это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1857475
Ознакомительный фрагмент работы:
Школа В.Ф. Шаталова является примером успешной организации образовательной среды по модели «школа – вуз». Данная система преподавания в отечественной педагогической практике для своего времени явилась прорывной, так как представляла собой процесс системно-структурной методологии познавательной и созидательной деятельности обучающегося. Методические находки Виктора Федоровича Шаталова и его последователейсделали возможным развитие и формирование важных личностных качеств детей, которые в дальнейшем будут способствовать их конструктивной деятельности.
В сегодняшних условиях Школа В.Ф. Шаталова отвечает современным принципам, положенным в основу отечественной педагогической системы: требованиям социализации и гуманизации обучения, правилам индивидуального подхода и коллективного обучения, способствуя созданию условий для всестороннего развития личности ребѐнка, выявлению творческих и познавательных способностей. Цифровая эпоха, выдвигающая на первый план информационные ресурсы обучения, в свою очередь, потребовала изменений традиционной системы и введения новых форм преподавания, таких как онлайн-обучение и электронные учебники.
Сама личность В.Ф. Шаталова, ученого педагога, Народного учителя СССР, преподавателя математики, директора школы, результаты обучения его учеников, их успехи в различных предметах позволяют говорить об эффективности применения «системы Шаталова». Главное достижение «шаталовской школы» – разработка системы обучения с использованием опорных сигналов, которые составляют взаимосвязанные ключевые слова, условные знаки, рисунки и формулы с кратким выводом. Благодаря таким средствам обучения любой, даже самый сложный предмет становится доступнее, понятней, усваивается школьником, вне зависимости от его возможностей, без репетиторов и дополнительных занятий.
В более чем 50 книгах и многочисленных статьях В.Ф. Шаталова описаны многочисленные педагогические приемы и оригинальные методы и формы работы. Уроки «открытых мыслей», занятия с применением устного и письменного взаимоконтроля, система самостоятельной и внеурочной работы по ликвидации пробелов в знаниях, консультации с учителями и консультации учеников учениками, методики организации и проведения родительских собраний, формы «внешнего», родительского, контроля самостоятельной подготовки учащихся. Практическая польза этих трудов для педагогического сообщества – неоценима. Сегодня многие из работ знаменитого педагога находят применение в практике передовых школ. В Москве и других крупных городах Российской Федерации существуют филиалы «Школы Шаталова», ведется дистанционное обучение по шаталовской системе.
Здесь нет деления на слабых и сильных, не бывает отстающих учеников, зато присутствует почти стопроцентное поступление в вузы, стабильно фиксируются спортивные, профессиональные и творческие достижения школьников и студентов – бывших учеников Школы Шаталова.
В Советском Союзе 80-х годов прошлого века педагогическая система В.Ф. Шаталова не получила должного развития и, в основном, присутствовала в практике высших и средних профессиональных учебных заведениях – в виде преподавания с опорой на учебные конспекты, которые составляли педагоги-энтузиасты, основываясь на принципах шаталовской школы – систематизации информации, стройности и взаимосвязанности знаний, законах естественного восприятия информации. Фундаментом является «педагогика сотрудничества», принципы которой были сформулированы в конце XX века единомышленниками В.Ф. Шаталова. Последователями педагога-новатора в разные годы являлись С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили, Н.П. Шаталова, которая сформулировала и обосновала возможность внедрения модели конструктивной образовательной среды В.Ф. Шаталова в системе «школа-вуз». Особенностью такой среды, по мнению ученого, является «обучение общению, умению ставить реальные цели; формирование потребности в творческом созидании; развитие познавательного интереса; повышение интеллектуального уровня посредством создания непринужденных ситуаций, непринужденного контроля полученных знаний, умений, навыков; умелое сочетание с другими средствами обучения». Все названные формы преподавания помогают выработать автоматизм формирования конструктивного мышления подростков. Указанное качество в дальнейшем выражается в виде корректного поведения и проведения обдуманных действий в нестандартных жизненных ситуациях. В дальнейшем это позволяет вывести бывших школьников на высокий уровень активности с применением принципов оптимального сосуществования в социуме.
Известно, что сегодня, в условиях модернизации системы российского образования сформирован новый «социальный заказ» – подготовка личности, способной на самостоятельные, активные и инициативные действия, с помощью «конструктивной» образовательной среды, способствующей привитию необходимых для этого умений и навыков.
