это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1986675
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность исследуемой темы определяется с позиций необходимости системного анализа правового статуса работника, учитывая его статус, социальную значимость, а также наличие проблем в ВУЗах при нормировании труда.
Ст. 2 ФЗ "Об образовании в РФ" устанавливает легальное определение педагогического работника. педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности [2].
Согласно п.1 ст. 47 ФЗ "Об образовании в РФ" правовой статус педагогического работника - это совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [2].
Законом определяются общие требования к педагогическим работникам, в частности образовательный ценз. Ст. 46 ФЗ "Об образовании в РФ устанавливает, что педагогический работник должен иметь среднее профессиональное или высшее образование [2].
По нашему мнению, ныне действующий закон "Об образовании в РФ" является более прогрессивным с позиций декларации прав педагогических работников, нежели тот, что утратил юридическую силу.
Законодатель обоснованно классифицировал права педагогического работника на две группы: академические, трудовые права и социальные гарантии.
К числе первых относятся: свобода преподавания, право свободно выражать свое мнение, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность, право на творческую инициативу и другие.
Трудовые права и социальные гарантии предоставляют работнику сокращенную продолжительность рабочего времени, досрочное право на страховую пенсию, удлиненный отпуск и т.д.
Ст. 47 ФЗ "Об образовании в РФ" устанавливает обязанности и ответственность педагогических работников [2].
Педагогические работники обязаны повышать свой профессиональный уровень, осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и т.д.
Кроме того, установлен запрет на оказание платных образовательных услуг в рамках образовательной организации в которой работает педагог.
Принимая во внимание сказанное, необходимо отметить, что законодатель допустил ошибку с позиций юридической техники. Правовой статус работника включает в себя права, обязанности и его ответственность. Остается непонятным почему нормы, устанавливающие права содержится в ст. 47 ФЗ "Об образовании в РФ", а обязанности и ответственности включены в другую статью - 48.
В свете проводимого исследования стоит отметить, что законодательство субъектов наделено правом принимать собственные законы в части правового статуса педагогических работников ,чем они активно пользуются.
Таким образом, правовой статус работника не исчерпывается лишь нормами ФЗ "Об образовании в РФ".
Представляется актуальным в рамках данного исследования проанализировать режим рабочего времени преподавателей в ВУЗах.
В настоящий период времени нормирование труда педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России № 1601 от 22 декабря 2014 г. «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», в котором определяются правила реализации учебной нагрузки педагогических работников, в соответствии с трудовым договором, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда» [4].
Помимо этого, постановление Правительства РФ № 678 от 8 августа 2013 г. утвердила номенклатуру должностей педагогических сотрудников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, на которых распространяются нормы приказа № 1601 [3].
В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников определяется сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Каждая должность предполагает установленное количество часов на ставку [1].
В различных вузах объем часов на ставку существенно различается. При этом существует как аудиторная, так и внеаудиторная нагрузка.
К примеру объем часов на ставку доцента от вуза к вузу может колебаться примерно от 400 до 900 часов учебной нагрузки, где 900 часов – это верхний предел, установленный п. 7.1.2 приказа № 1601. В отдельно взятых вузах преподавателям, которые проводят занятия в немногочисленных группах, считающимися малокомплектными ( менее 10 чел.), фактически проведенные 2 часа лекций или практических занятий засчитываются в нагрузку как 1 час.
Такой подход, по моему мнению, выступает очевидным нарушением трудового законодательства, поскольку ставит одних преподавателей (работающих с малокомплектными группами) в абсолютно несоразмерные условия по отношению к иным преподавателям (работающим с обычными группами). Данный подход возможно рассматривать с позиций дискриминации отдельных педагогических работников высших учебных заведений.
На мой взгляд, серьезной проблемой в ВУЗах выступает режим рабочего времени профессорско-преподавательского состава. Другими словами, проблема состоит в том, что как осуществить законодательные нормы о 36-часовой рабочей неделе.
К примеру, многие ВУЗы это трактуют следующим образом: все преподаватели обязаны не менее 36 часов в неделю находиться на рабочем месте.
При этом в практике встречаются случаи, когда ВУЗом не сформированы условия, в которых должна выполняться методическая и научная работа: нехватка компьютеров, рабочих столов, нехватка аудиторий). Из-за этого, консультации со студентами проводятся на кафедре.
В итоге возникает ситуация, при которой преподаватели на рабочем месте не имеют возможности работать, а научная и методическая работа выполняется в домашних условиях.
Кроме того, в настоящее время, в локальных актах не установлено, что является рабочим местом преподавателя, и где оно находится [5].
Таким образом, следует констатировать, что в Российской Федерации существуют сложности, которые сопряжены с установлением режима рабочего времени педагогических сотрудников ВУЗов.
В этой связи, учитывая предъявление единых требований к оценке показателей эффективности работы ВУЗов, следует, на мой взгляд, сформировать единые требования к режиму рабочего времени сотрудников ВУЗов в целях совершенствования правового статуса работников.
Материал вычитан. Цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения.
Библиографический список:
1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций // СПС КонсультантПлюс.
4. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре // СПС КонсультантПлюс.
5. Решение Елецкого городского суда от 30 июля 2017 г. по делу № 2А-1568/2017 //URL http://eletsgorsudlpk.sudrf.ru/ ( Дата обращения 20.03.2020 г.).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!