это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1874137
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Исторические аспекты изучения проблемы смысла жизни в философии 5
Глава 2. Проблема смысла жизни по В. Франклу 9
Глава 3. Виды смыслов В. Франкла 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Философские учения не обходят стороной рассмотрение вопрос смысла и цели существования человека. Основными вопросами философии принято считать вопрос о соотношении природы и духа, а также вопрос о соотношении бытия и мышления. Вопрос же о смысле жизни можно считать одним из важнейших «человеческих» вопросов. Этим вопросом хоть раз в жизни задается каждый человек, что определенно натолкнуло философов с самых древних времен заниматься изучением этого вопроса.
Применяя этот вопрос к отдельному человеку, как к личности, решение данного вопроса приобретает реальные очертания смысла и значения. Именно ответ на этот вопрос может сделать жизнь человеческого индивида осмысленной и, зачастую, в некотором смысле оправданной.
Именно важность данного вопроса для каждого человека и, соответственно, необходимость его решения делают проблему вопроса о смысле жизни человека актуальной. И эта актуальность никогда не перестанет иметь место. С течением времени, ходом истории, изменениями человеческих прав и свобод, внедрением технического прогресса, ответ на этот вопрос имеет свойство изменяться и становиться кардинально разным для каждого отдельно взятого человека. Этот факт, также обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – определить основные аспекты проблемы смысла жизни человека в работе В. Франкла «Человек в поисках смысла» и обозначить место работы в решении данного вопроса философскими учениями.
Для решения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
Изучить исторические предпосылки и аспекты в изучении проблемы смысла жизни человека.
Рассмотреть проблему смысла жизни человека в работе В. Франкла «Человек в поисках смысла».
Выделить виды смыслов жизни человека, рассмотренных в работе В. Франкла «Человек в поисках смысла жизни».
В современном мире обострилась проблема духовных ценностей человеческой жизни. Помимо этого, происходят острые политические изменения, столкновение религиозных организаций с глубинными противоречиями современных моралей, изменение и отрицание традиций и нравственных ценностей. Все это приводит человеческую жизнь к основной цели – выжить. Примеряя на себя такой стиль жизни, люди зачастую обесценивают само понятие «смысла жизни» и, более того, он становится дефицитным или даже призрачным. Рассуждая в таком ключе, стоит рассмотреть работы философов в области изучения данной проблемы.
ГЛАВА 1. Исторические аспекты изучения проблемы смысла жизни в философии
Проблема изучения смысла жизни человека появилась еще в античной философии. Основным направлением философов этого времени было «Смысл жизни – в самой жизни человека». Стоит отметить, что изначально это направление было в некоторой степени размытым, однако с течением времени оно становится наиболее определенным. Внутри обозначенного направления были выделены несколько подходов, таких как:
гедонистический: человек живет ради чувств и наслаждения;
эвдеменистский: человек живет ради счастья;
деятельностный: человек живет ради действия;
эпохи Нового Времени и философии Востока: человек живет ради страданий и пассивности.
Период античности подразумевал, что человек есть природное существо. Это объясняло преобладание такой парадигмы во всех учениях того периода. То есть человек, согласно ей, подобен животному или растению и должен жить и получать удовольствие от выполнения своего непосредственного предназначения – продолжения цикла жизни на земле.
Казалось бы, вполне себе радужная цель жизни – получать удовольствия без страданий и осмысленности чувственных наслаждений, приводила к тому, что человек становился заложником своих собственных удовольствий, такая жизни была прямым путем к разврату и подобным порокам человека. Наслаждаясь одними удовольствиями, человек начинал испытывать потребность в наиболее разнообразных и сильных впечатлениях и наслаждениях, которые были непосредственно обусловлены затратой наиболее значительных ресурсов и приводили к серьезным последствиям.
Безусловно, такая парадигма имела право на существование и имеет его сейчас с одной многозначительной поправкой наслаждений на их духовность.
Такой вывод делали уже и во времена античности. Эпикур, рассуждая о наслаждении и удовольствии в ключе смысла человеческой жизни, определял, что средством их достижения может быть исключительно добродетель. Это подразумевало, что добродетель является самим средством получения удовольствия, и означало, что необходимо организовать такое средство и подчинить все свои желания этой цели.[1, С. 93] Считалось, что такой процесс – это задача науки и мудрости и дело разума. Если бы добродетель перестала приносить удовольствие наравне со знанием и мудростью, они потеряли бы всякий смысл.