Так, в Федеральных образовательных стандартах общеобразовательной школы говорится о необходимости формирования универсальных учебных действий (УУД) на протяжении всей образовательной деятельности. Подобные требования нацелены на обучение, воспитание и развитие личности, ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования; подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору; способность к построению индивидуальной образовательной траектории» и др. С этой точки зрения, шаталовская школа включает полный спектр необходимых инструментов, способствующих выполнению данных задач. Организационно-методическая система как «ядро» образовательной среды, по мнению последователя Шаталова, сотрудника его педагогической лаборатории Ю.С. Меженко, – это система интенсификации всего учебного процесса. Достижение такого результата возможно лишь в условиях создания мотивационно ориентированной, конструктивной, творческой, а в сегодняшних условиях – еще и информационной образовательной среды.
Само понятие «образовательная среда» в педагогической науке рассматривается как «более или менее сложившаяся полиструктурная система прямых и косвенных взаимодействий педагогов и учащихся, реализующих явно и неявно представленные психолого-педагогические установки, цели, методы, средства и формы организации учебного процесса, с одной стороны, и результативные характеристики связанного с этими взаимодействиями психического развития учащихся – с другой». Образовательная среда конкретной школы, по мнению исследователей, включает реализуемую в ней психолого-педагогическую систему и технологию (способ организации процесса передачи учебного содержания, тип взаимодействия учителя и учащихся друг с другом), психологический климат, индивидуально-личностные особенности ее участников (субъектов). В частности, такой технологией является цифровизация, переход на дистанционные методы обучения с помощью электронных средств. И шаталовская система в данном смысле не стоит на месте.
Педагогические условия, свойственные современной образовательной среде, существуют в единстве трех структурных компонентов – пространственного и предметного, общественного и психолого-педагогического (дидактического). С точки зрения первого компонента, в социуме существует государственный заказ по отношению к образованию. Пространственно-предметный компонент должен быть приведен в соответствие с современными требованиями (архитектурными, интерьерными решениями, информационно-коммуникативными технологиями и др.). Психо-дидактический – существует на принципах гуманитаризации и гуманизации сегодняшнего дня.
Практика показывает, что методология шаталовской системы позволяет в итоге получить всесторонне развитую, активную личность выпускника, без разделения на «гуманитариев» и «технарей». Сегодня особую ценность представляют личности, которые могут проявлять высокую степень ответственности и самостоятельности. Желание осуществлять самообразование, нацеленность на ценностную ориентацию, личностное развитие и постоянный профессиональный рост – те элементы Школы В.Ф. Шаталова, которые позволяют в результате педагогических действий получить цельную, сложившуюся личность, готовую к различным обстоятельствам и видам деятельности. В применении к современным условиям названные качества связаны с универсальными учебными действиями (УУД), включенными в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование такого комплекса УУД, которые могут обеспечить способность личности к развитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. Главное – умение учиться, а не только усвоение определенных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, поскольку применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
В теории педагогики сегодня рассматриваются положения о возможности прогнозирования эффективности образовательной среды школы с точки зрения достигаемых показателей психического развития учащихся, на основе измеряемых некоторых системообразующих параметров: целевой направленности педагогического коллектива школы, психолого-педагогической организации учебного процесса, способов взаимодействия педагогов и учащихся. По мнению ученых-теоретиков, современная среда в образовании включает набор характеристик, например, взаимопонимание и удовлетворенность субъектов образовательного процесса взаимоотношениями, преобладающее позитивное настроение, авторитетность руководителей: директора и педагогов или родителей, степень участия в управлении образовательным процессом, а также сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса и продуктивность взаимодействий в данной среде.
Указанные компоненты отлично согласуются с принципами «педагогики сотрудничества» и Школы В.Ф. Шаталова, в целом. Так, в образовательных учреждениях, успешно работающих по шаталовской системе, создаются комфортная психологическая атмосфера – дух продуктивного сотрудничества; как правило, отсутствуют конфликты между учениками и педагогами, а также внутри учебных коллективов; авторитет преподавателей достигается не за счет авторитарности, а естественным образом – за счет достижений школьников; родители принимают активное участие в деятельности школы; оценочная система, в духе последний требований, поддается корректировке, благодаря предоставляемой ученикам возможности в любой момент исправить оценки, приложив усилия. Главное же отличие образовательной среды школы В.Ф. Шаталова в том, что содержательный компонент образования представлен максимально доходчиво и, в конечном итоге, усваивается всеми учениками.
Электронные мультимедийные учебники (ЭМУ) по нескольким предметам, составленный по системе Шаталова, как и занятия в школе, соответствует принципам конструктивной образовательной среды. Содержательный компонент представлен в учебниках таким образом, чтобы школьные предметы усваивались читателями без спешки, от общего к частному, от простого – к сложному. Вообще, дидактические элементы шаталовской системы строятся по принципу: «Сначала научить – потом спрашивать!». Поэтому учебный материал на занятиях и в цифровом ресурсе представлен в виде опорных конспектов и схем, выстроенных на основе природных способностей человека воспринимать информацию, запоминать ее естественным образом, дополняя и получая целостную картину мира.
Степень зрелости научного знания не позволяет и сегодня увидеть научному сообществу систему, приятную во всех отношениях. Не всех удовлетворяет избыток допущений, количество исключений, ограниченность экспериментальных возможностей, математический аппарат. Но наука знает, к чему стремиться. «Как прекрасно почувствовать единство целого комплекса явлений, которые при непосредственном восприятии казались разрозненными», – вот суждение величайшего ученого современности Альберта Эйнштейна.
Не отрывочные знания о предмете, а сразу несколько тем, объединенных в один раздел и подчиненных строгой научной логике; закон «числа семь» как психологическая основа восприятия любой информации, язык наглядных образов и многое другое – все эти практические приемы позволяют сделать любой, даже самый сложный учебный материал доступным для понимания. Максимальная визуализация (в том числе и в электронном виде), построение опорных схем, эксперименты, проговаривание и перепроверка, взаимоконтроль и самостоятельная работа, уход от сложных домашних заданий, рационализация рабочего времени – вот далеко не полный перечень качественных характеристик преподавания по системе В.Ф. Шаталова.
Электронная образовательная среда (ЭМУ) шаталовской школы преследует те же принципы, чтобы человек мог идти по тропе знаний не через заучивание, но понимание. Методы многократного повторения «от простого к сложному», от осознания до творчества в усвоении информации, передачи инициативы от преподавателя (авторов учебника) к школьникам, взаимопроверки и самопроверки, различные формы опросов, вплоть до тихого магнитофонного опроса для интровертов – позволяют говорить об индивидуализации в условиях коллективного обучения. Чем не современная образовательная среда? В подтверждение этого утверждения работают современные научные разработки, говорящие о качествах мотивационно ориентированной, творческой образовательной среды и условиях ее создания.
В статье по результатам исследования социальных психологов (Кузьмин, Волков, Емельянов и др.) приведены те аспекты, которые указывают на наличие мотивационно ориентированной среды в образовательном учреждении, и те аспекты, которые, напротив, свидетельствуют о недоработках в условиях конкретного образовательного учреждения. Так, утверждается, что «описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов». В школах, работающих по системе Шаталова, повышенная мотивация проявляется в результате активных совместных действий учеников под руководством учителя. Дети, получающие раз от раза все лучшие оценки, имеющие стройную систему знаний по предмету, чувствуют все большую уверенность в своих силах, что способствует самоутверждению, всестороннему развитию, повышению ответственности и самостоятельности. Все указанные свойства являются признаками мотивации. В электронной образовательной среде мотивация достигается опосредованно, но этому аспекту также уделено достаточное внимание. Обозреватели отмечают, например, что весь школьный курс истории в ЭМУ по системе Шаталова уместился на 168 страницах, тогда как в обычных школьных учебниках он представлен на более чем 1500 страниц. Использование шаталовских методов преподавания избавляет школьников от избытка информации, позволяя усвоить главное и успешно сдать экзамены.
Создание мотивационно ориентированной среды (особенно в старших классах или профессиональном образовательном учреждении) необходимо строить в соответствии с интересами внешней среды, а также направленном развитии интересов самих обучающихся. Выполнению данного правила способствует метод «открытых перспектив», который активно используется в педагогической системе В.Ф. Шаталова. Таким образом, расширяются границы школьного или узко профессионального образования, появляются представления о возможности созданной практико-ориентированной образовательной среды как средства развития учебной мотивации обучающихся, акцентируется внимание на значимости проблемы достижения высокого уровня учебной мотивации обучающихся для эффективной профессиональной подготовки и к будущей профессиональной деятельности. Это полностью соответствует принципам современного образования, позволяя готовить разносторонних личностей, проложить индивидуальную «траекторию обучения» каждого, с учетом его индивидуальных запросов и способностей.
