это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1901112
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования связана с необходимостью, в условиях коренного преобразования всей эколого‑экономической системы в нашей стране, корректировки нормативно‑правовых документов, обеспечивающих расчет, сбор и поступление платежей за загрязнение окружающей среды в федеральный и региональные бюджеты.Цель исследования – рассмотреть виды платежей за загрязнение окружающей среды.Объектом исследования будет являться система платежей за загрязнение окружающей среды.Предмет исследования – методика исчисления и порядок уплаты природопользователями платежей за загрязнение окружающей среды.Источниками являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
1. Виды платежей за загрязнение окружающей средыПлату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации.
Естественно, что мусор, образуясь при всех видах деятельности и у организаций, и у ИП, загрязняет окружающую среду, и за это надо платить. В этом случае необходимо распределить ответственность за платежи, таким образом, чтобы избежать двойного обложения.
По общему правилу плата за мусор взимается при размещении отходов производства и потребления. И здесь важно понимать, что является размещением отходов, ведь в быту мы под размещением понимаем складирование отходов в обычные мусорные баки.
В конкретном случае под размещением отходов подразумевается не просто складирование отходов, а их содержание в специальных объектах для последующего захоронения, например, на специальных полигонах или свалках (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ, далее — Закон № 89-ФЗ).
Следовательно, если ИП или организация просто выбрасывает офисный или торговый мусор в контейнер, стоящий на улице, а вывозит его уже организация с которой, заключен договор на вывоз и размещение мусора, то вносить сбор за окружающую среду в этом случае не надо.
Согласно, Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 года № 344, плата производится только за размещение отходов производства и потребления. Т.е. обязанность по уплате сбора за загрязнение окружающей среды возлагается на организацию, занимающуюся вывозом и размещением мусора.
Определение базовых ставок платежа за загрязнение окружающей среды развёрнуто в двух постановлениях Правительства РФ — №632 от 28.08.1992 (с поправками от 12.02.2003) и №344 от 12.06.2003 года. Норма платы за загрязнение выражается в рублях за тонну выброса. Для веществ, загрязняющих атмосферу, предусмотрено 214 позиций, для водных загрязнителей — 198.
В 2019 году установлены базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды, соответствующие нормам, утверждённым в Постановлении Правительства Российской Федерации №913 от 13 сентября 2016 года (с учётом редакции от 29 февраля 2018).
В современной редакции закона виды платы за загрязнение природной среды - это плата за выбросы и хранение вредных веществ в пределах:
не выше уровня, допустимого установленной нормой на постоянной основе;
не более лимитов, согласованных временно.
В отдельных климатически комфортных и культурно значимых регионах, а также бассейнах некоторых озёр и рек к федеральным нормативам вводятся дифференцирующие коэффициенты. Их величина определяется региональными органами администрации.
Базовая ставка оплаты устанавливается для каждой химической составляющей отходов. При этом учитывается вред, который она может нанести экологии и здоровью людей, проживающих в данной местности.
Сбор экологического налога всегда осуществляется по принципу — платит загрязнитель, независимо от того юридическое он или физическое лицо. Каждый предприниматель, в чьей собственности имеется предприятие, в той или иной степени загрязняющее окружающую среду, должен вносить регулярные взносы, согласованные с Росприроднадзором.
Виновниками загрязнения окружающей среды согласно закону регулярно вносятся в казну региона:
ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (например, химических и металлургических предприятий);
плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками;
денежная компенсация за отводы отходов вредного производства в подземные и открытые водоёмы;
плата за хранение веществ, отрицательно влияющих на экологию, на открытом воздухе;
платежи за размещение экологически опасных веществ в закрытых могильниках, расположенных на общественно полезных землях.
Исключительное положение в списке опасных предприятий занимают только производства, относящиеся к IV классу. Это объясняется их спецификой:
они не сбрасывают свои отходы в окружающую среду;
в составе отходов производства этих предприятий нет радиоактивных веществ, а также чрезвычайно опасных и опасных выбросов классов I и II.
В нормативах платы за загрязнение, утверждённых Правительством РФ в Постановлении №913 от 13 июня 2016 года, установлены тарифы по следующим источникам загрязнения в 2019 году:
стационарным объектам, создающим экологическую угрозу для атмосферы;
предприятиям, сбрасывающим отходы своего производства в водоёмы;
хранилищам отходов открытого и закрытого типа, несущим угрозу для природы и человека.
Таблица 1 - Тарифы для стационарных объектов, создающих экологическую угрозу для атмосферы
Название атмосферного загрязнителя Плата за экологический ущерб (руб/тонна)
NH3 (аммиак) 144,4
НNO3 (азотная кислота) 38,064
Hg (ртуть) и её соли 18973,9
H2SO4 (серная кислота) 45,4
Н2S (сероводород) 5472968,7
C2OH12 (бензапирен) 5472968,7
Всего позиций — 159.
Таблица 2 - Тарифы для предприятий, сбрасывающих отходы своего производства в водоёмы
Название загрязнителяводоёмов Платаза экологический ущерб
(руб/тонна)
Al (алюминий) 17630,7
NH3 (аммиак) 14105,6
C2OH12 (бензапирен) 76495539
Ве (берилий) 1983592,8
Всего позиций — 159.
Таблица 3 - Тарифы для хранилищ отходов открытого и закрытого типа, несущих угрозу для природы и человека
Опасность отходовпроизводства (класс) Плата за экологический ущерб (руб/тонна)
I – чрезвычайно опасные 4643,7
II – высокоопасные 1990,2
III – умеренно опасные 1327
IV – малоопасные жидкие 663,2
V – неопасные 1,1
(в добывающей промышленности) VI – малоопасные твёрдые (в ЖКХ) 95
Всё прочее 17,3
Предприятия, в чьём ведении находятся объекты не только IV класса опасности, но и относительно безвредные производства, должны рассчитать и перечислять в Росприроднадзор плату за загрязнение по каждому из своих объектов в отдельности.
Материальной базой для расчёта платежа за загрязнение согласно «Закону об охране окружающей среды» №7-ФЗ (ст.16) являются:
атмосферные выбросы, исходящие со стационарных объектов;
сбросы отходов в водоёмы;
условия временного хранения и размещения отходов в могильниках.
При расчётах платы за загрязнение среды учитывают (ст.16.2):
нормативы по загрязнениям допустимого уровня;
нормы, разрешения на которые имеют временный характер;
лимиты на хранение отходов.
Вычисление ставки платы за выбросы загрязняющих веществ производится в три этапа:
Показатели нормативов загрязнений умножаются на ставку, установленную для них.
Показатели сверхнормативных выбросов также умножаются на соответствующую ставку.
Оба результата складываются — в итоге удаётся вычислить искомую величину платежа.
где Сотх — ставка платы за размещение г-го класса отходов производства в пределах установленных лимитов, руб/т;
Мотх. — фактическое размещение г-го отхода, т/год;
Mqtx л. — лимит размещения г-го отхода, т/год;
i — класс отходов (г = 1 - р).
Плата за размещение отходов сверх установленных лимитов взимается в пятикратном размере за каждую единицу размещенных отходов (т, м3):
Если нет разрешения на размещение отходов - вся масса отходов учитывается как сверхлимитная.
Все владельцы объектов, негативно влияющих на окружающую среду, независимо от того юридические они лица или частные предприниматели, должны ставить свои предприятия на госучёт, заключить договор и ежеквартально отчитываться перед территориальными органами Росприроднадзора.
Алгоритм отчётности выглядит следующим образом:
Уплачивается квартальный авансовый платёж, сумма которого составляет 25% оплаты за предшествовавший год. Крайний срок — 20 число месяца, наступающего по истечении квартала. Исключением являются только представители среднего и мелкого бизнеса. Они освобождены от авансовых выплат.
Декларация о годовом платеже за НВОС должна быть внесена не позднее 1 марта послеотчётного года (приказ Минприроды №3 от 9 января 2017).
Платежи за загрязнение окружающей среды должны производится точно в срок, установленный законом. Просрочка влечёт за собой штраф (статья 8.5 КоАП Российской Федерации). Для юридических лиц он составляет от 20 000 до 80 000 рублей. Должностные лица обязаны будут выплатить от 3 000 до 6 000. Помимо этих санкций предусмотрены пени. Каждый день просрочки позволяет взимать с должника до 0,2% от общей суммы долга.
Платежи за загрязнение окружающей среды, поступающие в казну региона, позволяют местным органам власти поддерживать в своей местности здоровую экологическую обстановку и восстанавливать уже повреждённую природу. Юридические и физические лица, владеющие вредными производствами, должны понимать это и вносить в сохранение природы свой посильный вклад.
2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источниковПонятие стационарного и нестационарного источника впервые было определено законодателем только в 2014 году (ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014), в п. 1: стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
С 01.01.2016 г. плата за НВОС взимается только за выбросы от стационарных источников.
Загрязнение воздуха — глобальная проблема 21 века. Каждый день большое количество предприятий выбрасывают в воздух токсичные вещества. Жители вынуждены дышать этими выбросами. Безусловно всё это пагубно сказывается на здоровье и окружающей среде.
Экологи утверждают, что не могут отслеживать экологическую ситуацию 24/7. Заводов стало слишком много, и контролировать их выбросы становится очень сложно.
В первую очередь загрязнение воздуха уже давно контролируется на законодательном уровне.
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» регламентирует все вопросы, связанные с экологией. В нем даны правила природопользования, содержатся нормы пользования окружающей средой.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в размерах не более нормативных (Г1ан):
где ран — норматив платы за 1 тонну выбросов в атмосферу в пределах допустимых загрязнений (ПДВ), руб./т; Ма — фактический выброс, т/год;
ПДВ( — предельно допустимый выброс г-го загрязняющего вещества, т/год; i — вид загрязняющего вещества (г = 1 ...п).
Плата за загрязнение в пределах лимитов, или ВСВ, (Пач):
где р — норматив за 1 тонну выбросов в атмосферу в пределах лимитов (ВСВ), руб./т;
Мм — выброс i-го вещества в атмосферу в пределах лимита (ВСВ), т/год.
Плата за сверхлимитные выбросы:
где рж — норматив платы за 1 тонну выбросов в атмосферу стационарных источников сверх установленных лимитов, руб./т.
Определим в качестве примера размер платы за выбросы котельной, расположенной в г. Екатеринбурге.
Таблица 4 - Выбросы от котельной
Наименование
загрязняющего
вещества Величина выброса, т/год
в пределах допустимых загрязнений (ПДВ) в пределах установленных лимитов (ВСВ)
Оксид углерода СО 42.16 48.43
Азота диоксид N02 10.85 35.12
Азота оксид N0 1.76 8.78
Диоксид серы S02 0.167 -
Бенз(а)пирен С12Н20 2.1 Ю-7 2.208-10-6
Рассчитаем плату за выброс оксида углерода (СО).
Здесь kx — коэффициент, учитывающий состояние атмосферного воздуха по территории Уральского экономического района, kx = 2 k2 — доп.коэффициент при выбросе загрязняющих веществ: в атмосферный воздух городов, k2 = 1,2;
&и — коэффициент индексации, учитывающий инфляцию. Например, в 2008 году k = 1,48.
Результаты расчетов по всем видам загрязняющих веществ сведены в таблицу 5.
Таблица 5 - Результаты расчета платы за выбросы загрязняющих веществ
Наименование
загрязняющего
вещества Плата за загрязнение природной среды, руб.
в пределах
допустимых загрязнений в пределах
установленных лимитов
норматив,
руб./т плата, руб. норматив,
руб./т плата, руб.
Оксид углерода 0.6 89.85 3 66,81
Азота диоксид 52 4323.92 260 10 814,42
Азота оксид 35 727.27 175 1821,29
Серы диоксид 40 23.73 200 -
Бенз(а)пирен 204 980 0.15 1 024 900 5,59
Всего 5164.92 12 708.11
Пример:
Норматив выброса загрязнений в атмосферу в квартал составляет 10 000 м3, ставка — 100 руб/м3. Всего за квартал предприятие должно выплатить 1 000 000 рублей
За то же время сверхнормативные выбросы составили 1000 м3. При той же ставке общая сумма составит 100 000 рублей.
Итого за квартал предприятие должно заплатить в Росприроднадзор 1 миллион 100 тысяч рублей.
Постановление №255 закона №7-ФЗ обязывает:
рассчитать плату за загрязнение окружающей среды с каждого источника загрязнения на предприятии;
расчёт объёмов выбросов и определение соответствия их нормативам возлагается на владельцев компаний;
индексация платы за загрязнение приводит к увеличению общей суммы выплат;
величина оплаты может быть снижена в случае уменьшения предприятием вредных выбросов, а также введением коэффициентов, стимулирующих природоохранные мероприятия.
Мера наказания за нарушение экологической обстановки регламентированы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.
Что проверяется?1. Загрязнение воздуха выбросами.
2. Отсутствие фильтровальных установок, очищающих воздух.
3. Производство запрещенного оборудования, которое повышает уровень химических веществ в воздухе.
Мера наказания зависит от степени нанесенного ущерба.
Основные виды наказания за загрязнение воздуха заводамипредупреждение;
штрафы;
изъятие средств совершения правонарушений;
приостановка деятельности предприятий.
Штрафы для юридических лиц достигают 250 000 рублей.
Приостановка работы — колоссальные убытки для владельцев.
