это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1840758
Ознакомительный фрагмент работы:
Изменения климата, природных условий, истощение ресурсов, всё это является актуальной международной проблемой, решением которой занимаются практически все страны мирового сообщества. Безусловно, развитие экологического права на всех уровнях представляет собой один из важнейших аспектов развития права в силу самой цели создания норм такого характера, а именно, сохранения природы, и, как следствие, жизнедеятельности человека в целом. Получается, что проблема изменения климата, будучи проблемой глобального характера, по своей природе является эволюционной и антропогенной, а по масштабам затрагивает настоящее и будущее человечества, требует согласованных усилий планетарного масштаба.
Вообще, предмет состояния озонового слоя и его влияния на жизнь человека появился в общественной дискуссии в 1985 году, когда ученые обнаружили озоновую дыру сначала над Антарктидой, а потом и над Арктикой. Соответственно, одной из основных причин изменения климата послужила антропогенная деформация состава атмосферы с нарушением отражения солнечной радиации от земной поверхности в космическое пространство – вызвана в XX веке повышением содержания в атмосфере двуокиси углерода на 25 %, окисей азота – на 19, метана – на 100 %. Такие изменения не могли не повлечь реакцию мирового сообщества, выраженную в создании правовых источников регулирования темпов и степени изменения климата, озонового слоя и состава воздушной массы. Правовое регулирование защиты озонового слоя и климата земли представляет собой комплекс единых международных норм, и локальных норм конкретного государства, то есть, Российской Федерации.
Основная цель представленного исследования состоит в определении правового регулирования как способа защиты озонового слоя и климата земли. Непосредственным предметом же является анализ нормативно-правовой базы как международного, так и национального характера по вопросам климата и озонового слоя как составляющих экологического права.
Определяя спектр международных мер, предпринимаемых и устанавливаемых в нормативно-правовых актах мировым сообществом, следует обратить внимание на Программу ООН по окружающей среде, принятой в 1977 году. Следует отметить, что данный документ носил скорее научный характер, представляя основные цели исследования озонового слоя, его влияния на заболеваемость людей и анализ радиационного фактора. Тем не менее, данный акт ООН являлся началом развития проблематики озонового слоя и климата в международном масштабе.
Тем не менее, основным международным актом стали Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим стратосферный озоновый слой. Венская конвенция была заключена в 1985 году, в период появления сомнений в части разрушения озонового слоя и существовании такого природного процесса в целом, но отсутствия фактического научного подтверждения данному тезису. Конвенция стала той основной, которая устанавливала возможность проведения специфических исследований, регулировала порядок взаимодействия научных групп различных стран с целью обеспечения наиболее комплексного сотрудничества государств как частей мирового сообщества с целью предположительного исследования потенциальной проблемы глобального характера, получается, данная конвенция стала рамочным соглашением, послужившим основой для создания конкретных протоколов в соответствии с выявленными и поставленными проблемами.
В 1987 году Стороны Конвенции создали Монреальский протокол. Целью создания и привлечения стран к подписанию послужила перспектива полного восстановления озонового слоя к 2050 году, что является решением серьезной экологической проблемы, безусловно, при осуществлении правил и требований протокола. В середине 1980-х гг. озоновый слой начал интенсивно истощаться. Официальной причиной, названной учёными стало влияние некоторых галогенированных углеводородов, являющихся существенной части промышленности, и, вследствие осуществления такого рода промышленности, попадающие в атмосферу Земли. Соответственно, именно фактор промышленного влияния на состояние озонового слоя, послужил основным толчком для создания Монреальского протокола, который устанавливает режим контроля для каждой группы галогенированных углеводородов, в течение, которого она должна быть снята с производства и исключена из использования. Важно отметить, что степень разрушения озонового слоя и ненадлежащее исполнение требований данного акта, повлекли за собой внесение в Протокол четырехкратных поправок с целью ужесточения контроля. Итогом всех этих изменений стало принятие запрета на производство и потребление некоторых категорий промышленных химических веществ, а также введение некоторого рода ограничений строгого характера на производство и потребление установленных категорий веществ, влияющих на озоновый слой.
Получается, что, несмотря на большую степень участия в реализации данного Протокола как основы защиты озонового слоя, тем не менее, практическая реализация не представляет собой оптимального добровольного и добросовестного механизма, направленного на сохранение окружающие среды. Тем не менее, следует отметить, что Протокол предусматривает такую интересную правовую конструкцию, как принцип предосторожности, в соответствии с которым меры принимаются до того, как появятся ясные научные доказательства. Реализация такого принципа обусловлена заинтересованностью мирового сообщества в оперативном принятии мер с целью защиты озонового слоя и улучшения его состояния, так как в силу достаточного долгого времени проведения исследований, сведения данных и представления научно обоснованной информации, не всегда удаётся вовремя принять меры по решению возникшей проблемы. Интересен также принцип общей и дифференцированной ответственности, подкреплением которого стало создание фонда помощи развивающимся странам в период их отхода от использования контролируемых веществ. То есть помимо создания санкционных мер, предусматриваются меры поддержки экономического характера с целью наиболее быстрого прекращения влияния промышленности разных стран на озоновый слой.
Реальное обеспечение деятельности норм Протокола производится путём применения некоторого рода механизмов, таких как, оказание постоянного давления со стороны общественности, контроля над производством озоноразрушающих веществ и торговлей ими и за торговлей продуктами, содержащими контролируемые вещества, контроля за торговлей продуктами, изготовленными с использованием контролируемых веществ (но не содержащими их).
Получается, что, несмотря на достаточную степень проработки данного нормативно-правового акта, как основы защиты озонового слоя, существуют проблемы практической реализации, выраженные в невозможности полноценного воздействия Протокола и контроля за его исполнением на повсеместном уровне в силу недостаточной степени добросовестности и правопорядка на национальном промышленном уровне.
Следующим значимым документом, регулирующим вопросы защиты климата и озонового слоя, стала Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Причина создания данного международного правового акта экологического характера заключалась в необходимости снижения и устранения так называемого парникового эффекта, понимаемого как глобальное потепление климата, повышение температуры на земле. Получается, что парниковый эффект, и, как следствие, глобальное потепление климата, стало объектом международно-правовой охраны атмосферы. Согласно позиции учёных, основной причиной такого изменения атмосферы, стало большое количество выбросов СО2 и иных веществ, входящих в категорию парниковых газов и представляющих собой угрозу климату, а также промышленное уничтожение лесных массивов посредством сжигания таких массивов, и, соответственно, из-за такого рода промышленной деятельности, увеличение количества СО2. Помимо этого, некоторая группа ученых также выдвигает позицию и существовании реальной взаимосвязи между "парниковым эффектом" и уменьшением озонового слоя, как обоюдными атмосферными явлениями, происходящими в смежной сфере.
Следствием наличия и выявления таких проблем, а также признание у этих проблем глобального характера и определения необходимости их разрешения, стало принятие в 1992 г. на Конференции в Рио-де-Жанейро Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Содержание самой Конвенции не представляет наличие конкретных мер воздействия, контроля и определения различного рода нормативов для его осуществления. В ней предусматриваются только общие обязательства по обмену информацией и другим видам сотрудничества государств. Тем не менее, важным аспектом стало установление "высшего органа", а именно, Конференции сторон, и установление полномочия на правотворчество в рамках решения проблем климатического характера путём принятия различного рода актов, призванных практически решить проблему изменения климата на основе реально существующих и определенных аспектов данной проблемы и могут принимать форму протоколов к Конвенции. Практическим примером такого акта является принятый Конференцией сторон в 1997 г. в Киото - Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. 16 февраля 2005 г. он вступил в силу. В соответствии с Протоколом развитые государства приняли на себя обязательства по сокращению своих общих выбросов парниковых газов по меньшей мере на 5% по сравнению с уровнями 1990 г. и в период с 2008 г. по 2012 г. Вместе с этим, было введено действие такого механизма, как международный углеродный рынок, режим функционирования которого позволяет развитым индустриальным государствам продавать и покупать квоты выбросов парниковых газов, что в свою очередь должно повысить экономическую эффективность и целесообразность снижения выбросов этих веществ в атмосферу. С 2013 г. начинается второй период действия обязательств по Киотскому протоколу, где сроком окончания указывается 2020 год. Важно отметить, что изучение итогов выполнения первого периода действия обязательств по Киотскому явно продемонстрировало тенденцию увеличения выбросов парниковых газов, которые производились и странами участницами в том числе, что говорит о недостаточном уровне заинтересованности стран-участниц в решении проблем мирового характера, а также наглядно демонстрирует невозможность реального воздействия мирового сообщества на государства, несмотря на их прямое участие в разрушении климата. Соответственно, исходя из рассмотренных актов, можно сделать вывод о стремлении мирового сообщества к решению проблем по разрушению озонового слоя и негативному изменению климатических условий земли, но, вместе с тем, с отсутствием реальных механизмов воздействия на страны активной промышленности. Получается, что, несмотря на наличие актов, регулирующих воздействие человеческого фактора в виде промышленного производства, такие действия продолжают существовать и разрушать атмосферу и представляют собой неблагоприятную тенденцию по увеличению степени изменений озонового слоя и климата негаторного характера.
Переходя к вопросу национального регулирования вопросов защиты атмосферы, стоит отметить, что помимо ратификации международных правовых актов, существуют также самостоятельные, национальные проекты, связанные со стремлением Российской Федерации сохранить атмосферу.
Нормативно-правовой основой отечественной доктрины по сохранению озонового слоя и климата, представляются, в первую очередь, два федеральных закона, а именно: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Статья 4 ФЗ «Об охране окружающей среды устанавливает, что «…Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы…». Соответственно, данная статья не конкретизирует климат и озоновый слой как объекты, но подразумевает их в силу их статуса. Тем не менее, статья 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха конкретизирует, что «…атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений…». Можно сделать вывод о внесении климата и озонового слоя в перечень объектов регулирования отечественным законодателем.
Из подзаконных актов следует отметить Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп "О Климатической доктрине Российской Федерации" и сообразное ему Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 N 730-р Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, а также Указ Президента РФ от 30.09.2013 N 752 "О сокращении выбросов парниковых газов".
В данном случае, совокупность представленных актов даёт понять, что цель такой правовой реформы состоит в формировании новой системы взглядов применительно к климату, об определении целей и принципов, состоящих в политике в области климата и ее содержании, научных исследованиях, развитии нормативно-правовой базы, реализации политики в области климата. Получается, что вместе, то есть определение федерального уровня регулирования, и подкрепление данных позиций с целью определения курса развития и установления определенного рода конкретных принципов, нормативов, категорий, создается комплексная система регулирования климата и озонового слоя в частности, устанавливается поэтапный контроль за промышленностью и развитие экологической промышленности как потенциального единственного вида в целом.
Подводя итог, получается, что конституционные положения составляют ее основу, а Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы", позволяют вводить и использовать систему соответствующих правовых, экономических, технических и организационных мер. В представленных актах были определены меры по укреплению и развитию информационной, научной, социально-экономической политики в области климата. Установлены тенденции по реализации комплексного плана научных исследований погоды и климата, реализуемых непосредственно на территории Российской Федерации и призванных обеспечить оценку и прогнозирование климатических особенностей, в частности, его изменений, тенденций и степени, для определения степени таких аспектов национального характера, как появление угрозы экономическому, политическому и социальному государственному институту, а также методы по их предотвращению.
Помимо этого, анализ нормативно-правовой базы позволяет оценить степень изменений этих актов в соответствии с сообразностью социально-экономического развития страны и её темпов и климатических условий, состояния атмосферы. То есть воздействия отечественной промышленности при достижении социально-экономических целей и её степени на такие экологические показатели, как климат и степень воздействия на него. Примером решения такой проблемы на национальном уровне послужила разработка модели долгосрочного прогноза выбросов парниковых газов в Российской Федерации.
