это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1931074
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Статья рассматривает особенности во внешнеторговых отношениях между ЕС и Королевством Саудовская Аравия. Учитывается влияние на торговлю между торгово-экономическими блоками внутриполитических, внешнеполитических и иных факторов. Приводится оценка ситуации и прогноз дальнейшей внешнеторговой политики между ЕС и Саудовской Аравий, с учетом доли энергоносителей.
Ключевые слова: Саудовская Аравия, ЕС, Европа, торговля, отношения, нефть, углеводороды, политика, экономика, политика.
Abstract. The article discusses the features in foreign trade relations between the EU and the Kingdom of Saudi Arabia. Taking into account the impact on trade between the trade and economic blocs of domestic, foreign and main factors. Provides an assessment of the situation and possible forecasting of foreign trade between the EU and Saudi Arabia, taking into account the share of energy carriers.
Key words: Saudi Arabia, EU, Europe, trade, relations, oil, hydrocarbons, politics, economy, politics.
Усложнение политических и торгово-экономических отношений между Европейским Союзом и Саудовской Аравией можно объяснить множеством теорий. Прежде всего, следует понимать, что Королевство Саудовская Аравия (КСА) и Европейский Союз (ЕС) сами по себе содержат в себе глубокие идеологические отличия, которые не способны сравнять любые внешнеэкономические договора и отношения. Такое явление всегда будет очевидным, когда случится даже незначительный повод (конфликт), способный стать причиной для разрыва всех отношений, что в итоге скажется прежде всего на тех участниках отношений, которым они наиболее выгодны. Касательно Саудовской Аравии и ЕС, выгода прежде всего в их внешнеторговых связях имеется у некоторых экспортеров из Европы, и поэтому, они наиболее болезненно реагируют на любые изменения идеологического или иного плана, так или иначе имеющих отношение к геополитике. Результатами подобных явлений становится разглашение в СМИ того или иного конфликта, политическая пропаганда ЕС против КСА, введение санкций против иных участников торгово-экономических отношений, в которых состоит ЕС и т. п. Поскольку ЕС как второй по величине в мире торгово-экономический блок затрагивает все эти факторы, или, другими словами, оказывает большое влияние на мировую экономику, то актуален вопрос о рассмотрении механизмов, которые работают в отношениях между ЕС и Саудовской Аравией. На этом примере отчетливо видны все слабые и сильные стороны европейской экономической политики, прежде всего, затрагивающей вопросы о торговле углеводородами.
Следует начать с того, что конфликты между торгово-экономическими блоками никогда не начинаются непосредственно после определенного повода. Убийство журналиста Джамаля Хашогги 2 октября 2018 не является причиной, повлекшей за собой резкую смену отношения ЕС относительно Саудовской Аравии, также, как убийство эрцгерцога Франца Фердинанда не стало поводом для начала Первой мировой войны [5]. С наибольшей уверенностью можно сказать лишь то, что случившееся событие было только признаком начинающихся перемен во внутренней и внешней политике Саудовской Аравии. Как известно, королевство, по инициативе наследного принца Мухаммада ибн Салмана ас-Сауда весной 2016 года приняло новый экономический курс, известный как Стратегия «VISION 2030» [7]. Для стран ЕС она означает, что страна переходит на диверсификацию экономики, чтобы отказаться от рассмотрения нефти как основного источника доходов для королевства.
Предполагается, что такая стратегия реализуется как раз вовремя, когда ВВП Саудовской Аравии достиг самого высокого показателя среди арабских стран (646 млрд. долл. США). Это теперь позволяет стране решить ряд существенных для нее проблем, которые тесно затрагивают торгово-экономический вопрос, но все-таки, не настолько, чтобы поддерживать отношения с ЕС на менее выгодных для нее условиях. Приоритетнее для страны будет инвестирование федерального бюджета в альтернативные отрасли, доходы от которых, по некоторым подсчетам, будут увеличены в 6 раз и достигнут 267 млрд. долл. США. В общей сложности, в программе «VISION 2030» указано 80 экономических проектов в сферах, не связанных с нефтедобычей и рынком углеводородов, на общую сумму 23,7 млрд. долл. США. Поэтому, появляется вопрос о том, насколько выгодно для участников торгово-экономических продолжать прежние торговые отношения с Саудовской Аравией, если страна начинает снижать свою активность на мировом рынке углеводородов.
Для стран ЕС, которые прежде всего рассматривают Ближневосточный регион как основной экспортер нефти и газа (Саудовская Аравия является вторым по величине в мире страной по запасам нефти после Венесуэлы, с 267 млрд. барр. нефти или 15,7% от мировых запасов), такие внутриполитические перемены в суверенном государстве крайне невыгодны [2]. Европейский Союз в посткризисную эпоху ведет крайне нестабильную экономическую политику, для которой характерна высокая волатильность цен на сырье, нестабильность цен на углеводороды и т. п. явления, связанные с политическими санкциями и военными конфликтами XXI века [3]. Поэтому, ЕС старается удерживать все свои внешнеторговые связи, чтобы избежать вероятности появления факторов, способных сделать экономику европейского торгово-экономического блока уязвимой перед своими конкурентами (прежде всего Североамериканской ассоциации свободной торговли НАФТА).
Как следствие, появляется конфликт на глобальном уровне. Суверенное Королевство Саудовская Аравия вынуждено изменить свою торговую политику в отношении к ЕС, чтобы наладить собственную экономику внутри страны. ЕС, как уже говорилось, не желает изменения своего экономического положения за счет проблем внутри другой страны и, поэтому, стремиться поддержать торговые отношения любым законным способом, в крайних случаях прибегая к санкционными мерами (вроде сокращения поставок оружия сауидитам ввиду возобновляющейся в стране угрозы военных конфликтов). Как показывать статистика, после того, как страна провозгласила курс «VISION 2030», доля импортной продукции в Европе от Саудовской Аравии только увеличилась, в то время как объем экспорта стал постепенно сокращаться (рис. 1).
Рисунок 1 — Статистика импорта/экспорта продукции КСА в ЕС [6]
Несмотря на это, очевидно, что королевство старается не терять свои торговые, политические и экономические связи, также, как и Европейский Союз. Шесть стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ, Gulf Cooperation Council), то есть Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, являются четвертым по величине экспортным рынком для стран ЕС. Самыми основными предметами экспорта из ЕС являются преимущественно промышленные товары европейского производства (91,1%), в том числе электростанции, железнодорожные локомотивы, самолеты, а также разные электрические машины и механические приборы. На втором месте среди экспорта из ЕС находятся машины и транспортное оборудование (47,4%). Основным продуктом, экспортируемым из Саудовской Аравии в ЕС, является ископаемое топливо и продукты его переработки (нефть, газ, бензин и т. п.), которые составляют 65,5% экспорта на сумму 28,7 млрд. евро. На втором месте находятся химические вещества (11,5% экспорта на сумму 5 млрд. евро).
При этом, несмотря на все политические и иные пропагандистские заявления между сторонами внешнеторговых отношений, ЕС остается первым торговым партнером ССАГПЗ, так как на его долю приходится 14,6% всей торговли Союза. На втором месте среди торговых партнеров ССАГПЗ находится Китай (12,2%), Япония (8,5%) и Индия (8,4%), где среди экспорта также лидирует ископаемое топливо и продукты его переработки [1]. При этом, некоторые эксперты склонны считать, что Индия постепенно выходит в лидеры по доли импорта нефти из стран ССАГПЗ. Например, в 2013–2014 гг. доля нефтепродуктов в импорте Индии составляла 24%. За тот же период, страна выкупила у Саудовской Аравии импортной продукции на 36,5 млрд. долл., то есть, больше, чем у других экспортеров, за исключением США (51,1 млрд. долл.).
Учитывая и то, что между Саудовской Аравией и Индией имеется ряд схожих интересов, таких как военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере здравоохранения и сельского хозяйства, логично предположить, что КСА, в случае возможного разрыва торговых отношений с ЕС, вполне безболезненно переживет такой переворот. Поэтому, правительству КСА менее интересны политические и иные проблемы Запада, который в последнее время обвиняет королевство в пособничестве терроризму, преступлениях против человечности и т. п., чем укрепление отношений с новыми импортерами нефти, такие как Индия, Китай и Россия. Это объясняет и нейтральную позицию президента США Дональда Трампа к ситуации с конфликтами в Саудовской Аравии. США поставляет в страну оружие в общей стоимости 60 млрд. долл., поэтому, для них КСА такой же важный торговый партнер, как и КСА для Индии [4]. Как следствие, дальнейшее развитие торговых отношений между ЕС и Саудовской Аравией, будет продолжаться с принципом максимальной поддержки торговли, тогда как вопросы политического и иного характера призваны лишь увеличить интерес к проблемным сторонам вопроса.
Список использованных источников:
Бибикова О. П. Реформы в Королевстве Саудовская Аравия. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-v-korolevstve-saudovskaya-araviya.
Бирюков Е. С. Некоторые аспекты внешней торговли России с Саудовской Аравией // Экономика и предпринимательство. – № 9 (ч.3). – 2017 г.
Гладков И. С. Внешнеторговые связи Европейского Союза на современном этапе: «Эффект черепахи». [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnetorgovye-svyazi-evropeyskogo-soyuza-na-sovremennom-etape-effekt-cherepahi.
Макаревич Д. А. Основные направления торгово-экономического сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) с Индией. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-torgovo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-stran-persidskogo-zaliva-ssagpz-s-indiey.
Шумилин А. Саудовский кризис для Евро-Атлантики. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/saudovskiy-krizis-dlya-evro-atlantiki.
European Union, Trade in goods with Saudi Arabia. [Electronic Resource] – URL: https://webgate.ec.europa.eu/isdb_results/factsheets/country/details_saudi-arabia_en.pdf.
Gulf region. [Electronic Resource] – URL: https://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/regions/gulf-region/.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
2. результаты освоения рабочей программы преддипломной практики
Отчет по практике, Товароведения и экспертиза товаров.
Срок сдачи к 17 мая
необходимо разработать базовую имитационную модель эвакуации
Лабораторная, Программирование
Срок сдачи к 17 мая
Выполнить 2 лабораторные работы
Лабораторная, Основы логического управления, Логика
Срок сдачи к 15 мая
тема : концепция курсовой работы на тему
Презентация, Проектирование и стартап предприятий сферы гостеприимства
Срок сдачи к 13 мая
Организация должна быть Саратовская или Саратовской области;
Курсовая, Стратегический анализ организации
Срок сдачи к 20 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!