Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Вариативность технологического образования школьников

Тип Статья
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
1921499

300 руб.

Просмотров
813
Размер файла
319.93 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация. В статье дается определение понятия «вариативность», функции вариативности в образовательной системе, рассматриваются показатели вариативности технологического образования в средней и старшей школе. Рассматриваются основные подходы к вариативности технологического образования, получившие распространение в образовательной практике. Описываются способы и пути внедрения вариативности в технологическое образование. Вариативность технологического образования рассматривается как способность системы образования предоставить выбор учащимся индивидуальной траектории образования, средств и методов получения технологического образования на основе личностных предпочтений и интересов учащихся, что должно обеспечить эффективное получение технологических знаний и умений, которые будут способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению школьников.
Ключевые слова: вариативность, образовательная система, технологическое образование, выбор вариантов.
Технологическое образование в России развивается интенсивно, но его дидактический потенциал в практической деятельности недостаточно осознан. В частности, требуется поиск методических решений проблемы реализации вариативности школьного технологического образования, который позволит повысить эффективность технологического образования и, как результат, точность профессионального самоопределения школьников. Это обусловливает актуальность изучения вариативности технологического образования в школе.
Вариативность в образовании рассматривали ученые (В.Я. Аверкин, А.Г. Асмолов, В.Г. Кинелев, Л.И. Кулагина, О.А. Куревина, В.В. Пикап, А.М. Цирульников и другие), которые понимают ее как процесс, направленный не только на существенное расширение возможностей разных уровней содержания, подходов, методов, идей в преподавании, но и на расширение возможностей выбора личностью жизненного пути и саморазвития [1; 3].
Максимально возможная степень индивидуализации обучения ученика в современной системе образования обеспечивается его вариативностью. Сам термин «вариативность» в научно-педагогической литературе рассматривается с двух позиций: в качестве направления или тенденции развития современной образовательной системы и как принцип, на котором основывается деятельность учреждений образования (ДОУ, общеобразовательные школы, ВУЗы).
Как направление или тенденцию в образовании вариативность можно охарактеризовать как «свойство, способность системы образования предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории» [9, с. 31].
В педагогическом энциклопедическом словаре вариативность определяется также как один из важнейших принципов Российского образования, а также одно из направлений развития современной образовательной системы в России [9, c.31].
Поэтому Т.П. Афанасьева определяет вариативность как качество системы образования, позволяющее ей создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или некоторых видов образовательных услуг для выбора в соответствии с требуемыми условиями образования и изменяющимися образовательными возможностями школьников [3, c.15].
Л.С. Выготский определяет вариативность выбором «веера социальных ситуаций развития» [5, с.893].
А.Г. Асмолов, один из основоположников вариативности, считает вариативность образования процессом, который направлен на расширение компетентностного выбора индивидом своего жизненного определения и на саморазвитие и самоопределение личности [2, с.25].
Исследователи В.Н. Аверкин и А.М. Цирюльников рассматривают применение принципа вариативности в общем образовании как некую возможность образовательной системы предоставить учащимся выбор вариантов и уровней содержания программ образования, видов профилизации, способов организации учебного процесса и т.д. Анализируя вариативность, эти ученые связывали ее с принципами образования: народностью, демократизацией, гуманностью, непрерывностью образования [1, с.20].
По мнению Е.Г. Кондрашкиной, вариативность основывается на гуманизации как содержания, так и собственно процесса обучения. Вариативность может проявляться в видах и типах образовательных учреждений, в способах получения образования, разнообразии курсов обучения: элективных, факультативных, обязательных, в формах организации обучения и методах, применяемых педагогом. Как считает автор, вариативность представляет собой важнейшую тенденцию в инновационных изменениях современной образовательной системы. Отсюда следует, что необходимо обеспечить каждому школьнику возможность свободного выбора траектории образования [8, с.27].
По мнению А.Г. Асмолова вариативный образовательный процесс представляет собой взаимосвязанную деятельность всех его участников по достижению целей образования, возможное осуществление чего достигается в условиях выбора содержания образования (в рамках, установленных государственным стандартом), выбора способов и средств деятельности и общения, а также необходимого ценностно-смыслового отношения к процессу образования, его содержательному и целевому компонентам [2, с. 47].
В этой связи Ткачук В.Ю. отмечает, что понятия «образовательная» и «вариативная» определяют специфику в структуре и содержании образовательной системы. В это же время педагогическая модель рассматривается в качестве формы научного исследования или как мысленный образ, несколько обобщенный, призванный заместить и отразить структуру и функции данного педагогического объекта в качестве совокупности взаимосвязей и понятий, представленных схематично. Среда же представляет собой совокупность культурных, социально-экономических и природных условий, предоставленных для жизнедеятельности человека [10, с.17].
Согласно Я.С. Турбовскому, введение вариативности связано с отказом от модели единой унифицированной системы образования и от общепринятой системы мировоззренческих установок. Это значит, с одной стороны, что в разнообразных учебных заведениях теперь принято многообразие целей, педагогических подходов, задач, форм и методов обучения, а с другой стороны – право каждого ученика на профессиональное и общекультурное развитие, исходя из предпочтений, способностей, жизненных планов и особенностей личности. Таким образом, ученик может выбрать вариант индивидуальной образовательной траектории, образовательное учреждение, направление, цели и средства общего и профессионального образования [11, с.31].
Как считает И.И. Зарецкая, показателями степени вариативности педагогической системы являются следующие:
– наличие в педагогической системе нескольких доступных и привлекательных для учеников образовательных программ (избыточное количество);
– гибкость самой системы (создание таких условий, чтобы образовательные потребности учеников могли изменяться и индивидуализироваться).
Вариативность, как считает автор, нацелена на достижение максимально допустимой степени индивидуализации школьного образования.
По мнению Т.Н. Виниченко, основным принципом развития образования является именно вариативность. Реализация принципа вариативности образования объединяет в себе следующие функции:
– интеграция всего учебно-воспитательного потенциала общества в единстве образовательного учреждения с иными специальными институтами, имеющая целью воспитание нового поколения;
– гуманизация, что проявляется в повышенном внимании к личности школьника как особо ценной ячейки общества, а также в стремлении сформировать гражданина, обладающего высокой интеллектуальностью, моральными качествами и физически развитого;
– дифференциация и индивидуализация, что способствует созданию условий для развития и проявления способностей каждой личности в отдельности;
– демократизация, что способствует созданию основы для развития и проявления инициативности, творчества и активности [4, с.31].
Ввести вариативность в образовательную систему получилось не сразу. Коменский Я.А. в свое время искал единый метод, который мог бы так организовать обучение, что не требовалось бы ничего, кроме умения правильно распределить время, подобрать методы и приемы обучения. «Тогда – писал Я.А. Коменский – все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте» [6, с.426].
После Я.А. Коменского многие старались найти единый метод обучения, который подходил бы каждому ученику. Наряду с этим утверждалась позиция сторонников вариативного обучения.
Развитие технологического подхода к образованию привело к признанию того, что не только методы и приемы как компоненты технологии обучения должны быть вариативными, но и сами технологии, которые должны зависеть от специфики учебного материала, дидактических целей, самих обучающихся, педагогов и условий обучения. Профильное обучение является одним из вариантов реализации идеи вариативности в сближении с гуманитарными интересами учащегося [7, c.35].
Основными причинами к принятию вариативности образования, по мнению Е.Г. Кондрашкиной, стали:
– многообразие учебных (вернее, учебно-воспитательных) задач;
– разнообразие структуры содержания образования и разновидностей учебного материала;
– разнообразие проявления способности усвоения учебного материала в зависимости от индивидуальных склонностей учеников, их стиля познавательной деятельности;
– большое количество других факторов, вплоть до атмосферы в классе, коммуникативных связей учащихся друг с другом и с педагогом [8, с.68].
Для преподавания технологического образования в школьной практике также очень эффективно применение метода вариативности. Можно выделить два основных подхода к вариативности технологического образования, получивших распространение в образовательной практике.
Первый подход ориентирует обучающихся на социально обусловленный выбор образовательной траектории в соответствии со структурой социально-профессиональной сферы общества, запросами различных отраслей общественного производства и услуг. Такой подход выражает прежде всего социальный заказ общества на работников, востребованных на рынке труда на данный период времени.
Второй подход ориентирован на индивидуальные интересы и потребности личности в получении образования и образовательных услуг, т.е. предоставляет обучающимся личностно обусловленный выбор образовательной траектории [8, с.69].
На сегодняшний день вариативность образования, ориентированная на личностно обусловленный выбор обучающимися образовательной траектории, более характерна для структур дополнительного образования. Тогда как в практике общего и основного профессионального образования превалирует социально ориентированный подход к организации вариативного образования. Это объясняется тем, что отечественная система образования в целом пока еще во многом остается социально ориентированной, сохраняя традиции, сформировавшиеся в социалистический период общественного развития страны, когда интересы отдельного человека функционально подчинялись общественным потребностям [7, с.145].
В этой связи необходимо отметить, что для организации успешности технологической подготовки школьников необходимы следующие условия парадигмы технологического образовательного процесса: интерактивность, альтернативность и вариативность. Здесь принцип вариативности выражается в наличии возможности для школьников кроме поэтапного последовательного получения знаний и практических умений по технологии, но и индивидуального выбора образовательной траектории по своим потребностям, интереса и склонностям.
Преимущества вариативного подхода к технологическому образованию, выделенные Е.Г. Кондрашкиной:
– обеспечение вариативности всех основных направлений практической деятельности в содержании образования. Ученики могут ознакомиться со всеми видами технологической деятельности, что позволяет сделать более верный выбор в своих жизненных предпочтениях, независимо от перечня профилей, реализуемых в данном образовательном учреждении.
– уходит проблема ограниченности профильного обучения, которая не дает выпускнику школы большого разнообразия для профессионального самоопределения. Выпускник уже подготовлен к получению различных профессий, имеет о них представление, готов к смене профиля деятельности в любых обстоятельствах жизни, что делает его мобильным и обеспечивает успешную профессиональную и социальную деятельность [8, с.67].
Говоря о способах и путях внедрения вариативности в технологическое образование, можно отметить следующие:
– реализация многообразия образовательных программ в учреждениях образования;
– возможность выбора вариантов программно-методического обеспечения;
– возможность выбора учениками образовательных технологий.
– гибкость и плюрализм современных учебных программ.
Данные способы вариативности технологического образования могут реализовываться как на базе конкретного образовательного учреждения, так и в образовательной системе страны в целом. При этом возможность предоставления отдельной школой вариативности образования ученикам является важным показателем общего уровня образования, которое способна обеспечить данная школа [13, с.68].
Поэтому, с помощью вариативности технологическое образование обеспечивает условия для учащихся для освоения технологических, научно-технических, гуманитарных и предпринимательских знаний, а также обеспечивает реализацию способов применения этих знаний в деятельности человека [12, с.15].
Таким образом, вариативность технологического образования можно определить как способность системы образования предоставить выбор учащимся индивидуальной траектории образования, средств и методов получения технологического образования на основе личностных предпочтений и интересов учащихся, что должно обеспечить эффективное получение технологических знаний и умений, которые будут способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению школьников.
Список литературы:
Аверкин В.Н. Управление вариативными образовательными системами / В.Н. Аверкин, А.М. Цирюльников. – Нижний Новгород, 1999. – 126с.
Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России / А.Г. Асмолов // Учительская газета. – 1994. – № 25, – С. 26-28.
Афанасьева Т.П., Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие Т.П. Афанасьева, Н.В.Немова / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 73с.
Виниченко Т.Н. Исследование вопросов вариативности российского образования / Т.Н. Виниченко, Ю.Н. Безбородов, М.А. Ковалева // Известия Тульского государственного университета. Педагогика, 2017. - №2. - С. 26-34.
Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, – 2005. – 1136 с, ил.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. –Т. 1. – 656 с.
Кондрашкина Е.Г. Структурная модель вариативного технологического образования в межшкольном учебном комбинате города Сургута / Е.Г. Кондрашкина// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Кондрашкина Е.Г. Вариативность технологического образования школьников как средство их творческого развития: на примере межшкольного учебного комбината : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кондрашкина Елена Георгиевна;. –Сургут, 2013.– 181 с.
Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим - Бада.– М.: научное изд. Большая Российская Энциклопедия. – 2002.– 527 с.
Ткачук Н.Ю. Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении / Н.Ю. Ткачук // Образование и воспитание. – 2017. – №2. – С. 14-18. [Электронный ресурс], Режим доступа: URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2225/ (дата обращения: 02.12.2019)
Турбовский Я.С. Мир образования и его философия // Известия Российской Академии образования. 2005. №2. С.3-36.
Хотунцев Ю.Л. Проблемы технологического образования и подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации в 2016 году. Формирование профессиональных компетенций обучающихся в организациях общего и профессионального образования: Материалы международной научно-практической конференции 18-20 мая 2016 г. / Ю.Л. Хотунцев. – Брянск: РИО БГУ, 2016.– С. 14-17.
Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран / Ю.Л. Хотунцев. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана – 2012. – 199 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ЮФУ
Спасибо большое за работу. Все сделали вовремя раскрыли тему широко ярко. Исполнитель прек...
star star star star star
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
МФЮА
«Работа выполнена досрочно, без замечаний, согласно требованиям задания. Исполнитель наход...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.