Помимо этого, интересной тенденцией является стремление государства распространить информацию о состоянии климата, озонового слоя, да и в принципе об атмосфере и важности её сохранения как основы правосознания и добросовестности граждан при осуществлении различного рода действий с целью сохранения указанных показателей и поддержания состояния земли для будущих поколений. Практическим примером является обеспечение свободного доступа общественности к информации по вопросам изменения климата и его влияния на жизнь человека и общества.
Подводя итог всего вышеуказанного, можно сделать вывод о необходимости национальной заинтересованности в защите озонового слоя и климата земли, стремление сохранить и вывести промышленность на уровень оптимального соотношения достижения социально-экономических целей с аспектом защиты атмосферы. На примере Российской Федерации, можно сделать вывод о возможности создания комплексной системы федерального законодательства, подзаконных актов, а также выделение специального рода субъектов, деятельность которых направлена на реальное обеспечение защиты озонового слоя и климата в целом. Тем не менее, заинтересованность мирового сообщества также представляется явной и не вызывает сомнений, вместе с тем в виду глобального характера и мирового уровня, ярко заметна неспособность международного контроля за действиями государств, наличие реального исполнения тех или иных предписаний, что ставит под сомнение целесообразность международных норм как санкционных и контрольных для всех стран. Получается, что оптимизация такого института экологического права, как защита озонового слоя и климата земли, состоит в создании единой системы взаимодействия национальных и международных органов и организаций с упором на формирование национального правосознания и добросовестности как основы исполнения норм по решению глобальных проблем такого рода.
Список источников:
Программа ООН по защите окружающей среды – UNEP Regional Seas Reports and Studies. N 178 (UNEP/IUCN. Switzerland 2006). 60 p. // СПС КонсультантПлюс"Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой" (Вместе с <Регулируемыми веществами>, <Списком продуктов, содержащих регулируемые вещества>) (Подписан в г. Монреале 16.09.1987) (с изм. и доп. от 27.11.1999 - 03.12.1999) // "Бюллетень международных договоров", N 7, 2006
"Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата" (Заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992) // Собрание законодательства РФ. 11 ноября 1996 г. N 46. Ст. 5204. Бюллетень международных договоров. 1996. N 12. С. 3 - 24. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 138 - 153. Московский журнал международного права. 1993. N 2. С. 177 - 195.
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 843 "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 44, ст. 5240
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2019Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 26.07.2019) // "Российская газета", N 6, 12.01.2002,"Парламентская газета", N 9, 12.01.2002, "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ред. от 26.07.2019) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2222,"Российская газета", N 91, 13.05.1999.
Указ Президента РФ от 30.09.2013 N 752 "О сокращении выбросов парниковых газов" // "Российская газета", N 223, 04.10.2013, "Собрание законодательства РФ", 07.10.2013, N 40 (часть III), ст. 5053
Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп "О Климатической доктрине Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 21.12.2009, N 51, ст. 6305
Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 N 730-р <Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года> // "Собрание законодательства РФ", 02.05.2011, N 18, ст. 2680.
Международное право в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян ; ответственный редактор А. Н. Вылегжанин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 285 с.
Павлова, Е. И. Общая экология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. И. Павлова, В. К. Новиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 337 с.
Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. – 822 с.
Экологическое право : учебник для бакалавриата и специалитета / С. А. Боголюбов [и др.] ; под редакцией С. А. Боголюбова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 452 с.
Ерофеев, Б. В. Экологическое право России в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части : учебник для академического бакалавриата / Б. В. Ерофеев, Л. Б. Братковская. — 25-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 261 с.
Тихомиров Ю.А. Сохранение климата - актуальная задача права // Право и экономика. 2016. N 6. С. 4 - 8.
Ирисметов А.И. Многосторонние экологические соглашения в международной торговой деятельности для устойчивого развития // Вестник Казанского технологического университета. 2015. №20.
Авдеева Т. Г. Перспективы международных переговоров по изменению климата: по следам Копенгагенской конференции ООН // Биосфера. 2010. №1.
Гетьман А. П., Лозо В. И. Правовая защита климата Земли: историческая динамика, основные компоненты и перспективы развития Киотского процесса // Проблемы законности. 2012. №120.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!