это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1895825
200 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение…………………………………….……………………………………..3
1. Методические основы проектирования предшкольной подготовки………...4
2. Реализация предшкольной подготовки детей в условиях дополнительного образования……………………………………………………….……………….7
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………14
Введение
Предшкольная подготовка, является составляющей непрерывного образования, направлена на развитие воспитанника, промежуточным звеном между семейным воспитанием, дошкольным и начальным звеньями образования в общей непрерывной системе образования и выполняет функцию социального контроля за состоянием физического, психического, интеллектуального, морально-нравственного и эмоционально-волевого развития детей перед поступлением их в школу.
Актуальность темы. Организация предшкольной подготовки обуславливается насущной потребностью современного общества, необходимостью реализация принципа непрерывности образования путем обеспечения целостности процесса развития обучения и воспитания старших дошкольников и младших школьников, предоставление детям равных возможностей развития в период их подготовки к обучению в школе. Теоретико-методические основы предшкольной подготовки дают возможность осуществления ее организации на принципах индивидуального подхода в подготовке дошкольников к обучению, адаптации к школьным условиям.
Цель работы: рассмотреть организацию предшкольной подготовки детей в условиях дополнительного образования.
Задачи работы:
Проанализировать методические основы проектирования предшкольной подготовки.
Рассмотреть возможность реализации предшкольной подготовки детей в условиях дополнительного образования.
Методические основы проектирования предшкольной подготовки
Дошкольное детство является важной предпосылкой успешного развития личности в последующие годы. Дошкольное образование требует внимания с точки зрения увеличения его возможностей относительно раннего развития человеческой личности, выявления одаренности, задатков, содействие формированию способностей, талантов каждого ребенка на основе компетентностного подхода и создание развивающей среды.
Дошкольным по Абрамовой Г.С. является возраст 5-7 лет, она называет этот период серединой детства, и разделяет на младший дошкольный и старший дошкольный. Она отмечает, что для этого возраста характерна повышенная чувствительность ребенка к переживаниям, обозначение границ «Я-концепции» (установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека) [1, с. 446].
В соответствии с постановлением Правительства РФ (декабрь 2004г.) в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет.
В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе [6].
Содержание предшкольного образования - система элементарных знаний, и способов познания ребенком окружающего мира, отношений, социокультурного и творческого опыта, который построен на принципах концентричности и системности.
Интегрированный подход позволяет «вскрыть механизмы перехода простого в сложное, в результате объединения частей», то есть, способствует «межпредметным» переходам, и, по возможности, созданию новых образовательных областей, дающих целостную, а не мозаичную картину мира, совершенствованию «предметной» системы, направленной на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между вариативным и инвариантным содержанием.
С. Сажина утверждает, что отбор содержания предшкольной подготовки, необходимо осуществлять за счет укрупнения дидактических единиц, содержания программ дошкольного образования и учета вариативности условий их реализации, внедрения интегративных процессов в практику ДОУ; совершенствования предметной системы, которая способствует углублению взаимосвязей и взаимозависимостей между разделами программы, с целью усвоения детьми большого объема информации за короткий промежуток времени [7].
Проектирование содержания предшкольного образования, должно отвечать определенным требованиям: строиться на объединении содержания нескольких тем вокруг определенной стержневой темы; быть действительно значимым для развития ребенка и объединяться с сокращением других блоков материала, но не путем их изъятия, а путем объединения прежних компонентов на основе их содержательной интеграции; вариативный компонент содержания должен находиться в органическом единстве с инвариантным компонентом.
Интеграция содержания предшкольной подготовки, будет способствовать интенсификации интеллектуального развития и формирования у будущих школьников целостной картины мира. Ее исследование показало, что интегративный подход в образовании детей дошкольного возраста при наличии соответствующих технологий обеспечивает наиболее благоприятный режим для формирования знаний, умений и навыков, необходимых как для дальнейшего успешного обучение в школе, так и для формирования полноценной творческой личности ребенка.
В исследовании С. Сажиной, также отмечено, что программы дошкольного образования - первой степени организованного обучения детей до 7 лет (предшкольной образования), направленные на подготовку детей к школе, требуют осуществления особого надзора за ними.
