Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Механизм ситуативного развития готовности учащегося к занятиям

Тип Реферат
Предмет Психология
Просмотров
1567
Размер файла
29 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Механизм ситуативного развития готовности учащегося к занятиям

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Подкрепление в структуре учения

Обеспечение готовности к занятиям

Прогнозирование готовности к школе

Тенденции в подростковом развитии

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Тема готовности к школе не является новой в научных публикациях и в практике дошкольного образования. В настоящее время существует множество разнообразных программ, призванных подготовить детей к школе. Однако эта проблема остается весьма актуальной. Так, результаты международной системы оценки качества образования PISA показывают разницу в результатах российских школьников и их сверстников из других стран. Как правило (для международной выборки) участие ребенка в программах дошкольного образования повышает качество образовательных результатов в целом.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ УЧЕНИЯ

В своей работе мы задаемся вопросом о психолого-педагогических условиях и механизмах ситуативного развития готовности учащегося к занятиям. Ситуативное развертывание готовности, с которой связано включение учащегося в занятие, представляет собой сложный процесс, имеющий специфическое содержание. Он предполагает мобилизацию всех подсистем деятеля, настройку как на предстоящую учебную деятельность вообще, так и на ближайший ее компонент. При актуализации ранее приобретенных мотивов в ходе занятия устанавливаются смысловые отношения имеющейся мотивации с учебными задачами, вынесенными на данное занятие.

Проблема подкрепления назрела, т.к. развитие деятельностной теории учения должно дать ответ о путях формирования у учащегося самостоятельности выполнения необходимых видов деятельности и готовности к их осуществлению. Для анализа отработки по характеристике самостоятельности особое значение приобретает проблема подкрепления. Зачастую в психологии не придается должного значения этой проблеме, однако есть основания считать, что оно необходимо в большинстве ситуаций приобретения опыта, в том числе и в ситуациях учения.

Обычно понятие «подкрепление» связывают только с бихевиоризмом, но данная позиция ошибочна. О подкреплении говорил еще Аристотель. О значимости подкрепления свидетельствуют многие: древние мыслители, современные зарубежные и отечественные исследователи. Его рассматривали И.П. Павлов, А.Р. Лурия, П.К. Анохин. Понятие подкрепления использовалось и в собственно психологических исследованиях (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.Б. Гиппенрейтер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). В ряде случаев оно стало предметом детального анализа (Д.В. Колесов, Н.Н. Данилова, В. Ромек, Р.М. Грановская, Л.М. Фридман, Б.В. Кулагина и др.).

Слово «подкрепление» широко используется, однако за ним не стоит достаточно четкое определение этого явления. Как правило, подкрепление как процесс «сливается» с подкрепляющим агентом (ср.: Р. Комер, С.Ю. Головин, R. Frager, J. Fadiman). Для преодоления данного несоответствия необходимо в частности использовать в качестве единицы анализа целостную деятельность, т.е. такую деятельность, которая содержит также конечное звено, в котором удовлетворяется исходная потребность.

Данное структурирование деятельности методологически оправдывается системным подходом: акцент смещается на изменения в самом деятеле. Это согласуется с предложенным А.Н. Леонтьевым определением понятия деятельности как «молярной, не аддитивной единицы жизни телесного, материального субъекта» и соответствует тому значению, которое он придавал психологическому исследованию внешней деятельности человека - именно она реализует его жизнь.

Чрезвычайный интерес представляют данные о физиологических механизмах подкрепления (Н.Н. Данилова, Л.Л. Воронин, Е.Н. Соколов, Х. Матисс и др.). Они позволяют заключить, что явление подкрепления предполагает процесс, результатом которого является формирование у индивида функционального мозгового органа, который в будущем должен реализовать подобную деятельность.

В нашем исследовании, проводимом на базе системного и деятельностного подходов, мы используем понятие подкрепления, в котором конкретизируются его функции и учитываются процессы, происходящие на всех уровнях – при взаимодействии субъекта с миром, на психическом и физиологическом уровнях.

Подкрепление – это закономерность становления самостоятельности деятельностного акта, предполагающая следующую цепь событий: выполнение данного акта в составе соответствующей деятельности; выполнение прочих ее актов, необходимых для получения желаемого продукта; удовлетворение посредством него исходной потребности, сопровождающееся возникновением положительных эмоций; сопутствующие следовые процессы в итоге и ведут к формированию функционального мозгового органа данного акта и включающей его деятельности. Он будет обеспечивать их выполнение при актуализации у деятеля данной потребности и возникновении подобной ситуации.

Что касается учения, то до сих пор молчаливо предполагалось, что в учении необходимость подкрепления «снимается» при обеспечении учащихся полноценной ориентировкой. Однако хотя ориентировка предваряет учение и пронизывает каждый его акт, она неспецифична для него и не может заменить собой других условий учения. Подкрепление характеризует исключительно процессы приобретения опыта и выполняет другую функцию. Подкрепление также не может отождествляться с обратной связью.

Однако обратная связь реально участвует в процессах подкрепления. Апробация опыта на практике выявляет меру его ценности для деятеля, определяя, будет ли он использоваться в дальнейшем. В самом же ходе учения учащийся не имеет возможности применять продукт усваиваемого действия в реальной «деловой» деятельности. Вместе с тем он может делать это мысленно, с помощью обучающего. Это, однако, нуждается в специальной организации тех или иных воздействий на учащегося.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ

Собственно же формирование мотивации не может производиться непосредственно перед занятием – оно совмещается с формированием умения учиться в составе долговременной готовности к учению. В начале же занятия используются уже имеющиеся мотивы. При этом ситуативное развертывание мотивации предполагает мобилизацию всех подсистем деятеля, настройку как на предстоящую учебную деятельность вообще, так и на ближайший ее компонент.

Никакая деятельность не начинается «с пустого места» (А.С. Прангишвили) – учение не может быть исключением. Готовность к деятельности – это предпосылка и условие возникновения учения, обеспечивающая стабильность ее процесса и продуктивность.

Обеспечению готовности учащегося к школе посвящено много исследований, однако до сих пор не изучены механизмы становления полноценной готовности учащегося непосредственно к предстоящим занятиям. Наше исследование, проводимое с использованием методологии системного и деятельностного подхода, должно выявить эти механизмы. К настоящему времени имеются реальные возможности разработки данной проблемы. При этом особое эвристическое значение имеет использование модели структуры человеческой деятельности вообще и структуры учебной деятельности в частности.

Мы провели теоретический анализ основных психолого-педагогических работ, который подтвердил неразработанность данной проблемы.

Готовность к деятельности вообще рассматривается в основном с точки зрения обеспечения ее эффективности. При ее исследовании используются различные понятия, однако большинство авторов (Н.Д.Левитов, А.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко) выделяют две ее формы – ситуативную и долговременную.

Мы понимаем долговременную готовность как относительно устойчивые свойства, характеристики, качества человека, обусловливающие возможность включения его в деятельность и ее успешное выполнение; кратковременную же готовность – как состояние психофизиологической сферы человека, предшествующее деятельности и определяющее возможность ее возникновения и ее успешность. Мы также используем понятие установки. Согласно Д.Н. Узнадзе, это особое целостное динамическое состояние субъекта, готовность, обусловливаемая актуальной потребностью субъекта и адекватной объективной ситуацией. Это состояние предшествует деятельности и объединяет в себе все необходимые условия ее возникновения, протекания и завершения.

Вопросы кратковременной готовности к учебным занятиям затрагивались многими авторами. С.Л. Рубинштейн указывал, что учащийся должен по-настоящему включиться в работу. А.К. Маркова подчеркивает, что учебная деятельность полноценно развертывается по достижении готовности к включению в нее, на основе использования «старых» мотивов. По М.В. Матюхиной, фактором внутренней подготовленности ученика к занятиям является намерение. Т.В. Габай рассматривает состояние готовности учащегося к занятиям как продукт ориентировочных компонентов актов собственно учения.

Диагностика школьников проводилась с целью проверки гипотезы о взаимосвязи состояния основных психических процессов и академической успеваемости. Для этого планируется определить корреляционную связь средней оценки учащихся, которая вычисляется по школьному журналу, и данных о психических процессах, полученных по результатам тестирования.

Такая организация начального звена усвоения должна обеспечить создание ситуативной готовности к нему, что положительно отразится на его ходе и результатах.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

При этом имеет место прямое соотношение: чем больше время дошкольного образования, тем лучше результаты. В России ситуация иная. Было выявлено, что дети, которые посещали детские сады менее одного года, показывают худшие образовательные результаты по сравнению с теми, кто не посещал сад вовсе. «Посещение детского сада более одного года дает преимущество, но весьма небольшое на фоне результатов других стран»11. Этот факт свидетельствует о необходимости дополнительных исследований в области готовности к школе.

Для эмпирического исследования названной проблемы нами была выбрана методика «Контроль зрительной памяти» М.Б. Зыкова, основанная на использовании кодирования функций алгебры логики. Такой выбор был сделан по нескольким причинам.

Во-первых, данная методика требует относительно небольших затрат времени на проведение диагностики, что важно в условиях полевого исследования.

Во-вторых, она дает возможность оценки целого ряда параметров. Несмотря на то, что номинально методика призвана измерять зрительную память, реально она позволяет диагностировать состояние четырех основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения.

В-третьих, данная методика не является столь распространенной в популярной и профессиональной психолого-педагогической литературе и практике, как например, корректурная проба или доски Сегена, а значит, для большинства испытуемых это будет новым, незнакомым заданием.

В-четвертых, методика может проводиться как индивидуально, так и в группе, что в случае с дошкольниками позволяет оценить готовность к фронтальной работе в классе. В-пятых, результаты представлены количественно, следовательно, появляется возможность их обработки с помощью математических методов. И последняя, но не менее значимая, причина – позитивное отношение испытуемых. Как правило, методика вызывает интерес у людей самых разных возрастов, в том числе и у дошкольников.

Ниже приводится краткое описание методики «Контроль зрительной памяти»12. Диагностический инструментарий представляет собой набор плоских рисунков, состоящих из шестнадцати черных и белых квадратов, расположенных в различном порядке в квадратах 4х4, а также бланков для заполнения, содержащих необходимое количество белых квадратов 4х4. Формально эти рисунки можно считать разверткой на плоскости последовательностей из нулей (белые квадраты) и единиц (черные квадраты).

Рисунки имеют пять уровней сложности в соответствии с уровнем сложности алгебраических функций, которые они наглядно представляют. Классическая процедура диагностики состоит в последовательном предъявлении испытуемым карточек с рисунками. При этом испытуемым ставится задача запомнить рисунки, а затем воспроизвести их на бланке. Время экспозиции определяется и фиксируется исследователем в зависимости от конкретных задач, стоящих перед ним.

Обработка результатов тестирования состоит в подсчете числа ошибочно заполненных клеток бланка и в последующем определении (с помощью специальной таблицы) балла для каждой пробы. Количество баллов зависит от сложности карты и числа допущенных ошибок. Наивысшей оценкой за пробу является 5 баллов, минимальной – 0 баллов. Сумма баллов, набранных испытуемым, является количественной оценкой комплекса основных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Дополнительный анализ позволяет выделить результаты по каждому процессу в отдельности.

На момент подачи публикации проведено фронтальное обследование по методике «Контроль зрительной памяти» 484 школьников (с первого по одиннадцатый класс) и 86 детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад. Контингент испытуемых представлен учащимися Центра образования № 345 «Елохово» и Центра образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» города Москвы.

ТЕНДЕНЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ РАЗВИТИИ

Искусство как особая форма духовно-практической деятельности приобретает особую значимость в становлении личности. Художественная литература в силу своей уникальной способности отражать и передавать опыт поколений является значимым фактором социализации.


Выбор интереса подростков к литературе связан еще с тем, что литература является единственным видом искусства, включенным в целенаправленный педагогический процесс на протяжении всего периода школьного обучения.

Проблему подросткового чтения автор рассматривает через призму социальных изменений, произошедших в России: опираясь на постулат Л.С. Выготского о социально-классовой детерминированности возрастных потребностей и интересов, анализировалось влияние расслоения общества на интерес школьников к художественной литературе. В качестве индикаторов принадлежности к разным социальным слоям рассматривались такие социально-стратификационные факторы, как материальное положение семьи подростка и уровень образования его родителей. Стратификационный анализ дает возможность понять довольно тонкие различия в художественных ориентациях детей, обусловленные той культурной средой, в которой они воспитываются.

Представленные данные основаны на результатах социологического опроса (анкетирование) 7-х, 9-х, 10-х и 11-х классов московских общеобразовательных школ. В опросе приняли участие 2510 человек.

Ключевыми индикаторами интереса к художественной литературе являются: привлекательность (статус) литературы как вида искусства; интенсивность интереса к литературе (количество прочитанных книг в определенный промежуток времени); информированность о литературе; художественные предпочтения; мотивация выбора художественных произведений.

Основываясь на результатах опроса, можно утверждать, что литература занимает третье место в рейтинге после кино и музыки во всех возрастных параллелях.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что образовательный статус семьи как своеобразный «культурный капитал» играет особую роль на этапе младшего подросткового возраста. Так, если в 7ом классе девушки из семей со средним образованием родителей читают в 2 раза меньше своих сверстниц из семей с высшим образованием (p<,01), то к выпускным классам они читают практически столько же книг, что и девушки из семей с высшим образованием родителей.

Еще одним показателем интереса к литературе является информированность (показатель стремления разбираться в вопросах литературы и искусства). Результаты анализа показали, что вне зависимости от возраста подростки из семей с высшим образованием обоих родителей больше интересуются литературными новинками, при этом в отличие от своих сверстников из менее образованных семей, для которых доминирующим является мнение учителя, они ориентируются на мнение родителей.

Для выявления художественных предпочтений школьников просили назвать три любимых произведения. В итоге был получен список из 376 произведений. Сравнение полученного результата с данными аналогичных исследований, проведенных в 1976 и 1991гг., позволяет говорить о тенденции сужения выбора литературных произведений. Так, в 1976 г. в ходе опроса школьниками было названо 1072 названия, в 1991 – 740.

Опираясь на культурологические представления о том, что культура «строится как некоторая концентрическая система», в центре которой расположены наиболее очевидные и последовательные структуры, была предпринята попытка оценить предпочтения и особенности субкультуры школьников. Проанализировав частотность называния школьниками отдельных произведений, выделили список наиболее часто встречаемых. Это позволило определить произведения художественной литературы, интенсивно функционирующие в субкультуре старшеклассников. В десять наиболее популярных произведений вошли: “Властелин колец” Толкиен Дж.Р.Р., “Гарри Поттер” Роуллинг Дж., “Мастер и Маргарита” Булгаков М.А., “Война и мир” Толстой Л.Н., “Ромео и Джульетта” Шекспир У., “Преступление и наказание” Достоевский Ф.М., трилогия “Дозор” Лукьяненко С., “Евгений Онегин” Пушкин А.С., “Герой нашего времени” Лермонтов М., Иронические детективы Донцова Д.

Результаты исследования свидетельствуют о воздействии социально-структурной трансформации российского общества на подростковую читательскую субкультуру, что может быть полезно при составлении учебных программ по художественной литературе как школьному предмету. В нашем исследовании мы экспериментально проверили предположение, что предоставление учащемуся возможности получать подкрепление явится условием становления усваиваемого умения в качестве самостоятельного. При этом должна будет подтверждена значимость двух видов социальных подкрепителей и конкретизированы выполняемые ими функции – как обеспечение соответственно опережающего и конечного подкрепления.

На основе диагностики дошкольников по методике «Контроль зрительной памяти» составлены рейтинговые списки групп, предположительно отражающие степень готовности детей к школе. В дальнейшем планируется провести индивидуальную диагностику этих детей по той же методике, что позволит уточнить результаты и оценить конкретные параметры готовности к школе, а также дать рекомендации воспитателям. Кроме того, сравнение результатов, которые дошкольник показал в двух режимах (групповом и индивидуальном), позволит сделать выводы о готовности ребенка к фронтальному обучению в классе.

Анализ списков произведений по параметру отечественные – зарубежные позволяет говорить о существовании тенденции увеличения доли отечественных произведений на протяжении школьного возраста. У подростков из семей с высшим образовательным уровнем родителей отмечена устойчивая тенденция к предпочтению внепрограммных произведений. Опираясь на результаты многомерного дисперсионного анализа, можно говорить о том, что «уровень дохода в семье» оказывает влияние на выбор жанра литературы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы предполагаем, что существует следующая система психолого-педагогических условий создания готовности к занятиям. Прежде всего, учащийся должен располагать «долговременной готовностью», т.е. субъектом и предметом учения. Первый это, прежде всего, структуры в учащемся, обеспечивающие саму возможность учения; второй – предметно-специфические знания и умения, содержание которых отвечает тем, что подлежат усвоению. К приходу учащегося надо создать все условия, находящиеся вне его, – учебный материал, или основное средство учения, и внешние условия учения. Далее, нужно устранить посторонние актуальные установки и факторы, способствующие их появлению по ходу учения. Вслед за этим обеспечивается кратковременный отдых, сменяющийся состоянием бодрости. Затем актуализируется ранее сформированная мотивация путем установления смыслового отношения ее к теме занятия. Наконец, учащийся должен иметь промежуток времени для осуществления ориентировки в ситуации учения. При отсутствии каких-либо звеньев исходных условий производятся попытки их формирования или компенсации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

· Моль А. Социодинамика культуры. М., 2003.

· Собкин В.С. «К диагностике литературных способностей школьников» // В сб.: «Взаимосвязь теории и практики эстетического воспитания школьников». – М., 2007.

· Собкин В.С., Писарский П.С. «Динамика художественных предпочтений старшеклассников». – М.: Министерство образования РФ, 2008.

· Собкин В.С., Писарский П.С. «Учитель и старшеклассник в мире художественной литературы» – М.: ЦСО РАО, 2007.

· М.Б. Зыков. Использование кодирования функций алгебры логики для исследования зрительной памяти у людей // Физиологические механизмы памяти. Под редакцией проф. Е.А. Громовой. – Пущино-на-Оке, 2007.

· Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / А.Л. Венгер, Г.Р. Калимуллина, А.Г. Каспржак, К.Н. Поливанова, О.В. Соколова, Ю.А. Тюменева; под общ. ред. А.Г. Каспржака, К.Н. Поливановой. – М.: Логос, 2006.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно