это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1921499
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье дается определение понятия «вариативность», функции вариативности в образовательной системе, рассматриваются показатели вариативности технологического образования в средней и старшей школе. Рассматриваются основные подходы к вариативности технологического образования, получившие распространение в образовательной практике. Описываются способы и пути внедрения вариативности в технологическое образование. Вариативность технологического образования рассматривается как способность системы образования предоставить выбор учащимся индивидуальной траектории образования, средств и методов получения технологического образования на основе личностных предпочтений и интересов учащихся, что должно обеспечить эффективное получение технологических знаний и умений, которые будут способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению школьников.
Ключевые слова: вариативность, образовательная система, технологическое образование, выбор вариантов.
Технологическое образование в России развивается интенсивно, но его дидактический потенциал в практической деятельности недостаточно осознан. В частности, требуется поиск методических решений проблемы реализации вариативности школьного технологического образования, который позволит повысить эффективность технологического образования и, как результат, точность профессионального самоопределения школьников. Это обусловливает актуальность изучения вариативности технологического образования в школе.
Вариативность в образовании рассматривали ученые (В.Я. Аверкин, А.Г. Асмолов, В.Г. Кинелев, Л.И. Кулагина, О.А. Куревина, В.В. Пикап, А.М. Цирульников и другие), которые понимают ее как процесс, направленный не только на существенное расширение возможностей разных уровней содержания, подходов, методов, идей в преподавании, но и на расширение возможностей выбора личностью жизненного пути и саморазвития [1; 3].
Максимально возможная степень индивидуализации обучения ученика в современной системе образования обеспечивается его вариативностью. Сам термин «вариативность» в научно-педагогической литературе рассматривается с двух позиций: в качестве направления или тенденции развития современной образовательной системы и как принцип, на котором основывается деятельность учреждений образования (ДОУ, общеобразовательные школы, ВУЗы).
Как направление или тенденцию в образовании вариативность можно охарактеризовать как «свойство, способность системы образования предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории» [9, с. 31].
В педагогическом энциклопедическом словаре вариативность определяется также как один из важнейших принципов Российского образования, а также одно из направлений развития современной образовательной системы в России [9, c.31].
Поэтому Т.П. Афанасьева определяет вариативность как качество системы образования, позволяющее ей создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или некоторых видов образовательных услуг для выбора в соответствии с требуемыми условиями образования и изменяющимися образовательными возможностями школьников [3, c.15].
Л.С. Выготский определяет вариативность выбором «веера социальных ситуаций развития» [5, с.893].
А.Г. Асмолов, один из основоположников вариативности, считает вариативность образования процессом, который направлен на расширение компетентностного выбора индивидом своего жизненного определения и на саморазвитие и самоопределение личности [2, с.25].
Исследователи В.Н. Аверкин и А.М. Цирюльников рассматривают применение принципа вариативности в общем образовании как некую возможность образовательной системы предоставить учащимся выбор вариантов и уровней содержания программ образования, видов профилизации, способов организации учебного процесса и т.д. Анализируя вариативность, эти ученые связывали ее с принципами образования: народностью, демократизацией, гуманностью, непрерывностью образования [1, с.20].
По мнению Е.Г. Кондрашкиной, вариативность основывается на гуманизации как содержания, так и собственно процесса обучения. Вариативность может проявляться в видах и типах образовательных учреждений, в способах получения образования, разнообразии курсов обучения: элективных, факультативных, обязательных, в формах организации обучения и методах, применяемых педагогом. Как считает автор, вариативность представляет собой важнейшую тенденцию в инновационных изменениях современной образовательной системы. Отсюда следует, что необходимо обеспечить каждому школьнику возможность свободного выбора траектории образования [8, с.27].
По мнению А.Г. Асмолова вариативный образовательный процесс представляет собой взаимосвязанную деятельность всех его участников по достижению целей образования, возможное осуществление чего достигается в условиях выбора содержания образования (в рамках, установленных государственным стандартом), выбора способов и средств деятельности и общения, а также необходимого ценностно-смыслового отношения к процессу образования, его содержательному и целевому компонентам [2, с. 47].
В этой связи Ткачук В.Ю. отмечает, что понятия «образовательная» и «вариативная» определяют специфику в структуре и содержании образовательной системы. В это же время педагогическая модель рассматривается в качестве формы научного исследования или как мысленный образ, несколько обобщенный, призванный заместить и отразить структуру и функции данного педагогического объекта в качестве совокупности взаимосвязей и понятий, представленных схематично. Среда же представляет собой совокупность культурных, социально-экономических и природных условий, предоставленных для жизнедеятельности человека [10, с.17].
Согласно Я.С. Турбовскому, введение вариативности связано с отказом от модели единой унифицированной системы образования и от общепринятой системы мировоззренческих установок. Это значит, с одной стороны, что в разнообразных учебных заведениях теперь принято многообразие целей, педагогических подходов, задач, форм и методов обучения, а с другой стороны – право каждого ученика на профессиональное и общекультурное развитие, исходя из предпочтений, способностей, жизненных планов и особенностей личности. Таким образом, ученик может выбрать вариант индивидуальной образовательной траектории, образовательное учреждение, направление, цели и средства общего и профессионального образования [11, с.31].
Как считает И.И. Зарецкая, показателями степени вариативности педагогической системы являются следующие:
– наличие в педагогической системе нескольких доступных и привлекательных для учеников образовательных программ (избыточное количество);
– гибкость самой системы (создание таких условий, чтобы образовательные потребности учеников могли изменяться и индивидуализироваться).
Вариативность, как считает автор, нацелена на достижение максимально допустимой степени индивидуализации школьного образования.
По мнению Т.Н. Виниченко, основным принципом развития образования является именно вариативность. Реализация принципа вариативности образования объединяет в себе следующие функции:
– интеграция всего учебно-воспитательного потенциала общества в единстве образовательного учреждения с иными специальными институтами, имеющая целью воспитание нового поколения;
– гуманизация, что проявляется в повышенном внимании к личности школьника как особо ценной ячейки общества, а также в стремлении сформировать гражданина, обладающего высокой интеллектуальностью, моральными качествами и физически развитого;
– дифференциация и индивидуализация, что способствует созданию условий для развития и проявления способностей каждой личности в отдельности;
– демократизация, что способствует созданию основы для развития и проявления инициативности, творчества и активности [4, с.31].
Ввести вариативность в образовательную систему получилось не сразу. Коменский Я.А. в свое время искал единый метод, который мог бы так организовать обучение, что не требовалось бы ничего, кроме умения правильно распределить время, подобрать методы и приемы обучения. «Тогда – писал Я.А. Коменский – все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте» [6, с.426].
После Я.А. Коменского многие старались найти единый метод обучения, который подходил бы каждому ученику. Наряду с этим утверждалась позиция сторонников вариативного обучения.
Развитие технологического подхода к образованию привело к признанию того, что не только методы и приемы как компоненты технологии обучения должны быть вариативными, но и сами технологии, которые должны зависеть от специфики учебного материала, дидактических целей, самих обучающихся, педагогов и условий обучения. Профильное обучение является одним из вариантов реализации идеи вариативности в сближении с гуманитарными интересами учащегося [7, c.35].
Основными причинами к принятию вариативности образования, по мнению Е.Г. Кондрашкиной, стали:
– многообразие учебных (вернее, учебно-воспитательных) задач;
– разнообразие структуры содержания образования и разновидностей учебного материала;
– разнообразие проявления способности усвоения учебного материала в зависимости от индивидуальных склонностей учеников, их стиля познавательной деятельности;
– большое количество других факторов, вплоть до атмосферы в классе, коммуникативных связей учащихся друг с другом и с педагогом [8, с.68].
Для преподавания технологического образования в школьной практике также очень эффективно применение метода вариативности. Можно выделить два основных подхода к вариативности технологического образования, получивших распространение в образовательной практике.
Первый подход ориентирует обучающихся на социально обусловленный выбор образовательной траектории в соответствии со структурой социально-профессиональной сферы общества, запросами различных отраслей общественного производства и услуг. Такой подход выражает прежде всего социальный заказ общества на работников, востребованных на рынке труда на данный период времени.
Второй подход ориентирован на индивидуальные интересы и потребности личности в получении образования и образовательных услуг, т.е. предоставляет обучающимся личностно обусловленный выбор образовательной траектории [8, с.69].
На сегодняшний день вариативность образования, ориентированная на личностно обусловленный выбор обучающимися образовательной траектории, более характерна для структур дополнительного образования. Тогда как в практике общего и основного профессионального образования превалирует социально ориентированный подход к организации вариативного образования. Это объясняется тем, что отечественная система образования в целом пока еще во многом остается социально ориентированной, сохраняя традиции, сформировавшиеся в социалистический период общественного развития страны, когда интересы отдельного человека функционально подчинялись общественным потребностям [7, с.145].
В этой связи необходимо отметить, что для организации успешности технологической подготовки школьников необходимы следующие условия парадигмы технологического образовательного процесса: интерактивность, альтернативность и вариативность. Здесь принцип вариативности выражается в наличии возможности для школьников кроме поэтапного последовательного получения знаний и практических умений по технологии, но и индивидуального выбора образовательной траектории по своим потребностям, интереса и склонностям.
Преимущества вариативного подхода к технологическому образованию, выделенные Е.Г. Кондрашкиной:
– обеспечение вариативности всех основных направлений практической деятельности в содержании образования. Ученики могут ознакомиться со всеми видами технологической деятельности, что позволяет сделать более верный выбор в своих жизненных предпочтениях, независимо от перечня профилей, реализуемых в данном образовательном учреждении.
– уходит проблема ограниченности профильного обучения, которая не дает выпускнику школы большого разнообразия для профессионального самоопределения. Выпускник уже подготовлен к получению различных профессий, имеет о них представление, готов к смене профиля деятельности в любых обстоятельствах жизни, что делает его мобильным и обеспечивает успешную профессиональную и социальную деятельность [8, с.67].
Говоря о способах и путях внедрения вариативности в технологическое образование, можно отметить следующие:
– реализация многообразия образовательных программ в учреждениях образования;
– возможность выбора вариантов программно-методического обеспечения;
– возможность выбора учениками образовательных технологий.
– гибкость и плюрализм современных учебных программ.
Данные способы вариативности технологического образования могут реализовываться как на базе конкретного образовательного учреждения, так и в образовательной системе страны в целом. При этом возможность предоставления отдельной школой вариативности образования ученикам является важным показателем общего уровня образования, которое способна обеспечить данная школа [13, с.68].
Поэтому, с помощью вариативности технологическое образование обеспечивает условия для учащихся для освоения технологических, научно-технических, гуманитарных и предпринимательских знаний, а также обеспечивает реализацию способов применения этих знаний в деятельности человека [12, с.15].
Таким образом, вариативность технологического образования можно определить как способность системы образования предоставить выбор учащимся индивидуальной траектории образования, средств и методов получения технологического образования на основе личностных предпочтений и интересов учащихся, что должно обеспечить эффективное получение технологических знаний и умений, которые будут способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению школьников.
Список литературы:
Аверкин В.Н. Управление вариативными образовательными системами / В.Н. Аверкин, А.М. Цирюльников. – Нижний Новгород, 1999. – 126с.
Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России / А.Г. Асмолов // Учительская газета. – 1994. – № 25, – С. 26-28.
Афанасьева Т.П., Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие Т.П. Афанасьева, Н.В.Немова / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 73с.
Виниченко Т.Н. Исследование вопросов вариативности российского образования / Т.Н. Виниченко, Ю.Н. Безбородов, М.А. Ковалева // Известия Тульского государственного университета. Педагогика, 2017. - №2. - С. 26-34.
Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, – 2005. – 1136 с, ил.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. –Т. 1. – 656 с.
Кондрашкина Е.Г. Структурная модель вариативного технологического образования в межшкольном учебном комбинате города Сургута / Е.Г. Кондрашкина// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Кондрашкина Е.Г. Вариативность технологического образования школьников как средство их творческого развития: на примере межшкольного учебного комбината : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кондрашкина Елена Георгиевна;. –Сургут, 2013.– 181 с.
Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим - Бада.– М.: научное изд. Большая Российская Энциклопедия. – 2002.– 527 с.
Ткачук Н.Ю. Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении / Н.Ю. Ткачук // Образование и воспитание. – 2017. – №2. – С. 14-18. [Электронный ресурс], Режим доступа: URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2225/ (дата обращения: 02.12.2019)
Турбовский Я.С. Мир образования и его философия // Известия Российской Академии образования. 2005. №2. С.3-36.
Хотунцев Ю.Л. Проблемы технологического образования и подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации в 2016 году. Формирование профессиональных компетенций обучающихся в организациях общего и профессионального образования: Материалы международной научно-практической конференции 18-20 мая 2016 г. / Ю.Л. Хотунцев. – Брянск: РИО БГУ, 2016.– С. 14-17.
Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран / Ю.Л. Хотунцев. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана – 2012. – 199 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!