Разработка проблем детства, предшкольного образования в российской социологии представлены в работах H. Аитова. Автор анализирует предшкольный период как главный резерв формирования творчески мыслящих людей и рассматривает необходимость создания в этот период компенсирующего механизма, ликвидирует последствия разного социально-экономического положения семей [2, с. 24-30].
Заслуживает внимания определение предшкольного образования В. Зимы: с одной стороны, это целенаправленный организованный социально-педагогический процесс: обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста, который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу; с другой стороны, этот процесс представлен как совокупность особых институциональных и не институциональных практик взаимодействия различных субъектов: родителей, воспитателей, учителей, самих детей [4].
Формы организации предшкольного образования:
Форма 1. Группы полнодневного пребывания детей в ДОУ, реализующих комплексные образовательные программы. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных ДО. Группы могут функционировать на базе ДОУ, образовательных учреждений «Начальная школа-детский сад», прогимназий, Центров развития ребенка; к педагогическому процессу по желанию родителей могут привлекаться специалисты.
Форма 2. Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных ДО. Группы могут функционировать на базе ДОУ, образовательных учреждений «Начальная школа-детский сад», прогимназий, Центров развития ребенка, сельских школ (при отсутствии ДОУ); к педагогическому процессу по желанию родителей могут привлекаться специалисты.
Форма 3. Коррекционные группы в ДОУ. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием. Коррекционные группы могут функционировать на базе ДОУ, образовательных учреждений «Начальная школа-детский сад», сельских школ (при отсутствии ДОУ); к педагогическому процессу по желанию родителей могут привлекаться специалисты.
Форма 4. Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем отдела образования. Предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе в домашних условиях, не охваченных дошкольным образованием.
Форма 5. Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе. Консультативные центры могут функционировать на базе ДОУ, образовательных учреждений «Начальная школа-детский сад», прогимназий, Центров развития ребенка, сельских школ (при отсутствии ДОУ).
Реализация предшкольной подготовки детей в условиях дополнительного образования
Что касается вида предшкольной подготовки, то как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным. Так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и не институциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования.
Предшкольное образование детей дошкольного возраста может осуществляться:
На базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);
На базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;
Образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, привлечение гувернеров и репетиторов).
Итак, подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.
Подготовка ребенка к школе осуществляется двумя институтами воспитания - семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным методикам. Если же этим ответственным делом занимается дилетант - человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки, то можно причинить ребенку вред, недооценив или переоценив уровень его развития [5, с. 356].
По определению академика А.Богуш, передшкольное образование - это промежуточное звено между дошкольным и начальным образованием, которое ассоциирует специальное (усвоение знаний, умений и навыков) и общую (готовность детей к обучению в школе) подготовку со всеми ее компонентами (мотивационный, волевое, умственное, коммуникативное, речевое, физическое), которое происходит на положительном эмоциональном фоне взаимоотношений педагога и детей с ориентацией на личностно-деятельностный и коммуникативный подходы, которые должны сохраниться и в первом классе [3].
В помощь общеобразовательным школам приходят внешкольные организации дополнительного образования, которые вносят весомый вклад в подготовку детей к школе.
Это важная работа организаций дополнительного внешкольного образования, которые таким образом выполняют социальный заказ населения. Как известно, особая роль дополнительного образования заключается в том, что оно способствует неформальному развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему легче адаптироваться к общественным отношениям и при этом полноценно и целенаправленно использовать время детского досуга. Важность дополнительного образовании и в том, что оно позволяет варьировать стандартное общее образование, мотивируя дошкольников к познанию в игровой форме, а далее применять полученные знания и навыки в своей детской повседневной практике. Тем более, в настоящее время к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования. И речь не только о том, что ребенок должен уметь читать, писать и считать, но и о новых педагогических технологиях, включающих комплексные развивающие занятия, во время которых идет активная социализация детей данного возраста.
Включившись в процесс дошкольной подготовки, педагоги и методисты внешкольных организаций дополнительного образования республики решают сложную задачу – сформировать у ребенка мотивацию и готовность к обучению; открытость для новых форм общения; подготовить к выполнению особой роли школьника, воспитать разумное отношение к окружающему миру и самому себе в соответствии с особенностями школьного обучения.
