это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1862043
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Основные принципы налогообложения 4
2.Суть прогрессивной налоговой шкалы 8
3.Эффективность введения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц в РФ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы определена тем, что для полного функционирования основных социальных институтов нужны денежные ресурсы. Эти деньги государство обретает, взимая с членов общества налоги – обязательные платежи, отчуждаемые плательщиками с определенной, установленной нормативными актами, периодичностью. Различные страны пользуются разными методами пополнения налогового резерва. Прогрессивное обложение налогами – это одна из концепций сбора налогов..
Перемены экономической системы, происходящие в нынешней Российской Федерации, влекут за собою видоизменение абсолютно всех ее субъектов, в том числе и страны, по этой причине бюджетно-налоговая система, в основании какой присутствуют общегосударственные интересы, содержит первоочередное значение в свете раскрытия сущности государственного управления финансами.
Цель работы заключается в рассмотрении принципов налогообложения и прогрессивной налоговой шкалы.
Основные задачи работы:
1. Рассмотреть основные принципы налогообложения.
2. Рассмотреть суть прогрессивной налоговой шкалы.
3. Рассмотреть эффективность введения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц в РФ
1. Основные принципы налогообложения
В экономической литературе рассматриваются различные принципы построения системы налогообложения.
Впервые принципы налогообложения выразил Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал 4 ключевых принципа, каковые детализировались и приобретали разнообразную интерпретацию в намного более поздних работах многочисленных экономистов (рис. 1):
- принцип справедливости — налог обязан собираться со всех без исключения налогоплательщиков непрерывно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги в соответствии с собственном достатком»; - принцип определенности — обложение налогами обязано являться строго фиксированным, а не произвольным;
- принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога никак не должно доставлять плательщику неудобства согласно обстоятельствам места и времени;
- принцип экономичности взимания — издержки по изъятию налогов обязаны быть менее, нежели совокупность самих налогов.
Принцип справедливости
Принцип удобства налогообложения
Последующему вырабатыванию идей А. Смита, их адаптации к нынешнему социально-экономическому положению России и задачам общегосударственной финансовой политики концептуально будут соответствовать последующие главные основы построения результативной системы налогообложения.
Принципы налогообложения по Адаму Смиту
Принцип определенности налогообложения
Принцип экономичности взимания
Рис. 1. Принципы налогообложения по Адаму Смиту
Принцип обязательности - предполагает обязательность, принудительность и неизбежность уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизирование нелегальной экономики). Обязана функционировать формула «О налогах не договариваются».
Принцип равенства, в соответствии с которым разделение налогового бремени обязано оставаться равным. Существуют два подхода к практической реализации этого принципа. Первый базируется на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги обязаны отвечать выгодам, какие налогоплательщики приобретают от услуг государства. Второй подход базируется на обстоятельствах платежеспособности. При этом концепция налогообложения никак не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, но любой плательщик обязан внести долю в зависимости от индивидуальной платежеспособности. Практически налоговые системы государств с сформированной экономикой созданы на различных комбинациях двух рассматриваемых подходах. Совокупность данных подходов, основанных на обстоятельствах выгоды и платежеспособности физических лиц, согласно нашему взгляду, обязано стать нормой построения результативной системы налогообложения в России. При этом проблема платежеспособности, свойственная для огромной доли населения нашего государства, обязана учитываться в первостепенную очередь.
Принцип определенности. Имеется в виду, то, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода обязаны быть установлены правила реализации прямых обязанностей налогоплательщиков по части уплаты налогов и сборов.
Принцип экономичности - система налогообложения обязана являться экономичной, либо результативной. Определенные исследования продемонстрировали, то, что система будет малоэффективной, в случае если издержки по взиманию налогов выше 7% величины налоговых поступлений.
Принцип пропорциональности. Подразумевается утверждение лимита налогового бремени по взаимоотношению к ВВП.
Принцип подвижности (эластичности) - способность налоговой системы к стремительному расширению в случае чрезмерных дополнительных затрат страны либо, в обратном порядке, к уменьшению при наличии возможностей страны и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.
Принцип стабильности - стабильность функционирующей налоговой системы в период, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых государствах нормальным интервалом признается 3-5 лет).
Принцип оптимальности - предполагает наилучший (с точки зрения осуществлении фискальной функции налогов, формирования предпосылок экономического подъема, достижения социальной справедливости, выполнения природоохранных мероприятий и др.) подбор источника и объекта налогообложения.Принцип единства - подразумевает процесс налоговой системы на всей территории государства и для абсолютно всех юридических и физических лиц. При этом осуществление этого принципа находится в зависимости от организационно-правовых конфигураций предприятий, разновидности работы, нрава на приобретение законных льгот, присутствия нрав нижестоящих органов власти по установлению, уменьшению, повышению либо отмене налогов.
Принцип справедливости. В нынешнее время российское налоговое право основательно не соблюдает данный принцип. К примеру, за несоблюдение налоговых обязательств плательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает значительные финансовые штрафы. А за избыточное взимание налогов и безосновательное наложение штрафов налоговые органы почти не несут никакой ответственности. В итоге появляются множественные обращения в суды, обжалования незаконных действий налоговых органов.
Одна из ключевых проблем отечественного налогового законодательства состоит в том, что законы по налогам не обладают прямым действием. Наравне с законами функционируют множественные подзаконные акты, инструкции, дополнения также изменения к ним, нормативные письма и пояснения налоговых органов. Неудовлетворительная четкость и ясность нормативных документов, и очень частые изменения налогового законодательства усложняют работу самих налоговых сфер, делают бесправным налогоплательщика. Необходимы ясные, закрепленные законодательно регламенты введения модификаций и дополнений в налоговое законодательство, установления либо отмены налогов. При этом законодательное решение о внедрении новейших налогов обязано входить в силу не ранее следующего календарного года, а перемены, ухудшающие положение налогоплательщика, не обязаны иметь обратной силы.
Принцип удобства взимания налога - взимание налога не должно доставлять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только лишь о удобствах внесения налогов физическими лицами. Современное интерпретирование данного введенного в экономическую науку А. Смитом принципа обозначает поиск решения проблем оптимального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение общественных задач и т.д. Сформулированные принципы охарактеризовывают в известном смысле безупречную налоговую систему, определённый пример, образец, к какому надлежит стремиться. Реальность, состояние экономики и финансовое положение, интересы присутствующих политических сил, складывающаяся обстановка вносят некоторые коррективы в эту модель. Помимо этого, приведенная группировка принципов, безусловно, не представляется единственно допустимой. В учебно-методической литературе приводятся и наиболее подробные их систематизации.
2. Суть прогрессивной налоговой шкалы
Действующая в настоящее время плоская шкала НДФЛ не соответствует потребностям экономического и социального развития России. Известно, что одним из основных принципов налогообложения является способность к уплате налога, а размер дохода, получаемого налогоплательщиком, характеризует его возможность платить определенный уровень налога.
Установленная для всех налогоплательщиков единая ставка налога не отвечает требованиям данного принципа, так как не позволяет взимать со сверхвысоких доходов налог по более высокой ставке с целью его дальнейшего перераспределения. В этой связи налог на доходы физических лиц свою распределительную функцию выполняет не в полном объеме.
Определенную сложность при обосновании рациональности и необходимости введения прогрессивного налогообложения представляет решение вопроса об определении динамики прогрессии и установлении шкалы налога.В настоящее время из множества предлагаемых вариантов заслуживает внимания шкала налогообложения, построенная в соответствии с требованиями перспективного социально-экономического развития и роста благосостояния населения (табл. 1).
Таблица 1. Рекомендуемая шкала ставок налогообложения доходов физических лиц
Годовой доход, руб. Ставка налога Доля налога в доходе, %
до 120 000,00 Не облагается Не облагается
от 120 000,01-500 000,00 8% 8
от 500 000,01-1 100,00 13% 13
от 1 100,01-2 900,00 143 000 руб. + 30% от суммы, превышающей 1 100 000 руб. 13-23,5
от 2 900,01 377 000 руб. + 40% от суммы, первышающей 2 900 000 руб. 23,5-35 (при совокупном годовом доходе, превышающем 10 млн. руб.)
Результаты расчетов экономического эффекта при использовании предлагаемого прогрессивного налогообложения доходов с использованием данных федеральной службы государственной статистики по распределению налогоплательщиков по группам доходов приведены в таблице 2.
Таблица 2. Расчет экономического эффекта от введения прогрессивной шкалы НДФЛ
Рисунок 2. Выплаты налога на доходы физических лиц по действующей ставке и по предлагаемой шкале ставок
Из данных таблицы следует, что:
- доходы бюджета от НДФЛ увеличатся в 1,87 раза и составят 8545 млрд. руб.;
- освободится от уплаты НДФЛ категория граждан с наименьшими доходами до 120 тыс. руб. в год, их численность составляет 11 млн. чел. или 20,6 %;
- размер собираемого НДФЛ с группы налогоплательщиков, чьи доходы больше 2900 тыс. руб. в год увеличится в 2,5 раза и составит 4119,4 млрд. руб.;
- для категории граждан с доходами от 500 до 1 100 тыс. руб., т. е. «среднего класса», размер уплачиваемого в бюджет НДФЛ не изменится.
Анализ данных расчета экономического эффекта позволяет сделать выводы о том, что введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц повлечет за собой следующие изменения:
- снижение налоговой нагрузки почти для 30 млн. налогоплательщиков России с низкими доходами, что составляет 55 % от всех налогоплательщиков, перераспределив её на более богатые слои населения;
- основной экономический эффект от введения прогрессивного налогообложения в 4 трлн. руб. достигается от дополнительного налогообложения для 1,1 млн. наиболее состоятельных налогоплательщиков, составляющих 1,7 % всех налогоплательщиков.
Рекомендуемая шкала имеет ряд преимуществ, связанных как с перспективными целями развития социально-экономической сферы, так и с простотой, включающей прогрессию из пяти ставок налога.
3. Эффективность введения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц в РФ
В российской науке права на сегодняшний день большой интерес у современных экономистов и правоведов вызывает тема установления дифференцированной прогрессивной налоговой ставки на доходы физических лиц. Среди авторов, труды которых посвящены изучению эффективности прогрессивной шкалы налогообложения, можно выделить В. Петти, Дж. Кейнса, Е.Г. Осокина, В.А. Лебедева и др.
Прогрессивная налоговая ставка на доходы физических лиц используется сегодня в таких экономически развитых странах, как Франция, Великобритания, Швеция, Италия, Германия, Израиль и Китай.
Особенность прогрессивной шкалы налогообложения заключается в том, что ставка НДФЛ является дифференцированной и возрастает по мере роста дохода налогоплательщика. Прямая шкала налогообложения доходов преобладает, как правило, в европейских государствах с ослабленной экономикой, а также во многих странах бывшего СССР.
Введение плоской шкалы налогообложения в России ставило перед собой цель - повысить уровень собираемости налогов, а также снизить количества лиц, уклоняющихся от их уплаты. Однако по данным ФНС, за 10 лет сборы этого налога в ВВП не превысили 4%.Так что введение плоской шкалы налогообложения не оправдало своих ожиданий.
Массовая дискуссия на тему введения прогрессивной налоговой ставки развернулась в августе 2016 года после внесения в Государственную Думу депутатами ЛДПР законопроекта «О внесении изменения в статью 224 Налогового кодекса РФ». Главной идеей законопроекта стала отмена налогообложения для наименее обеспеченных слоев населения и повышение налоговой ставки при обложении богатых налогоплательщиков. Согласно законопроекту, освобождению от уплаты данного налога подлежат лица, заработная плата которых составляет меньше 180 тыс..рублей в год. Для людей с годовым доходом от 180 тыс. до 2,4 млн руб. предлагается сохранить ставку налога на уровне 13%, но облагать налогом не весь доход, а только ту его часть, которая превышает 180 тыс. руб. в год. Комитет по налогам и сборам, рассмотрев новый законопроект, не поддержал указанные в нем предложения, что свидетельствует о необходимости доработки его положений.
Отмена налогообложения для наименее обеспеченных слоев населения и введение повышенной ставки при обложении «сверхдоходов», по мнению зарубежных экономистов, позволяет перераспределить налоговое бремя и установить социальную справедливость. Эффективное установление прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц мы можем наблюдать во Франции. Особенность налогообложения в этой стране состоит в том, что налоги на доходы взимаются не с конкретного гражданина, а с домохозяйства. Коэффициенты налога зависят от количества членов семьи. Так, к одиноким применяется коэффициент 1, к супружеским парам – 2, если у них есть дети –2,5 и т.д. Чем больше членов семьи, тем меньше будут налоги. В настоящее время система налогообложения Франции характеризуется стабильностью и высокой эластичностью. Налоговые ставки пересматриваются ежегодно в соответствии с изменениями в экономической и социальной политике государства. По общему объёму экономики страна занимает второе место в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку.
Самая высокая ставка НДФЛ установлена в Швеции. В этой стране система налогообложения состоит из 2-ух уровней: налоги отчисляются в федеральный и местный бюджеты. На муниципальном уровне средний размер ставки составляет 32,12 %, а национальная ставка составляет от 0 до 25%. Несмотря на это, именно Швеция отличается самыми законопослушными налогоплательщиками. Эта страна обладает успешной конкурентоспособной экономикой. Можно сделать вывод о том, что разумно построенная налоговая система, способна обеспечить эффективность экономической модели, несмотря на достаточно высокий уровень налоговых изъятий.
Прогрессивная шкала НДФЛ применяется и в Италии, которую относят к государствам с высоким уровнем налогов. В 2016 году установлены новые величины НДФЛ и теперь может составлять от 23% до 43% в зависимости от размера дохода плательщика. Однако, экономика страны считается одной из показательных для западноевропейских государств. Нельзя оставить без внимания и то, что введение прогрессивной налоговой ставки на доходы физических лиц способствует повышению темпов роста ВВП. А это, в свою очередь, является одной из главных целей Правительства РФ.
Таким образом, налоговая система РФ нуждается в рассмотрении вопросов об установлении прогрессивной налоговой ставки на доходы физических лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: рассмотрены принципы налогообложения и прогрессивной налоговой шкалы.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи, поставленные в работе: 1. рассмотрели основные принципы налогообложения; 2. рассмотрели суть прогрессивной налоговой шкалы; 3. рассмотрели эффективность введения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц в РФ
В нынешнее время большая часть жителей России поддерживают внедрение прогрессивной шкалы налогов. Это отношение граждан обуславливается катастрофическим социальным расслоением российского общества. Положительные стороны применения дифференцированного налога: снижается уровень социального неравенства (бедные платят меньше, богатые больше); повышается стабильность пополнения доходной части государственного бюджета (за счет возложения основной налоговой нагрузки на наиболее обеспеченных плательщиков). Недостатки системы прогрессивного налогообложения выражены тем, что к минусам такой схемы налога относят: развитие теневой экономики (при отсутствии государственных средств эффективного администрирования и контроля); снижение мотивации налогоплательщиков к увеличению собственного совокупного дохода; обогащение одних регионов и обеднение других (при условии отсутствия законодательно установленных схем перераспределения бюджетных средств между субъектами); возложение обязанности декларировать доходы на плательщика.
Таким образом, очевидна необходимость создания инструментов макроэкономического фискального анализа, которые, являясь универсалиями, могли бы быть применены органами исполнительной, представительной и законодательной власти всех уровней бюджетной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Быкова А. Ю. Прогрессивная шкала налогообложения как инструмент сокращения неравенства доходов населения / А. Ю. Быкова, Л. В. Тикшаева // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 5 (143). - С. 393-400.
Греков И.Е., Сенина О.В. О несостоятельности доводов сторонников плоской шкалы налога на доходы физических лиц // Финансы и кредит. 2015. №30 (654).
Григорьев А.И., Эриашвили Н.Д. НДФЛ: вопросы применения прогрессивной шкалы налогообложения // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. - № 3. – С. 242.
Действующие ставки налогообложения личных доходов в различных странах мира в 2018 г. URL:http://www.worldwide-tax.com.
Дума Д.С. Налогообложение доходов граждан в зарубежных странах // Аспирант. – 2017. – №10 (36). – С. 56-60.
Еременко Е.А. Регрессивное налогообложение физических лиц в российской налоговой системе //Финансы. 2016. С. 60-63.
Крячкова Л.И., Мохова О.И. Совершенствование механизма налогообложения на доходы физических лиц // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. №7.
Лукьянов Г.В. Инновационные модели прогрессивного налогообложения / Г.В. Лукьянов // Налоги и налогообложение. 2017. № 4 (54).
Масумова Н. Р., Копылов Д. А., Перспективы ввесения подоходн о го налогообложения в России и зарубежный опыт на примере Турции // ЭТАП. 2017. №6.
Налоговые системы зарубежных стран: учеб. пособие / Н. А. Филиппова, Н. Н. Семенова, Г. В. Морозова; под ред. Н. А. Филипповой.– Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. – 324с.
Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2019. - 480 c.
Одинокова Т.Д. Прогрессивное налогообложение доходов как возможность решения проблемы социального неравенства граждан в России // Известия УрГЭУ. 2015. №1 (57).
Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 336 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Система обеспечения законодательной деятельности [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/427315-7.
ФНС. Налоговая аналитика [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
Эксперты объяснили опасность введения прогрессивной шкалы НДФЛ для россиян: [Электронный ресурс] // МК.ru. 2016. URL:http://www.mk.ru/economics/2016/11/21 (дата обращения: 11.01.20).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!