это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1958608
Ознакомительный фрагмент работы:
В настоящей статье рассматривается сущность понятия профессионального развития, определяется специфика адаптационного процесса в отношении деятельности молодого специалиста. Автор анализирует понятие «адаптация» с точки зрения разных наук, рассматривает профессиональную адаптатцию и ее особенности у молодых педагогов. Для этого проанализированы научно-педагогические взгляды различных исследователей на процесс адаптации начинающих педагогов. Охарактеризованы условия успешности адаптации, понятие адаптивности и присущие ему три уровня – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Также в статье представлены основные рекомендации, которые, по мнению исследователей из области педагогики, психологии и методики, способствуют нивелированию вероятных трудностей, возникающих на начальных этапах осуществления профессиональной деятельности молодого педагога, а также активизируют его профессиональное развитие, описаны особенности управления сложным процессом оптимизации адаптации молодых воспитателей с учетом факторов, влияющих на эти процессы.
Профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека. Ведь от того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.
Трудности, встречающиеся на пути молодых педагогов, являются проблемой, которую нельзя оставлять без внимания и игнорировать. Это является ключевой проблемой начинающего учителя в профессионально-педагогической деятельности.
Термин «адаптация» впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. Он произошел от позднелатинского «adaptatio» (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни. Возникнув в специальных науках, термин «адаптация» получил широкое распространение в различных отраслях наук и обогатился новым содержанием [8]. Так, если в биологии под адаптацией подразумевается выживаемость особей, в медицине – жизнедеятельность человека в норме и патологии, то в социологии и психологии адаптация ассоциируется с процессом и результатом установления определенных взаимоотношений между личностью и социальной средой.
В последующем процесс адаптации стал предметом исследования многих наук, в том числе и психологии. Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и др.
Профессиональную адаптацию специалистов психологи определяют, как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства.
В последнее время популярным стал подход, согласно которому процесс адаптации рассматривается, с одной стороны, как активное приспособление индивида к особенностям среды и, с другой, - как переустройство среды сообразно особенностям индивида. В этом случае субъект адаптации (индивид, совокупность индивидов или организация) выступает носителем и источником активности, а ее объект (деятельность, индивид или совокупность индивидов) – как средство и условие реализации потребностей субъекта. Очевидно, что средства оптимизации адаптационного процесса должны формироваться с обязательным учетом специфики обеих сторон.
Остановимся более подробно на адаптации молодых педагогов.
В начальный период профессиональной адаптации обстоятельства всецело противостоят молодому педагогу. У одних трудности стимулируют активность их преодоления, у других вызывают разочарование в профессии.
Особые волнения доставляют и первые встречи с родителями, поскольку педагогу приходится контактировать с ними ежедневно, часто выслушивать обоснованные и необоснованные претензии. Впечатления о них часто остаются в памяти на всю жизнь. Объективные трудности первых лет практической деятельности неизбежны. Помощь старших коллег, активное формирование устойчивой и осознанной мотивации, управление процессом становления помогают молодым успешно их преодолеть, быстрее стать профессионалом.
В настоящее время в качестве важнейшего принципа образования выдвигается деетельностный подход, нацеленный на обращение к самой личности, её актуальности, самостоятельности, постоянной потребности в самосовершенствовании. В сфере профессиональной деятельности возникает проблема вхождения молодого специалиста в педагогическую деятельность.
Как и любой управленческий феномен, адаптация имеет свои специфические особенности, которые легли в основу ее классификаций. Различают несколько видов адаптации. Распространено выделение первичной и вторичной адаптации. Обычно под первичной адаптацией понимают адаптацию лиц, не имеющих трудового опыта, т.е. когда человек впервые включается в трудовую деятельность, а под вторичной – адаптацию работников при последующей смене работы.
В основе следующей классификации лежит деление на виды адаптации в зависимости от объекта, к которому сотрудник адаптируется.
В системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых воспитателей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого специалиста, особенно. в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением. Во-первых, в этот период молодой педагог, который еще только овладевает новой областью жизни и деятельности, делает немало ошибок, испытывает постоянные неудачи. Во-вторых, ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают, негативно оценивают его. Все аспекты производственной адаптации реализуются одновременно, но не равномерно.
Выделяя профессиональную адаптацию как сложное социально-педагогическое явление, А. Г. Мороз выделяет ее структуру, механизмы, систему и говорит о возможности управления ею. Механизмы профессиональной адаптации молодого учителя, по его мнению, включают такие аспекты, как:
а) внутренние свойства процесса, его противоречивые стороны, от взаимодействия которых формируется общая тенденция развития. Внутренними свойствами процесса профессиональной адаптации являются взаимоотношения, взаимодействие личности молодого учителя и педагогического коллектива школы, в которую он пришел. А основные противоречия состоят в разрыве между теоретическими знаниями, практическими навыками и требованиями конкретной профессиональной деятельности, между внутренними установками личности и новым социальным положением, между требованиями новой социальной роли и подготовленностью выпускника к ее выполнению;
б) специфические особенности развертывания данного процесса на разных этапах развития, динамика профессиональной адаптации учителя;
в) объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс адаптации;
г) условия и способы педагогического управления профессиональной адаптацией выпускников педагогических вузов [4].
Успешность адаптации зависит от ряда следующих условий:
- объективная оценка руководителем деятельности сотрудника и его потенциала;
- возрастные, физиологические и психологические характеристики человека;
- психологическая и организационная поддержка;
- особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
- максимальное информирование сотрудников (о кадровой политике, перспективах роста, об оплате труда и др.);
- создание в коллективе мотивации успеха (в отличие от мотивации избегания неудачи).
Итак, процесс адаптации для нового педагога закончен. Далее он будет приобретать профессиональный опыт, зарабатывать свою профессиональную репутацию, которая включает в себя:
- наработанный теоретический и практический опыт,
- разработку авторских программ и методик,
- отзывы детей, родителей и коллег о его профессиональной компетентности,
- профессиональные награды и премии
- фото и видео свидетельства его деятельности и многое другое.
Адаптивности присущи три уровня – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Им соответствуют три группы педагогов.
В первую группу входят педагоги, которые с первого года самостоятельной работы уверенно и быстро идут к овладению педагогическим мастерством. Вторую группу составляют педагоги, которые медленно овладевают педагогическим мастерством. Им свойственна недостаточная теоретическая и методическая подготовленность, отсутствие должной требовательности к себе, некритическое отношение к собственному практическому опыту, конфликтность. В третью группу входят педагоги со слабой подготовкой по педагогике, психологии, методике воспитания и обучения. Они не знают особенностей детей, плохие организаторы.
Выделяют высокий, средний и низкий уровни адаптированности.
Управление сложным процессом оптимизации адаптации молодых воспитателей невозможно без учета факторов, влияющих на эти процессы. К ним относятся:
1.Психологическая готовность к предстоящей деятельности. Это целостное проявление мировоззренческой, нравственной, профессиональной, эмоциональной, волевой, эстетической, физиологической характеристик воспитателя.
2.Профессиональная подготовка, полученная педагогом в вузе т.к. она во многом обеспечивает профессиональную компетентность, профессиональную направленность личности, готовность к педагогической работе.
3.Интеллектуальный уровень молодого воспитателя. Определяется не только знанием педагогической деятельности, но и мировоззрением, широтой кругозора, общей подготовкой, эрудицией. Это то интегративное качество, которое включает в себя знания в различных областях деятельности, умение ими оперировать в процессе общения и обучения дошкольников.
4.Приспособление к новым бытовым условиям жизни, новым традициям и обычаям микросреды. Сюда относятся и жилищные условия. Недооценка руководителем этого фактора отрицательно сказывается на эффективности «вхождения» воспитателя в профессиональную деятельность.
5.Моральное стимулирование. Оно укрепляет веру в собственные силы, придает оптимистическую направленность его деятельности.
6.Наличие благоприятного социально-психологического климата в коллективе. В его формировании особое значение имеют такие условия, как единство коллектива, общность профессиональных взглядов его членов, психологическая совместимость, взаимное дополнение характеров воспитателей. Если педагогический коллектив имеет сложившуюся педагогическую позицию, сформированные общественно значимые отношения, то он увлекает своим настроем молодого воспитателя, помогает ему проявить свою индивидуальность.
В современной кадровой терминологии очень часто можно слышать такие слова, как подбор, отбор, переподготовка и аттестация персонала, и крайне редко встречается такое понятие, как адаптация. Эта проблема в той или иной мере касается всех категорий работающих, но наиболее остро она стоит для молодых специалистов в ДОУ. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.
Таким образом, профессиональная адаптация молодого педагога является важным этапом начала трудовой жизни и развития личности каждого молодого специалиста. Основным фактором индивидуального развития личности молодого учителя является внутренняя психологическая установка к профессии педагога, профессиональная пригодность молодого специалиста к работе, готовность к педагогической деятельности.
Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ психолого – педагогическое и социальное сопровождение начинающих педагогов, задачи которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества педагогов.
Литература:
Дугин, В.М. Система взаимодействия педагогического коллектива и администрации школы в процессе управления адаптацией молодых специалистов / В.М. Дугин. — Екатеринбург, 1995. — 176 с.
Котова, С.А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя / С.А. Котова // Народное образование. — 2010. — №8. — с.124—125.
Матвеева, А.И. Социальная адаптация молодых специалистов в системе образования современного российского общества : дис. … канд. социол. Наук / А.И. Матвеева. – Екатеринбург, 2005. – 184 с.
Мороз, А.Г. Профессиональная адаптация начинающего педагога / А.Г. Мороз. — Киев : НПУ им. М.П. Драгоманова, 1998. — 340 с.
Редлих, С.М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя : дис. ... д-ра пед. наук / С.М. Редлих. — М., 1999. — 360 с.
Свиридов, Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе / Н.А. Свиридов // Социологические исследования. — 1980. — № 3. — С.47—48.
Черникова, Е.Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей / Е.Г. Черникова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2008. — №10 (Философия. Социология. Культурология). — Вып.5. — С.182—190.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!