В конечном счете, необходимо создать одинаковые стартовые возможности детям, не охваченным дошкольными организациями. В решении таких все усложняющихся задач важна не только готовность педагогов, необходимы новые подходы, компетентности в вопросе подготовки детей к школе и будущей их социализации в новых для них условиях. Несмотря на желание ряда педагогических организаций дополнительного образования помочь в решении этой проблемы, и здесь есть существенные трудности.
За время работы объединения педагоги проанализировали и отобрали разные методы обучения и развития детей, накопили не малый педагогический опыт.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования, направленная на подготовку детей к школе, отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Цель работы: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.
Содержание работы: подготовка детей к школе, ориентирована на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Дети занимаются по предметам:
- психология (формировать позитивного отношение детей к себе и окружающему миру);
- ОФП (овладеть рациональной техникой двигательных действий, развивать интерес к физической культуре);
- компьютер-мой друг (формировать первоначальные основы компьютерной грамотности, через информационные компьютерные технологии);
- английский язык (научить представлять себя, представлять свою семью, перечислять название цветов, считать от одного до двадцати, описывать своего любимого героя сказок, перечислять название животных, игрушек, и перечислять название продуктов);
- изо деятельность (развивать творческое воображение детей, познакомить с различными видами ДПИ, воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру);
- веселая математика (развивать память, внимание, образное и логическое мышление (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), формировать конструктивное мышление на геометрическом материале, привить интерес к знаниям, опираясь на занимательный материал);
- обучение грамоте (развивать навыки четкой, правильной, выразительной речи, привить интерес к знаниям, усвоить фонетическую сторону речи и правильное произношение всех звуков родного языка).
Заключение
Передшкольное образование - открытая педагогическая система. Она включает интегративные связи со всеми участниками целостного учебно- воспитательного процесса. Это дает возможность постоянно совершенствовать содержание, цели, методы, технологии реализации образовательных путей воздействия на детей дошкольного возраста, качеством отечественной системы дошкольного образования и перспективными направлениями его развития.
Предшкольное образование - охватывает воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста в разных очагах: в семье, дошкольном учреждении, различных центрах развития и воспитания детей, кратковременную подготовку детей до школы, то есть все социальные институты, в которых находится ребенок до школы, до 6 лет с целью обеспечения бескризисного развития ребенка, то есть с соблюдением принципа преемственности, перспективу- духовности и преемственности во всех звеньях учебно-воспитательной работы ДОУ и 1 класса школы.
Организация предшкольной подготовки - это процесс содействия личностному становлению ребенка, в том числе физическом, психическом и социальном развитии в семье, дошкольном учреждении с целью формирования ее социальной компетентности реализации внутреннего потенциала и обеспечения перехода к школьной жизни.
Основная цель предшкольной подготовки: создать равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, а также формирование физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей к обучению в школе.
Предшкольная подготовка осуществляется не в одном направлении, а охватывает все составляющие этого процесса, вовлекая не только детей, но и родителей и учителей начальной школы [8, с. 39-42.].
Предшкольная подготовка в учреждении дополнительного образования, направлена на:
1. Согласованность целей и задач, осуществляющих преемственность на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Выбор программы образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с принципами непрерывного образования и психолого - педагогических условий осуществления непрерывного образования с учетом изменения во ФГОС.
Таким образом, фундаментом новой системы образования является ее начальное звено. Ведь доступность качественного образования начинается с дошкольного и дополнительного образования, поскольку именно они являются базой целостного развития будущих граждан, фундаментом созидания нового образовательного процесса.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов . - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с. С 446
Аитов Н.А. Можно ли управлять социальными процессами? // Социологические исследования. 1998. - № 3. - С. 24-30.]
Богуш А.М., Гавриш Н.В. Дошкольная лингводидактика. – Киев: Высшая школа, 2007. – 542 с.
Зима Е.Г. Особенности предшкольного образования в современном российском обществе: Дисс. . канд. социол. наук. М., 2004. -138 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие /С.А.Козлова, Т.А.Кулешова. – М.: Академия, 2000. С 356
Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». – М,: Вентана-Граф, 2005.-32с.-(предшкольная пора).]
Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – Приложение к журналу «Управление ДОУ».]
Соколова И. М. Организация предшкольной подготовки детей / И. М. Соколова // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 7. - С. 39-42.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!