Вот конкретный пример:
2.10.2019 Министерство экологии Челябинской области назначило штраф в размере 220 000 рублей асфальтному заводу «Оливин», выпускающего битуминозные смеси на основе природного асфальта. Основные нарушения — сокрытие информации об аварии, нарушение правил обращения с отходами и несоблюдение экологических норм. В ходе аварии на заводе произошел массовый, неконтролируемый выброс в воздух. Директор предприятия оштрафован на 25 000 рублей. Возбуждены дела по статьям 8.1, 8.2 и 8.5 КоАП.
В 2017 году завод был оштрафован на 430 000 рублей. Итого за 2 года предприятие оштрафовали на 675 000 рублей. Это стоимость средней фильтровальной остановки.
Огромную роль и в этом процессе, и с другими предприятиями, играют жители близлежащих районов. Вообще общество стало занимать активную позицию в охране окружающей среды.
Почти в каждом городе существует горячая линия, на которой можно сообщить о неприятном запахе в районе, смоге, дымке, странных осадках и т.д. Если поступает много жалоб, экологи выезжают на проверку. Есть форма для жалоб у Роспотребнадзора. Каждый может оставить заявку, которая также будет рассмотрена и будут приняты необходимые меры. Для каждого города есть карта загрязнений. Проект запущен Green Piece, но участвуют в нем все желающие. На карте отмечены точки где есть загрязнения и где посты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. На сайте уже 3816 жалоб жителей со всей России. Каждая жалоба рассматривается, производятся замеры воздуха. Количество точек на карте неустанно растет. Опять же в Челябинске запущен проект «Челябинск, дыши!». Жители города сами собрали деньги на 50 устройств, и их число постоянно растет.
Вопросы, которые мучают владельцев предприятий — как не разгневать Министерство экологии и жителей города, как сохранить свой бизнес и не переплатить лишние деньги.
Ответ прост — установка фильтров для очистки воздуха на заводах.Например, для асфальтобетонного завода (АБЗ) в Челябинске отлично подошли бы рукавные фильтры. Это один из самых мощных и эффективных способов сухой очистки воздуха.
Также существуют другие виды фильтров — циклонные фильтры, скрубберы, картриджные фильтры и т.д. Каждый из этих фильтров подходит для определенных производств и имеет разный способ очистки. Единоразовое вложение в покупку фильтровальной установки позволит спокойно работать, не боясь проверок и жалоб жителей.
Заключение
Плата за загрязнение окружающей среды является вынужденной мерой. Она взымается с юридических и физических лиц, начиная с 10 января 2002 года в соответствии со статьёй 16 закона «Об охране окружающей среды» ФЗ-№7. Финансовые отчисления за загрязнение биосферы обязаны производить все отечественные и иностранные владельцы предприятий, а также учреждения и организации, находящиеся на территории Российской Федерации и связанные с использованием природной среды.
Вычисление ставки платы за выбросы загрязняющих веществ производится в три этапа:
1. Показатели нормативов загрязнений умножаются на ставку, установленную для них.
2. Показатели сверхнормативных выбросов также умножаются на соответствующую ставку.
3. Оба результата складываются — в итоге удаётся вычислить искомую величину платежа.
Внесение средств производится на реквизиты отделения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзора, в котором зарегистрировано предприятие, являющееся источником производственных выбросов.
Данным федеральным органом регулируется порядок соблюдения требований закона. Именно Росприроднадзор уполномочен Правительством России контролировать своевременное внесение платы за загрязнение.
Список используемой литературы
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 6-е изд., доп. — М.: НОРМА, 2006.- 446 с.2. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: учебник длявузов / Э.В. Гирусов [и др.]; под ред. Э.В. Гирусова.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2007. – 591 с.3. Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие для вузов / А.Л. Мазин. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007.— 575 с.4. Орлов А.И. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для вузов / А.И. Орлов, В.Н. Федосеев.— М.: Академия, 2003.- 384 с.5. Плата за загрязнение окружающей среды: базовые нормативы и ставки. URL: https://bezotxodov.ru/jekologija/plata-za-zagrjaznenie-okruzhajushhej-sredy [дата доступа 30.01.2020]6. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году. URL: https://tbis.ru/nalogi/vozdejstvie-na-okruzhayushhuyu-sredu [дата доступа 30.01.2020]7. Редина М.М. Экономика природопользования. Практикум: учеб. пособие для вузов / М.М. Редина, А.П. Хаустов. - М.: Высш. шк., 2006.— 271с.8. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. Пособие для вузов / И. В. Сергеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 576 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!