это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1895658
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономические проблемы современной России 4
2 Зарубежный опыт проведения региональной политики 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экономика России находится в тяжёлом положении. Продолжающийся мировой финансовый кризис, уже переросший в мировой экономический кризис, только усложняет и обостряет ситуацию. В экономике страны ухудшилась ситуация по целому ряду проблем: падение производства, рост безработицы, снижение уровня жизни населения, кризис банковской системы. При этом регионы страны оказались в ещё более тяжёлой ситуации, так как они гораздо менее защищены в экономическом плане, чем государство в целом. Ни один регион не имеет возможностей, достаточных для того, чтобы самостоятельно справиться с появившимися новыми и обострившимися старыми проблемами. В этой ситуации на первый план выходят действия правительства страны, проводимая им региональная политика.
1 Экономические проблемы современной России
В настоящее время региональная экономическая ситуация в России является довольно тяжёлой. Положение усугубляется продолжающимся мировым экономическим кризисом.
К числу региональных экономических проблем России необходимо отнести «переспециализацию» новых приграничных районов, создание новых рабочих мест, ускоренное развитие инфраструктуры с учетом переселенцев из стран СНГ, зон конфликтов и передислокации воинских частей. Регионы нуждаются в стимулах развития экспортных и импортозамещающих производств, в свободных экономических зонах, технополисах.
Ориентация на развитие рыночных отношений предполагает включение российских регионов в систему международного разделения труда и, следовательно, использование имеющихся у них преимуществ в интересах ускоренного экономического и социального развития на более высокой, чем ранее, научно-технической основе. Решение отмеченных задач невозможно без дальнейшего формирования и развития территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, особенно в северных и восточных районах с приоритетным развитием производств комплексной переработки добываемого сырья, при соблюдении строгих экологических стандартов.
Наряду с новыми сохраняют важное значение традиционные задачи развития регионов. Например, нуждаются в реконструкции путем конверсии оборонные и гражданские отрасли. Необходимы модернизация инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки прежде всего старопромышленных регионов и крупных городских агломераций. Отмеченные проблемы характерны для Тульской, Кемеровской, Свердловской, Челябинской, Пермской, Московской, Ленинградской и других областей, а также для многочисленных промышленных узлов с узкой специализацией.
Необходимо преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока и других. Регионы нуждаются в возрождении малых городов, восстановлении в сельской местности заброшенных поселений, а также сельскохозяйственных и иных угодий. Важной задачей регионального развития является стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и с преимущественно сырьевой направленностью специализации производства. Необходимо создание во всех регионах условий для возрождения малочисленных народов.
Решение новых и традиционных задач невозможно без увязки их решения с решением общих экономических проблем России. К их числу относится проблема развития межрегиональных и региональных инфраструктурных систем, которые включают транспортно-дорожный комплекс, связь, информатику. Развитие названных систем призвано обеспечить трансформацию структуры экономики в рыночном направлении в целях обеспечения ее эффективности в новых условиях.
Важным условием жизнеспособности и эффективности экономики страны служит наличие единого экономического пространства. Для его формирования, поддержания и развития центральные и региональные органы власти призваны проводить комплекс мер, обеспечивающих сохранение внутреннего рынка, общей денежно-кредитной системы страны, единых ключевых инфраструктурных сетей. К ним относятся системы энергетики, транспорта, связи. В целях нормального функционирования экономики необходимо удерживать критический уровень контроля над обеспечением продовольствием в регионах, налоговой и кредитной системами, экспортом и импортом продукции. Для реализации отмеченных целей нельзя допускать одноканальной системы налогообложения, полной децентрализации механизмов природопользования. Регионы не должны уклоняться от участия в общереспубликанских экономических программах, а также отказываться от поставок по договорам продукции другим регионам страны.
Важными проблемами формирования единого экономического пространства России являются преодоление финансового кризиса экономики, стабилизация денежно-кредитной системы, обеспечение устойчивости национальной валюты. Особое значение также приобретают формирование и развитие рынка труда и межрегиональное регулирование занятости. Решение данной задачи требует преодоления влияния таких факторов риска, которые связаны с особенностями воспроизводства и структуры населения в регионах, узкой специализацией производства, высокой долей оборонной промышленности в структуре экономики, разреженностью сети поселений, низкой транспортной доступностью, и других.
