Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теория и технология развития ребенка раннего возраста

Тип Реферат
Предмет Дошкольная педагогика

ID (номер) заказа
1905196

200 руб.

Просмотров
590
Размер файла
32.67 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление
Введение…………………………………….……………………………………..3
1. Понятие картины мира у ребенка раннего возраста……………..………........5
2. Формирование целостной картины мира у дошкольников…………………..8
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14


Введение
Актуальность темы. Одна из приоритетных задач современного дошкольного образования – формирование элементарного мировоззрения личности и в нем целостной научной картины мира.
Картина мира – это упорядоченная система представлений человека о себе, других людей, природу и культуру. Целостность картины мира – это, с одной стороны, возможность видеть связи и зависимости между объектами и явлениями окружающей действительности, а с другой – возможность видеть мир в разных его аспектах, с разных позиций: через познание научных фактов, через образы, через отношение и отношение.
Основные положения формирования целостной картины мира у дошкольников:
1. Ознакомление дошкольников с окружающим миром осуществляется по четырем сферам жизнедеятельности, определенными программой.
2. В работе с детьми реализуется основной принцип обучения – когда содержание обучения и воспитания соответствует возрастным потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности.
3. Ознакомление детей с окружающим миром основывается на предоставлении приоритета наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению, на внимании к игровым методам обучения и специальной организации взаимодействия взрослого и детей с целью создания ситуации успеха для каждого ребенка.
4. Приоритетным видом деятельности является поисково-исследовательская, что гарантирует повышенный интерес детей в познании.
5. Творческие задания и ролевые игры, которые развивают воображение и фантазию, повышают самооценку дошкольников – обязательный элемент в организации учебно-воспитательной деятельности.
6. Социально-психологическая игра – важное средство воспитания детей и формирования в них целостных представлений о мире.
Цель работы: рассмотреть формирование целостной картины мира у ребенка раннего возраста.
Задачи работы:
Проанализировать понятие «картины мира» у детей.
Рассмотреть возможность формирования целостной картины мира у дошкольников.
Понятие картины мира у ребенка раннего возраста
Ранние периоды онтогенеза человека справедливо рассматриваются как решающие и для становления концепции мира, картины мира и для развития личности человека. Тем не менее, до сих пор процесс формирования картины мира в сознании ребенка дошкольного и тем более раннего возраста все еще мало изучен как практически, так и теоретически. Под картиной мира мы понимаем структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам. С этой точки зрения, картина мира трактуется как одна из возможных культурно-исторических моделей мира, которые создает субъект.
Понятие картины мира тесно связано с понятием образа мира, который А.Н. Леонтьев определяет, как целостную, многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В этом понимании образ мира является более устойчивой и интегральной структурой, чем картина мира. Образ мира позволяет расставить акценты значимости и сформировать субъективный мир предметов и отношений. Структуры таких отношений называются семантиками и отображаются в картине мира человека. Таким образом, субъективные семантики - это структуры, содержащие субъективные отношения личности к объектам, явлениям, ситуациям, связанным с предметом деятельности, допускающие экспериментальную фиксацию в виде оценочного суждения или другой атрибутивной характеристики этих объектов, явлений, ситуаций.
Структурой, которая объединяет в себе понятия картины мира и образа мира является субъективный опыт человека. Под субъективным опытом мы будем понимать структуру, которая состоит из следов предыдущих деятельностей индивида, регулирует будущую деятельность и является основой построения субъективного образа мира.
По мнению ряда исследователей, (С.Д. Смирнов, В.П. Серкин, Стрелков, В.В. Петухов, Е.Ю. Артемьева и др.), субъективный опыт обладает уровневой структурой. Картина мира отражает семантический слой субъективного опыта, то есть слой, в котором представлены системы отношений и значений [8].
Сами объекты, явления, ситуации оцениваются здесь как модально представленные. Следы взаимодействия с объектами в этом слое атрибутированы субъективным отношением (хороший - плохой, сильный - слабый и т.д.). Таким образом, семантический слой (картина мира) представляет собой структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам. Он тесно связан с собственно восприятием, в том числе с модальными его аспектами.
Мы предполагаем, что можно выделить четыре этапа развития субъективной картины мира ребенка, каждый из которых имеет свою специфику:
1. Этап единичной внешней картины мира (материнский этап);
2. Этап множественной внешней картины мира (культурологический этап);
3. Этап единичной внутренней картины мира (эгоцентрический этап);
4. Этап множественной внутренней картины мира (полицентрический этап).
На первом этапе образ мира ребенка не расчленен на измерения. Это связано, прежде всего, с ограниченностью субъективного опыта новорожденного. Большинство его реакций носят врожденный, инстинктивный характер. Исследования С.Ю. Мещеряковой [8] показывают, что только с третьей недели внешние воздействия начинают вызывать у ребенка ориентировочно-исследовательскую активность. Примерно в то же время у него начинают появляться первичные эмоциональные реакции. Становление семантического слоя субъективного опыта ребенка начинается с середины первого года жизни и связано с освоением языка и жестов.
Тем не менее, по мнению Е.А. Сергиенко, уже в младенческом возрасте происходит формирование функционального ядра базовой репрезентации, которое рассматривается как механизм интеграции отдельных элементов в целое представление о некоторых атрибутах существования мира [10]. Однако, на данном этапе картина мира ребенка воспроизводит картину мира матери. Несмотря на то, что мать обладает дифференцированным образом мира, отраженном во множестве картин мира, в каждой конкретной ситуации общения ребенку доступна лишь одна из них. Это подтверждают, в частности, исследования И. Пернера, исходя из которых, развитие образа мира младенца ограничено неспособностью одновременно совмещать различные картины мира.
На втором этапе появляется дифференциация образа мира на уровни, что позволяет снять ограничения одиночной модели мира и появляется к полуторагодичному возрасту. Именно в этот период мы можем говорить о выделении семантического слоя субъективного опыта. Семантический слой субъективного опыта, представленный в виде множества картин мира необходим ребенку для осознания различия между реальным миром и символическими средствами его представления. Важнейшей особенностью данного слоя становится способность совмещения нескольких моделей представления о мире (картины мира) в единую мультимодель (образ мира). Также появляется способность совмещения прошлых и текущих событий для предсказания невидимых трансформаций, понимания и интерпретации символических средств - таких как изображения, жесты, язык, зеркальный образ. Тем не менее, множественность картин мира на данном этапе является результатом внешних воздействий на ребенка.
На третьем этапе картина мира из множественной снова становится единичной, но, в отличие от младенческого возраста, на данном этапе идеи ребенка представляют собой продукт его собственной активности. Прежде всего, это связано с возникновением эгоцентризма. Ж. Пиаже характеризовал эгоцентризм как умственное состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую не осознает. Дети не подозревают о существовании других оценок вещей и не соотносят их со своей собственной.
На четвертом этапе (приблизительно после пяти лет) дети начинают понимать множественность точек зрения и усваивать относительные понятия, хотя и не отличаются в этом последовательностью и систематичностью. Благодаря развитию произвольной децентрации, ребенок обретает способность намеренно осваивать образы мира других людей, осознавая их отличия от собственного. Вместе с этим процессом возникает противоречие между двумя равноправными системами координат. Складывается ситуация, когда сам человек и любой значимый для него субъект перестают играть роль универсального и единственного достоверного ориентира, поскольку, по крайней мере, на осознаваемом уровне, для построения картины мира выдвигается требование объективности. В результате субъект оказывается перед необходимостью выбирать картину мира из широкого спектра вариантов. Таким образом, картина мира снова становится множественной, но определяется внутренними переживаниями субъекта.
Формирование целостной картины мира у дошкольников
Задача «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в образовательной деятельности» имеет свои непосредственные цели и задачи:
• развивать у детей чувство сопричастности к окружающей действительности, которое позволяет приобщаться к миру и опыту взрослых;
• накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями нашего мира;
• формировать бережное и созидательное отношение к миру.
В своей работе педагогам-воспитателям важно использовать наиболее проявляющиеся потребности дошкольников, такие как: любознательность, готовность познать.
В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.
При этом, необходимо учитывать, что целостное восприятие окружающего мира и наглядно- образное мышление на данном (дошкольном) этапе развития ребенка являются основным фундаментом его дальнейшего развития.
Именно поэтому, важнейшей задачей психолого-педагогической работы в детском саду является задача формирования у ребенка целостной картины мира.
А продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того как организован процесс обучения и от позиции самого ребёнка, от его активности (изучить, потрогать (осязать, вылепить, сделать, нарисовать).
Исходя из этого, в своей работе педагоги и воспитатели всегда стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
Таким образом, можно выделить следующие основные задачи в работе педагогов-воспитателей, работающих в дошкольном учреждении:
1. формировать элементарные представления об окружающем мире (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, предметах, их свойствах, о различных сферах и событиях жизни, ознакомление с социальной действительностью и т. д.);
2. развивать познавательную активность;
3. обучать различным способам познания.
Что касается первой задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора, то она включает в себя изучение:
- предметного окружения, в том числе, знакомство с признаками предметов, материалами, из которых сделаны предметы, с информацией об их свойствах и качествах, совершенствование умений определять их цвет, форму, величину, вес; сравнивать и группировать предметы по этим признакам, объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п);
- а также социального окружения, в том числе формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., расширение знаний детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход); расширение представлений о правилах поведения в общественных местах; формирование первичных представлений о школе; знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, их атрибутами, людьми, работающими в них; расширение представлений о труде, профессиях; о природе, о растительном и животном мире, об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п., об охране растений и животных; формирование первичных представлений о понятии «Родина», представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Что касается первой задачи – изучение предметного окружения, следует отметить, что большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли также ученые Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. И. Логинова, А. М. Леушина, Л. Г. Розенгарт-Пупко, О. В. Дыбина-Артамонова и многие другие [10, 11,12].
Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Отечественные исследователи предметного мира С. А. Козлова, О. В. Дыбина-Артамонова утверждают, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.
В учебно-методическом пособии О. В. Дыбиной-Артамоновой «Предметный мир как источник познания социальной действительности» (Самара, 1997) подробно излагается содержание работы педагогов с детьми по процессам освоения ими предметного мира. Эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок», «Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.).
Говоря о последней задаче - обучать различным способам познания, необходимо обратить внимание на то, что за последние годы большое распространение получило внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования, в том числе и дошкольного, использование компьютерных и интернет технологий (ИКТ технологий) оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения, в том числе, на процесс формирования целостной картины мира личности дошкольника.
И необходимо активно использовать данные возможности в помощь образовательному процессу и дошкольным педагогам, и воспитателям.
С целью сопровождения образовательного процесса наиболее часто используются ИКТ технологии, такие как: обучающие презентации, видеоролики, обучающие игры и занятия. Подобные компьютерные продукты вызывают большой интерес у детей.
И именно поэтому, думаю, их необходимо, с учетом определенной дозированности их интеграции в образовательный процесс, включать в современный процесс обучения.
Заключение
Строя свою картину мира, ребенок-дошкольник придумывает, изобретает, воображает, у него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир, она в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения задачи и добиваться результата.
У ребенка дошкольного возраста формируется «своя» субъективная картина мира как система представлений об окружающей действительности, природный и социальный мир, и свое место в нем.
Ограниченность знаний и практики детей порождает неправомерность их самостоятельных обобщений, производимых ими в процессе непосредственного контакта с миром, и приводит к формированию в них своеобразия представлений о мире и физической причинности и характеризуется своими специфическими особенностями.
В центре новой структуры психической деятельности ребенка дошкольного возраста выступает память, которая является центральной психической функцией и определяет остальные процессы. Так, например, мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памяти памятью: мыслить для дошкольника-значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Воображение, одно из важнейших новообразований дошкольного возраста, также имеет много общего с памяти памятью: в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений.
Список литературы
Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. - М.: Деловая кн., 2000 - с.31-32.
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред.И.Б. Ханина М., 1999 - с.11.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: "Соц. Здоровье России", 1994.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. /Вопросы психологии, №4, 1979.
Гоголева А.В. Десоциализация и ресоциализация безнадзорных детей и подростков / Ярославский психологический вестник, Выпуск 6, 2002.
Гоголева А.В. Беспризорность. Социально - психологические и педагогические аспекты. Москва – Воронеж, 2004.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: "Питер", 2009 - с.44.
Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». ФГОС ДО. – М.: Русское слово, 2019.
Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей / под общ.ред. В.С. Кукушина. – Изд.4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 333с.: ил.
Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. проф. А.В. Брушлинский, проф.В.Н. Дружинин - М.: "Академический проект", 2000 - с. 192.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. Минск: И.П. Ильин, 1998.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
155020
рейтинг
icon
3208
работ сдано
icon
1385
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
151477
рейтинг
icon
6001
работ сдано
icon
2716
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105824
рейтинг
icon
2100
работ сдано
icon
1312
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
60 123 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ОмГУ им. Ф. М. Достоевского
Быстро выполнила задание без замечаний. Постоянно была на связи, поэтому не приходилось во...
star star star star star
спбпу им. Петра великого
Нужен был реферат за день до занятия , сделали все быстро , было небольшое замечание , но ...
star star star star star
Омский государственный педагогический университет
Работа выполнена досрочно, без нареканий Маргарита, большое спасибо 🙏🏻
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Задание по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 31 мая

только что

Написать эссе-сравнение

Эссе, История мировой культуры

Срок сдачи к 28 апр.

1 минуту назад

два решить

Решение задач, электроника и электротехника

Срок сдачи к 22 апр.

1 минуту назад

Задачи по гражданскому процессу и арбитражному...

Решение задач, гражданский процесс и арбитражные процесс

Срок сдачи к 24 апр.

1 минуту назад

Организация бу "кцсон шербакульского района"

Отчет по практике, Бухгалтерский учет и аудит

Срок сдачи к 25 апр.

2 минуты назад

Выполнить задание

Другое, языки программирования

Срок сдачи к 11 мая

2 минуты назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени: 21 апреля 2025 г. 20:03

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Press the down arrow key to interact with the calendar and select a date. Press the question mark key to get the keyboard shortcuts for changing dates.

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.