это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1989468
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного развития личности с точки зрения социокультурного феномена и психологии подросткового возраста. Представлены результаты проведенного психолого-педагогического эксперимента, а также теоретическая психолого-педагогическая модель организации духовно-нравственного воспитания школьников-подростков.
Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, нравственный выбор, педагогическое сопровождение, традиционные ценности.
PEDAGOGICAL MODELS OF MODERN TEENAGER’S PERSONALITY MORAL DEVELOPMENT
Annotation. The article deals with the features of spiritual and moral development of the individual from the point of view of socio-cultural phenomenon and psychology of adolescence. Conducted psychological and pedagogical experiment, as well as a theoretical psychological and pedagogical model of the organization results are presented.
Keywords: spirituality, spiritual and moral education, spiritual and moral development, moral choice, pedagogical support, traditional values.
На данном этапе развития человеческого общества, в условиях информационного «взрыва», цифровизации, кризиса традиционного семейного воспитания, проблема готовности подрастающего поколения к жизни не всегда актуализируется в контексте общего образования. В образовательных организациях сегодня применяется недостаточно технологий, которые могут быть использованы для достижения значимых результатов в области воспитания подрастающего поколения, привития ему нравственной устойчивости.
Современный взгляд на духовно-нравственное воспитание предполагает такое понимание развития личности, которое связано с формированием культуры общения с миром, проявлением коммуникативных способностей и критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки фактов окружающей действительности. При этом в подростковом возрасте ребенок испытывает ряд трудностей, с точки зрения приобретения данных качеств, в силу психологических сложностей, связанных с периодом взросления.
В п. 2 ст. 2 «Закона об образовании» говорится: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6, 5]. Согласно данному определению, характер воспитательной деятельности носит двудоминантный характер, направленный на саморазвитие личности в специально организованных для этого педагогических условиях. Ребенок, его семья и образовательная организация, являясь субъектами образовательно-воспитательного процесса, на равных участвуют в создании социокультурного пространства.
Так, В.Я. Стоюнин в своем исследовании «О воспитании» отмечал, что «современная школа и воспитание не должны впадать в крайность и должны оставлять разумный простор самостоятельной жизни сердца и воли детей, в которой только и могут быть накоплены материалы будущего характера» [5, 258].
Вместе с тем, по словам М.А. Галагузовой [4, 221], «проблема содержания понятия «воспитание» как бы запрограммирована на постоянную новизну и актуальность, ибо она имеет методологическое значение. Смысловое наполнение этого понятия определяет принципиальные подходы к текущим задачам и выбору методов, форм и средств педагогической деятельности.
Особенно важное значение в современных условиях необходимо придавать новым психолого-педагогическим моделям духовно-нравственного развития подростков, что соответствует гуманистической концепция образования. Согласно ей, личность подрастающего человека рассматривается с учетом возможности ее взаимодействия с социальной средой, а также способности развиваться в условиях этой среды, что подтверждает и компетентностно-деятельностный подход к воспитанию. Образовательная среда, которая формируется усилиями администрации и педагогов в условиях учреждения общего и дополнительного образования, также должна учитывать законы воспитания подрастающего поколения, с точки зрения логики развития каждой личности, индивидуальной образовательной и воспитательной траектории каждого ребенка.
На это ориентируют и труды известных ученых, посвященные эмоциональной сфере подростка, современные концепции самосознания личности И.С. Кона, В.В. Столина, Д.И. Фельдштейна и других. Особенно важно понимать тонкости формирования нравственных ценностей подростка на фоне негативных эмоциональных проявлений, о которой говорят современные психологи: А.П. Ларин, А.К. Осницкий, И.А. Фурманов, Р.И. Цветкова. В основном, они освещают проблемы подростковой агрессивности, тревожности, негативизма, упрямства, препятствующие усвоению позитивной социокультурной практики.
Как известно, эндокринные и гормональные изменения заставляют подростка более чувствительно, порой болезненно реагировать на окружающие явления. Повышенная возбудимость эмоциональных реакций создает препятствия к адекватному восприятию мира и окружающих людей. Формирующееся отношение к жизни, обществу взрослых людей, подростковое мышление, связанное с осознанием взрослости и начальных интеллектуально-смысловых позиций «Я-концепции» существуют в жизни подростка на фоне сохранения детских поведенческих реакций. Однако именно этот возраст является наиболее продуктивным для формирования нравственной культуры человека с учетом новой для него социальной ситуации. Такой социальной ситуацией может стать в условиях образовательного учреждения ситуация выбора: выбора формы работы (коллективной или индивидуальной), выбора оценки (самостоятельная или взаимная), выбора вида работы (эссе, тестирование и т. д.).
Подростковый возраст является необходимым этапом для преодоления описанного выше противоречия: выравнивания и сглаживания разницы между несовершенством восприятия мира и истинной нравственной культурой. Наиболее продуктивной в данный период будет такая педагогическая тактика, которая будет заключаться в направлении энергии обучающихся в нужное русло, с опорой на значимые для подростков ценности, с обозначением результатов, подчёркивающих разницу между погоней за престижностью и «красивостью» и подлинными нравственными идеалами: дружбой, сотрудничеством, здоровым соревнованием, самостоятельностью поступков. «Возраст взросления» является наиболее актуальным периодом для развития духовно-нравственной культуры личности, так как в этот период развивается умение видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать.
В проведенном нами исследовании, направленном на выявление духовно-нравственных ценностей подростков 14-15 лет, с точки зрения формирования психологической устойчивости, выявлены отправные точки, которые можно считать опорными в построении педагогической модели нравственного воспитания.
В качестве методов исследования выступили: метод опроса, тестирования, констатирующий эксперимент, математико-статистические методы обработки материалов исследования, а также метод экспертной оценки. Использовались такие методики исследования, как ранжирование инструментальных и терминальных ценностей; нравственное самоопределение Купрейченко, Воробьева; опросник терминальных ценностей «ОТеЦ» И.Г. Сенина.
Предпочтения подростков, выявленные в ходе исследования, включают, в первую очередь, здоровье и активную, деятельную жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, а также жизненную мудрость: зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом. Менее важными ценностями подростки считают развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), счастье других, самосовершенствование, то есть работа над собой, постоянное физическое и духовное развитие. Таким образом, результаты исследования говорят о преобладании «достигательных», деятельностных мотивов над нравственными императивами. Обращает на себя внимание и тот факт, что, согласно официальным данным, около 5% подростков вовлечены в ситуацию травли, тогда как проведенное исследование показало, что в реальности эти цифры в несколько раз выше (от 20 и более %).
Итогом исследования является выявленное несоответствие умственных, абстрактных намерений подростков, их нацеленности на жизненные идеалы и неспособности правильно выстроить свое поведение в реальной ситуации, в соответствии с морально-нравственными установками.
В то же время, среди проблем организации психолого-педагогических методов воспитательной работы с подростками в духовно-нравственной сфере в образовательных учреждениях, можно выделить следующие:
– крайне слабое сопровождение воспитательного процесса в семье,
– невысокий уровень духовно-нравственной воспитанности подростков,
– слабое воспитание патриотизма,
– плохо развитая мотивация к учебной деятельности и культурному развитию,
– низкий уровень трудолюбия,
– сниженное чувство собственного долга и ответственности [4, 887].
Необходимой для системной деятельности в данном направлении становится психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в образовательном учреждении, призванная уравновесить положение, сделать целенаправленным процесс воспитания нравственности в школьниках-подростках. При моделировании образовательного развивающего пространства следует выделять единый компонент среды для построения ее модели. Поскольку мы понимаем основную функцию обучения и воспитания как стимулирование саморазвития обучающегося, то она должна быть представлена и в модели воспитательно-образовательного пространства образовательной организации. Другие требования к модели заключаются в необходимости отобразить степень целостности процесса, дать описание условий и средств его протекания, а также обоснование структурного построения. В связи с последним требованием возникает необходимость выделения компонентов процесса или явления, а также их взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимоподчиненности [2, 14].
Психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания ставит целью создание комплекса условий для развития духовно-нравственного воспитания подростков, обучающихся в одном общеобразовательном учреждении. Реализация модели должна включать в себя несколько этапов:
1. На первом этапе проводятся анализ, обобщение, систематизация данных и поиск методов и способов воспитания, с точки зрения современных взглядов на духовно-нравственное воспитание подростков. Целесообразно также организовать психологическое тестирование подростков, выработать программу и тактику.