Формирование единого пространства общероссийского рынка должно реализовать следующие принципы:
должна обеспечиваться свобода экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями;
необходимо свободное движение товаров, капиталов, труда между регионами России; снятие ограничений прав человека на выбор места жительства, вида деятельности;
товарно-денежная форма обмена должна быть приоритетной в сравнении с натуральной (бартерной);
следует отказаться от приоритета двусторонней сбалансированности в международном обмене;
на всем экономическом пространстве России необходимы единые принципы налогообложения товаров независимо от места их производства и реализации;
должна обеспечиваться гарантия свободы транзитных перевозок товаров и перемещения транспортных средств в пределах Российской Федерации;
необходимо обеспечение ускоренной демонополизации производства во всех без исключения регионах, налаживание добросовестной конкуренции производителей товаров независимо от формы собственности на средства производства.
Важным средством формирования и развития единого экономического пространства России призваны служить региональные программы развития. Каждый регион нуждается в разработке концепции интенсификации предпринимательской активности, комплексных программ регионального развития. Такие программы требуют:
определения объемов, разведанных и подготовленных к эксплуатации ресурсов;
обеспечения эффективного использования региональных ресурсов путем достижения устойчивой конкурентоспособности производимой продукции;
наличия надежных гарантий государственной поддержки программ на региональном и федеральном уровнях.
В ходе реализации региональных программ развития должно быть приоритетным решение следующих задач:
быстрое освоение вновь сооруженных производственных мощностей;
увеличение отдачи от инвестиций в различных формах (прибыли, объемах выпускаемой продукции, увеличении производимых социальных благ);
реализация принципа оптимизации в использовании ресурсов региона, а также осуществление дифференцированного подхода в использовании воспроизводимых и не воспроизводимых ресурсов.
Осенью 2008 года Всемирный банк опубликовал доклад об экономической ситуации в России. По его данным в прошлом году экономический спад переживали девять субъектов РФ. В настоящее время отрицательный рост демонстрируют 23 региона. При этом межрегиональные различия нарастают быстрыми темпами. Кроме того, через два года в России начнет резко сокращаться количество трудоспособного населения. Таковы основные выводы озвученного доклада Всемирного банка.
По мнению ведущего экономиста российского представительства Всемирного банка Джона Литвака, проблемы регионального развития в России со временем будут только усложняться, а процесс экономического расслоения субъектов РФ усилится. Чтобы предотвратить это, необходимо развивать точки роста, где сосредоточены особые конкурентные преимущества, а они по стране распределены весьма неравномерно.
По мнению авторов доклада, эффективная стратегия регионального развития должна включать три вектора: политику выравнивания, направленную на поддержку минимального уровня жизни в депрессивных регионах, активную региональную политику, стимулирующую рост и развитие конкретных территорий, и, наконец, пространственную политику, которая обеспечивала бы мобильность и рациональное территориальное распределение рабочей силы.
С точки зрения г-на Литвака, весьма эффективно было бы внедрение в РФ так называемой новой региональной политики, которая во многих странах уже привела к позитивным сдвигам. Она включает три компоненты: разработку более комплексного подхода, обеспечивающего содействие развитию точек роста, увеличение инвестиций в человеческий капитал и децентрализацию инициатив на региональном уровне.
Другая серьезная угроза российской экономике состоит в острой нехватке квалифицированной рабочей силы. По коэффициенту естественного демографического прироста Россия находится на предпоследнем месте в мире, уступая только Украине. Численность населения страны к 2050 году, по прогнозам ООН, составит 112 млн. человек, при этом особенно резкое сокращение населения работоспособного возраста ожидается уже совсем скоро - после 2007 года. Чтобы его компенсировать, по оценкам авторов доклада, ежегодно потребуется около 1 млн. иммигрантов, а это в пять раз больше, чем в РФ официально прибывает за последние несколько лет.
