
Становление «сам себе воспитателем», подростку позволяет достигнуть более высокой относительной независимости от внешних условий. Одновременно с этим, способность сознательно влиять на характер необходимых взаимоотношений с внешним миром дает подростку «возможность самостоятельно в соответствии со своим мировоззрением и с учетом конкретной обстановки определять направленность самовоспитания».
Роль самостоятельного воспитания не может быть сосредоточена на изоляции от окружающего, ни на к приспособлению к нему. То есть, с одной стороны, самовоспитание – это внутренняя мотивация к изменению собственной личности, с иной – вызванная в том числе и взрослением подростка, и стремлением определения места и роли в общественной группе, в которой он находится.
Являясь важной движущей силой психики, самовоспитание юноши и подростка открывает новый этап взаимодействия между им и внешним миром, новый этап его развития.
Если говорить о причинах, содействующих вовлечению подростка в самовоспитание, то они следующие:
Осознание подростком качеств личности,
стремление стать более самостоятельным в жизни,
формирование самого себя,
недовольство своими недостатками, препятствующими утверждению своей личности в социальной группе.
Первыми объектами самокритики подростка среди психологических особенностей становятся:
подверженность внешнему влиянию,
неумение отстоять свою точку зрения,
отсутствие целеустремленности.
Как указывают психологи, цель самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте – «волевое и физическое самосовершенствование» . Задачами при этом являются улучшение волевых качеств личности: уверенность в себе, повышение самооценки, смелость, выносливость, самообладание, выдержка и др.
Явление самовоспитания, появляясь при желании исправить собственное поведение, развивается по мере установления связей между поступками и качествами характера подростка в процессе осознания своей личности. Путь установления этих связей лежит через качественную характеристику подростками этих поступков. Он начинает рассматривать качественную характеристику как свое свойство, а поступок как результат.
Так, как правило, подростки 12-15 лет рассматривают вероятность физического, интеллектуального и личностного самосовершенствования. Они начинают прилагать для достижения этой цели сознательные целенаправленные усилия. Особое внимание подростки уделяют своим недостаткам, по большей части физическим, а не психологическим. Решению этих вопросов часто помогают занятия спортом – он мотивирует на достижение успехов.
Юноши и девушки возраста 15-18 лет имеют стремление уже больше разобраться в собственном характере, в испытываемых чувствах, в своих действиях и поступках, корректно оценивать свои особенности.
Самовоспитание подростков требует участия и поощрения взрослых. Кроме того, взрослые играют тут роль не только воспитателей, но показывать собственным примером желаемое поведение: создают основные возможности для самосовершенствования ребенка. Однако пример взрослого может как способствовать самовоспитанию ребенка, так и наоборот тормозить этот процесс.
Положительное участие взрослых в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы.
В психологической литературе указываются следующие формы и методы самостоятельного воспитания подростков: 
самопознание (самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль);самопрограммирование (целеполагание, самообязательства, личные правила и программы);самовоздействие (самовнушение, самообладание, самопоощрение, самоприказ, самокритика).
самопереключение,
эмоционально - мысленный перенос в положение другого человека и др.
Также указывается, что в зависимости от уровня развития самосознания подростка, самовоспитание может происходить в форме приспособления или подражания.
Итак, подросток в процессе самовоспитания перестает быть пассивным объектом воспитания извне, у него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим саморазвитием или оставаться пассивным.
Средствами самовоспитания тинэйджер стремиться, как правило устранить недостатки в собственном поведении и воспитать в себе те качества, которые будут социально значимы в коллективе: быть волевым, смелым, особенным, самостоятельным. Надо отметить, что желание воспитания интеллектуальных качеств происходит реже, чаще ближе к юношескому возрасту. Вместе с тем, основными целями в юношеском возрасте уже становится выработка личностных благородных качеств: моральное развитие, духовное, порядочность, верность, готовность прийти на помощь и т.д.
Цели самостоятельного воспитания могут меняться с развитием личности, с изменением внешней обстановке. Таким образом, можно говорить о том, что, видя свои отрицательные и положительные качества, оценивая их, подросток начинает созревать к целенаправленному самовоспитанию.
Заключение

Подростковый возраст в психологии рассматривается как один из трудных периодов жизненного цикла человека. Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, вместе с тем, это и неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Подростки часто недовольны своей внешностью, а находясь в коллективе (учебном, дружеском) происходит неминуемое желание самоидентификации, понимания своих особенностей, и внешних, и внутренних.
На фоне гормональной перестройки организма, сопровождающихся, как правило, перепадами настроения, гиперэмоциональностью, взрывом драматических чувств, повышенной обидчивостью, и даже агрессией, понимание своих жизненных ценностей, мировоззрения, понимание «Я – взрослый» приводит в итоге подростка к самовоспитанию. Усиление интереса подростка к образу «Я», различным сторонам своей личности приводит к осознанию и переживанию.
Цели самостоятельного воспитания могут меняться с взрослением. Если в 12-14 лет – это может быть недовольство своим физическим состоянием, то уже в 15-18 лет целенаправленность самовоспитания смещается в сферу психологических и интеллектуальных характеристик.
Готовность подростка к самовоспитанию зависит от биологического развития и особенностей среды, условий обучения и воспитания.
Готовность личности к сознательному самовоспитанию наступает лишь в подростковом возрасте, когда наблюдается интенсивное формирование самосознания. Основой самовоспитания является самопознание, которое, в свою очередь, позволяет подростку оценивать возможности и ставить достижимые цели. Наконец, самовоспитание помогает правильно выбрать юношам профессию и жизненный путь, построить прочную базу личного достоинства и самоуважения.
Список литературы

Аракчеева С.А. К вопросу о готовности подростков к саморазвитию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. - № 1. – С.158-160.
Аракчеева С.А. Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию // Ярославский педагогический вестник. – 2018. - № 2. – С. 60-66
Байлук В.В. Воспитание и самовоспитание //Педагогическое образование в России. – 2014. - № 1. – С. 156-159.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО / под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Издательство Юрайт, 2017 — 359 с.
Едиханова Ю.М. Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 63-4. - С. - 281-284.
Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: Кн. для учителя / А. И. Кочетов. - Минск: Нар. асвета, 1990. - 173 с.
Кузьмина А.А. Родительство: самовоспитание, воспитание, толерантность: [трилогия] / А. А. Кузьмина. - Казань: Бук, 2019. - 21 с.
Рувинский Л.И. Самовоспитание личности / Л. И. Рувинский. - М.: Изд-во «Знание» РСФСР, 1980. - 39 с.
Тошпулатова Н. Х., Комилова А. С. Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1306-1308.
Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014. - № 2. – С. 201-205.
Яхшиева М. Ш., Камолова Ш., Эшонкулов Э. С., Усанов У. Н., Уразолиев Х. А. Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 62-64.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.