Александр Иванович Герцен – русский писатель, философ и педагог говорил о том, что вместо поклонения кумиру прогресса «не проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился и родился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему ни получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию». Что в некоем роде подтверждало мысль античных философов относительно смысла жизни.[1, С. 96]
С приходом Средневековой эпохи развивается направление «Смысл жизни вне жизни человека». Такое мышление основывалось на кризисе общества Средневековья, во время которого четко проявлялась дисгармония личного и общественного, в свою очередь противоречащая надежде человека на общество как на стойкую жизненную опору.
Утраченная средневековым обществом вера в силу и разум человека привела к поиску потусторонних средств оправдания бытия человека. Здесь источником высшей жизненной ценности стали выступать Бог, идея и др. Классический образец такого средневекового толкования мира являет собой христианское учение, поддерживающее главную мысль парадигмы того общества на протяжении всей длительности Средневековой эпохи.
Несколько позже развивается другой подход: «Человек живет ради действия или чтобы действовать». Этой мысли придерживались такие философы как М. Монтень, Фейербах, Ж.Ж. Руссо, Спенсер, П.А. Гольбах.
Декарт и Спиноза видели же смысл жизни «в служении высшему существу». Они объявляли целью человеческой жизни – самопознание и самосовершенствование. Спиноза более других придерживался мысли, что Бог и религия – это путь обретения человеческим существом высших благ, следовательно путь самосовершенствования. Эта идея заложена в немецкой классической философии и по сей день имеет массу последователей. Те, кто в это верит, определяют эту мысль своей доминантой. Однако они ставят себе цель самосовершенствования и самореализации именно в религиозном аспекте.
Т. Мор, Ф. Бэкон, К. Маркс, А. Сен-Симон и Дж. Локк верили, что смысл жизни человека «в служении идее». Этой идеей непременно было социальное равенство общества, его благополучное будущее, коммунизм и безусловная новая форма организации всего общества.
XX век в изучении проблемы смысла жизни человека имеет развитие в направлении смысл жизни человека «в самореализации». Отличие такой парадигмы от средневековой в том, что самореализации подразумевает выработку смысла жизни самим человеком, другими словами, человек должен был сам «сделать себя».
Этой парадигмой было обусловлено систематическое творческое развитие человека во имя становления собственной индивидуальности. Философия Нового времени воспринимала личность человека не данностью, а созданием ее самим человеком. По мнению последователей, личность не ищет смысла, она сама его вырабатывает. Основными последователями этой идеи были Бердяев, Трубецкой, Шестов, а также Фихте и Кант.
Исследователем проблемы смысла жизни был и Зигмунд Фрейд, который не находил удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Он считал, что решением проблемы могут быть лишь ответы на вопросы: «каковы цели и смысл жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения? чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь?» сам же он придерживался мнения, что человек стремится быть счастливым и пребывать в этом самом счастье. Можно сказать, что Фрейд поддерживал античную парадигму смысла жизни: «быть счастливым и получать различные удовольствия и наслаждения, избегая болезней и несчастий».
Путь самосовершенствования и развития собственной человеческой личности был путем достижения вечности и Божьего царства. И. Кант считал, что существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу».[1, С. 98] Многие современники до сих пор придерживаются этой мысли. По мнению Н.К. Рериха главной задачей жизни человека является его самоусовершенствование. Несмотря на какие-либо творческие достижения человека и их величину, центром внимания все равно остается жизнь человека и, непосредственно, его личность, а творчество и искусство – это «пособники самоусовершенствования». [1, С. 99]
Лев Толстой уделял много времени размышлениям о проблеме цели жизни человека и ее смысле. Однако, и он пришел к заключению, что то и другое заключается именно в самосовершенствовании личности человека. Однако, он понимал, что смысл жизни отдельного человека невозможно найти отдельно от смысла жизни всех людей. [1, С. 102 ]
Одним из мыслителей наиболее полно раскрывших проблему смысла жизни человека был Ф.М. Достоевский. Он понимал, что человек есть не только сложный феномен, но и противоречивый, о чем он писал в своих произведениях. Он считал, что каждый человек, должен осмыслять себя и свое предназначение в жизни и в мире как возможность быть личностью. Согласно его мысли, каждый человек должен оставить после себя хоть какой-то малый след, «отпечаток своей личности». Однако суть смысла жизни по Достоевскому имела именно нравственный характер. Человек должен быть не просто оставившей след личностью, но самое главное – этот след должен быть насыщен идейно.
Таким образом, можно сказать, что с изменением времени, отношения к человеку и его деятельности, изменялось и отношение к проблеме смысла жизни человека. От античных представлений до сегодняшнего самосовершенствования прошел достаточно долгий период, однако размышления о смысле жизни человека имеют не такой обширный диапазон. Все оны так или иначе связаны с самоопределением человека в жизни и его самореализацией.
ГЛАВА 2. Проблема смысла жизни по В. Франклу
Виктор Эмиль Франкл – психиатр, невролог и психолог. Основатель третьей австрийской школы психоанализа. Им была создана «логотерапия», которая обозначает направление экзистенциального анализа именно на поиск смысла жизни человека. Созданию такого анализа способствовали трагические события жизни автора: жизнь в концлагере, терапия наркоманов, самоубийц и алкоголиков, которые по его мнению стали таковыми именно в отсутствие смысла жизни и др. причины.
Именно в работе Франкла «Человек в поисках смысла жизни» он изложил основные или ключевые моменты, присущие логотерапии. Там же он освещает вопросы, которые важны для каждого человека: конечно же, смысл жизни и смерти человека, а также любовь и страдания, ответственность и свободу, религию и гуманизм, экзистенциальный вакуум и пути его преодоления и пр.
В своей книге Франкл освещает разницу между выражениями «смысл жизни» и «смысл жить», более того, он доказывает, что эта разница существенна. «В том или ином возрасте, к каждому из нас, в голову приходит вопрос: «В чем смысл жизни?». Конкретного ли человека, или в общем понимании, так сказать в целом. Значения в данном случае, это особого не имеет. Это просто философия. А вот «Смысл Жить» - это уже совершенно иной поворот, взгляд на вещи. «Жить» в данном понимании – глагол, отвечающий на вопрос: «Что делать?» И ответ на этот вопрос проще. Именно делать. И ударение смысловое как раз на него и ставится.» [3, С. 140]
Итак, в своей работе Франкл утверждает, что:
особой сущностью является человеческий дух, и именно он испытывает потребность в смысле;
смыслы существуют в мире абсолютно объективно, так как они даны Богом;
в соответствии с предыдущим утверждением, человек несет ответственность за свои смысли и их реализацию перед Богом;
познание является интуитивным, а совесть – этот тот самый орган, провидящий «должное» в любой ситуации и вообще всегда.
Результат действий представляет их смысл, то есть совокупность всех его последствий. В мире, в котором существует человек, все взаимосвязано, поэтому каждое его действие или отсутствие такового (простое существование) имеет объективный результат. Понимание человеком результата его действий или бездействий является субъективным, но обуславливается оно объективной имеющейся у каждого человека потребностью в обладании каким-либо смыслом. Можно выстроить такую последовательность: объективный результат существует во внешней реальности, а смысл этого результат образно отражается в логической реальности, однако он существует там и объективно. Однако, о внешней реальности человек ничего не знает и в практике имеет дело лишь со своими реальными представлениями. Таким образом, смысл жизни человека является лишь совокупностью последствий его реального существования в объективном мире.
Целью человек определяет недостигнутый еще результат, к достижению которого он непосредственно стремится. Однако возможный результат обязательно должен существовать объективно в пространстве возможностей, во избежание потери стремления человека из-за его недостижимости. В таком ключе он может быть объективен и открыт, но не изобретен или выдуман. Понятие цели всегда является субъективным, так как и само намерение субъективно и что немало важно не наблюдаемо. Если человек же является пассивным, то невозможно судить об истинной рациональности его поведения. Если же человек намеренно проявляет активность, то она не может быть абстрактной, она обязательно проявляется объективно в какой-либо жизненной ситуации. При этом, человек выбирает среди своих действий лишь те, что могут повлиять на конкретную ситуацию в пользу реализации того или иного исхода, которые выбираются из множества возможностей в качестве определенных целей. Целью сознательного существования человека Франкл считает изменение смысла своего существования на более благоприятный и желательный из всех существующих.
Главная сила жизни каждого человека – это поиск им смысла, а не «вторичная рационализация» влечений инстинктов. Смысле же, в свою очередь, является уникальным и специфичным, ввиду возможности осуществления его конкретным человеком только в том случае, если он понимает, что может удовлетворить его потребность в обретении смысла.
В. Франкл рассматривал стремление человека к поиску и последующей реализации смысла жизни врожденной мотивационной тенденцией, которая присуща каждому человеку и является основным двигателем поведения и развития самой личности человека. На своем жизненном опыте автор делает вывод, что для жизни и активных действий человек обязательно должен верить в смысл каждого своего поступка.
Логотерапия подразумевает основным своим вопросом способы нахождения своего смысла человеком. Франклом подчеркивается именно поиск и нахождение смысла, а не его создание или изобретение. И все-таки нахождение смысла – это не конечная цель человека. Вся суть в его осуществлении. Франклом стремление характеризуется именно порождением смысла, а влечение – порождением потребностей, что требует принятия решений человеческой личностью на постоянной основе.
Простраивая логическую цепочку от уникальности реализации своего смысла до уникальности личности каждого человека, Франкл говорит о важности смысла индивидуальности и личности самого человека. Он связывает смысл личности человека с обществом. С учетом этого факта он отмечает, что смысл жизни трансцендирует себя. А вот смысл существования общества обязательно устанавливается существованием индивидуальностей. [3, С. 115]
Таким образом, учение о смысле жизни В. Франкла можно выразить таким тезисом: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Не поиск смысла, а его осуществление – вот императивная необходимость человека, которая объясняется конечностью, ограниченностью и необходимостью человеческого бытия в мире, а также невозможностью отложить что-либо на потом. При осуществлении смысла жизни, человек напрямую осуществляет самого себя, т.е. самоактуализируется.
ГЛАВА 3. Виды смыслов и учение о свободе воли В. Франкла
В своей работе Франкл выделил три вида «смыслов» жизни человека, которые напрямую связаны с видами человеческих ценностей, это: «Ценности действия», «ценности переживания» и «ценности отношения».
Ценность есть что-либо важное (ценное) для определенного человека. Франкл был убежден, что ценности имеют объективное существование в мире. В доказательство своих суждений он говорит: «Несколько лет назад во Франции проводился опрос общественного мнения. Результаты показали, что 89% опрошенных считают, что человек нуждается в «чем-то таком», ради чего он живет. Другими словами, потребность в смысле является для большинства фактом, а не слепой верой.» [2, С. 68]
Безусловно, бывает, что отношение человека к тем или иным ценностям является лишь маскировкой скрытых внутренних конфликтов человека. Но существование таких людей, это своего рода исключение из правила, нежели само правило. В таких случаях, как правило используется определение «псевдоценность» (например, фанатизм), и существует острая необходимость в демаскировке таких ценностей. Развенчание или демаскировку стоит прекращать при первой же встрече с подлинным и достоверным в самом человеке. В случае же, если демаскировка не прекращается, можно сделать вывод о собственных интересах демаскирующего человека в подавлении духовных стремлений другого.
В своем учении Франкл говорит: «Мы должны очень осторожно относиться к тенденции понимать ценности в терминах простого самовыражения человека. Логос, или смысл, есть не просто выход за пределы собственного существования, но скорее нечто противостоящее существованию. Я считаю, что мы не выбираем смысл нашего существования, а скорее обнаруживаем его». [2, С. 120]
Основываясь на высказываниях Франкла, можно сделать вывод, что не человек задается вопросом о поиске смысла жизни, а жизнь сама задает этот вопрос ему. Человек же, в свою очередь, должен ежечасно и ежедневно отвечает на него действиями, а не словами.
Приоритет в данном случае отдается ценностям творчества, реализовать которые возможно лишь путем труда. При такой реализации труд человека может приобретать смысл только как вклад в общественную жизнь, а не просто занятие.
Говоря о ценностях переживаний Франкл уделяет особе внимание любви, обладающей огромным ценностным потенциалом. Любовь же, по Франклу, является взаимоотношения на некоем духовном уровне, на уровне смыслового измерения, она отражает переживания определенного человека с учетом его уникальности и неповторимости и позволяет познать его глубинную сущность.
Также Франкл приводил уточнения относительно «смысла» и «ценности». З. Фрейд в этом отношении считал, что удовольствие является первичным, а потребности выводятся из него, даже если они религиозные. Что касается Франкла, он ставил на первое место смысл, и определял его ценностью только что-либо осмысленное. Однако, он четко понимал, что на различных этапах эволюции возникали различные психические механизмы, и их сведение друг к другу не имеет никакой необходимости. Таким образом, отталкиваясь от определения ценностей как «субъектно значимых», можно сказать, что различные ценности значимы для людей ввиду их различных потребностей, а не только потребности в определении и обретении смысла. Поэтому далеко не каждая ценность может быть смыслом. Основным различием в этом случае можно определить, что ввиду определения смысла как субъективного восприятия какого-то объективного результата существования человека, под определение смысла нельзя подводить категории «отношение» и «переживание».
Однако, практические результаты логотерапии и ее достижения связываются именно с ценностями отношения, с нахождением смысла человеком в безвыходных и бессмысленных ситуациях именно в этой ценности. Франкл считает эти ценности в некотором смысле более высокими, хотя отмечает их более низкий приоритет в отношении остальных, объясняя его обращением к ценностям отношения как к последней инстанции, когда другие ценности оказываются исчерпанными.
Говоря о субъективности восприятия счастья, Франкл пишет: Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени. Постановку вопроса о смысле жизни, когда он задан вообще, можно сравнить с вопросом, поставленным перед чемпионом по шахматам: "Скажите, учитель, какой самый хороший ход в мире?" Просто не существует такой вещи, как наилучший или просто хороший ход, в отрыве от конкретной игровой ситуации, в отрыве от конкретной личности противника. То же самое справедливо и в отношении человеческого существования. Мы не должны искать абстрактного смысла жизни. У каждого свое собственное призвание и миссия в жизни, каждый должен выносить в душе конкретное предназначение, которое требует своей реализации. Человеческую жизнь поэтому нельзя переместить с места на место, жизнь конкретного человека неповторима. Итак, задача каждого – единственна, как единственны и специфические возможности ее существования. Логотерапия видит в ответственности перед жизнью самую сущность человеческого существования». [2, С. 126]
Таким образом, можно сказать, что утверждая своими суждениями об уникальности смысла жизни и его неповторимости, Франкл в каком-то роде отвергает некоторые «философии жизни». Например, он утверждает, что наслаждение не может быть смыслом жизни, ввиду его определения как внутреннего состояния какого-либо субъекта. И все-таки, Франкл очень точно описывает субъектность смысла жизни и его объективное существование, его реальный результат и осуществление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что с античных времен до сегодняшнего времени можно проследить тонкую нить определения смысла человеческой жизни. Она заключается в самореализации и самосовершенствовании. Кто-то из мыслителей активно отстаивал такую точку зрения, кто-то придерживался ее с какими-либо оговорками и условностями. Однако, определить конкретно и точно, единый смысл жизни для всех людей не представляется возможным ввиду того, о чем писал в своем труде В. Франкл «Человек в поисках смысла».
Франкл очень правильно определил смысл жизни, назвав его субъективной категорией, определяющей объективный результат. Безусловно, с ним невозможно не согласиться. Для каждого из людей, живущих на земле, смысл жизни определяется своими чёткими границами, постулатами и целями. Достижение его результата имеет не такую важность, как обретение его самого.
Согласно суждениям Франкла, смысл жизни человека определяет его индивидуальность. Это суждение также можно считать верным. Рассмотрев простой пример смысла жизни в обретении семьи, у нескольких человек, мы совершенно точно знаем, что у каждого из них семья будет разной, соответственно этому, можем считать, что и смысл жизни у этих людей разный. Такой смысл отражает каждую индивидуальность, рассматриваемую в данном аспекте.
Создатель единственной в своем роде и абсолютно необыкновенной логотерапии, Франкл, явил миру сложную систему психологических, философских, а также медицинских аспектов взаимоотношения природы и сущности человека, механизмов развития человеческой личности в состоянии нормы и патологии и некоторые пути и способы правки аномалий в развитии личности человека.
Однако, Франкл отмечал, что несмотря на собственную индивидуальность и личностные потребности каждого человека, смысл быстрее можно найти в обществе, нежели в глубинах человеческой личности. Он утверждает, что самоактуализация и саморазвитие невозможны, если они замыкаются на самом себе. Они возможны только при условии их самотрансценденции.
Таким образом, при формулировке основного тезиса учения о смысле жизни для всех людей, стоит отметить, что человек в первую очередь стремится найти смысл жизни и может ощущать себя в состоянии экзистенциального вакуума, описанного Франклом в своем труде, если такое стремление ему реализовать не удается.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. - Москва : Инфра-М, 2016. - 517 с.Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ. М.: ООО «Альпина нон-фикшн», 2016, с. 390.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Книга по требованию, 2015. - 368 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!