Во многом из-за нехватки рабочей силы появляется ещё одна проблема – большая часть регионов реализовала имевшийся потенциал экстенсивного роста. Показательна и вместе с тем парадоксальна тенденция снижения категории потенциала Ленинградской области, вышедшей из группы «полюсов роста». В области за последние годы был реализован целый ряд крупных, знаковых инвестиционных проектов. В результате были задействованы практически все свободные трудовые ресурсы и подготовленные инвестиционные площадки. Дальнейшее развитие в том же темпе теперь крайне затруднительно. В подобной ситуации до этого оказались Новгородская, Ярославская и еще ряд областей. Благодаря активной инвестиционной политике они почти полностью сумели реализовать свой достаточно ограниченный потенциал. Теперь же эти области нуждаются в новых импульсах роста, переходе к новому этапу экономического развития.
Ещё одной негативной тенденцией является то, что в России нет низкорисковых регионов: третий год подряд ни один из регионов не может достичь уровня минимального интегрального инвестиционного риска.
Таким образом, в настоящее время в России можно выделить следующие региональные проблемы:
1.нехватка рабочих мест в ряде регионов;
2.отсутствие эффективного единого экономического пространства;
3.нехватка квалифицированной рабочей силы;
4.депрессивное состояние агропромышленного комплекса;
5.низкая производительность труда;
6.малая инвестиционная привлекательность регионов.
В решении этих проблем может помочь изучение опыта других стран, столкнувшихся с подобными ситуациями ранее. Опираясь на их опыт и применяя его с учётом местных особенностей можно в довольно короткие сроки улучшить положение в регионах.
2 Зарубежный опыт проведения региональной политики
При анализе зарубежного опыта важно иметь в виду, что граница между региональной и отраслевой политикой в разных странах проводится по-разному. В целом ряде стран, например, в Финляндии, Швеции, Бельгии, Люксембурге, Великобритании, такой традиционный элемент региональной экономической политики, как создание инфраструктуры (развитие транспорта, связи, образования и здравоохранения), официально региональной политикой не считается и относится, скорее, к общенациональной политике. Более того, некоторые исследователи считают, что о наличии в той или иной стране региональной экономической политики можно говорить лишь в том случае, если эта политика законодательно оформлена, т. е. существует соответствующий закон. Не учитывая подобные различия между странами, можно сделать некорректные выводы относительно наличия и масштабов региональной экономической политики в той или иной стране.
Ни в одной стране нет монополии какого-либо одного центрального государственного органа, ответственного за регулирование регионального развития. Так или иначе эта функция государства разделяется между несколькими или многими центральными ведомствами. Как правило, выделяются один-два ведущих или координирующих органа. В Германии — это Министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства, в Италии — Министерство по делам регионов, в Испании — Генеральный административный совет по планированию, в Нидерландах — Министерство жилищного хозяйства, физического планирования и охраны среды, в Австралии — Комитет по городам, на который возложены задачи физического планирования.
В США на федеральном уровне ответственность за разработку и реализацию региональной политики более рассредоточена. Выделяется роль Администрации экономического развития, входящей в состав Министерства торговли. Основная деятельность этого органа связана с реализацией программ развития отстающих и депрессивных районов (“реконструируемых ареалов”, “округов экономического развития”, “зон предпринимательства” и т. д.). Региональными проблемами занимаются также Управление по разработке политики и Административно-бюджетное управление при Президенте страны, Федеральный консультативный совет по экономическому развитию, Комиссия по междуштатной торговле. Значительными полномочиями в выработке и осуществлении федеральной региональной политики обладает непосредственно Президент США: согласно Закону о сотрудничестве федеральных и местных властей Президент устанавливает правила разработки и рассмотрения федеральных программ и проектов, оказывающих значительное влияние на экономическое развитие тех или иных регионов. Также в США существенную роль в сохранении и использовании накопленного опыта региональной деятельности играет трансформированная налоговая система, кредитно-денежные стимулы на местном уровне и т. д. Местные органы власти США не только имеют реальные рычаги для регионального планирования на локальном уровне (микроуровне), но и эффективно пользуются ими: строят шоссейные дороги и аэропорты, системы водоснабжения и канализации, ведут жилищное строительство, разбивают парки и места отдыха и т. д.
