это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1977616
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика психопрофилактической деятельности педагога-
психолога 4
2. Содержание психопрофилактической деятельности педагога-психолога 6
3. Психопрофилактическая деятельность с различными объектами
психологической службы 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психического здоровья является одной из наиболее
центральной в деятельности педагога-психолога образовательной системы.
Занимаясь умственным развитием ребенка, следует помнить о его
духовном развитии, развитии личности, т.е. его психическом здоровье [8,
с.25]. На сегодняшний день проблема сохранения психического здоровья
всех участников образовательного процесса является актуальной.
Педагоги-психологи являются уникальными членами образовательных
команд, которые поддерживают способности обучающихся и педагогов. Они
применяют опыт в области психического здоровья, обучения и поведения,
чтобы помочь детям преуспеть в академическом, социальном, поведенческом
и эмоциональном плане.
Психологи образовательной сферы сотрудничают с семьями,
учителями, школьными администраторами и другими специалистами, чтобы
создать безопасную, здоровую и поддерживающую среду обучения, которая
укрепляет связи между домом, школой и обществом.
Проблемами психопрофилактической деятельности педагогами-
психологами занимались следующие исследователи: И.В. Вачков,
И.В.Дубровина, М.Сартан, Н.С.Пряжников, В.Э.Пахальян, Т.И.Чиркова и
другие [9, с. 18].
Цель контрольной работы – описание целей, задач, особенностей
психопрофилактической деятельности педагога-психолога в
общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «психопрофилактика».
2. Представить основные направления психопрофилактической
деятельности педагога-психолога.
3. Описать основные виды и формы психопрофилактической
деятельности педагога-психолога в условиях школы.
1. Общая характеристика психопрофилактической деятельности
педагога-психолога
Цель профессиональной психолого-педагогической деятельности –
психическое здоровье в условиях образовательной системе [5, с.44].
Причинами пристального внимания к этой проблеме являются
неблагоприятные тенденции, выявленные в процессе психодиагностических
мероприятий, которые проявляются в учебе.
Психопрофилактическая работа - малоразработанный вид деятельности
практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и
практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
Психопрофилактическая работа имеет структуру (рис.1) [4, с.102]:
Рис. 1 Схема психопрофилактической работы педагога-психолога
Задачи психологической профилактики:
1. работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям
образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций
педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи
детям в адаптационный период;
2. создание программ индивидуальной работы с участниками
образовательного процесса, предназначенные для адаптации
учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и
гармоничного развития личности;
3. создание условий, содействующих предупреждению
дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в
системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из
неполной средней в среднюю образовательную, из средней
образовательной в профессиональную и пр.);
4. проведение различных видов работ по созданию благоприятного
психологического климата в учреждении образования;
5. осуществление мероприятий по предупреждению и снятию
психологической перегрузки педагогического коллектива и др.
В психопрофилактике выделяют три уровня [7, с.63]:
I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог
работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные,
поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о
психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.
На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся
школы, как "нормальные", так и с проблемами.
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так
называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы
уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее
выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее
задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально
или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со
всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает
консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для
преодоления различного рода трудностей и т. д.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога
концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или
поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или
преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.
Психолог работает с отдельными учащимися, направленными к нему
для специального изучения.
2. Содержание психопрофилактической деятельности педагога-
психолога
Большинство усилий школьных психологов направлено на работу с
учащимися, которые уже испытывают трудности [2, с.36]. Основная масса
школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения
ими традиционного систематического тестирования.
Школа имеет доступ к большому количеству детей в течение
длительного времени и, таким образом, у школьных психологов и педагогов
существуют значительные возможности влиять на социальное и
эмоциональное развитие детей. Основная трудность в реализации этого
требования заключается в том, что психологи и педагоги испытывают
значительные сложности в разработке профилактических программ.
Смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать
и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.
Исходя из представлений о сущности психологической службы образования,
можно дать следующее определение психопрофилактической работы.
Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными
детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с
воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые
оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.
Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог
сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и
родителями) важности психопрофилактики [1, с.39]. Это может происходить
потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными
детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о
трудностях, которые еще только могут возникнуть.
Психологическая служба не сможет развиваться и приносить
ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении
сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность появления
этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными
словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда,
когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он
предупреждает эти сложности как возможные.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от
самого психолога. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то,
о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы
создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей.
Профилактика психических нарушений должна охватывать все
возрастные группы дошкольного учреждения и осуществляться
коллективными усилиями педагогов и психолога в форме совместной
деятельности.
Мероприятия психопрофилактического профиля на практике
объединяются в системы типа «Психогимнастика», состоящие из нескольких
блоков традиционной направленности [3, с.15]:
1. Двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность.
2. Двигательно-организующая (регуляционная) деятельность.
3. Имитационно-выразительная (идентификационная) деятельность.
Каждый блок специфичен по содержанию и средствам
психопрофилактических воздействий.
В настоящее время, в связи с высокой психофизической
ослабленностью и социальной уязвимостью детей, наблюдается тенденция
снижения уровня их психосоматического здоровья. В результате этого
актуальным становится психомышечное саморасслабление (ауторелаксация),
направленное на снятие психоэмоционального напряжения и тренировку
психомоторных функций, что чаще всего является содержанием основного
блока психопрофилактических систем. Расслабляющие упражнения
рекомендуется вводить в повседневную жизнь возрастных групп
дошкольного учреждения. Для снятия психоэмоционального напряжения
могут быть использованы варианты психомыщшечной тренировки,
разработанные и адапатированные для детей дошкольного возраста. Для
оптимизации обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц
тела авторы рекомендуют разделить их на пять групп: мышцы рук, ног,
(туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой группе
мышц в определенной последовательности. «Психофизический покой,
достигаемый в результате психомышечной тренировки», восстанавливает
психоэнергетический тонус (стеничность), а также способствует усвоению и
закреплению информации о предмете, данном в установке. Практический
материал данного блока состоит из релаксационных комплексов на
расслабление всех мышц тела с фиксацией и без фиксации на дыхании, а
также из отдельных упражнений на снятие напряжения в одной группе
мышц.
Комплексы релаксационных упражнений могут быть использованы в
качестве заключительной части физкультурного занятия, динамического часа
и т. д. Отдельные расслабляющие упражнения с фиксацией на дыхании
можно включать в комплексе с организующими упражнениями, при
обучении плаванию в бассейне, а также использовать в качестве подготовки
к дневному сну. Упражнения без фиксации на дыхании могут служить
практическим материалов для расслабляющих пауз, разделяющих один вид
деятельности в случае однообразно выполняемых действий либо два вида
деятельности с высокой познавательной и моторной (двигательной)
нагрузкой.
Содержанием следующего блока психопрофилактических воздействий
является психомоторная организация, направленная на предупреждение
психомоторных расстройств (гиперактивность, гипоактивность, двигательная
расторможенность, двигательный автоматизм), а также оптимизацию
двигательной нагрузки в повседневной жизни детей. Практический материал
психомоторной организации состоит из подвижных игр. Все игры подчиняют
участников определенным правилам, что способствует активизации
произвольной регуляции у детей старшего дошкольного возраста. Кроме
того, позитивное воздействие подвижных игр отличается высокой
устойчивостью, что благоприятствует удержанию психоэнергетического
тонуса (нормостеничности) ребенка.
Содержанием заключительного в рассмотрении блока
психопрофилактических воздействий является самовыражение, направленное
на социально-личностную компетенцию детей. Практический материал
данного блока составлен из выразительных этюдов и имитационных игр для
одного, двух, нескольких детей и тренингов смоделированных ситуаций.
Ограниченное число активно участвующих не оставляет остальных детей
группы в бездействии. Имитационные игры и смоделированные ситуации
могут быть использованы как мини-представления для пассивно
участвующих (зрителей).
На основе имитационно-выразительной деятельности может быть
организована совместная деятельность воспитателя и детей при
фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах организации.
Воспитатель по мере необходимости может вносить изменения в
программное содержание или проведение игры (индивидуальный поступок
ребенка, негативные проявления в поведении детей, конфликты и т. д.). Игры
с музыкальным сопровождением легко ложатся на структуру музыкальных
занятий, что положительно отражается на их разнообразии.
3. Психопрофилактическая деятельность с различными
объектами психологической службы
В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми
дошкольного возраста деятельность педагога-психолога направлена на [5,
с.78]:
на развитие коммуникативных способностей и социальной
адаптации у детей 5-6 лет, доброжелательного отношения к сверстникам,
чувства принадлежности к группе, гибкость поведения, рефлексию,
оптимизирует общение детей со сверстниками и взрослыми.
на развитие эмоциональной сферы детей средних групп. Дети
знакомятся с основными эмоциями, учатся ориентироваться в чувствах
окружающих, передавать эмоции вербально и с помощью выразительных
движений.
Направления продиктованы актуальными для данных возрастов
проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа
проводится в форме фронтальных занятий 1 раз в неделю на базе группы.
Основные методы, используемые в процессе психопрофилактической
организованной детской деятельности:
игры с правилами; дидактические игры;
игровые упражнения; беседа, ситуативный разговор;
решение проблемных ситуаций;
просмотр презентаций и видео роликов;
рассматривание иллюстраций, фото;
Предпочтение отводится играм: парным, подгрупповым, групповым.
При необходимости с детьми проводятся разовые мероприятия:
коммуникативные игры, праздники здоровья, развлечения, где педагог-
психолог проводит часть мероприятия, играет какого-либо персонажа или
является ведущим. Такое неформальное общение укрепляет доверие,
позволяет посмотреть друг на друга с новой стороны.
Формы психопрофилактической работы с родителями для педагога-
психолога предполагает следующую организацию:
Вовлечение в воспитательно-образовательный процесс, что побуждает
их занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку, повышает
чувство родительской ответственности [8, с.102].
В работе с родителями используются коллективные, индивидуальные и
наглядные формы работы.
Коллективные формы:
родительские собрания
семинары
лекции
тренинги
консультации
акции
проекты
тематические выставки психологической литературы
беседы
консультации
подбор и распространение литературы
информационные стенды
папки-передвижки;
буклеты
памятки
Постоянно разрабатываются и пополняются информационно-
методические материалы для стендов, информационных папок, темы.
В каждой группе детского сада есть стенд или информационная папка
(в форме знакомой всем папки-передвижки или мягкой папки-
скоросшивателя) с рекомендациями, актуальной информацией от педагога-
психолога.
Мероприятия для педагогов, проводимые педагогом-психологом в
рамках реализации годового плана, зачастую заканчиваются вручением
«подарков» - методических материалов по теме встречи. Родители так же
получают на консультациях буклеты и памятки от психолога, помогающие
структурировать услышанную информацию или со временем освежить её в
памяти.
Также очень важна ранняя профилактика речевых нарушений детей, их
эмоционально-личностного развития, детско-родительских отношений;
повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Формы психопрофилактической работы с педагогами направлены на
обеспечение тесной взаимосвязи в работе с воспитателями и специалистами –
важнейший аспект образовательно-воспитательной деятельности в
дошкольном образовательном учреждении [10, с.112].
Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная
психопрофилактическая работа педагога-психолога повышает эффективность
педагогического процесса, оптимизирует его организацию и содержание.
В работе педагога-психолога с педагогами используются разные формы
взаимодействия: групповые и индивидуальные.
Групповые формы:
советы педагогов;
педагогические мастерские;
мастер – классы и консультации;
семинары – практикумы;
деловые игры;
презентации;
акции;
тренинги;
собеседования;
консультации;
посещение и анализ занятий молодых педагогов;
микрогрупповая работа (при подготовке открытых
мероприятий).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школьные психологи используют свои передовые знания в области
развития человека, поведения и психического здоровья, чтобы помочь
ученикам преуспеть в школьной среде. Эти профессионалы работают над
улучшением жизни своих учеников в целом ряде областей, включая помощь
в успеваемости, улучшение социального функционирования, работу по
решению поведенческих проблем и поддержку эмоционального здоровья.
Психологическая служба в сфере образования обеспечивает
своевременное выявление и максимально полное использование в обучении
и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала,
талантов, способностей, интересов и склонностей ребенка.
Психопрофилактика представляет собой систему мер, направленных на
снижение и предотвращение возникновения психических заболеваний,
сложных конфликтных ситуаций, социально-психического напряжения.
Психопрофилактика включает разработку и реализацию
законодательных мер, направленных на защиту психического здоровья,
улучшение условий труда и жизни людей. Важным средством
психопрофилактики является пропаганда психо-гигиенических знаний и
здорового образа жизни, психологическое воспитание.
В современных образовательных условиях психологическая
профилактика –это процесс обеспечение условий оптимального перехода
детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных
осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе
непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций
педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах
воспитания и развития детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абакарова Э.Г., Малашихина И.А., Строй Г.В. Психопрофилактика
нарушений поведения и психосоматических расстройств // Вестник
Московского университета МВД России. 2009. №10. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihoprofilaktika-narusheniy-povedeniya-i-
psihosomaticheskih-rasstroystv (дата обращения: 24.03.2020).
2. Агеева И.А., Коржова О.А., Киселева О.В., Лысенкова И.А., Осипович
Т.А. Организация Психопрофилактической работы в школе //
Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-psihop-rofilakticheskoy-raboty-
v-shkole (дата обращения: 26.03.2020).
3. Дьяченко Е.А. Психологическая профилактика отклоняющегося
поведения в рамках подростковой субкультуры // Russian Journal of
Education and Psychology. 2014. №9 (41). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-profilaktika-
otklonyayuschegosya-povedeniya-v-ramkah-podrostkovoy-subkultury (дата
обращения: 26.03.2020).
4. Зволейко Е.В. Психопрофилактика как направление профессиональной
деятельности бакалавра специального (дефектологического) образования,
профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с
нарушениями в развитии» // Russian Journal of Education and Psychology.
2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoprofilaktika-kak-
napravlenie-professionalnoy-deyatelnosti-bakalavra-spetsialnogo-
defektologicheskogo-obrazovaniya-profil (дата обращения: 24.03.2020).
5. Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития
ребенка в детском саду. Методическое пособие – М.: Изд-во АРКТИ,
2015. – 112с.
6. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей:
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.
7. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую
деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. -М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.- 186 с.
8. Федотова Е.О. Психолого-педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса [Электронный ресурс]: электронное учебное
пособие. Хрестоматия/ Федотова Е.О. - Электрон. текстовые данные. -
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет, 2013.- 170 c. Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/32087.html.— ЭБС «IPRbooks»
9. Цветкова Л.А., Алехин А.Н., Королева Н.Н. Профилактическая модель
деятельности психолога в системе образования // Вестник Мининского
университета. 2017. №4 (21). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profilakticheskaya-model-deyatelnosti-
psihologa-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 23.03.2020).
10. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе
психопрофилактической работы практического психолога: основы теории
и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. №1-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-prosveschenie-v-sisteme-
psihoprofilakticheskoy-raboty-prakticheskogo-psihologa-osnovy-teorii-i-
metodika (дата обращения: 22.03.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!