Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Мышление педагога в условиях развития информационной цивилизации

Тип Реферат
Предмет Безопасность жизнедеятельности
Просмотров
1121
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Мышление педагога в условиях развития информационной цивилизации

Гафнер В.В.

Происходящие изменения в сознании людей и различных областях деятельности отражают становление нового общества - общества информационного типа. Для понимания того, как эти изменения влияют на мышление педагога, рассмотрим процесс возникновения и развития информационного общества. Нагляднее всего это сделать, применяя к описанию эволюции общества ритмо-информациологический подход.

Эволюция человеческого общества может быть охарактеризована двумя фундаментальными процессами - развитием человека и социально-технологическим развитием общества. Биологический период отражает смену поколений. С течением времени биологический период практически не изменился и его можно считать как среднестатистический возраст родителей при появлении их первого ребенка, т.е. 20-25 лет.

Периоды и циклы социально-технологического развития характеризуются сменой социальных формаций, например, прогресс в области используемых технологий. Под технологическим циклом понимается не только кардинальные революционные изменения технологии (каменный век, железный век), но и последовательная смена технологий и моделей, выражающаяся, например, в поколениях средств связи, средств передвижения и т.п. Абсолютно точно периодичность социального развития установить не возможно. Однако прослеживается общая тенденция: если 5-7 веков назад период социального развития составлял около 200-300 лет, то к началу XXI века он сократился до 1-2 лет [2].

До конца XIX века базовой характеристикой социального развития общества был технологический уровень. За один и тот же технологический период происходило несколько циклов смены поколений. Следовательно, информационно-несущими выступали периоды смены технологий, накладываемые на более высокую частоту смены поколений людей.

Совпадение периодов биологического и социального развития пришлось на первую половину ХХ века. При современном уровне развития человечества на время одного поколения приходится несколько технологических циклов, и текущий технологический уровень характеризует лишь сравнительно небольшой интервал жизни человека. Это означает изменение не только лежащих в основе технологий процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний.

Таким образом, возникновение информационного общества обусловлено сменой информационной составляющей эволюции цивилизации с социального ритма на биологический. Современное общество, начиная с последней четверти ХХ в., перешло к информационной эре, а информационно-несущей компонентой, определяющей уровень, качество и характеристику цивилизации, стал сам человек.

В прошлом веке В.И. Вернадский писал о том, что неизбежно наступит время, когда эволюционные процессы на нашей планете будет определять человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественного развития, а разум человека. Таким образом, биосфера станет ноосферой, т.е. сферой господства разума человека. В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. В условиях быстрых изменений индивидуальные качества человека приобретают еще более важное значение, чем раньше.

Указанное В.И. Вернадским время наступило "наполовину". С одной стороны, изменения произошли - человеческая деятельность действительно стала заметно влиять на эволюционные процессы. С другой стороны, изменения произошли так быстро, что человечество, в основной массе, даже не успело понять этого и не совершилось самого главного - господства разума человека.

Состояние современного общества можно описать известными словами Л. Кэрролла в одном из его произведений: "Приходится бежать со всех ног, только чтобы остаться на том же месте. Если хочешь попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее". Размышляя над этим образом, возникает четыре вопроса:

1) Зачем нужно бежать?

2) Что может взять с собой бегущий человек?

3) Как не растерять по пути, и даже преумножить, то, что взял с собой человек?

4) Куда бежит этот человек?

Выше было сказано о возросшей ответственности каждого человека в современном мире. Имеет ли человек право останавливаться, когда вокруг него все стремительно развивается и этот процесс требует постоянного контроля? Если этот человек хочет перемещаться и путь его - вся жизнь, он возьмет с собой только самое ценное и нужное для своего движения, то, что дает равновесие и опору, то, что требуется в 15, 25, 40, 60 лет и старше. Постоянным в стремительно меняющемся мире может быть лишь внутренний, духовный стержень человека.

Стремительный ветер перемен современной жизни способен негативно влиять на мышление и мировоззрение человека. По аналогии с известным процессом выветривания1, процесс негативного изменения мышления и мировоззрения человека под влиянием внешних информационных источников можно определить как духовное выветривание человека. Чтобы не допустить духовного выветривания человеку свой духовный стержень нужно постоянно укреплять, растить как дерево.

В сравнении с людьми разных профессий, у учителя особое задание. Учитель не просто передает ученикам опыт человечества. М.М. Рубинштейн писал: "Современная педагогика должна с открытыми глазами смотреть на то, что учитель передает детям не только то, что он стремится сознательно передать им, но что от всей его личности, навыков и поведения идет определенное влияние, иногда много более значительное, чем-то, что им он сообщает в сфере познаний теоретических или рассудочных". Можно утверждать, что от личности педагога и его культуры, зависит направление и уровень развития общества, государства и нашей планеты в целом. Таким образом, вопрос о духовном выветривании педагога требует внимательного изучения и скорейшего разрешения.