Высшие законодательные органы большинства стран имеют специальные комитеты (комиссии) по региональной политике, а в двухпалатных высших законодательных органах верхние палаты нередко являются по существу палатами регионов. Так, в Сенат США избираются по два представителя от каждого штата, в Бундесрат ФРГ — от трех до шести представителей от каждой федеральной земли пропорционально их населению, во Франции мэры городов составляют половину парламента.
Кроме административных и законодательных органов государственной власти важную роль в регулировании регионального развития играют разного рода консультативные, проектные, экспертные исследовательские организации.
В Германии действует Консультативный комитет по пространственной организации, председателем которого является канцлер ФРГ, а членами — федеральные министры, отвечающие за основные аспекты регионального развития. Конференция министров по пространственной организации, объединяющая министров федерального и земельного уровня, вырабатывает согласованные рекомендации. Консультативный комитет по пространственной организации работает в непосредственном контакте с ведущим министерством. Агентство по строительству и пространственному планированию готовит для правительственных учреждений аналитические отчеты, экспертизу региональных проектов, предложения по региональному развитию.
Во Франции авторитетным представительным органом управления, вырабатывающим рекомендации и осуществляющим координационные функции, в том числе непосредственно в регионах, является Делегация по обустройству территории и региональному развитию (ДАТАР). Межведомственный комитет по обустройству и развитию территории (СИАДТ) подчиняется премьер-министру, а его членами являются министры. Свои решения СИАДТ принимает по предложениям ДАТ АР. Национальный комитет по обустройству территории (КНАДТ) готовит предложения по осуществлению согласованной региональной политики национальным правительством, органами местного самоуправления и Европейским союзом, а также участвует в подготовке планов регионального развития. Фонд обустройства и развития территории (ФНАДТ) участвует в финансировании проектов, отобранных указанными выше институтами.
В Италии кроме Министерства по делам регионов важную роль играет Конференция “Государство — регионы”. В работе Конференции, собираемой два раза в месяц, принимают участие представители всех регионов страны. Право созыва имеет председателя Совета министров. Он имеет один голос, регионы вместе взятые —- также один голос (т. е. по 50 %). Главными задачами Конференции являются подготовка согласованных предложений к проекту бюджета, выделение государственной помощи слаборазвитым регионам.
В Испании значительную роль в реализации региональной экономической политики играют Генеральный административный совет по планированию, Совет по финансовой политике автономных сообществ, Национальная комиссия по местной администрации.
В оценке результатов, предпринимаемых в течение более чем 40 лет правительством Канады усилий по выравниванию уровней экономического развития регионов страны исследователи отмечают, что, будучи полезными для решения частных задач региональных экономик, указанные меры в целом пока не привели к преодолению неравенства регионов. Наибольшее снижение наблюдалось в отношении среднего чистого дохода в расчете на одну семью, а наименьшее — в отношении заработанных доходов на душу населения. Это может свидетельствовать о том, что федеральные трансфертные платежи в отсталые провинции более значимы, чем меры по стимулированию экономического роста. Остающееся до сих пор неравенство, как и ранее, проявляется в динамике и уровнях развития, безработицы, роста населения, научной и производственной баз, а также в качестве образования и доступе к культурным ценностям, при этом низкие показатели отмечаются в тех же провинциях, что и ранее. Все вышеуказанное свидетельствует о том, что федеральное правительство скорее пыталось подтянуть отсталые провинции до уровня более процветающих регионов Канады, чем сосредоточиться на оказании поддержки с целью обеспечить максимально высокий уровень экономического развития отсталых провинций их собственными силами.
Опыт Китая в проведении региональной политики можно оценить, как положительный. Несмотря на этнические проблемы и довольно напряженную обстановку в Тибете, Внутренней Монголии, Синьцзяне, удается сохранять территориальную целостность страны. Как это ни удивительно, именно более консервативные отсталые территории играют роль стабилизатора во всем процессе экономического реформирования. Слабо подверженные рыночной трансформации, они служат тормозом на пути реформ в периоды их успешного осуществления. Но зато в условиях возникновения особых трудностей, кризисов они в гораздо меньшей степени подвержены их проявлениям, поскольку рыночные структуры там еще не сформировались. Население не испытывает общего разочарования результатами реформ, и таким образом сохраняются предпосылки для их дальнейшего осуществления.
Региональная политика Европейского союза основывается на перераспределении денежных средств от богатых к бедным странам. Деньги используются на поддержку развития отстающих регионов, на оживление промышленных регионов, находящихся в состоянии упадка, на содействие в поиске работы молодежи и лицам, являющимся безработными в течение длительного времени, на модернизацию сельского хозяйства и помощь наименее благополучным сельским регионам. Средства, выделенные на региональные программы, в последнее десятилетие преимущественно распределялись по трем направлениям:
Сближение. Цель — помочь менее развитым странам и регионам быстрее добиться средних показателей по ЕС путем улучшения условий для развития и роста занятости. Это достигается путем инвестиций в материальные и человеческие ресурсы, в инновации, в развитие информационного сообщества, в окружающую среду, в эффективность работы исполнительной власти.
Конкурентоспособность регионов и занятость. Целью является повышение конкурентоспособности, уровня занятости и привлекательности регионов, за исключением наименее развитых. Чтобы достичь этого, необходимо ускорить экономические и социальные реформы и содействовать инновациям, предпринимательству, охране окружающей среды, открытости, адаптации и развитию рынка труда.
Европейское межгосударственное взаимодействие. Целью является расширение межгосударственного, межнационального и межрегионального взаимодействия. Необходимо принимать общие решения по вопросам, затрагивающим власти соседствующих государств в таких сферах, как развитие городов, сельских районов и прибрежных зон, расширение экономического взаимодействия, налаживание деловых контактов в малом и среднем бизнесе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уникальность иностранного подхода заключается в целенаправленном формировании сплоченных групп будущих предпринимателей, способных создать конкурентоспособную фирму. Это требует тщательного отбора участников, так как для осуществления программы нужны высококвалифицированные и умеющие брать на себя ответственность люди. Высшей точкой этого процесса является формирование небольших административных групп, члены которых обладают взаимодополняющими навыками, необходимыми для открытия фирмы при соответствующей поддержке. Таким образом, государственные средства направляются на конечный результат — создание конкурентоспособного на внешнем рынке предприятия. Сейчас уже ясен путь, который позволит людям избежать экологического тупика. Это безотходные и малоотходные технологии, превращение отходов в полезные ресурсы. Но потребуются десятилетия для воплощения идеи в жизнь.
Будущее биологических ресурсов Мирового океана находится под серьезной угрозой и нуждается в эффективных мерах по его охране от загрязнений. Мировой океан должен быть ареной международного сотрудничества в области рационального использования и охраны его ресурсов, предполагающего участие в международных программах всех государств, заинтересованных в сохранении Мирового океана в качестве важнейшей экосистемы мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление. М., 2008. с. 67
Евменов А. Д. Формирование механизма управления экономикой региона /ФГОУ Высшего профессионального образования. «Санкт-Петербургский ун-т кино и телевидения». – СПб.: ООО «Издательство «Диалог», 2005. – 141с.
Слуцкий Е. Г. Регион Россия: социально-экономические и геополитические проблемы и перспективы. Вып. 1 /ИРЭ. РАН. – СПб., 2002. – 159с.
Колесников Н. Е. Социальные ресурсы и резервы региональной экономики: методология, проблемы развития, управление /РАН. ИРЭ. – СПб., 2001. – 225с.
Шакиров А. Экономика Бразилии в 2008 году // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 1
Романова З. Бразилия – восходящий гигант // Экономист. 2006, - № 2, с. 85-96
Романова З. Латинская Америка и современная внешнеторговая конкуренция // Экономист. 2005, - № 8, с. 64-76
Абрамов О. Коммунализм в современной Индии//Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №1. - С. 96-103.
Джилл С. С. Экономика развивающегося региона: опыт Индии //Проблемы прогнозирования /Институт Народнохозяйственного Прогнозирования РАН. - 2002. - N6. – С. 65-74.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!