Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Отношение к жизни в Мокшадхарме и в мифе об Эвридике

Тип Реферат
Предмет Философия
Просмотров
1125
Размер файла
17 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Отношение к жизни в Мокшадхарме и в мифе об Эвридике

Карпицкий Н.Н.

Вторая часть 12-й книги Махабхараты посвящена учениям об освобождении и начинается с наставления, подвигающего к возвышению над всем преходящим. Из книги видно, что древнего ария больше всего пугала бесконечность жизни, в которой повторяются одни и те же страдания. Путь освобождения состоит в том, чтобы найти в себе непреходящее начало – Брахмо, отрешившись от становления безначального и бесконечного времени.

Над всем властвует время, все преходяще. Это и есть страдание. Вынести бесконечность жизни можно, если ее как-то упорядочить. Поэтому арий упорядочивает ее в соответствии с Дхармой. Дхарма – это и всеобщий космический нравственный закон, и учение, и внутренний долг, следуя которому можно достичь освобождения – мокши. Отсюда и название книги – Мокшадхарма.

Для ария религия определялась не догматами, а практическим путем к освобождению, а поскольку пути могут быть разные, то он не видел противоречия в том, что в Мокшадхарме излагаются взаимопротиворечащие религиозные системы – и шиваистская, и вишнуистская, и учение о безличном абсолюте, и атеистические системы. Особый интерес представляет позиция, заявленная от имени антагониста богов – Бали – поверженного царя асуров.

Победивший его Шакра (он же Индра) насмехается над Бали, но вместе с этим и удивляется его спокойствию. Бали, сохраняя достоинство, отвечает, что в мире все преходяще и над всем властвует время. Победа Шакры тоже временна и теряет значение в бесконечном круговороте жизни, где счастье сменяет несчастье, удачу – неудача. На первый взгляд кажется, что здесь нет ничего нового, но все же в словах асура звучит и нечто новое: ни счастья, ни спасения нельзя достичь праведным поведением, знанием или подвигом. Поэтому Бали не раскаивается в своих поступках, ни в дурных, ни в хороших. Все происходит не в силу закона Дхармы, а в силу превратности времени, остается лишь просто принимать свою судьбу, какой бы она ни была.

Если древний арий испытывал страх перед бесконечностью времени, то Бали учит принимать эту бесконечность. Речь идет не об освобождении, которого жаждет арий, но только о принятии преходящего, какой бы удел в нем тебе ни выпал. Это очень сильно напоминает стоическое возвышение над судьбой, и не случайно, т.к. диалог Шакры и Бали раскрывает тайну различия между древнеиндийской и античной культурами.

Космогония Мокшадхармы раскрывает становление мира как порожденного сознанием. Человеческое сознание – лишь модус мирового сознания, модификацией которого является мир. Соответственно, путь освобождения предполагает успокоение сознания, которое ведет к исчезновению его модификаций в виде страданий. Однако с позиции асура мир с его радостями и страданиями – это не модификация его собственного сознания, а данность его сознанию, с которой нужно смириться.

Также как и асур, античный человек воспринимал мир как данность. Ионийские философы описывали мир как становление взаимопревращающихся первоэлементов, т.е. как гилетическую данность. Италийские философы обнаружили данность идеальной сферы. Два этих понимания находят синтез в учении Платона и последующих философов. Общим для всей античной традиции является доверие всякой воспринимаемой данности – чувственно-гилетической, идеальной, эстетической, мистической и т.д. Античный человек воспринимал себя как часть данности мирового целого и не выделял себя в качестве автономного от космоса субъекта.

Этим определялось отношение к жизни античного человека: нужно относится к любым страданиям как к данности, которую надо уметь принимать. Радости и невзгоды – это выпавший удел, с которым нужно смириться. Однако если Бали, будучи не человеком, но асуром, способен принимать страдания, которые несет с собой бесконечное время, то для человека такое принятие бесконечности невыносимо. Поэтому человеку остается отринуть прошлое и грядущее (как посоветовал в своем наставлении Бали) и научиться принимать хотя бы настоящее. Этим стремлением объяснятся аисторичность сознания античного человека, который не хотел видеть ни в прошлом, ни в будущем ничего такого, чего не было бы в настоящем. Аисторичность античного сознания – это защитная реакция на страх перед неопределенностью будущего. Для древнего эллина утешительней было бы признать, что будущего вообще нет, что и подвигло Эпикура ради утешения создать учение о смерти как распаде души. Не только Эпикур, но и стоики, и скептики учили жить настоящим моментом, отрешившись от прошлого и будущего.

Античный идеал мудреца воплощает в себе внутреннюю безмятежность и равнодушие к продолжительности жизни. Мудрец умственным взором охватывает всю свою жизнь, и обнаруживает, что ни в будущем, ни в прошлом нет ничего принципиально отличного от того, что в настоящем. Будет ли жизнь долгой или короткой, это ничего не прибавит и не убавит к тому, что мудрец уже имеет. Образ мудреца служил идеалом для античных людей и выражал специфику античного ощущения жизни.

Для современного человека течение времени – это переход ко всякй раз новому моменту, для античного человека – это бесконечное повторение в разных вариациях того же самого момента. В основе античного понимания времени лежит архетип вечного возвращения. Удел – это постоянное возвращение к тому же самому, что изначально уготовано судьбой. Но повторяющееся приедается, и бесконечное возвращение к своему уделу ведет к постепенной утрате ощущения жизни. Чтобы сохранить это ощущение, необходимо было найти прочное онтологическое основание исходной точки бытия, к которой постоянно возвращается жизнь. Поиск этого онтологического основания завершился открытием идеального бытия: «единого» у Парменида, мира чисел у Пифагора, мира эйдосов у Платона и логоса у стоиков. Однако простой античный человек не всегда мог воспарять к вершинам умопостигаемого мира, и в постоянном возвращении к своему уделу чувствовал постепенное истончение бытия, завершающееся эфемерным полусуществованием в Аиде. Поэтому Аид – это не иной мир, а истончение (кенозис) жизненного бытия человека.

Миф об Орфее и Эвридике является образным выражением кенозиса бытия. Эвридика гибнет случайно, можно сказать, по-глупому. Орфей видит свой удел в том, чтобы быть с Эвридикой, и вполне обоснованно считает, что ее гибель нарушает уготованный судьбой порядок. Поэтому он требует от богов возвращения любимой, и, поскольку его требование справедливо, боги отпускают Эвридику из Аида. Стремясь вернуть ее, Орфей вовсе не ведет ее к новому состоянию, но возвращает к исходной точке бытия, т.е. к уготованной судьбой их совместной жизни. Боги пытаются предупредить Орфея, что возращение ведет к кенозису бытия: хотя Орфей может быть с Эвридикой, тем не менее, их совместное бытие уже никогда не будет полным. Божественное предупреждение заключалось в запрете оглядываться на Эвридику. Орфей не может смириться с этой неполнотой и пытается не просто вернуть свою жизнь, но вернуть ее во всей полноте, что выразилось в нарушении запрета. Если бы Орфей нашел онтологические основания своего удела в платоновском мире эйдосов, он смог бы смотреть на свою любимую и жить с ней. Но бытие Орфея, как и бытие простого античного грека, не имело тех онтологических оснований, к которым удавалось воспарять лишь философам. Поэтому Орфей теряет Эвридику навсегда.

В представлении древних ариев мир подчинялся не физической, а психологической закономерности. Становление жизни определялось причинной обусловленностью между желаниями и поступками. Даже смерть не могла разорвать причинную связь жизни, представлявшей собой бесконечный круг перерождений. Многообразие переживаний мира обусловлено желаниями. Желания – это особые акты сознания, которые в своей направленности вовне вычленяют явления жизни. Если индийский аскет уходил в лес и отрешался от желаний, то для него все многообразие жизни растворялось в единой безличной реальности – Атмане.

В отличие от древнего ария античный эллин воспринимал жизнь как данность, которую он претерпевает, и к которой пытается как-то относиться (желательно – безмятежно). Идеалом для него служило отрешенное возвышение над всем тем, что преподносит судьба. Если для античного эллина содержание настоящего момента «здесь и сейчас» – это действующая на него фактичность явлений, то для древнего ария – это явление раскрывается в акте направленного на него желания. Восприятие эллина акцентировано на данности. Восприятие ария – на акте, схватывающем эту данность, благодаря чему он обнаружил, что всякое воспринимаемое содержание дано не одномоментно с актом восприятия, а с некоторым запаздыванием - сначала раскрывается желание, а потом уже направленность этого желания вычленяет те или иные явления жизни. Иными словами, восприятие настоящего постоянно соскальзывало то в будущее (при акцентировании на акт), то в прошлое (при акцентировании на воспринимаемых явлениях). Настоящее именно как настоящее само по себе было предметом поисков, и обнаруживалось лишь во вневременности Абсолюта.

Воспринимаемые явления не удерживались в переживании настоящего момента, в силу чего преходящесть превратилась в основополагающую характеристику потока явлений жизни. Настоящий момент рассредоточивался в прошлом и будущем, что приводило к оскудению чувства жизни. Восстановить это чувство можно было за счет мысленного удерживания всей длительности жизни. А поскольку в силу психической причинной обусловленности жизнь не могла быть ограничена рождением и умиранием, то для мысленного взора ария раскрывалась вся ее бесконечность, в которой окончательно растворялось ощущение настоящего. Эта бесконечность жизни внушала ужас арию, искавшему религиозные пути обретения самодостаточного и непреходящего состояния.

Для античного человека бесконечность была признаком неопределенности, хаотичности. Древний арий избежал погружения в хаос благодаря структурированию бесконечности жизни в соответствии с законом причинности. Эта структурированность оформилась в виде всеобщего нравственного закона – Дхармы, которая имела для ария такое же большое значение, как судьба для античного эллина.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно