это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1913105
Ознакомительный фрагмент работы:
Раскрывается понятие профессионализма военнослужащих по контракту, дается характеристика различных подходов к феномену читательской культуры в контексте профессионализма военнослужащих, обосновывается значение данного явления, в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к воинскому составу Вооруженных сил Российской Федерации.
Значение читательской культуры военнослужащих по контракту
В условиях становления российской армии в качестве профессиональной, многие военнослужащие приходят в Вооруженные силы РФ на контрактной основе. Поэтому актуальной задачей становится оптимизация процессов становления профессионализма военнослужащих по контракту. В этой связи, особенно важным является качественное, целенаправленное, подкрепленное объективными данными управление данным процессом, ориентированное на государственные требования к развитию российской армии.
Читательская культура как элемент проявления профессионализма в Вооруженных Силах Российской Федерации является частью общей культуры армии и государства – в целом. В первую очередь, значение читательской культуры должно рассматриваться, с точки зрения социализации и мотивации военнослужащих по контракту, сформированности их моральных качеств. Следует принимать во внимание специфические задачи, связанные с особенностями военной службы контрактников, которые могут затруднять продвижение культурных ценностей. Последние чаще всего отходят на второй план в условиях оперативной подготовки, обеспечения необходимых бытовых условий военной службы по контракту, что детерминирует слабую разработанность темы читательской культуры военнослужащих в современной научной литературе.
В условиях кардинального реформирования Вооруженных сил Российской Федерации продолжаются экспериментальные исследования по активизации деятельности, направленной на формирование профессионализма военнослужащих-контрактников в условиях воинского социума, в том числе усиление социально-педагогической составляющей данной деятельности. Однако среди рекомендаций по внедрению педагогических технологий, методик, форм, направленных на формирование профессионализма военнослужащих-контрактников, а также в содержании программ повышения социально-педагогической культуры на данном этапе отсутствуют рекомендации по внедрению принципов формирования читательской культуры. Необходимо отметить, что профессионально-личностный рост военнослужащих-контрактников невозможен без их общекультурного развития, напрямую связанного с развитием интереса к чтению, культуры читателя. Также в непосредственной связи с данными процессами находятся и вопросы мотивации деятельности военнослужащих, так как в набор мотивирующих факторов входит система осознанных конечных целей и понимания текущих задач военнослужащих. Корреляция же осознанности целей и процессов рефлексии, которые сопровождают процесс чтения, очевидна.
Факторы бытовой неустроенности, постоянного риска, психологического напряжения требуют в настоящий момент разработки системы мер адаптационного и коррекционного воздействия, способствующих преодолению широкого спектра жизненных проблем, осложняющих жизнь военнослужащих по контракту. Как подчеркивается в исследовании М.В. Корякина, сегодня существует настоятельная необходимость изучения социализирующих возможностей в профессиональной российской армии. Это тем более важно, что военнослужащие-контрактники в ходе своей службы несут ответственность за жизнь и психологическое состояние других людей: солдат и младших офицеров.
Читательская культура, как часть общей культуры военнослужащих, может стать не только одним из требований, предъявляемых к военнослужащим по контракту, но и являться одним из условий формирования общей культуры в местах прохождения службы. В настоящее время существует настоятельная необходимость рассмотрения социализирующих возможностей армии и ее культурно-досуговых учреждений (библиотек, читален) в воинских частях и на кораблях как институтов социализации личности в армии.
О понятии профессионализма военнослужащих
Следует отметить, что активная и напряженная военно-политическая обстановка последних лет – в мировом масштабе – способствовала росту интереса к проблеме профессионализма военных специалистов. Однако, несмотря на широкий спектр исследований в области профессионализации военной деятельности, разработка проблемы повышения профессиональных качеств военнослужащих, в том числе читательской культуры как одного из важных инструментов достижения профессионализма, остается весьма актуальной и требует дальнейшего изучения и развития. Для человека, выбравшего в качестве жизненного ориентира служение Отечеству, одним из принципиальных вопросов становится самосознание и самореализация себя как военного профессионала.
Кардинальное реформирование Вооруженных Сил России, во многом связанное с переходом армии на профессиональную основу, вследствие этого – увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определило острую потребность концептуальной разработки вопросов формирования профессионализма. Подготовка военнослужащих указанной категории в условиях воинского социума нуждается в утверждении теоретико-методологических оснований, целевых установок, принципов, модели реализации, технологического обеспечения. Данные процессы связаны и с возрастающим авторитетом российской армии, ее миротворческой ролью в международных конфликтах. При этом, наряду с областью профессиональной подготовки, традиционных способов ее осуществления, необходимо использовать современные методы и формы, к которым относят развитие читательской культуры.
Разработчик педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих по контракту В.А. Митрахович определяет профессионализм военнослужащего контрактной службы как цель его подготовки как акмеологическую интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую продвижение военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующаяся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума».
В процессе продвижения происходит целостное развитие личности военнослужащего-контрактника как воина-профессионала, постоянно совершенствующегося в военно-профессиональной деятельности, проявляющего способности к высокоэффективному и творческому проведению деятельности в различных условиях и ситуациях военной службы.
О читательской культуре с позиций профессионализма военнослужащих
С позиций системно-структурного подхода читательская культура может рассматриваться в неразрывной связи с другими элементами структуры профессиональных качеств военнослужащего. Каждый из элементов такой структуры позволяет военнослужащим выполнять свойственный им функционал. Читательская культура в этом ряду позволяет, например, быть эрудированным, иметь широкий кругозор, владеть речевой культурой, в том числе – в целях убеждения подчиненных.
В рамках аксиологического подхода читательская культура важна как условие формирования ценностно-смысловой основы профессионализма, то есть общечеловеческих, личностных и профессиональных ценностных ориентаций военнослужащих по контракту. Профессиональная позиция военнослужащего определяет характер и результаты его общения, а такие ее характеристики, как гуманизм и социально-ценностная ориентация, влияют на уровень психолого-педагогической компетентности, стиль руководства, соблюдение служебной этики. Данный набор качеств способен обеспечить успех в труде, предоставляя возможности творчески разрешать противоречия, возникающие при реализации принципов единоначалия и субъект-субъектных отношений. Ценностная ориентация военной службы связана с проявлением в военно-профессиональной деятельности таких нравственных качеств, как патриотизм, жертвенность, благородство, преданность, мужество и т.д. Воспитание читательской культуры способно благотворно влиять на формирование перечисленных моральных ценностей.
Читательская культура как часть профессиональных компетенций военнослужащих по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации относится к разряду нравственных ценностей, входящих в моральный кодекс офицера. Гуманизация уклада жизнедеятельности войск, которая является одной из важнейших целей армейской реформы, работает на утверждение социальной справедливости; сочетание демократических основ взаимоотношений военнослужащих с единоначалием, а в конечном итоге – создание здоровой нравственной атмосферы во всех воинских коллективах, обеспечение авторитета командных кадров.
О том, насколько важны инструменты формирования ценностно-смыслового каркаса личности военнослужащего – и читательская культура в том числе – говорят следующие факты. Отдельные авторы-исследователи указывают не только на положительные качества военнослужащих-контрактников: зрелость (социальный опыт и опыт семейной жизни; наличие навыков и умений согласно военно-учетной специальности; значительно более высокий уровень подготовки, по сравнению с новичками сержантского состава; хорошая адаптируемость), но и на отрицательные черты служащих по контракту – неприспособленность к рыночным условиям; опыт «дедовщины», насилия и унижения в период прежней воинской службы; эгоцентричный, авторитарный стиль поведения; потребительская мотивация к службе по контракту; низкий уровень удовлетворенности выбранной профессией и неуверенность в будущем.
При опоре на педагогические основания, читательская культура военнослужащих интегрируется в воспитательный компонент, который обеспечивает стремление к непрерывному совершенствованию, индивидуальную траекторию дальнейшего социально-педагогического и духовно-нравственного развития. Чтение специальной, педагогической и социально-психологической, литературы является частью деятельности военнослужащего по контракту, который отвечает за жизнь и деятельность подчиненных. Читательская культура военнослужащего по контракту включает чтение как специальной литературы военной тематики, так и художественной, публицистической литературы, повествующей о ратных подвигах русских (советских) воинов в различные эпохи. Формирование профессионализма военнослужащих контрактной службы происходит в ускоренном режиме, следовательно, воспитание читательской культуры составляет важную задачу учебных программ. Реализация гуманитарной образовательной составляющей воинского социума, по мнению исследователей, должна идти параллельно основной профессиональной подготовке. Развитие педагогического потенциала воинского социума раскрывается через общие педагогические характеристики: историческая преемственность, ритуальность, соблюдение традиций и др. Чтение немало способствует поддержанию и формированию данных характеристик.
Интересно осмысление феномена читательской культуры в контексте корпоративной культуры российских военнослужащих, как особом культурном пространстве Вооруженных Сил Российской Федерации, выражающемся в наборе ценностей, целей, правил и норм поведения и общения между офицерами, принимаемое всеми, независимо от званий и должностей, и направленное на военную защиту государственных интересов. Корпоративную культуру офицерского корпуса России, прежде всего, следует рассматривать как часть общей культуры члена общества – необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможны как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований. Корпоративная культура русского офицерства развивается в русле эволюции воинского социума, а достойный уровень читательской культуры позволяет гармонизировать и оптимизировать эти процессы.
Наконец, читательскую культуру можно рассматривать и в рамках технологического подхода, т.е. представлять профессионализм военнослужащего как технологию и включать в нее определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к различным жанрам, течениям, видам литературного творчества.
Таким образом, формирование читательской культуры военнослужащих по контракту необходимо проводить в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма воинского состава Вооруженных сил Российской Федерации. Исследование психолого-педагогических условий организации процесса развития читательской культуры имеет высокую актуальность и обладает как теоретической новизной, так и прикладной значимостью.
Список использованной литературы и электронных ресурсов:
Бочкарев, А. В. Корпоративная культура офицерского корпуса / Бочкарев А.В. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 3. – С. 42-48.
Военная педагогика / Под общ. ред. О. Ю. Ефремова. – СПб., 2008. – 437 c. – Текст: непосредственный.
Военно-профессиональные качества офицера: Энциклопедия / Министерство обороны Российской Федерации. – URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=12822@morfDictionary. – Текст: электронный (дата обращения: 12.02.2020).
Корякин, М. В. Массовая военная библиотека как институт социализации военнослужащих: диссертация… кандидата педагогических наук: 05.25.03 / Корякин М.В. – Москва, 2005. – 131 c. – Текст: непосредственный.
Митрахович, В. А. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума: диссертация… доктора педагогических наук: 13.00.08 / Митрахович, В.А. – Волгоград, 2008. – 248 с. – – Текст: непосредственный.
Митрахович, В. А. Структура профессионализма военнослужащего / Митрахович В.А. – Текст: непосредственный // Известия ВГПУ. – 2015. – № 9-10.
Петровская, М. В. Психолого-педагогические аспекты становления военного профессионализма / Петровская М. В., Столяров А. В., Мягков Д. Ю. – Текст: непосредственный // София. – 2017. –№ 2. – С. 24–30.
Черницкий, О. В. Профессиональная культура российского офицера: Социально-философский анализ: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11 / Черницкий О.В. – Москва, 2001. – 152 c. – Текст: непосредственный.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!