это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА
И. И. Синицина
Немаловажным фактором эффективного управления любой организацией является оптимальная система наблюдения, измерения, сбора, регистрации и обработки информации, адекватная целям деятельности организации и обеспечивающая всех заинтересованных пользователей данными, необходимыми для принятия управленческих решений. При этом, как правило, выделяются две основных группы пользователей учетной информации – внутренние и внешние.
Сложившиеся в мировой практике принципы бухгалтерского учета на первое место ставят задачи удовлетворения информационных потребностей менеджеров различного уровня внутри самих организаций, так как именно они осуществляют непосредственное управление внутренней средой, и бухгалтерская информация является необходимой базой для принятия решений, способствующих повышению эффективности функционирования управляемых ими хозяйствующих субъектов. В России Федеральный закон «О бухгалтерском учете» также среди первоочередных задач определяет формирование и предоставление внутренним пользователям полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, о целесообразности осуществления организацией хозяйственных операций.
Вышеуказанные группы пользователей информации можно выделить и применительно к бюджетному учету. В то же время, исходя из сложившейся практики, можно констатировать, что бухгалтерский учет в бюджетной сфере в первую очередь выполняет контрольную функцию и обеспечивает информацией различные контролирующие органы, относящиеся к внешним пользователям.
Одним из основных принципов бюджетного финансирования является строго целевое использование бюджетных средств (т.е. в соответствии с утвержденной сметой), и система бухгалтерского учета во многом нацелена на реализацию данного принципа. Такая ориентация учета проявляется даже в его названии – учет исполнения сметы доходов и расходов – и наименовании основных отчетных форм бюджетных учреждений: Баланс исполнения сметы доходов и расходов и Отчет об исполнении сметы доходов и расходов.
Проблема дефицита учетной информации для внутренних пользователей усугубляется еще и тем, что для учета в бюджетной сфере характерна централизация, когда ряд однотипных учреждений обслуживаются централизованной бухгалтерией, созданной при вышестоящей организации. При этом основные условия бухгалтерского обслуживания и сопровождения диктуются не обслуживаемыми организациями, а непосредственно самой централизованной бухгалтерией по согласованию с руководством головной организации. В этом случае руководители подведомственных учреждений, являющихся фактически самостоятельными хозяйствующими субъектами, в своей деятельности фактически не имеют никаких реальных рычагов управления, основывающихся на бухгалтерском учете и анализе. Между тем учет должен служить не только целям формирования отчетности, но и является важной функцией управления.
Поскольку организации бюджетной сферы, как и любые другие организации, в том числе коммерческие, являются в первую очередь хозяйствующими субъектами и осуществляют вполне конкретную хозяйственную деятельность, выполняют определенные функции, они также нуждаются в качественной системе учета, на основе которой возможно наиболее рациональное и результативное использование имеющихся в распоряжении данных учреждений различных ресурсов. В связи с вышесказанным и в целях реализации управленческой функции учета необходимо как реформирование самой системы бюджетного учета, так и повышение значимости кадровой подготовки и переподготовки менеджеров и бухгалтеров бюджетной сферы.
В первом направлении Министерством финансов Российской Федерации в настоящее время уже делаются определенные шаги. В частности, данным органом разработан проект новой инструкции по бюджетному учету. Указанный проект предполагает гармонизацию отечественного учета в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами. В то же время новая инструкция направлена не столько на изменение мировоззрения учетно-управленческого персонала в отношении целей и задач бухгалтерского учета, сколько на унификацию различных видов (направлений) бюджетного учета. Так, в настоящее время выделяется три подсистемы учета в бюджетной сфере:
1) учет исполнения смет доходов и расходов бюджетных организаций;
2) учет исполнения бюджета, осуществляемый соответствующими финансовыми органами;
3) казначейский учет.
Однако объединение всех вышеуказанных подсистем в единую систему с общим планом счетов, единой кодификацией не позволит повысить роль учета в достижении стабильности деятельности организаций бюджетной сферы. Главная цель этого реформирования – в упрощении бюджетного учета. При этом первоочередной задачей бюджетного учета остается обеспечение целевого расходования бюджетных средств.
Вместе с тем очень важным является развитие в организациях бюджетной сферы системы управленческого учета, обеспечивающей принятие эффективных и своевременных управленческих решений. Несомненно, в бюджетной сфере существует своя специфика, в том числе связанная с разноплановостью финансовых ресурсов бюджетной сферы (целевое бюджетное финансирование, средства от предпринимательской деятельности, целевые средства и безвозмездные поступления), жесткой регламентацией учета. Однако бюджетная организация, являясь управляемой системой, требует постоянного принятия ее руководителями управленческих решений, базой для которых должна служить не только сложившаяся в настоящее время на практике система финансового бюджетного учета, но и управленческого учета.
Поэтому с нашей точки зрения перспективным является развитие бюджетного учета, направленное на удовлетворение информационных потребностей управленческого персонала. В этом смысле повышению эффективности деятельности бюджетных организаций может способствовать внедрение управленческого учета в бюджетной сфере. В целях переориентации отечественной системы учета в государственных и муниципальных учреждениях к требованиям менеджеров бюджетной системы вполне целесообразно использование методов, уже наработанных в сфере деятельности коммерческих организаций.
Одним из таких эффективных методов может стать бюджетирование, базой для которого будет служить традиционная для бюджетной сферы практика сметного планирования, модифицированного к требованиям управленческой системы и включающая в себя не просто составление финансового плана как такового, а предполагающая постановку целей и задач деятельности организации и отдельных ее структурных подразделений, определение функций и ответственности конкретных лиц за достижение поставленных целей и задач, делегирование полномочий, использование современных методов мотивации и т.д. Серьезным подспорьем в усилении управляемости бюджетных учреждений, а следовательно, и повышении эффективности их деятельности должна стать организация в бюджетной сфере управленческого учета как подсистемы бюджетного учета
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!