Приведем некоторые результаты анкетного опроса проведенного Е.В. Яковлевой в рамках диссертационного исследования "Становление учителя как субъекта культуры" [4]. Отвечая на вопрос о том, должен ли учитель формировать себя как человека культуры, практически все респонденты отметили, что культурное становление является основой всесторонне развитой личности, способной интегрироваться в общекультурное мировое пространство. Культурное развитие учителя и студенты понимают как развитие, прежде всего, внутреннего мира.

На вопрос: "Что в наибольшей степени способствует Вашему культурному росту?" 46% респондентов ответили: "общение с друзьями", 35% - "наличие собственной библиотеки", 7% - кино, 15% - театр, 20% - чтение периодики, 25% - просмотр телепередач, 38% - научная и методическая работа. Респондентам было предложено самим дополнить анкету, указав, что еще способствует их культурному росту. Дополнительные факторы указали 22% респондентов: общение с детьми, общение с природой, музыка, посещение выставочных залов и музеев, эстрадные концерты.

Результаты исследования свободных описаний педагогов на тему: "Миссия современного учителя" показывают, что части педагогов свойственно понимание своей миссии как посреднической (23% от общей выборки работ). Большинство учителей (77%) понимают свое назначение как трансляцию информации, формирование и контроль культурно закрепленных навыков интеллектуального труда и нравственного поведения. Идея изменений, непрерывного развития своей культуры в этих работах отступает перед статичностью. Такое понимание своей профессиональной миссии является существенным ограничением развития учителя. Что касается студентов, то их представления о миссии учителя в современном мире сводятся к достаточно узкому пониманию - "дать знания", "сформировать навыки культурного поведения".

Основной причиной сложившейся ситуации являются шаблоны профессионального мышления педагогов. По этому поводу А.А. Орлов отмечал, что "в профессиональном мышлении каждого специалиста представлен понятийно-проблемный уровень мышления его эпохи, свойственный ей способ понимания педагогических процессов и явлений, что, в свою очередь, усиливается установками, этическими нормами, ценностями и другими социально-психологическими механизмами, присущими современному обществу. Ими обусловливается наличие того типа педагогического мышления, который доминирует в настоящее время" [3].

Современная научная картина мира представляет наше бытие как информационно-управляемый материальный мир, позволяющий по своей структуре осуществлять его бесконечное познание любому своему разумному объекту, достигшему соответствующего уровня развития, т.е. осознавшему своё подключение к единому информационному полю материальных систем.

Научные исследования С.В. Зенина [1] во многом изменяют существующие представления о мироустройстве. Открытие единой информационной взаимосвязи между информационно-фазовыми состояниями материальных систем позволяет утверждать следующее: как извне из единого информационного поля информация действует и тем самым управляет человеком, так и мыслительная деятельность каждого человека, имеющая вполне материализованное воплощение, способна передавать информацию и влиять через единое информационное поле на любой взаимосвязанный с этим полем объект. Это показывает, насколько осторожными люди должны быть в своих мыслях и желаниях. С.В. Зенин считает, что по информационному влиянию на мир человек выступает как часть божественной сущности. Мир управляется разумом, в том числе и нашим.

Ш.А. Амонашвили говорил, что "Учитель - соработник Бога". Имеющаяся у рядового педагога информационная картина мира2, по большому счету, не соответствует существующей реальности и препятствует осознанию ответственности человека за происходящие негативные изменения в современном мире. От направленности мышления педагога зависит многое, ведь он должен не только укреплять свой духовный стержень и противостоять собственному духовному выветриванию, но и направлять других. В этом и заключена особая миссия педагога.

Список литературы

1. Зенин С.В. Биологические и энергоинформационные свойства воды.

2. Нечаев В.В., Дарьин А.В. Человек и информационная цивилизация - ритмо-информациологический подход // Проблемы информатизации: теоретич. и науч. - практич. журнал / РАН; Мин-во науки и технологий РФ. - 1999. - Вып. 1.

3. Профессиональное мышление учителя как ценность // Орлов А.А. Педагогика, № 6, 1995.

4. Яковлева Е.В. Становление учителя как субъекта культуры: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004.

1 Выветривание - это процесс разрушения и химического изменения горных пород под влиянием колебаний температуры, химического и механического воздействия атмосферы, воды и организмов. Различают физическое, химическое и органическое выветривание.

2 Информационная картина мира представляет собой информационное поле, позволяющее адекватно воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним, способствовать его и собственному развитию, осуществлять информационный обмен.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно