это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1909531
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Синтетическая роль эстетического сознания и эстетической деятельности проявилась уже в синкретичности (нерасчлененности) античной культуры, в которой и произведения искусства, и научные, и религиозные, и философские труды подчас создавались как художественные тексты. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально-насыщенное отражение действительности. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество по законам красоты возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.
Понятие эстетическая потребность охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. Она является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни.
В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности.
В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность. Особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию. Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное.
1. Искусство как отражение эстетического сознания
Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Синтетическая функция эстетической формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произведения искусства, но и научные и религиозные и философские трактаты зачастую создавались как художественные тексты. Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождественных понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстетическое сознание имеет место в каждом акте человеческой активности. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.
В истории культуры сложились две концепции эстетического сознания: первая – онтологическая - трактует эстетическое сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только человеческого сознания.
Обе эти концепции - возведенные в абсолют крайности, в которой несомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстетические качества настолько человечны в своей основе, что их нельзя рассматривать как первопринципы мира, существуют независимо от человека. Существование общества - необходимое условие превращения эстетических ценностей из возможного в действительное. С другой стороны эстетические качества могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстетически выразительна и природа и сам человек, да и все продукты человеческого труда. Эстетические категории являются объективными, поскольку они отражают объективную природу самого человека, складывающуюся в его многообразных взаимоотношениях с миром.
Эта двоякая природа эстетического сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстетического созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстетического ощущения от объекта созерцания? В том, что эстетическое ощущение, чувственное по своей природе, невозможно без внешнего стимула - пейзажа, человеческого лица, произведения искусства, всегда имеющее материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы таким образом есть необходимое условие эстетического наслаждения. В чем же тогда зависимость эстетического ощущения от субъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить духовное усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный духовный смысл - может состояться эстетическое событие.
Между тем не только предмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстетическом акте. Вскрывая в объекте его внутренний смысл человек тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Человек созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание человеческой сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстетическом наслаждении его результатами. Именно благодаря труду возникли и развились на заре человеческой истории музыкальное ухо, чувствующие красоту формы глаз - короче говоря такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям.
Таким образом, между эстетическим сознанием и развитием трудовой деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общественного сознания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагает бескорыстное любование, жестко не связанное с категорией пользы. Эстетическое переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения), это говорит о том, что нет никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.
Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и очеловечивания природы мира, которая воспринимается и переживается человеком как самостоятельная жизненная ценность.
Будучи чувственно-предметным бытием, эстетика вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все вещественные характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально. Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь составляющий фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.
Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашал его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен. Между этими видами человеческой деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостоят на современном этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности все же противопоставим с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости.
Искусство и философия, таким образом, - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.
2. Главные функции искусства в обществе
Идея социальной значимости искусства начала формироваться еще в античности, однако и сейчас проблема классификации социальных функций искусства, выявление связи социальных задач искусства со стати-кой и динамикой общества остается актуальной.
Функции, или задачи, искусства - это те цели, которые в эксплицитной или в имплицитной форме искусство ставит перед собой, те ценности, которыми руководствуется художник при создании произведения и которые принимает во внимание аудитория, воспринимающая это произведение.Условно все функции искусства можно разделить на личностные (персональные) и социальные. Первые касаются воздействия искусства на индивида, вторые - влияния искусства на систему социальных отношений и социальных институтов. Нужно сразу же подчеркнуть, что граница между личностны-ми и социальными задачами искусства является относительной. Можно даже говорить о двойственных, личностно-социальных функциях искусства. В частности, воспитательная, познавательная и многие другие функции искусства соединяют индивидуальное с социальным. Воспитание посредством искусства необходимо не только индивиду, но и обществу, поскольку такое воспитание способствует формированию полноценного гражданина.
Воспитательная функция искусства лежит на поверхности, ее активно обсуждали Платон и Аристотель. Они хорошо понимали, что искусство обладает магической силой для формирования хороших граждан. Еще одна двойственная функция искусства, обсидевшаяся с древних времен, это его автаркическая функция. Это изоляция индивида от внешнего мира, от общения с другими людьми, перемещение его в новый, вымышленный искусством мир, в котором он зависит, прежде всего, от самого себя. Благодаря искусству человек обретает возможность жить чужой жизнью: жизнью героев прочитанных им романов, просмотренных фильмов и т. п. Он получает своего рода автономию - свободу, заключающуюся в самодетерминации и независимости от любых внешних воздействий.
Еще одну функцию искусства, связанную с автаркической его функцией и особенно отчетливо проявляющуюся в современном обществе, можно назвать функцией отказа — критического восприятия индивидом устоявшихся ценностей существующего общества или даже отбрасывания этих ценностей в надежде заменить их иными ценностями, более отвечающими, как представляется в рамках конкретной культуры, высокому предназначению человека.
С функцией отказа связана еще одна задача искусства, которую можно назвать функцией свободы. Художественное творчество, находящее наиболее яркое выражение в искусстве, помогает прорасти в человеческой душе росткам свободы и зачастую позволяет человеку почувствовать себя свободным даже в самом несвободном обществе.
Достаточно, впрочем, перечисления разрозненных личностно-социальных функций искусства. Никакой последовательной классификации таких функций, как и функции искусства вообще, не существует. Социальные задачи искусства многообразны и разнородны, к тому же они нередко тесно переплетаются с личностными его функциями.
Речь идет, прежде всего, об участии искусства в поддержании устойчивости общества путем укрепления доминирующих в нем ценностей — традиций, авторитетов, здравого смысла, идеологии, верований и тому подобного и одновременно о значении искусства в стимулировании динамики общества, о роли искусства в расшатывании и обновлении основных ценностей общества.
Социальный мир, в котором живут и трудятся люди, активно конструируется ими самими в ходе их социальной деятельности. Это происходит чаще всего не осознаваемо для них. Однако ясно, что в конструировании социального мира не последнюю роль играет искусство. Но и общество с помощью самых разнообразных средств воспитывает своих членов, формирует из них людей, приспособленных к жизни в определенной социальной среде. Здесь опять-таки не обходится без искусства.
Процесс социализации индивида, включения его в систему социальных связей представляет собой не что иное, как усвоение человеком ценностей, признанных его средой и тем обществом, к которому он принадлежит, и неотступное, почти автоматическое его следование этим ценностям в своей практической деятельности и, в первую очередь, во взаимосвязях с другими людьми.
Несомненно, искусство играет важную роль в формировании мировоззрения, господствующего в конкретном обществе. Именно искусство дает самые распространенные и самые действенные оценки, субординации ценностей, снабжает людей, всегда являющихся членами конкретного общества, пониманием основных форм жизни.
Идеология представляет собой принятую в конкретном обществе систему представлений и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к обществу и друг к другу, осмысляются социальные проблемы и конфликты и намечаются цели социальной деятельности. Идеология говорит не только о том, что есть в социальной жизни, но и о том, что должно быть в ней. Роль искусства в укреплении господствующей в обществе идеологии особенно наглядно проявляется в закрытых обществах, идеология которых сформулирована жестко и однозначно, а всякое отступление от нее наказуемо.
Мораль, сложившаяся стихийно-исторически, существует тысячелетия. Современная этика склоняется к мысли, что мораль держится не в силу каких-то особо веских доводов разума, а благодаря многовековой традиции. В создании и поддержании этой традиции существенную роль всегда играло искусство. Оно дает простым «истинам морали» и той традиции, на которую они опираются, яркое, образное, доступное каждому воплощение.
Большую часть человеческой истории одним из наиболее эффективных средств упрочнения общества и социализации его индивидов являлась религия. В обществах, где религия составляет ядро господствующей идеологии, искусство стало необходимым инструментом, обеспечивающим особую действенность религиозных представлений о человеке и мире, воспитания у членов общества пронизанных религией эмоциональных установок. Без поддержки со стороны искусства религия никогда не сумела бы стать средством, облегчающим земную боль, утешающим человека и уводящим его, хотя бы на время, душой и мыслями в иной, более справедливый мир.
Несомненна роль искусства в утверждении господствующего в обществе стиля жизни - совокупности тех ценностей и норм, которыми человек каждодневно руководствуется в своем поведении. Очевидно значение искусства в укреплении господствующих в обществе традиций - стихийно сложившихся систем привычек, ритуалов, норм, правил и тому подобного, которыми общество руководствуется в своей деятельности.
Социальная жизнь невозможна без образцов (идеалов, стандартов и т. п.) - устойчивых, социальных по своему характеру представлений о том, какими должны быть вещи конкретного рассматриваемого рода. Искусство дает прекрасные образцы частного рода: образцы любви к ближнему, любви к жизни, самопожертвования и т. д. Наряду с образцами искусство предоставляет также многочисленные антиобразцы.
Искусство - одно из важных средств коммунитаризации общества, связывания его индивидов горизонтальными отношениями равенства. Искусство ориентировано прежде всего на то, чтобы превращать общество - образование структурное и насквозь пронизанное противопоставлениями одних индивидов другим и, соответственно, неравенством — в коммуну, или общину равных. Но равенство, даваемое искусством, всегда касается только отдельных аспектов человеческой жизни.
Заключение
Эстетическое отношение к действительности, которое содержится во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство.
Искусство служит средством самовыражения человека, а значит, предметом искусства являются отношения человека и мира, а также и сам человек во всех его измерениях (психологическом, социальном, нравственном, бытовом). Такие гуманитарные науки как психология, социология, этика и иные имеют своим предметом человека. Однако все они рассматривают его с какой-либо одной (и притом сознательно ограниченной) точки зрения. Искусство же затрагивает все самые глубокие пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна природы. Искусство зародилось еще в первобытном обществе, а приобрело свои основные черты в Античности; однако еще долго искусством называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс обособления эстетической деятельности начался в конкретных ремеслах (орнаментах), а затем был перенесен в область духовной деятельности.
Литература как искусство была представлена большей частью поэтическими произведениями. Что касается прозы, то при всей ее эстетической оформленности она была по своим целям философской или исторической. Искусство как таковое, начинается там, где целью эстетической деятельности становится сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Его особенность составляют две черты. Мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру. С. Цвейг говорил, что настоящее художественное произведение тогда достигает своей цели, когда в творении забывается, как оно делалось, и оно воспринимается как голая жизнь. Эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь. Подлинное произведение искусства содержит неисчерпаемость истолкований, будто автору было присуще бесконечное количество замыслов.
Обращено же искусство не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа; художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания.
Список литературы
Балонова М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. – Нижний Новгород, 2007.
Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1981.
Бычков В.В. Эстетика. – М., 2006./Электронный ресурс//http://lib.rus.ec/
Введение в теорию художественной культуры: Учебное пособие / Науч. ред. Л.М. Мосолова. СПб., 1993.
Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 156-159.
Гуриева М. Ч. Концепция эстетического в мифоэпическом сознании // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 178-180.
Дмитриева Н.А. Изображение и слово. - М., 1962.
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!