это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1924003
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в статье рассматривается проблема девиантного поведения дошкольников, формы его проявления в дошкольном возрасте, анализируются возможности применения сказкотерапии в коррекции девиантного поведения детей дошкольного возраста. Рассматривается специфика организации сказкотерапевтической работы в коррекции девиантного поведения дошкольников, предлагаются примеры использования сказок для коррекции различных форм девиантного поведения детей дошкольного возраста, анализируются условия, необходимые для эффективной организации сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста по преодолению девиантного поведения. Анализируется специфика использования различных форм сказкотерапии в процессе коррекции девиантного поведения дошкольников. В статье дается анализ значимости использования сказок для формирования личности детей, а также их место и роль в формировании социально приемлемого поведения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольники, девиантное поведение, коррекция, сказкотерапия.
THE ROLE OF FAIRY TALE THERAPY IN CORRECTING DEVIANT BEHAVIOR OF PRESCHOOLERS
Abstract: the article deals with the problem of deviant behavior of preschool children, forms of its manifestation in preschool age, and analyzes the possibilities of using fairy-tale therapy in correcting deviant behavior of preschool children. The article considers the specifics of the organization of fairy-tale therapy in correcting deviant behavior of preschool children, offers examples of using fairy tales to correct various forms of deviant behavior of preschool children, analyzes the conditions necessary for effective organization of fairy-tale therapy in working with preschool children to overcome deviant behavior. The author analyzes the specifics of using various forms of fairy-tale therapy in the process of correcting deviant behavior of preschool children. The article analyzes the importance of using fairy tales for the formation of children's personality, as well as their place and role in the formation of socially acceptable behavior of preschool children.
Keywords: preschoolers, deviant behavior, correction, fairy-tale therapy.
Дошкольное детство – один из важнейших этапов развития личности ребенка. В этот период происходит развитие всех психических процессов, закладываются основы самооценки. Именно в дошкольном возрасте ребенок активно знакомится с правилами, установленными обществом, через обучение и воспитание в детском саду, взаимодействие со сверстниками и воспитателями. От того, насколько дошкольники придерживаются этих правил во многом зависит формирование различных сторон личности детей: самооценки, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, их адаптация и социализация в целом. Однако, как показывают исследования современных ученых, в последние десятилетия отмечается увеличение числа дошкольников, которые систематически нарушают правила поведения, демонстрируют агрессивность и жестокость по отношению к сверстникам. По данным Н.А. Бокалиной и И.А. Ряскиной, за последние 5 лет процент дошкольников в России, которые демонстрируют поведение, отклоняющееся от общепризнанных в обществе норм, возрос на 20 %, что выражается в увеличении числа вспышек агрессии и гнева у детей, устойчивом негативном отношении к сверстникам, нежелании вступать в контакт с ними и т.д. Все это указывает на необходимость своевременной коррекции девиантного поведения дошкольников.
В научной литературе проблема коррекции девиантного поведения детей дошкольного возраста рассматривалась М.Э. Вайнер, Е.В. Змановская, С.А. Мигачевой, И.П. Подласым, М.И. Рожковым, И.А. Рудаковой, Л.Б. Шнейдер и др.
Л.Б. Шнейдер под девиантным поведением дошкольников понимает поведение детей, отклоняющееся от общепризнанных в обществе норм и правил [15].
Девиантное поведение дошкольников, отмечает И.П. Подласый, может проявляться в различных формах: агрессия, непослушание, негативизм, проступок, грубость, недисциплинированность [12].
В свою очередь, с точки зрения М.Э. Вайнер, отклоняющееся поведение детей дошкольного возраста может быть импульсивным, демонстративным, протестным, агрессивным, комформным, недисциплинированным [2].
Не зависимо от формы проявления девиантгого поведения, указывает Е.В. Змановская оно свидетельствует о наличии у дошкольников тех или иных трудностей (неумении вступать в контакт со сверстниками, осознавать и контролировать свои эмоции, неправильный стиль семейного воспитания и т.д.), в связи с чем необходима своевременная коррекция отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста [8].
В настоящее время в психолого-педагогической литературе предлагаются различные методы и технологии коррекции девиантного поведения дошкольников, среди которых чаще всего используются игровые методы (коммуникативные и подвижные игры, ритмичные игры со словами), арт-терапия и сказкотерапия.
Сказкотерапия, по мнению И.В. Вачкова, занимает одно из центральных мест в коррекции отклоняющегося поведения дошкольников, так как обладает широкими возможностями для формирования личностных и нравственных качеств детей, осознания ими своих поступков, усвоения моральных норм и ценностей, формирования образцов поведения детей [3].
Использование сказкотерапии в коррекции девиантного поведения детей дошкольного возраста, пишет И.В. Вачков, позволяет ребенку в доступной форме познакомится и понять чувства и эмоции окружающих людей, осознать свои трудности и переживания [3].
Т.Д. Зинкович-Евстигнеева также отмечает значимость сказкотерапии в работе с дошкольниками по преодолению девиантного поведения, обращая внимание на то, что в дошкольном возрасте у детей сильно развит механизм идентификации, который способствует отождествлению детьми себя со сказочными персонажами, самопознанию и самовыражению [7].
Т.Д. Зинкович-Евстигнеева указывает, что при использовании сказкотерапии в коррекции девиантного поведения дошкольников необходимо соблюдать ряд условий:
- сказки, подобранные для занятий с детьми, должны отражать проблему конкретного ребенка;
- в сказках ребенку должен быть предложен позитивный замещающий опыт решения проблемы ребенка, который он сможет перенести на реальную жизнь;
- сказки должны подбираться с учетом возраста ребенка, быть доступными для понимания, вызывать эмоциональный отклик у детей [7].
Кроме этого, по мнению И.В. Дубровиной, для достижения наилучшего эффекта в коррекции девиантного поведения детей дошкольного возраста с применением сказкотерапии необходимо после прочтения или прослушивания сказки провести беседу с ребенком, чтобы понять, какие чувства и эмоции вызвала у него сказка, как он оценивает поступки персонажей сказки, разобрать, насколько они соответствуют нормам и ценностям общества, к каким последствиям приводят действия героев произведения и какие есть позитивные способы решения трудностей, описанных в сказке, как дети могут их использовать в повседневной жизни [5].
В процессе коррекции девиантного поведения дошкольников, с точки зрения И.В. Дубровиной, могут использоваться следующие сказки:
- с целью преодоления агрессивного поведения, грубости, трудностей в общении со сверстниками: «Маленький медвежонок», «Сказка про вороненока, который хотел кого-нибудь клюнуть», «Сказка про Енота», «Сказка про ежа-драчуна», «сказка про Колю и его друзей» Л. Цвирко и др.;
- в ходе коррекции девиантного поведения, вызванного недостатком внимания: «Сказка про Зайку забияку», «Сказка про вредную ящерку» Ю. Кузнецовой и др.;
- в процессе коррекции проступков детей, нарушении дисциплины: «За это мне ничего не будет», «Сказка о непослушании», «Случай в лесу» и т.д. [5].
О.В. Хухлаева считает, что сказкотерапия в ходе коррекционной работы с дошкольниками по преодолению девиантного поведения может быть организована в различных формах: индивидуальной или групповой, прослушивание сказки с последующем обсуждением, рисование сказки, проигрывание сказки [14].
По мнению О.В. Хухлаевой, выбор той или иной формы применения сказки в работе с дошкольниками при коррекции девиантного поведения должен быть основан на специфики возрастного и индивидуального развития ребенка, форме девиантного поведения ребенка, цели занятия, на котором планируется использование сказкотерапии. Так, групповую работу с использованием сказкотерапии, целесообразно проводить, если у ребенка не сформированы коммуникативные навыки (плохо вступает в контакт со сверстниками, часто проявляет конфликтность при общении с ними и т.п.), например, можно в группе дошкольников проигрывать сказки, распределяя роли в соответствии с теми навыками, которые нужно развить у детей (если стеснительный ребенок – смелые роли, конфликтному – роль персонажа, которого обидели). В свою очередь индивидуальную форму коррекционной работы с дошкольниками по преодолению девиантного поведения лучше использовать при коррекции эмоциональной сферы (импульсивности, агрессивности и т.д.) [14].
Сказкотерапия, с точки зрения О.В. Хухлаевой, формирует у дошкольников навыки межличностного общения и взаимодействия, помогает, на основе анализа поступка сказочных персонажей, понять и усвоить «что такое хорошо и что такое плохо», развивает такие чувства детей, как сопереживание, сострадание, отзывчивость, которые положительно влияют на социализацию дошкольников. Кроме этого, на основе сказкотерапии у дошкольников формируются такие социально значимые качества, как порядочность, ответственность, что способствует развитию социально приемлемого поведения дошкольников [14].
То есть, подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что сказкотерапия является одним из эффективных способов коррекции девиантного поведения дошкольников, так как способствует развитию представлений у детей о нормах поведения в обществе, общения со взрослыми и сверстниками, осознанию детьми своих поступков через анализ действий персонажа, обеспечивает коррекцию эмоциональных нарушений, выступающих причинами девиаций (импульсивность, агрессивность), развивает социально значимые чувства и качества личности дошкольников.
Список источников:
Бокалина Н. А., Ряскина И. А. Девиантное поведение дошкольников // Молодой ученый. - 2019. - № 47. - С. 451-453.
Вайнер, М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников // Педагогическое общество России. – 2019. - № 2. – С. 23-29
Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось, 2015. - 144 с.
Горбунова Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. - М.: Форум, 2012. - 192 c.
Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. – 123 с.
Евтехова И. Д. Профилактика девиантного поведения. – М.: Просвещение, 2019. – 505 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: «Речь», 2018. - 310 с.
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
Каяшева О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 286 c.
Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2017. - 413с.
Мигачева С. А. Отклонения норм поведения у дошкольников. - СПб.: Речь, 2009. - 300 с.
Подласый И. П. Педагогика. – М.: Высшее образование, 2017. – 540 с.
Феденко А. Ю., Шемет О. В. Девиантное поведение у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 206-207.
Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.: Академия, 2010. - 184 c.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект, 2016. - 336 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!