На экспериментальных площадках «Школы Шаталова В.Ф.», и на электронных цифровых ресурсах, в электронной мультимедийной учебной системе Российской Федерации (и в других странах) следуют поставленным целям:
развивать идеи педагогов-новаторов шаталовской плеяды на собственном экспериментальном материале в реалиях современной школы (электронной образовательной среды) по всем предметам;
пройти каждый курс предмета заново, помочь ученику открыть смысл и сформировать систему знаний, устранить пробелы;
сохранять интерес и положительную мотивацию к обучению; привить умение самостоятельно наращивать знания – для всех категорий обучающихся, без разделения на «троечников» и «отличников»;
подготовить к ЕГЭ и ОГЭ через глубокое понимание и твердое системное усвоение курса предмета, на основе фундаментальных законов передачи информации и естественных природных механизмов понимания, без «натаскивания» и «зубрежки».
Так, система электронных мультимедийных учебных пособий ЭМУ содержит гипертекст и обширный глоссарий со связанными терминами, который позволяет организовать сценарий вариативного повторения темы, с учетом индивидуальных интересов читателя-ученика. Словарь обладает функцией создания карточек, закрепленных за отдельными главами и разделами. Интерактивные политические карты, схемы битв и сражений помогают наглядно представить факты и подробно разобраться в сути исторических, культурных и научных событиях.
На базе шаталовской педагогической системы в отечественной педагогической практике создана и апробирована модель конструктивной образовательной среды в системе школа-вуз, включившая отраслевую научно-исследовательскую лабораторию, лучших педагогов школ, студентов и старшеклассников. Сквозная тема исследований: «Формирование и развитие конструктивных навыков самообразования, самостоятельной исследовательской работы, с целью повышения качества знаний по математике и профессиональных конструктивных навыков». Это позволяет говорить о реальном соответствии портрета выпускника шаталовской школы требованиям ФГОС. Например, в Федеральных государственных образовательных стандартах названы личностные критерии, к которым необходимо стремиться в ходе воспитательно-образовательного процесса при обучении школьников старших классов. ФГОС ОСО ориентирован на становление таких качеств личности выпускника, как креативность и критическое мышление, овладение основами научных знаний, способности осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, социальная активность и др. Данные качества являются ориентирами, на достижение которых направлена воспитательно-педагогическая деятельность в работе с обучающимися старших классов в педагогической системе В.Ф. Шаталова, а также создателей информационной образовательной среды по данной системе.
Исследователь А.Д. Ишков выделяет в образовательной среде главные структурные элементы:
целеполагание,
анализ ситуации,
планирование,
самоконтроль,
волевая регуляция,
коррекция.
Все вышеперечисленные составляющие самоорганизации проявляются в действиях старшеклассника в процессе учебной деятельности в условиях образовательной среды школы В.Ф. Шаталова и свидетельствуют о высоком уровне развития личности обучающихся. Так, одной из популярных форм обучения в образовательных учреждениях, работающих по данной системе, стало проведение региональных тематических учебно-практических конференций по естественнонаучной направленности. Здесь в равных условиях трудятся школьники и студенты, профессора и учителя. В организации конференций помогают родители и администрация города и региона.
Опыт работы в конструктивной образовательной среде показал, что такая учебно-практическая конференция – в которой рядом с педагогической научно-исследовательской работой учителя одновременно представлена и самостоятельная поисковая реферативно-исследовательская работа учеников действует на подрастающее поколение особым образом, поскольку каждый участник на таких мероприятиях может проявить интеллект и высказаться по поводу обучения. В ходе совместной научно-практической деятельности реализуется педагогика сотрудничества, повышается престиж учителя и его профессии, мотивация является наиболее естественной.
Таким же образом влияет на современного школьника цифровая образовательная среда, создаваемая с помощью электронных ресурсов, мультимедийных учебников и интернет-порталов, созданных по принципам «Шаталовской школы». Гиперссылки, отсылающие читателя на Интернет-страницы с дополнительным учебным материалом в расширенных версиях учебника, создают второй слой информации пособия, стимулируют познавательную деятельность, не отвлекая школьника от основного содержания. С их помощью педагог, применяющий данные ЭМУ, может задавать индивидуальную траекторию изучения ученикам, усваивающим программу быстрее и лучше. Сегодня электронные мультимедийные учебники созданы не только по истории, но и по другим наукам, в том числе естественнонаучного цикла.
Прикладная программа в электронной образовательной среде Школы В.Ф. Шаталова позволяет вставлять в изучаемую тему отрывки из художественных произведений, картины из галереи, а также анимации, созданные в Keynote. Виджеты HTML, «Всплывающее окно» и «3D», помогают реализовать возможность делать личные закладки и заметки, с помощью которых ученик дополняет содержание своими знаниями. В заметках возможно выполнять задания учителя, делиться ими с одноклассниками через сообщения и электронную почту.
Разработанная российским ученым В.А. Ясвиным векторная модель образовательной среды определяет качества такой среды через конструкты «свобода-зависимость» и «активность-пассивность». Четыре базовых типа образовательной среды: «догматическая», «карьерная», «безмятежная» и «творческая» описывают четыре состояния ребенка в условиях школьного образования. Наиболее гармоничной является творческая образовательная среда, которая в современных условиях трансформируется в информационную среду, способствующую развитию индивидуальной образовательной траектории личности.
Выводы и заключения
Ведущими психолого-педагогическими идеями современного образования являются деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, переход от прямого типа управления образовательным процессом к гибкому косвенному управлению. Современные образовательные стандарты второго поколения учитывая данные требования, предоставляют большие возможности как педагогу, так и обучающимся, с точки зрения организации процесса самостоятельного развития личности школьника при педагогической поддержке учителя. Информационная образовательная среда, являющаяся наиболее прогрессивной и свободной по форме, позволяет учесть все современные требования к процессу воспитания и образования.
В системе В.Ф. Шаталова присутствуют все компоненты конструктивной, мотивационно ориентированной образовательной среды. Учебная деятельность в старших классах «школы Шаталова», с учетом современных требований, является самодостаточной педагогической системой, включающей различные, интегративно связанные элементы. Проявление самоорганизации в условиях учебной деятельности, включающей основные компоненты учебной среды, означает следование ФГОС, а формирование необходимых качеств, ведущих к самоорганизации обучающихся в старших классах является необходимой составляющей педагогического процесса. Шаталовские принципы обучения намного опередили свое время и сделали возможным достижение порой кажущихся невероятными результатов, как в плане личной мотивации обучающихся, так и в плане результатов обучения, системы отношений «семья – школа – вуз», педагогического и ученического коллектива. В настоящее время происходит новый виток развития Школы В.Ф. Шаталова, с учетом открывающихся возможностей информационной образовательной среды.
Библиографический список:
Шаталова Н.П. Конструктивная образовательная среда в системе школа-вуз // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015. №11 (55). – 395-408 с. – С. 395.
Сайт Школы-студии В.Ф. Шаталова. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.shatalovschools.ru/ (дата обращения: 20.01.2020).
Шаталова Н.П. Конструктивная образовательная среда в системе школа-вуз // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015. №11 (55). – С. 397.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008. – С.28.
Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. – Москва– Обнинск: ИГ– СОЦИН, 2007. – 288 с.
Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007. – №4. – С.193.
Сайфуллин Ф.А Педагогический опыт В. Ф. Шаталова // Проблемы востоковедения. – 2008, №2 (42). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-opyt-v-f-shatalova (дата обращения: 20.01.2020).
Максимова М.В. Практико-ориентированная образовательная среда как средство развития учебной мотивации обучающихся колледжа: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 – [Место защиты: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»], 2018. – URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/praktiko-orientirovannaja-obrazovatelnaja-sreda-kak-sredstvo-razvitija-uchebnoj.html
Шаталова Н.П. Конструктивная образовательная среда в системе школа-вуз // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015. №11 (55). – С. 399.
Ишков А.Д. Проблема самоорганизации в условиях дистанционного обучения // Материалы Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2003») – Москва, 2003. – [Электронный ресурс] – URL: http://ito.edu.ru/2003/III/2/III-2-2275.html (дата обращения: 20.01.2020).
Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЧГПУ. 2009. – №2 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-s-tochki-zreniya-sovremennyh-obrazovatelnyh-kontseptsiy (дата обращения: 20.01.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!