2. На следующем этапе происходит закладка выбранных ориентиров в определенный план действий и их реализация на основе использования избранных социально-психологических и психолого-педагогических методов в учебно-воспитательном процессе, направленных на духовно-нравственное развитие подростков. На данном этапе все действия по выполнению мероприятий плана необходимо сопровождать мониторингом в отношении изменения нравственных ориентиров подростков.
3. На итоговом этапе следует обработка и подведение итогов по полученным результатам, с проверкой выполнения поставленных целей и задач. Также на данном этапе целесообразно организовать рефлексивные действия самих подростков по осознанию результатов работы.
Что касается информационно-содержательного компонента психолого-педагогической модели, то он должен найти отражение в виде экспериментальной программы, духовно-нравственных установок, направленных на формирование ценностных ориентиров у школьников путем творческой и проектной деятельности.
Учитывая тот факт, что школьная программа регламентирована и ставит подростка в определенные рамки, творчество подростков гораздо полнее и ярче проявляется во внеурочной деятельности, в кружках или в сфере досуга, где оно может приобретать игровые формы либо формы создания модели реальной жизни, но на основе программного материала, который в полной мере предоставляет история, литература, общемировая художественная культура. Это и интеграция с общеобразовательными дисциплинами, и введение специальных самостоятельных учебных курсов, и использование внеурочных видов (работа в виде кружка, факультатива, клуба и т.д.), и дополнительное образование. Каждое из этих направлений имеет право на существование, если реализуется с учетом актуальных целей воспитания, а также психологии подростка.
Итак, подростковый возраст обладает предпосылками самостоятельной творческой деятельности: способностью выделять свое «Я»; умением противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать свои слова, действия, мысли. «Иначе говоря, самосознание обеспечивает внутреннюю устойчивость и преемственность осознания своих переживаний, состояний, эмоций и, таким образом, поддерживает стабильность и напряженность интеллекта личности» [1, 188].
Обучаясь в развивающей образовательно-воспитательной среде, подросток получает развитие важного интеллектуального компонента творчества – дивергентного мышления, предполагающего множество одинаково правильных ответов на один и тот же вопрос, что полностью соответствует модели личностно-ориентированной педагогики, концепции саморазвития, положенной в основу воспитательной работы.
В области социокультурного воспитание в подростковом периоде происходит становление личной ответственности за действия, путем усвоения нравственных императивов и культурных ценностей. Данный процесс не происходит одномоментно, что требует серьезной работы над собой. Такая работа в условиях общеобразовательной организации может быть организована с учетом возрастных особенностей и интересов детей подросткового возраста.
С помощью приобщения подростков к духовно-нравственным ценностям в специально созданных педагогических условиях, с использованием особых психолого-педагогических формы деятельности, возможно достичь необходимого отношения к проблеме духовного поиска и достойного нравственного развития.
Библиографический список:
Антонова Е. В. Нравственное и когнитивно-познавательное развитие // Молодой ученый. – 2017. – №52. – С. 187-190.
Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности. // Автореф. дисс. канд. психол. наук // М.: 2005. – 216 с.
Галагузова М.А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 1. – Екатеринбург, 1995. – 224 с.
Курчина И. А., Дементьева Н. Я., Андрющенко К. А., Заричанова О. А. Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 885-887.
Стоюнин В.Я. // Мудрость великих педагогов. – М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. – 304 с. – С. 268.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.03.2020).
Bibliographic list
Antonova E. V. Moral and cognitive-cognitive development / / Young scientist. – 2017. – No. 52. – Pp. 187-190.
Dementii L. I. Responsibility of the individual as a property of the subject of life activity. // Autoref. Diss. Cand. the course of studies. science / / Moscow: 2005. - 216 p.
Galiguzova M. A. Evolution of the concept of "education" // Conceptual apparatus of pedagogy and education. Vol. 1. – Yekaterinburg, 1995. – 224 p.
Kurchina I. A., Dementieva N. Ya., Andryushchenko K. A., Zarichanova O. A. Pedagogical models of spiritual and moral education in the modern educational space / / Young scientist. – 2016. – #12. – Pp. 885-887.
Stoyunin V. Ya. / / Wisdom of great teachers. - Moscow: JSC "OLMA Media Group", 2014. – 304 p. – P. 268.
Federal law" on education in the Russian Federation " N 273-FZ of December 29, 2012 as amended in 2018. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (accessed: 15.03.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!