Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Использование математических методов в психологии

Тип Реферат
Предмет Психология
Просмотров
1830
Размер файла
186 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Использование математических методов в психологии

Содержание

Введение

Расчет -критерия для таблицы распределения размерности 2х2

Проверка распределения на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова

Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Список литературы

Приложение


Введение

математический метод психологическое исследование

Каждый человек в своей жизни использует статистику, задумывается он о том или нет.Когда планируется бюджет семьи, рассчитывается потребление бензина автомашиной, оцениваются усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, прогнозируется вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке и многое другое – все это есть статистика. Статистика помогает отбирать, классифицировать и упорядочивать большое множество имеющихся данных.

Широко используется статистика и в психологических исследованиях. Использование математических методов в психологии весьма удобно и эффективно при синтезе данных, полученных на различных группах объектов в том или ином эксперименте, при их сравнении с целью выяснить черты различия между ними, при их сопоставлении с целью выявить показатели, изменяющиеся в одном направлении, и, наконец, при предсказании определенных фактов на основании тех выводов, к которым приводят полученные результаты. Именно в этом заключается цель статистики в науках вообще, и особенно в гуманитарных. Статистика, таким образом, придает выводам весомость и достоверность.

В данной работе для обработки полученных в ходе исследования эмпирических данных была использована интегрированная система анализа и обработки данных Statistica 5.5.


Расчёт –критерия для таблицы распределения размерности 2×2

Критерий χ-квадрат – это критерий, который часто используется в психологических исследованиях. Он позволяет решать очень большое число разных задач, а исходные данные для него могут быть получены в любой шкале, даже в шкале наименований.

В распределении 2х2 рассматриваются 2 признака, и χ-квадрат критерий позволяет установить зависимость между этими признаками.

Пусть в качестве признака А рассматривается опосредованное запоминание, а в качестве признака В рассматривается пол; тогда А1-низкий уровень опосредованного запоминания, А2-высокий уровень опосредованного запоминания, В1- мужчины, В2- женщины.

Предположим, что в результате диагностики были получены следующие значения эмпирических частот распределения:

a = 15, b = 25, с = 27, d = 30,

где a- количество мужчин с низким уровнем опосредованного запоминания,

b- количество мужчин с высоким уровнем опосредованного запоминания,

с - количество женщин с низким уровнем опосредованного запоминания,

d- количество женщин с высоким уровнем опосредованного запоминания.

Заносим значения этих частот в таблицу распределения.


Таблица 1.1 Значения частот распределения

А1А2А1А2
В1abВ11525
В2cdВ22730

Проверим требование Юла и Кендалла для каждой теоретической частоты (каждая теоретическая частота должна быть 5)

а' = (a+b)*(a+c)/N ≥ 5

b' = (a+b)*(b+d)/N ≥ 5

c' = (a+c)*(c+d)/N ≥ 5

d' = (c+d)*(b+d)/N ≥5

N=a+b+c+d 30 N=15+25+27+30=97 30

Подставляем значения:

а' = (15+25)*(15+27)/97 ≈ 17,3 ≥ 5

b' = (12+25)*(25+30)/97 ≈ 21 ≥ 5

c' = (15+27)*(27+30)/97 ≈ 24,7 ≥ 5

d' = (27+30)*(25+30)/97 ≈ 32,3 ≥ 5

Так как каждая теоретическая частота удовлетворяет требованию Юла и Кендалла, строим теоретическую таблицу распределения и переходим к расчету .

Таблица 1.2 Теоретическая таблица распределения

А1А2
В117,321
В224,732,3

=(ad-bc)2*N/(a+b)*(a+c)*(c+d)*(b+c);

=(450-675)2*97/(15+25)*(15+27)*(25+30)*(25+27) = 1,02

Для установления статистической значимости полученное значение сравниваем с меньшим значением и находим уровень значимости p по следующей таблице:

Таблица 1.3 Уровень значимости p

2,713,846,6410,83
p0,10,050,010,001

Если p = 0,1 – то имеет место тенденция к статистической значимости; p0,1 – результат является статистически значимым, p > 0,1 – результат не является статистически значимым.

Если результат не является статистически значимым, дальше рассчитывать не надо!

Так как 1,02 < = 2,71 при p > 0,1, результат не является статистически значимым.

Установим силу связи между изучаемыми признаками. Для этого рассчитаем коэффициент сопряженности (Чупрова) по формуле:

=; =≈ 0,1

Если 0,3 < 0,5, то сила связи слабая;

0,5 < 0,7 – средняя или умеренная;

0,7 – сильная.

(0;1) 0 1

Так как < 0,3, то сила связи слабая.

Вывод: Учитывая результаты -критерия, можно заключить, что между изучаемыми признаками – опосредованным запоминанием и полом, отсутствует какая бы то ни была статистически значимая ( 1,02, p > 0,1) зависимость

Проверка распределения на нормальность с помощью критерия Колмогорова–Смирнова

Критерий Колмогорова-Смирнова используется, как правило, для решения тех же задач, что и критерий ХИ-квадрат. Иначе говоря, с его помощью можно сравнивать эмпирическое распределение с теоретическим или два эмпирических распределения друг с другом. Однако, если при применении ХИ-квадрат критерия мы сопоставляем частоты двух распределений, то в данном критерии сравниваются накопленные частоты по каждому разряду. При этом, если разность накопленных частот в двух распределениях оказывается большой, то различия между двумя распределениями являются существенными. Его уместно применять в тех случаях, когда нужно проверить, подчиняется ли наблюдаемая случайная величина некоторому закону распределения, достоверно известному.

С целью проверки распределения переменных на нормальность была создана таблица первичных эмпирических данных. В этой таблице представлены следующие переменные: «Опосредованное запоминание», «Образное мышление», «Креативность» (см. Приложение 1).

Проверка на нормальность осуществлялась с помощью критерия Колмогорова – Смирнова в системе STATISTIKA 5.5.

В результате данной проверки были получены представленные ниже графики-гистограммы (см. рис. 2.1-2.3).

Рис. 2.1. Распределение переменной «Опосредованное запоминание»

Визуальный анализ графика-гистограммы позволяет заключить, что распределение значений переменной «Опосредованное запоминание» не соответствует нормальному.

Рис. 2.2. Распределение переменной «Образное мышление»

Визуальный анализ графика-гистограммы позволяет заключить, что распределение значений переменной «Образное мышление» близко к нормальному.

Рис. 2.3. Распределение переменной «Креативность»

Визуальный анализ графика-гистограммы позволяет заключить, что распределение значений переменной «Креативность» близко к нормальному.

Кроме того уровень значимости p по критерию Колмогорова – Смирнова с поправкой Лиллиефорс по всем переменным неотвечает требованию нормального распределения (распределение считается нормальным, если уровень значимости p по критерию Колмогорова–Смирнова с поправкой Лиллиефорс больше 0,05!!!!!).

Вывод: Проверка распределения трех переменных («Опосредованное запоминание», «Образное мышление», «Креативность») на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова показала, что распределение двух последних переменных соответствует норме, а распределение первой - отлично от нормального. Поэтому для дальнейшей работы с эмпирическими данными по переменной «Опосредованное запоминание» используем непараметрические методы.

Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок

t- критерий Стьюдента используется для сравнения средних показателей двух выборок. Критерий Стьюдента достаточно просто вычисляется и есть в наличии в большинстве статистических пакетов. Как правило, t-критерий используется в двух случаях:

а) для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий),

б) для сопоставления двух величин после определенной коррекционной работы, то есть в данном случае речь идет о зависимых выборках.

При применении любого из двух критериев, должно соблюдаться требование нормальности распределения.

С целью расчета t-критерия Стьюдента для зависимых выборок была создана таблица первичных эмпирических данных с «Образное мышление в начале учебного года» и «Образное мышление в конце учебного года» (Таблица 3.1).

Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок осуществлялся в системе STATISTIKA.

При условии, что распределение изучаемой переменной нормальное!!!

Таблица 3.1 Результаты диагностики образного мышления у школьников в начале и в конце учебного года

п/п

Образное мышление (в начале учебного года)Образное мышление (в конце учебного года)
11,00012,000
25,00015,000
32,00014,000
46,00012,000
53,00013,000
69,00016,000
75,00014,000
84,00015,000
98,00015,000
105,00014,000
116,00012,000
123,00012,000
132,00014,000
145,00015,000
157,00012,000
165,00013,000
178,00016,000
185,00014,000
196,00015,000
206,00012,000
215,00014,000
229,00018,000
236,00015,000
245,00014,000
258,00012,000
262,00014,000
273,00012,000
284,00012,000
291,00014,000
305,00012,000
312,00014,000
328,00014,000
339,00014,000
345,00011,000
356,00010,000
366,00010,000
375,00010,000
386,00018,000
393,00012,000
402,00011,000
414,00014,000
427,00015,000
438,00018,000
448,00017,000
459,00012,000
465,00014,000
476,00015,000
483,00010,000
492,00010,000
505,00010,000
516,00010,000
525,00010,000

В результате расчета были получены следующие данные (см.Табл. 3.2.).

Таблица. 3.2 Результат t-критерия для зависимых выборок

Marked differences are significant at p < ,05000

VariableMeanStd.Dv.NDiff.Std.Dv. Diff.tdfp
ОМ (в начале учебного года)5,173082,184806
ОМ (в конце учебного года)13,288462,18135252-8,115382,486464-23,535851,000000

Как видно из таблицы 3.2, существуют статистически значимые различия в показателях образного мышления в начале учебного года и в конце учебного года (t-23,5358, p<0,000001). Получается, что образное мышление к концу учебного года значительно улучшилось у испытуемых представленной в работе выборки. Различия по указанному признаку являются достоверными и статистически значимыми.

Данные результаты можно представить графически в виде следующей диаграммы размаха (см. рис. 3.1).

Рис. 3.1. Диаграмма размаха

Как видно из диаграммы размаха, средние показатели образного мышления к концу учебного года повысились. Таким образом, диаграмма размаха еще раз подтверждает различие показателей образного мышления в начале и в конце учебного года.

Вывод: Результат расчета t-критерия Стьюдента показал, что существуют статистически значимые различия уровня образного мышления в начале и в конце учебного года. Полученные при расчете результаты также подтверждаются графически - диаграммой размаха, приведенной на рисунке 3.1.

Расчет ранговой корреляции Спирмена

Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале.

Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена используется для установления и оценки тесноты связи между изучаемыми признаками.

Коэффициент ранговой корреляции вычисляется по формуле:

где n – количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых)

D – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого

Σ (D ²) - сумма квадратов разностей рангов.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.

С целью расчета ранговой корреляции Спирмена была создана таблица первичных эмпирических данных с переменными «Опосредованное запоминание», «Образное мышление», «Креативность» (см. Приложение 1).

Расчет коэффициента корреляции рангов Спирмена проводился в системе Statistica 5.5. Результаты расчета представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.1 Результаты ранговой корреляции Спирмена

Pair of VariablesValid NSpearman Rt(N-2)p-level
Опосредованное_запоминание & Опосредованное_запоминание
Опосредованное_запоминание & Образное_мышление52-,040350-,285550,776402
Опосредованное_запоминание & Креативность52-,123455-,879691,033235
Образное мышление & Опосредованное запоминание52-,040350-,285550,776402
Образное_мышление & Образное_мышление
Образное_мышление & Креативность52-,037583-,265941,791378
Креативность & Опосредованное_запоминание52-,123455-,879691,033235
Креативность & Образное мышление52-,037583-,265941,791378

Креативность & Креативность

Как видно из данной таблицы, статистически значимая корреляционная взаимосвязь выявлена между:

­ Опосредованным запоминанием и Креативностью (R-0,123455, p<0,05) – отрицательная слабая взаимосвязь.

Данный результат расчетов можно представить в виде следующего матричного графика корреляции (см. рис. 4.1.).

Рис. 4.1. Корреляционные взаимосвязи между «Опосредованным запоминанием», «Образным мышлением», «Креативностью»

Этот график подтверждает полученные ранее результаты. Из него видно, что чем выше уровень опосредованного запоминания, тем выше уровень креативности.

Вывод: Расчет коэффициента корреляции рангов Спирмена в системе Statistica 5.5. показал, что статистически значимая взаимосвязь существуют между опосредованным запоминанием и креативностью. Связь между этими переменными отрицательная слабая. Между такими переменными, как «Опосредованное запоминание» и «Образное мышление», а также «Образное мышление» и «Креативность» статистически значимых корреляционных взаимосвязей не выявлено.

Список литературы

1. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. – М: МПСИ, Флинта, 2002. – 336 с.

2. Пашкевич, О.И. Использование многомерных статистических методов в системе STATISTICA 5.5 : учеб. метод. пособие / О.И. Пашкевич. – Минск: РИПО, 2008. – 66 с.

3. Пашкевич, О.И. Статистическая обработка эмпирических данных в системе STATISTICA : учеб. метод. пособие / О.И. Пашкевич. – Минск: РИПО, 2007. – 148с.


Приложение 1

Первичные эмпирические данные

п/п

Опосредованное запоминаниеОбразное мышлениеКреативность
11,0001,0000,000
22,0005,00060,000
35,0002,00030,000
42,0006,00020,000
53,0003,00050,000
62,0009,00040,000
75,0005,00020,000
82,0004,0000,000
93,0008,00030,000
102,0005,00050,000
113,0006,00020,000
122,0003,00030,000
135,0002,00020,000
142,0005,00020,000
153,0007,0000,000
163,0005,00060,000
172,0008,00020,000
183,0005,00020,000
192,0006,00050,000
201,0006,00050,000
213,0005,00050,000
225,0009,00020,000
232,0006,0000,000
243,0005,00020,000
255,0008,00050,000
262,0002,00040,000
271,0003,00060,000
282,0004,00050,000
294,0001,00030,000
302,0005,0000,000
313,0002,00020,000
322,0008,00010,000
335,0009,00020,000
345,0005,00010,000
353,0006,00050,000
362,0006,00020,000
371,0005,00060,000
382,0006,00050,000
393,0003,00020,000
402,0002,00030,000
411,0004,0000,000
421,0007,00020,000
433,0008,00010,000
441,0008,00040,000
452,0009,00050,000
463,0005,00020,000
472,0006,00030,000
485,0003,00020,000
493,0002,00060,000
502,0005,00050,000
515,0006,00040,000
523,0005,0000,000

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно