Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Взаимосвязь тревожности и уровня успеваемости среди подростков

Тип Реферат
Предмет Психология
Просмотров
1252
Размер файла
69 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Взаимосвязь тревожности и уровня успеваемости среди подростков

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Феномен тревожности в психологической науке 5

1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии. 5

1.2. Особенности тревожности у детей подросткового возраста. 10

1.3. Особенности поведения тревожных детей. 14

Глава 2. Организация и методики исследования. 21

2.1. Организация исследования и характеристика выборки. 21

2.2. Методы исследования уровня школьной тревожности «тест Филлипса». 21

2.3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора. 23

Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков. 24

3.1.Особенности тревожности у подростков. 24

3.2.Особенности успеваемости у подростков. 28

3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением. 29

Заключение. 33

Список литературы.. 36

Приложения ……………………………………………………………………..38


Введение

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревоги и тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение.Изучение тревожности как свойства личности в последнее время особенно актуально, поскольку согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей [26.с.42].

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.

Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастающего поколения – у подростков.Как показывают исследования, профессиональный интерес психологов к изменению личности несовершеннолетних, к особенностям формированию тревожности в процессе учебной деятельности весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд работ по изучению проблем подростковой тревожности (А.Е. Личко, В.Е. Каган, В.В. Королёв, А.П. Краковский, И.С. Кон, В.Б. Тарабаева, Д.И. Фельштейн и др.).

Говоря об особенностях тревожности у подростков, учёные считают, что существующая практика профилактики негативных эмоциональных состояний подростков не в полной мере решает задачи социализации подростков. В профилактике подростковой тревожности имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения. Одной из них является изучение особенностей успеваемости как фактора повышения тревожности у подростков.

Актуальность темы исследования заключается в что, несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране тревожность у детей и подростков исследуются преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная тревожность, при психотерапии, детские страхи и др.) исследований успеваемости как фактора формирования тревожности недостаточно.

В данной связи целью исследования является изучение взаимосвязей тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Гипотеза исследования: существуют как сходства, так и отличия в переживании тревожности и успеваемости учеников общеобразовательного и профильного класса; существуют взаимосвязи успеваемости и тревожности и учеников профильного класса.

Задачи исследования:

1. Изучение тревоги как психологической категории.

2. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.

3. Практическое исследование взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Объект исследования: тревожность в структуре эмоций подростков.

Предмет исследования – взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Научная новизна работы заключается в получении новых практических данных, говорящих о специфике взаимосвязей тревожности и школой успеваемости у подростков.

Теоретическое значение работы заключается в систематизации данных о механизмах формирования тревожности в подростковом возрасте.

Практическое значение работы заключается в получении новых фактов, которые могут быть использованы в целях разработки методов коррекции подростковой тревожности и повышения успеваемости.

Глава 1. Феномен тревожности в психологической науке (отечественная и зарубежная психология)

1.1. Понятие тревожности в психологии

Человек, взаимодействуя с внешней средой другими людьми, определённым образом к ним относится и «переживает то, что с ним происходит и им совершается» [2,с.67]. Переживание этого отношения составляет сферу чувств и эмоций человека.

Во всех теоретических работах, посвящённых психологии эмоций, указывается на то, что условия и детерминанты, определяющие жизнь и деятельность человека, становится психологически значимым и действенным лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в сферу эмоциональных отношений человека, переломиться и закрепиться в ней.

Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма [9,с.59].

Эмоции представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д.р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Тревожность, как проявление эмоциональной сферы личности – явление весьма распространённое и многогранное, требующее пристального внимания специалистов различных профилей (педиатров, неврологов, психиатров, психологов), а также педагогов.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что тревожность необходимо рассматривать как дифференцированно–ситуативное явление и как личностную характеристику с учётом переходного состояния и его динамику.

Так А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствие грозящей опасности [22,с.56]. Автор различает тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Л.Д. Столяренко, тревожность – это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [25,с.235].

По мнению В.М. Астапова, тревожность является переживанием эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи [4,с.45].

Таким образом, понятием “тревожность” психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности [17].

Тревога в мире человеческих переживаний - явление столь распространенное и имеет столько разных особенностей, что очень трудно определить, с какого периода развития человека следует начинать анализ предпосылок ее возникновения. В.М. Астапов считает, что в основе реакции тревоги лежит инстинкт самосохранения [26,c.84]. Тревога является, по большому счету, сущностью бдительности и осторожности. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это, так называемая, полезная тревожность. Способность организма реагировать на угрозу существования - это тревога в общем и изначальном виде, ее еще называют нормальной или рациональной тревогой. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Таким образом, тревога - базисная реакция. Многие исследователи используют термин "тревога" в различных значениях и чаще, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к различным понятиям. Речь идет о смешении в одном термине понимание тревоги как психического состояния и как свойства личности.

Таким образом, тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. С точки зрения Спилбергера, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются "тревога - состояние" и "тревога - черта", т.е. между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением [14]. "Тревога - состояние" возникает в ситуации неопределенной опасности и угрозы и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Наиболее распространенным является представление о тревожности как устойчивом свойстве (черте), предполагающем повышенную склонность к переживаниям состояния тревоги. Некоторые авторы рассматривают тревогу как хроническое эмоциональное состояние. Предполагается, что в этом случае индивид тревожен постоянно, во все ситуациях, т.е. рассматривается как хроническая предрасположенность реагировать эмоционально даже в ситуации незначительной угрозы и напряжения. Такое представление влечет за собой вывод о слабости, неуравновешенности нервных процессов как причины повышенной тревожности. В этом контексте тревога рассматривается как свойство темперамента.

Как указывалось выше, тревожность как черта личности может означать мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состоянием тревоги, интенсивность которой не соответствует объективной величине опасности. В возникновении тревожности как черты, ведущую роль Спилбергер отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детском возрасте [14].

Следовательно, для понимания тревожности как свойства личности важное значение имеет ее дифференциация от тревоги как психологического состояния.

Тревожность взаимодействует с чертами личности и может изменять их. В ряде исследований установлена связь между тревожностью и таким личностным образованием, как уровень притязаний. Оказалось, что тревожность может приводить к формированию неадекватного уровня притязаний двояким образом: либо побуждая к чрезмерной осторожности (снижение уровня притязаний), либо затрудняя оценку ситуации и собственных возможностей (в этом случае могут возникнуть большие сдвиги как в сторону повышения, так и в сторону снижения уровня притязаний) [11,c.92].

Личностная тревожность, а именно тенденция реагирования состоянием тревоги на стрессовые ситуации, обусловлена, по крайней мере, частично, наследственно. Ученые предполагают, что средний уровень нейротизма, который приблизительно соответствует личностной тревожности, установился благодаря естественному отбору и образуют оптимальное распределение тревоги среди населения. От тревожности страдает значительное количество детей.

Причиной возникновения тревожности, по мнению А.М. Прихожан является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что веёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире [22,с.57].

Автор выделяет две основные формы тревожности: отрытую и скрытую. Первая, в свою очередь подразделяется на следующие варианты:

· нерегулируемая тревожность (генерализованная) - сильная, осознаваемая, проявляющаяся симптомами тревоги. Она встречается во всех возрастных группах самостоятельно человек справиться с ней не в состоянии;

· регулируемая (компенсируемая) тревожность – человек самостоятельно вырабатывают способы её преодоления;

· культивируемая тревожность – осознаётся и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиться желаемого результата. Этот вид тревожности наиболее характерен для старшего подросткового и юношеского возраста.

Как отмечает Астапов В.М., тревога является важнейшим источником агрессивного поведения человека [4,с.48]. Маска его агрессии скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого индивида. Унижая других, агрессивный человек избавляется от чувства неуверенности, от сознания своей собственной униженности, неспособности жить так как хотелось бы. Агрессивность, асоциальное поведение могут сочетаться с другими признаками тревожности, такими как фантазии и односторонние увлечения.

Таким образом, эмоции представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний; различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д.р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека; тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Тревога является важнейшим источником агрессивного поведения.

1.2. Особенности тревожности у детей подросткового возраста

Тревожность имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социальных потребностей.

Н.С. Кантонистова, изучавшая с помощью проективных тестов возрастную динамику тревожности, обнаружила наибольшую тревожность у дошкольников в общении с воспитанниками детского сада и наименьшую тревожность с родителями [15,с.83]. Младшие школьники наибольшую тревожность испытывают в отношениях с взрослыми людьми и наименьшую со сверстниками.

Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее тревожны – с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники обнаруживают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой – то степени зависят.

И.В. Дубровина, по данным лангитюдного исследования выявила, что у девятиклассников уровень тревожности резко снижается по сравнению с 7 – 8 классами, но в 10 классе снова повышается, за счет роста самооценочной тревожности [21.с.91]. Рост самооценочной в 8 – 10 классах обуславливается по-видимому тем, что эти классы – выпускные.

У юношей выражены половые и индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызываемых факторов (успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность связанная с типом ВНД), чем у подростков.

В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть “самыми лучшими” учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели (Неймарк, 1963).

Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития [7,с.39].

Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Как говорилось выше, определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные и связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Особенно сильно это может влиять на подростка, у которого упомянутые характеристики находятся в самом неустойчивом положении [11,с.45].

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Подростки, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

В связи с этим особого внимания требуют подростки с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо его реальным неблагополучием в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п [12,с.115].

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания педагогов и родителей. Подобную тревожность часто испытывают подростки, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости [8,с.73].

Самооценочную тревожность можно определить как восприятие человеком относительно нейтральных ситуаций как содержащих угрозу самооценке, представлению о себе и переживание вследствие этого сильного волнения, тревоги, страха. Данные некоторых исследований [22,с.56] говорят о том, что наиболее высокий уровень самооценочной тревожности наблюдается у старших подростков, по сравнению с детьми среднего подросткового и юношеского возрастов. Интересно, что проведенный с этими же учащимися анализ динамики школьной тревожности (переживание неблагополучия в учебных ситуациях, в ситуациях общения с педагогами) не выявил различий в среднем уровне тревожности между этими группами. Эти факты дают основание полагать, что повышение уровня самооценочной тревожности, по-видимому, можно расценивать как показатель особой значимости для старших подростков потребности в удовлетворяющем отношении к себе.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

Из анализа результатов исследования, проведенного с учащимися 5-х классов [25,с.59] следует, что у младших подростков уровень межличностной тревожности более чем в два раза превышает уровень самооценочной. Это может свидетельствовать о сравнительно значимости для детей этого возраста потребности общения со сверстниками. Сопоставление результатов, полученных в 5-х и в 8-х классах, по мнению исследователей, показывает, что актуализированность потребности в удовлетворяющем отношении к себе в период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту выше, чем у младших подростков.

Следует также обращать внимание на подростков, характеризующихся, условно говоря, "чрезмерным спокойствием", очень низким уровнем тревожности. Подобная нечувствительность к благополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Подросток как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения; подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями; уровень тревожности подростков зависит от степени самооценки.

1.3. Особенности поведения тревожных детей

Причиной возникновения тревожности у подростков, по мнению А.М. Прихожан является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что ведёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире [22,с.57].

Автор выделяет две основные формы тревожности: отрытую и скрытую. Первая, в свою очередь подразделяется на следующие варианты:

Нерегулируемая тревожность (генерализованная) - сильная, осознаваемая, проявляющаяся симптомами тревоги. Она встречается во всех возрастных группах самостоятельно ребёнок справиться с ней не в состоянии;

Регулируемая (компенсируемая) тревожность – дети самостоятельно вырабатывают способы её преодоления. Она чаще встречается в младшем школьном и раннем юношеском возрасте;

Культивируемая тревожность – осознаётся и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиться желаемого результата. Этот вид тревожности наиболее характерен для старшего подросткового и раннего юношеского возраста.

Существующие факты доказывают, что тревожность может иметь как немедленные последствия для развития ребенка, так и оказывают влияние через длительный период времени. Тревожность у детей негативно влияет на успеваемость в школе и социальную адаптацию подростка. Нередко встречается ощущение хронической неуспешности у ребёнка, вызванное завышенными требованиями со стороны родителей и педагогов, не учитывающих способности, склонности и интересы ребёнка. Данные, подтверждающие длительность воздействия тревожности на личность, основываются на исследованиях взрослых людей, страдающих нарушениями, вызванными тревожностью. Более того, старшие подростки по сравнению с младшими, имеющими такие же нарушения, страдают более повышенной тревожностью [26,с.104].

Как отмечает В.М. Астапов, тревога является важнейшим источником агрессивного поведения подростка [3,с.45]. Маска его агрессии скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребёнка. Унижая других, агрессивный подросток избавляется от чувства неуверенности, от сознания своей собственной униженности, неспособности жить так как хотелось бы. Агрессивность, асоциальное поведение могут сочетаться с другими признаками тревожности, такими как фантазии и односторонние увлечения.

Рядом исследователей выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, школьная и др. – ее принято обозначать как специфическую, частную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей тревожности.

Л.И. Божович выделяет адекватную и неадекватную тревожность. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступала ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она рассматривалась как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере [6,c.146].

Состояние тревоги (тревожности) – это эмоциональное состояние, ряд эмоциональных состояний, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил шесть уровней состояния тревоги [6,с.204].

1. Первый уровень – наименьшая интенсивность тревоги. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.

2. На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяют гиперостезические реакции или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональную окраску.

3. Третий уровень – собственно тревога. Проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности.

4. Четвертый уровень – страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.

5. Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которая возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень сильная тревога.

6. Наиболее важный уровень – тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигает при этом своего максимума.

А.М. Прихожан выделяет две основных категории тревожности: 1) открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая – в резкой степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения [22,c.54].

Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделим три формы открытой тревожности:

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой подростки самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью.

Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается подростками как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

3. Культивируемая тревожность – тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющая добиться немалого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов.

Тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях. Называют повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д. [6,c.53]

Закрепившись как личностная черта, тревожность начинает сильно снижать возможности ребёнка, влияет на уровень адаптации в среде общения, в крайних вариантах приводя к аутичности.

С другой стороны, развитие тревожности можно рассматривать в качестве социального механизма регуляции поведения в сторону более приемлемого в социуме. Следовательно, тревожность способствует социальной адаптации.

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание им своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками, взрослыми. Повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств были односторонне истолкованы рядом зарубежных психологов, утверждающих, что этот отход от действительности якобы неизбежно сопровождается ярко выраженным эгоизмом, эгоцентризмом и аутизмом. Между тем потребность подростка в самонаблюдении, самооценки, самоутверждении и самоусовершенствовании возникает не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и не выступает, как бесцельное самокопание, а появляется из моральной потребности проанализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в собственных поступках и целях является правильным и неправильным, чего следует добиваться и от чего воздерживаться. То есть интерес к себе возникает из потребности жизни и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Что касается наблюдаемой в подростковом возрасте потребности побыть одному, то они ни в коей мере не равноценна так называемому стремлению к одиночеству, а представляет собой при правильно организованной деятельности лишь потребности в условиях, благоприятных для сосредоточения и размышления. Усложняются в этот период отношения со сверстниками [16.с.86].

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. Но возможны конфликты на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную позицию по отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков часто низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность и мнительность.

Подростки чутко улавливают отношение к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека. Она может быть как положительная, так и отрицательная.

Конфликты в школе могут приводить к требующим коррекции поведенческим нарушениям, например, к «школофобии», в основе часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором, является причиной дезадаптации подростка. Сюда входит ряд причин: отягощенные психические условия (дисгармония в семье, частые ссоры, конфликты и т. д.), экономическое положение родителей, образование. Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из школы. У таких подростков обнаруживаются личностные нарушения и отклонения социального поведения. Их исходным пунктом часто служат нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению, заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая тревожность.

Таким образом, причиной возникновения тревожности является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что ведёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире; тревожность может иметь как немедленные последствия для развития личности, так и оказывать влияние через длительный период времени; тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях - повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д.

Глава 2. Организация и методики исследования

2.1. Организация исследования и характеристика выборки

Практическая часть исследования проводилась в марте – апреле 2010г. на базе МОУ СОШ «Гимназия №17» города Перми. В исследовании принимал участие 51 ученик, из них 26 человек – ученики общеобразовательного 6 «А» класса и 25 человек – ученики 6 «Б» – класса с математическим уклоном. Возраст испытуемых – 12-13 лет.

Для достижения целей исследования анализировалась динамика успеваемости учеников по математике по школьным журналам за 3 и 5 классы.

Кроме этого были использованы следующие методики исследования:тест школьной тревожности Филипса и личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора.

2.2. Методика диагностики уровня школьной тревожности «тест Филлипса»

Цель: Изучение «уровня и характера тревожности», связан­ной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые зачитывались школьникам. На каждый вопрос требовалось однозначно ответить «Да» или «Нет».

Школьникам предлагалась следующая инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен оп­росник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувст­вуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над во­просами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ, если Вы согласны с ним, или если не согласны".

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состоя­ние ребенка, связанное с различными формами его включе­ния в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состоя­ние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные пережи­вания ситуаций, сопряженных с необходимостью саморас­крытия, предъявления себя Другим, демонстрации своих воз­можностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — пуб­личной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориента­ция на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружаю­щим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особен­ности психофизиологической организации, снижающие при­способляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характе­ра, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий нега­тивный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

2.2. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора

Цель: определение уровня тревожности. Адаптирован Т. А. Немчиным (1966 г.).

Тест содержит 50 утверждений, которые зачитывались школьникам. На каждое утверждение требовалось однозначно ответить «Да» или «Нет». Школьникам предлагалась следующая инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен оп­росник из ряда утверждений. Отвечайте «да» - если согласны и «нет» - если не согласны.

Суммарная оценка:

40—50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги;

25—40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги;

15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;

0—5 баллов — о низком уровне тревоги.

Результаты исследования были проанализированы с помощью анализа процентных соотношений, анализа средних величин, методом математической статистики – корреляционным анализом Пирсона с использованием программы «STATISTICA 6» for Windows

Глава 3. Результаты исследования

3.1.Особенности тревожности у подростков

Как отмечалось выше, для изучения школьной тревожности использовался тест Филлипса. Были определены наиболее тревожащие испытуемых подростков факторы школьной тревожности. Результаты по выборке учащихся общеобразовательного профиля представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Факторы, наиболее и наименее тревожащие учащихся 6 «А» класса

ФакторКол-во чел с повышенным и высоким уровнем тревожности%

«Рейтинг страха»

(место)

1.Общая тревожность в школе519,26
2.Прееживание социального стресса726,94
3.Фрустрация потребности в достижении успеха623,15
4.Страх самовыражения1038,52
5.Страх ситуации проверки знаний934,63
6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих1246,21
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу726,94
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями 27,77

Как показал анализ таблицы, у учеников общеобразовательного профиля наиболее выраженным является страх несоответствовать ожиданиям окружающих (12 человек – 46.2%). Ученики данной группы ориентированы на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, склонны испытывать тревогу по поводу оценок, даваемых окружаю­щим, нередко ожидают негативные оценки.

Следующим по выраженности в группе школьников является показатель страх самовыражения (10 человек – 38,5). Испытуемые склонны к негативным эмоциональным пережи­ваниям ситуаций, связанных с необходимостью саморас­крытия, предъявления себя другим, демонстрации своих воз­можностей.

На третьем месте по выраженности стоит страх ситуации проверки знаний (9 человек – 34,6%). Можно отметить, что школьники данной группы в целом негативно относятся к контролю знаний и склонны переживать тревогу в подобных, особенно публичных, ситуациях.

Что касается самого низкого рейтинга, то он выявлен у показателя проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 7,7%). Ученики общеобразовательного класса в большинстве своём спокойны и адекватны в отношениях с учителями, не склонны испытывать необоснованные страхи при взаимодействии с ними.

Таким образом, можно отметить, что ученикам общеобразовательного класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Результаты по выборке учащихся математического профиля представлены в таблице 2.


Таблица 2.

Факторы, наиболее и наименее тревожащие учащихся 6 «Б» класса

ФакторКол-во чел с повышенным и высоким уровнем тревожности%

«Рейтинг страха»

(место)

1.Общая тревожность в школе3125
2.Прееживание социального стресса4164
3.Фрустрация потребности в достижении успеха5203
4.Страх самовыражения9362
5.Страх ситуации проверки знаний5203
6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих10401
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу4164
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями 286

Как показал анализ таблицы, также как и ученики общеобразовательного класса, учащиеся профильного математического класса чаще всего склонны переживать страх несоответствовать ожиданиям окружающих (10 человек – 40%). Можно предположить, что как и в предыдущей группе в данном случае сказываются особенности подросткового возраста, в соответствии с которыми ориентация на мнение референтной группы является для подростков одной их важнейших возрастных характеристик. Для школьников 6 класса референтной группой остаются родители. Кроме этого, самооценка подростка зависит от оценки сверстников, что также сказывается на возникновении данного фактора школьной тревожности.

Следующим по выраженности идёт, также как и в предыдущей группе является страх самовыражения (9 человек – 36 %). Можно предположить, что в данном случае также сказываются особенности подросткового возраста, в соответствии с которыми подростки, несмотря на внешнюю независимость и склонность к самостоятельности в силу недостаточности жизненного опыта и повышенной противоречивости между возможностями и притязаниями являются крайне ранимыми и чувствительными. Соответственно, любые поражения, даже гипотетические являются для них болезненными, что и приводит к возникновению данного фактора школьной тревожности.

На третьем месте в профильной группе идут сразу два фактора – фрустрация потребности в достижении успеха и страх ситуации проверки знаний (5 человек – 20% соответственно). Данное сочетание факторов может говорить о противоречивости состояния подростка из профильного класса. С одной стороны подросток в силу выраженных способностей ориентирован окружающими на более сильные результаты учебной деятельности, однако, излишнее стремление ученика к достижению высоких результатов способствует развитию неблагоприятного психического фона учебной деятельности. С другой стороны, переживания страха ситуаций публичной самопрезентации может говорить о неуверенности ребёнка в собственных силах и возможностях.

Самый низкий рейтинг факторов школьной тревожности имеет, также как и в предыдущей группе проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 8%). Следовательно, можно предположить, что выше перечисленные переживания школьной тревожности не обусловлены взаимоотношениями учитель – ученик, а являются следствием других составляющих личности подростка.

Таким образом, можно отметить, что ученикам профильного математического класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и фрустрация потребности в достижении успеха. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями. Следовательно, можно отметить сходство в переживании школьной тревожности у подростков общеобразовательного и профильного класса. Отличным является наличие в структуре факторов тревожности фрустрации потребности в достижении успеха у учеников профильного класса.

Что касается личностной шкалы проявлений тревоги, то как показал анализ средних значений, больший средний уровень тревожности имеют школьники из общеобразовательного класса (14,46), чем ученики математического класса (13,33) (см. Приложение 1). Можно отметить некоторую повышенную тревожность у учеников общеобразовательного класса, связанную, вероятно с тем, что более способные ученики профильного класса более уверенны в своих силах и способностях. Однако, стоит отметить, что различия в средних значениях тревожности между группами подростков являются незначительными.

3.2.Особенности успеваемости у подростков

Что касается успеваемости, то результаты исследования представлены в таблице 3 (см. Приложение 2).

Таблица 3.

Результаты исследования успеваемости подростков по средним значениям

6 «А»

общеобразовательный

6 «Б»

профильный

3 класс5 класс3 класс5 класс
4,383,924.484,44

Как видно из таблицы, в третьем классе уровень успеваемости школьников был почти одинаковым – 4,38 у учеников общеобразовательного класса и 4,48 у школьников профильного класса.

В то же время обнаружились различия в динамике уровня успеваемости. Если в общеобразовательном классе успеваемость в начале среднего звена снизилась до 3,92, то в математическом классе она практически осталась на прежнем уровне – 4,44. можно отметить тем самым, что в 5 классе различия в уровне успеваемости у школьников двух классов стали более выраженными. Вероятно, в данном случае сказывается специфика учебной деятельности. Если, как показал анализ, при традиционном обучении в общеобразовательном классе уровень успеваемости детей при переходе в среднее звено снижается, то обучение в профильном классе предполагает развитие способностей подростков в ситуации учебной деятельности методами проблемного обучения, что, вероятно и может являться причиной сохранения высокого уровня успеваемости школьников.

Таким образом, анализ успеваемости учеников показал, что выявлены различия в динамике уровня успеваемости – у учеников профильного класса при переходе в среднее звено успеваемость ухудшилась, у учеников профильного класса при переходе детей в среднее звено успеваемость осталась на прежнем уровне.

3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением

Как отмечалось выше, для изучения взаимосвязей успеваемости и тревожности был использован корреляционный анализ Пирсона. Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Взаимосвязи успеваемости и тревожности у подростков профильного класса

Переживание соц. стрессаФрустр. потребн. Страх несоот. ожиданПробл. в отнош. с учителем
Фрустрация потребн.0,49
Пробл и страхи в отнош. с учит0,520,44
Общ. шк. тр-ть0,460,64
Тр-ть по Тейлору0,45
Успев. 5 кл0,55
Переживание соц. стресса


Рис.1. Схема взаимосвязей успеваемости и тревожности у школьников профильного класса

Как видно из таблицы и рисунка наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей проблемы и страхи в отношениях с учителем (4 взаимосвязи) и фрустрация потребности в достижении успеха(3 взаимосвязи). Фрустрация потребности в достижении успеха значимо взаимосвязан как с показателями школьной тревожности – переживанием социального стресса (0,49) и проблемами и страхами в отношениях с учителями (0,52), так и успеваемости детей за 5 класс (0,55).Можно предположить, что неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состоя­ния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и взрослыми в школе.В то же время стоит отметить, что адекватное отношение к своим способностям и к возможным успехам способствует тому, что ребёнок спокоен при взаимодействии как со сверстниками, так и с учителями в ситуациях школьной жизни.

Взаимосвязь фрустрации потребности в достижении успеха с успеваемостью может говорить о том, что дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость, несмотря на фрустрирующий фон подобных устремлений. В то же время, низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков.

Также выявлен рад взаимосвязей показателей тревожности, которые характеризуют эмоциональный фон учебной деятельности подростков профильного класса.

Так, общая школьная тревожность значимо взаимосвязана со страхом несоответствовать ожиданиям окружающих (0,46) и проблемами и страхами в отношениях с учителями (0,64). Можно предположить, что общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориента­цией подростков на оценку своих результатов, поступков, и мыслей со стороны окружающих, ожиданием от них негативных оценок, так и нега­тивным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями. Ситуации, при которых общение подростка с педагогами является неблагоприятным, способствует тому, что школьная жизнь становится для ученика стрессогенным фактором.

Кроме этого, проблемы и страхи в отношениях с учителем приводят к переживанию социального стресса (0,52) и повышению тревожности (0,45). В данной связи можно отметить, что взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.

Таким образом, корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи успеваемости и тревожности у учеников профильного класса:

· наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителем;

· неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состоя­ния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и со взрослыми в школе;

· дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость; низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков;

· общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориента­цией подростков на оценку своих результатов со стороны окружающих, так и нега­тивным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями;

· взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.

Заключение

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования показал, что:

· эмоции представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний; различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д.р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека; тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Тревога является важнейшим источником агрессивного поведения;

· подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения; подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями; уровень тревожности подростков зависит от степени самооценки;

· причиной возникновения тревожности является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что ведёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире; тревожность может иметь как немедленные последствия для развития личности, так и оказывать влияние через длительный период времени; тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях - повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д.

Практическое исследование показало, что:

· ученикам общеобразовательного класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями;

· ученикам профильного математического класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и фрустрация потребности в достижении успеха. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Следовательно, существует сходство в переживании школьной тревожности у подростков общеобразовательного и профильного класса. Отличным является наличие в структуре факторов тревожности фрустрации потребности в достижении успеха у учеников профильного класса.

Анализ успеваемости учеников показал, что выявлены различия в динамике уровня успеваемости – у учеников профильного класса при переходе в среднее звено успеваемость ухудшилась, у учеников профильного класса при переходе детей в среднее звено успеваемость осталась на прежнем уровне.

Корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи успеваемости и тревожности у учеников профильного класса:

· наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителем;

· неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состоя­ния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и со взрослыми в школе;

· дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость; низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков;

· общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориента­цией подростков на оценку своих результатов со стороны окружающих, так и нега­тивным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями;

· взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.

Следовательно, существуют как сходства, так и отличия в переживании тревожности и успеваемости учеников общеобразовательного и профильного класса; существуют взаимосвязи успеваемости и тревожности и учеников профильного класса. Гипотеза исследования подтвердилась.

Список литературы

1. Александровский Ю.А., Собчик Л.Н. Доболезненные формы эмоциональной напряжённости (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекция). - Л.: Знание, 1986. - 284с.

2. Астапов В.М. Навыки контроля тревоги у подростков // Прикладная психология, 2001, №1. - С.67-71.

3. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: Владос – Пресс, 2001. - 220с.

4. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей // Прикладная психология, 2002, №2. - С.45-53.

5. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Знание, 1993. - 190с.

6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1972. - 285с.

7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 228с.

8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастное психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. - М.: Просвещение, 1980. - 217с.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. – 244с

10. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - 370с.

11. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков // Под ред. Беличевой С.А. - М.: Просвещение,1999. - 225с.

12. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова, И.А., Кумариной Г.Ф. - М.: Просвещение, 1992. - 301с.

13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение,1993. - 217с.

14. Изард К. Психология эмоций. - СП-б.: Питер, 2000. - 464с.

15. Кантонистова Н.С. Особенности формирования личности у подростков и их связь с состоянием психического развития. // Здоровье, развитие, личности. / Под ред. Сердюковской Г.Н. - М.: Знание, 1990. - 315с.

16. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Политиздат,1987. - 217с.

17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 492с.

18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Просвещение, 1985. - 336с.

19. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии, 1999. № 1. - С. 131 – 138.

20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Знание, 1983. - 416с.

21. Особенности обучения и психического развития школьников 13 - 17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: Педагогика, 1988. - 395с.

22. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологические науки и образование, 1988, №2. - С.53-58.

23. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 394с.

24. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 298с.

25. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д.: - Феникс, 2003. - 381с.

26. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. - СП-б.: Питер, 2001. - 368с.

27. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Просвещение, 1989. -314с.


Приложения

Приложение 1

Тест тейлора
110111
27213
311311
413411
511513
610610
713711
815812
914911
10131014
11101112
12141212
13131313
14161415
15131523
16141613
17131724
18231820
19201912
20102013
21232113
22172211
23112310
24252412
25222511
2615
14,4615413,33333

Приложение 2

Сводная ведомость успеваемости школьников за 3 и 5 классы

общеобразовательныйматематический
155155
244255
355345
443455
544543
644644
753755
855844
944945
10541054
11541144
12441254
13441345
14541454
15341545
16441654
17441744
18541854
19431955
20542044
21442154
22432245
23442344
24542445
25432555
26544,484,44
4,3846153,923077

Приложение 3

Корреляционная матрица (профильный класс)

Корреляции (Spreadsheet1) Marked correlations are significant at p < ,05000

N=25 (Casewise deletion of missing data)
Соц стрФрустр потрСтрах самСтрах провСтрах несоотНизкая физПробл в отнош с учитОбщ трТр тейлУспев 5 кл
Соц стр1,000,490,02-0,070,000,060,520,290,03-0,01
Фрустр потр0,491,000,18-0,050,270,050,440,200,070,55
Страх сам0,020,181,000,230,110,12-0,07-0,170,01-0,12
Страх пров-0,07-0,050,231,00-0,010,210,220,020,08-0,05
Страх несоотв0,000,270,11-0,011,000,060,290,460,24-0,02
Низк физ0,060,050,120,210,061,000,100,30-0,090,03
Пробл в общ0,520,44-0,070,220,290,101,000,640,450,15
Общ тр0,290,20-0,170,020,460,300,641,000,240,11
Тр тейл0,030,070,010,080,24-0,090,450,241,00-0,12
Усп 5 кл-0,010,55-0,12-0,05-0,020,030,150,11-0,121,00

Приложение 4

Тест Филипса

соц стрфрустр потрстрах самстрах провстрах несоотнизкая физпробл в отнош с учитобщ тр
194401110
255322048
344131349
425320036
541222125
610020003
731030014
869324137
9525543317
10334314210
1153521339
1241223128
1315453148
1422331026
1556424145
1643212238
1745213144
18032420310
19674553314
20794551716
21593444411
2245213144
2366001040
24032420310
25674553314
26794551716

соц стрфрустр потрстрах самстрах провстрах несоотнизкая физпробл в отнош с учитобщ тр
159411113
255322048
3343324310
416411126
532223226
610020003
722331125
856442339
979334138
10334314210
1144532238
1232424229
1315342148
1423342022
15672332716
1643423238
1745312144
18144441310
19450032314
20762321716
21353242411
2246241444
2366422144
24173252310
2527334248

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно