это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1861825
Ознакомительный фрагмент работы:
На современном этапе в системе образования на первый план выходит проблема развития познавательной активности школьников в образовательном процессе. В работах таких ученых как Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Л.B. Занков, Д.Б. Эльконин и др. раскрывается сущность развития познавательной активности учащихся.
В настоящее время под влиянием информационных технологий происходит замещение истинного познавательной активности мнимой: интересом скорее к средству передачи информации, чем к ее содержанию и процессу поиска решения проблемных ситуаций. Поэтому проблема исследования заключается в определении современных подходов к формированию у обучающихся познавательной активности, способствующей успешному освоению ими образовательной программы, повышению интереса к учебе, формированию потребности в получении знаний, поиске новой информации [15].
Ценность развитых познавательных способностей в процессе формирования личности состоит в том, что познавательная деятельность под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, а собственно познавательная активность выступает как важнейший мотив активности личности [6].
В нашей работе, вслед за Э.А. Красновским, мы будем понимать познавательную активность как «…проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [7, с. 54].
Так как без активной мысли не существует познавательных способностей, то наличие познавательной активности является главной стороной их развития. Характерным для проявления заинтересованности в школьном возрасте считаются: выбор новых, уникальных, творческих путей решения поставленной задачи; самостоятельная работа ребенка и т.д. [6]. Познавательная активность является наивысшей формой проявления познавательной потребности у детей.
Познавательная активность в современных исследованиях рассматривается как основной мотив умственной деятельности. Процессу познания характерно стремление проникать в суть явлений, отражать в сознании причинно-следственные связи, закономерности и противоречия. Низкий уровень развития познавательной активности может послужить причиной неуспеваемости детей в школе, снижения уровня их познавательной деятельности в целом, отсутствия мотивации в обучении.
Ещё раз отметим, что стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий актуализирует решение вопросов организации учебного процесса в условиях электронного обучения с целью формирования познавательной активности. Важно уделить внимание этому вопросу, так как от качества сформированности данного свойства зависит качество подготовки будущего выпускника.
Обращая внимание на ключевые компетенции, которыми должен овладеть школьник в современном образовательном пространстве, необходимо выделить использование различных педагогических технологий интегрированных с информационными и электронными. Для формирования этих качеств, навыков самым эффективным инструментом будет выступать информационно-техническое пространство. Однако изначально уровень указанных навыков у обучающихся может быть различным, что обуславливает выбор уровня дальнейшего взаимодействия. Также следует ориентироваться на возрастные особенности школьников при выборе средств электронного обучения.
Уровень взаимодействия может быть низким, средним и высоким.
При низком уровне взаимодействия обучающиеся не вступают в прямой контакт с участниками курса, а используют результаты их деятельности в электронной среде в качестве опорного пункта.
При среднем уровне взаимодействия обучающиеся вступают во взаимодействие в асинхронных видах электронных заданий, результаты их деятельности являются импульсом, побуждающим к взаимодействию с другими участниками группы.
При высоком уровне взаимодействия коммуникация происходит синхронно, т.е. ожидается немедленная реакция.
Рассмотрим корреляцию предпочтительных видов совместного взаимодействия и заданий с инструментами электронных образовательных средств, поддерживающих различные уровни взаимодействия при изучении определённого курса.
Низкий уровень взаимодействия: предпочтительны асинхронные виды заданий.
Глоссарий (или словарь терминов и понятий) позволяет накапливать базу языковых единиц, цитат и т.п. Создание глоссария подразумевает независимость работы каждого обучающегося, но при этом итогом становится лексический комплекс, которым могут пользоваться все дети.
Опрос позволяет проводить быстрые голосования и опросы среди участников курса и получение ответов в процентном соотношении или в виде диаграммы. Его результаты являются материалом для дальнейшей работы и самосовершенствоввания, а также обобщения результатов групповой работы.
Сюда же мы относим уже вошедшие в повсеместное употребление средства: электронные учебники, учебно-методические комплекты, интерактивные опорные конспекты; текстовые документы, таблицы, презентации и другие сервисы Google, предоставляют множество инструментов для работы и учебы, фотоальбомы Picasa.
Средний уровень взаимодействия: преимущественно асинхронные виды заданий. Могут использоваться в работе со старшеклассниками.
Wiki – система как способ организации электронного взаимодействия. Она предоставляет возможность каждому участнику интерактивного сообщества создавать и редактировать любую запись. Однако создание продукта базируется на добавлении собственной информации к уже имеющейся. Wiki — это также консультационная помощь широкому кругу обучающихся.
Форум/блог предназначен для асинхронного обмена информацией между всеми участниками процесса обучения. Может использоваться для проведения тематических дискуссий. В том числе видеосервисы YouTube.
Также электронные образовательные платформы, частью которых являются встроенные видео уроки, гипертекст, мультимедийные виджеты и т.д.
Высокий уровень взаимодействия: синхронные виды заданий. Чаще всего, не используются в школьном курсе обучения, т.к. требуют сформированных сложных навыков и определенной подготовки.
Чат предназначен для обмена информацией между всеми участниками процесса обучения и обсуждения в реальном времени в письменной форме.
Видеоконференция позволяет проводить учебные мероприятия (урок, лекцию, курс, презентацию) в режиме прямой трансляции и подразумевает устную коммуникацию участников. Данный вид работы более распространен в среде удалённого обучения и репетиторской работы. Он требует повышенного внимания и мастерства учителя, мало подходит для групповой работы, но незаменим при индивидуальном обучении.
В связи с вышеуказанными критериями при построении методической концепции организации взаимодействия в электронной образовательной среде важно учитывать следующие аспекты: содержательный, качественный, структурный и координационный.
Содержательный аспект несет основную смысловую нагрузку и подразумевает выполнение определенного задания. Качественный, структурный и координационный аспекты чаще всего расцениваются как вспомогательные, однако их качество является важным фактором достижения поставленной цели. Качественный, структурный и координационный аспекты регулируют деятельность обучающихся, направленную на развитие познавательной активности.
Краткое описание вышеназванных аспектов групповой работы проводиться нами с целью уточнения компонентов работы. На практике же они тесно взаимосвязаны. Так, несогласованность в структуре группы оказывает отрицательное влияние на координацию совместной деятельности, что, в первую очередь, негативно повлияет на качество групповой работы. Все это будет сказываться на содержательном аспекте учебной деятельности и достижении её цели [10, с. 144].
Одна из черт инновационной информационной образовательной среды – это возможность доступа к структурированным учебно-методическим материалам и различным образовательным мультимедийным комплексам. При этом обучающиеся могут выбирать гибкий режим обучения, модульные программы, что способствует личному развитию и повышению уровня познавательной активности [13].
Перспективным и популярным, на наш взгляд, направлением среди информационных педагогических технологий являются технологии мультимедиа и гипермедиа. Их быстрое распространение в школьном обучении связано, в первую очередь, с интерактивностью – наиболее значимым преимуществом мультимедиа технологии. Она позволяет управлять потоком учебной информации: школьник может менять настройки, изучать результаты, а также давать ответы на запросы программы, повышать или понижать скорость передачи информации, число повторений и другие параметры.
Кроме того, как пишет Д. Бардач, «мультимедиа технологии делают возможным интеграцию многих типов информации, что позволяет представлять информацию различных форм, с помощью мультимедийных средств» [3].
Отдельно отметим, что указанные виды технологий в целом делают возможным получение дистанционного образования, что, по словам Е.В. Колпаковой, Т.А. Солодко, конкретизирует индивидуализацию образовательного маршрута, при котором проявляются черты личностно-ориентированного способа обучения [8].
Перспективным направлением также считается внедрение методов самообразования на основе использования информационно-компьютерных технологий, доступа к базам данных и знаний. Особенно это актуально на волне интереса к социальной инклюзии и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в процесс получения общего образования.
Мультимедийные средства могут быть применимы в различных стилях обучения, при этом они хорошо воспринимаются людьми с различными психолого-возрастными особенностями восприятия. Так, презентации, снабженные яркими образными картинками или анимацией, визуально более эффективны для запоминания, чем «сухой» текст. Они могут поддерживать должный эмоциональный уровень учебного занятия, подкреплять интерес к представляемым материалам. Кроме того, они адекватно воспринимаются детьми любого возраста.
Преподаватели, активно использующие новейшие информационные технологии, оценили также возможности гипермедиа при работе с презентациями. Например, разместив на первом слайде содержание урока в виде кнопок с гиперссылками, легко можно перемещаться от одной части презентации к другому. При этом, объясняя те или иные явления, очень удобно пользоваться ссылками на другие полезные материалы, в том числе, интернет-ресурсы.
Электронные учебники, включающие технологии гипертекста, достаточно понятны и функциональны в использовании. В них нет перегруженности информацией, и, в то же время, всегда есть возможность обращения к нужному материалу [4].
Следует признать, что для реализации в полной мере академического потенциала мультимедийных технологий, обучаемым требуется поддержка компетентных преподавателей. Но реальность современного образования в России такова, что многие исследователи отмечают как недостаточный уровень подготовки кадров, так и непроработанность сопутствующего методического материала [3; 13 и др.]. Курсы повышения квалификации, разработка организационно-методических материалов, инструкций при таком подходе предопределяет необходимость дальнейших исследований в данной области.
Однако, даже при минимальном использовании потенциала мультимедийных средств в школьном обучении, занятие становится более интерактивным, повышается возможность оперативного получения и восприятия информации, происходит структурирование содержания учебного материала.
Кроме того, как отмечает Г.В. Князем, достоинствами применения мультимедиа и гипермедиа технологий в образовании является следующее:
развитие личностных качеств обучаемых (ответственность, способность к самообразованию и самовоспитанию, учебная и личностная компетентность и т.д.);
формирование коммуникативных и социальных навыков у школьников;
расширение возможностей открытого и дистанционного обучения;
развитие у обучающихся навыков работы с современными технологиями, что способствует адаптации будущих выпускников к быстро изменяющимся социальным условиям жизни, конкурентоспособности, успешной самореализации в жизни [5].
Приведем также примеры наиболее популярных платформ для проведения совместной учебной деятельности школьников. В настоящее время, среди наиболее часто используемых платформ можно отметить следующие: Moodle, eLearning Server, Blackboard, WebCT Campus Edition, WebCT Vista, IBM Lotus LearningSpace, WebTutor, Sakai, Доцент, Прометей, Орокс и т.д [14, с. 89].
Среда, позволяющая реализовывать комбинированное обучение (сочетание аудиторных занятий и самостоятельной работы детей в электронной среде), может быть создана, например, на базе электронных платформ, таких, как Moodle.
Moodle – Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — свободная система управления обучением [2; 12]. Исследователи отмечают, что такая модель электронного обучения имеет ряд явных преимуществ. Например простоту организации совместной работы, а также позволяет обеспечить многовариантность представления информации, интерактивность обучения, многократное повторение изучаемого материала, структурирование курса и его модульность, создание постоянно активной справочной системы, самоконтроль учебных действий, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, конфиденциальность обучения [1, с. 12]. Также следует заметить, что в отечественных учебных заведениях чаще всего используется именно Moodle.
Изначально, такие методы работы опирались на философию конструктивизма Л. С. Выготского, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Э. фон Глазерфельда [1, с. 6], что позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и школьником, а также обучающихся между собой.
При этом, в отличие от очного занятия, взаимодействие между детьми и учителем при проведении коллективной работы на платформе Moodle протекает опосредованно.
Успешность совместной деятельности на платформе Моodle как для группы в целом, так и для каждого обучающегося в отдельности зависит от многих факторов. В основном, от уровня знаний ребенка, транспарентности структуры и единообразия оформления отдельных блоков курса.
Рассмотрим аспекты групповой работы обучающихся в электронной среде на базе платформы Moodle более подробно.
Содержательный аспект обеспечивает решение поставленных задач – обмен информацией, реализация совместного проекта, поиск средств его воплощения и т.д. Платформа поддерживает обмен файлами любых форматов, позволяет оперативно информировать всех участников класса или отдельные группы о текущих событиях, организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам [9].
Данные технические возможности позволяют организовывать индивидуальное и групповое взаимодействие в различных формах. Например, инструменты платформы способствуют совместному созданию текстов. В зависимости от потребностей конкретной группы обучающихся, каждый участник добавляет свой отрывок текста и может изменять текст и вносить правки в него. Такие задания и упражнения могут быть направленны на формирование коммуникативных навыков и развитие познавательной активности, а также непосредственно на достижение предметных компетенций.
Распространение электронных средств обучения предопределило эволюцию роли преподавателя, которую сегодня можно характеризовать как наставничество. В связи с этим, современный преподаватель должен быстро адаптироваться к изменениям в ИК-технологиях, а также иметь набор определенных интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных результатов [11]. Также для организации процесса обучения посредством электронной среды необходимым требованием является наличие у педагога умений и навыков создания и сопровождения электронных курсов на платформе Moodle и т.п. Обратить внимание следует, во-первых, на медийную компетенцию учителя, несформированность которой является сдерживающим фактором для использования ИКТ в процесс обучения.
Современный педагог должен уметь не только создавать логичный, транспарентный курс, адекватный уровню владения знаний обучающимися, их индивидуальным особенностям, а также условиям обучения в целом, но и осуществлять сопровождение и консультирование школьников, давать импульс к их самостоятельной работе в электронной среде.
Таким образом, на пути к адаптации к электронной образовательной среде находятся и преподаватель, и дети, вынужденные непрерывно осваивать новые приемы, способы и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения, позволяющие успешно решать задачи в области обучения в школе.
Предупреждение проблем в среде электронного обучения позволяют превентивные меры: четкие инструкции, договоренность о том, как вести себя в случае технических проблем, невозможности выполнения задания по болезни и других трудностях. Все это важно обсудить в классе заранее.
Электронное обучение имеет здесь ряд преимуществ. Оно дает возможность провести одно или цикл вводных занятий, имеющих целью обучение деятельности в электронной среде, выявление и решение различных трудностей с ней связанных. В электронной среде также необходимо обеспечить технические, информационные, языковые возможности для выполнения групповых заданий: памятки, форумы технической поддержки, ссылки и т.д.
Также необходимо адаптировать интенсивность включенности куратора в работу группы в зависимости от уровня готовности к взаимодействию со средой. Задачи с высоким уровнем взаимодействия соответствуют наибольшим затратам времени, сил учителя, особенно на первоначальных этапах. С возрастанием уровня медийной компетенции обучающихся координацию отдельных шагов групповой работы можно поручать школьникам.
В целом, при успешном внедрении единого информационного пространства в школьном образовании, на наш взгляд:
повысится эффективность и качество процесса обучения;
процесс развития познавательной активности станет более интенсивным;
повысится оперативность и эффективность управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
произойдет интегрирование национальных информационных образовательных систем в мировую сеть, что облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.
В качестве вывода отметим, что информационные технологии меняют саму модель образовательного процесса, причем это изменение представляется не только возможным, но даже необходимым в сфере среднего (полного) общего образования. В настоящее время взаимодействие новых современных технологий и традиционных дополняют друг друга, при этом образовательная среда предстает в принципиально новом обличии, т.е. существует в реальном времени и ассоциируется главным образом с мультимедиа и гипермедиа технологиями.
Главными преимуществами такого обучения являются гибкость, модульность, доступность, рентабельность, мобильность, широкий охват аудитории, технологичность, социальное равноправие и интернациональность и т.д.
Таким образом, организация обучения на основе взаимодействия, в том числе в процессе совместного, группового выполнения заданий в электронной среде, является одним из непременных условий современного обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев А. В., Андреева С. В., Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.
2. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие. Изд-е 2-е. Харьков: Изд-во ХНАГХ, 2009. – 292 c.
3. Бардач Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.
4. Гришкун В.В., Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. – Курск: КГУ, М.: МГПУ, 2012. – 98 с
5. Князева Г. В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. № 16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения 10.01.2020).
6. Крайнова Л. О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося. [Электронный ресурс]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Оренбург. 2014. – 238 с. – URL: http://www.ospu.ru/userfiles/ufiles/nauka/kraynova_l.o._dissertatsiya1.pdf (дата обращения 10.01.2020).
7. Красновский Э. А. Показатели в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — № 5. — С. 53-57.
8. Колпакова Е.В., Солодко Т.А. Мультимедийные пособия как эффективное средство в обучении // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5. – С. 77-78.
9. Открытые технологии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.opentechnology.ru (дата обращения: 10.01.2020).
10. Плеханова М. В., Пигарёва Е. П. Особенности организации групповой работы студентов на базе электронной платформы Moodle в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – №. 5. – С. 144-149.
11. Розина И. Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=101205 (дата обращения: 10.01.2020)
12. Сайт сообщества Moodle [Электронный ресурс]. – URL: moodle.org (дата обращения: 10.01.2020).
13. Седышев В.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. – Изд-во УМЦ ЖДТ (Маршрут), 2013 г. – 264 с.
14. Трутанова А.В., Румянцева Н.А., Нуреева М.А. Становление современного человека через концепцию непрерывности образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. –2016. – №9-2. – С. 89 – 91.
15. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!