Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Финансовый потенциал населения как источник инвестиций в экономику страны

Тип Реферат
Предмет Менеджмент
Просмотров
854
Размер файла
219 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Финансовый потенциал населения как источник инвестиций в экономику страны

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и управления

Кафедра управления в социальных и экономических системах

Процент выполнения работы
Номер учебной недели

Курсовая работа

по дисциплине

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ »

Тема

«Финансовый потенциал населения как источник инвестиций в экономику страны»

Выполнил: студент группы ГМУ-324

Акбутин А.Д.

зачетная книжка № 203894

(подпись)

Руководитель: Глущенко Л.Р.

(дата и подпись)

Уфа – 2010


План выполнения курсовой работы

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

студента: Акбутина А.Д.

группы: ГМУ-324

на тему: Финансовый потенциал населения как источник инвестиций в экономику страны

Наименование этапа работДата или № учебной неделиОбъем выполнения (%)
планируемаяфактическая
Получение и согласование темы курсовой работы2 – 3
Разработка общего плана курсовой работы и его утверждение4
Подбор, изучение и анализ литературных источников5
Написание теоретической части6
Сбор статистических данных для аналитической части 7
Обработка статистических данных, выполнение комплексного анализа и написание аналитической части8
Формулирование выводов, определение направлений развития, разработка рекомендаций по совершенствованию объекта исследования9
Оформление курсовой работы10
Работа над замечаниями руководителя11
Защита курсовой работы12

Студент ______________ Акбутин А.Д.

(подпись)

Руководитель ______________ Глущенко Л.Р.

(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Теоретические аспекты финансового потенциала населения…………………..6

1.1 Сущность финансов населения и их специфик …………………………...6

1.2 Финансовый потенциал населения и его экономическое содержание …..9

1.3 Факторы, влияющие на величину финансового потенциала населения..13

2 Анализ индикаторов финансового потенциала населения ……………………17

3 Государственные меры привлечения средств населения в экономику

страны ……………………………………………………………………………23

Заключение ………………………………………………………………………....29

Список используемой литературы ……………………………………………..…30

Приложения ………………………………………………………………………...32


Введение

В условиях экономического роста возрастает роль финансового потенциала домохозяйств, поскольку усиливается зависимость экономической системы от материального благополучия населения, от использования доходов домохозяйств в качестве бюджетных, кредитных, страховых ресурсов, вовлечения их в инвестиционный процесс.Опыт развитых стран и логика экономического развития рыночного хозяйства свидетельствуют, что финансовый потенциал домохозяйств может способствовать стабилизации финансовой системы государства.

Финансы граждан в отечественной экономической науке являются наименее изученными, заложенный в сбережениях граждан финансовый потенциал используется неэффективно, механизм его развития до сих пор должным образом не сформирован, не отлажен, и характеризуется пробелами законодательного характера. Ситуацию усугубляют низкая экономическая грамотность большинства россиян на фоне предшествующего негативного опыта инвестирования и высокая социальная дифференциация российского общества.

Сформировалась острая необходимость исследования механизма развития финансового потенциала россиян, особенностей его современного формирования и перспектив развития.

Объектом исследования является финансовый потенциал домохозяйств.

Предметом исследованияявляются экономические и финансовые отношения, возникающие при формировании и развитии финансового потенциала домашних хозяйств в России.

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов финансового потенциала населения, проведение анализа индикаторов финансового потенциала и выработка рекомендаций по привлечению средств населения в экономику страны. Для достижения цели был выполнен ряд задач.

В первом разделе курсовой работы были исследовано понятие финансов домашних хозяйств, рассмотрены различные подходы к пониманию понятия «финансовый потенциал населения» и выработано определение данного понятия. Были выявлены факторы, влияющие на финансовый потенциал населения, анализ которых был проделан во втором разделе курсовой работы. В заключительном разделе разработаны меры, которые необходимо принять для увеличения притока внутренних инвестиций.


1 Теоретические аспекты финансового потенциала населения

1.1 Сущность финансов населения и их специфика

В экономической и финансовой литературе чаще встречается термин «финансы домашних хозяйств», нежели «финансы населения». Изучив данное понятие, можно сделать выводы, что существенного различия между финансами населения и финансами домохозяйств нет. По крайней мере, в русле рассматриваемой темы, если говорить о население вообще, целиком (обо всем населении РФ), то можно условно поставить знак равенства между финансами населения и финансами всех домашних хозяйств. Поэтому в данной курсовой работе будем считать эти термины однозначными.

Финансы домашних хозяйств представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Являясь звеном финансовой системы на уровне отдельной семьи, они представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства [5].

В отличие от финансов коммер­ческих предприятий и организаций, имеющих решающие значе­ние в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального до­хода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Население вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из накопительной пенсионной системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ, с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сфер.

Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. Финансы населения имеют большое значение:

¾ для обеспечения социальной стабильности общества;

¾ для формирования классовой структуры общества;

¾ как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц);

¾ как источник инвестиций в развитие экономики страны;

¾ как источник финансирования внутреннего долга правительства;

¾ для формирования страхового фонда страховщиков и др.

Главной целью финансов домашних хозяйств является обеспечение жизненных потребностей семьи, создание реальных условий существования данной семьи.

Сущность финансов населения находит свое проявление в функциях. Авторы учебников выделяют несколько классификаций. Согласно классификации Ковалева В.В. и Белозерова С.А. финансы домашних хозяйств выполняют четыре функции: распределительную, контрольную, регулирующую и инвестиционную [3].

Рассмотрим их подробней.

Распределительная функция финансов населения охватывает первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи. Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы — как одного из производственных факторов. Именно через эту функцию финансов домашних хозяйств происходит обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.

Следующей функцией финансов домашних хозяйств является контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является само­стоятельным хозяйствующим субъектом, уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов.

Согласование экономических интересов раз­личных участников домашнего хозяйства обеспечивается регулирующей функцией путем изменение части располагаемого дохода. Регулирующая функция поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого.

Важной функцией финансов домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства выступает инвестиционная функция. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материаль­ной основой для выполнения данной функции.

Все функции финансов населения взаимосвязаны и действуют одновременно, дополняя друг друга.

Финансы домашних хозяйств имеют свои особенности, которые отличают их от других элементов финансовой системы. Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Действительно, процесс создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как государственный бюджет, находится под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств. Вследствие этого органы статистики большую часть выводов по финансам населения делают на основании статотчетности хозяйствующих субъектов, либо путем экспертной оценки данных выборочного обследования домохозяйств. Такие данные получаются путем проведения опросов.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Повышение ставок налогов, выплачивае­мых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются че­рез бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в ре­зультате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.

1.2 Финансовый потенциал населения и его экономическое содержание

В современной литературе говоря о финансовом потенциале населения, авторы многих учебников и статей расходятся в своих определениях. Гайнанов Д.А. в своей работе «Оценка и механизм управления финансовым потенциалом муниципального образования» определяет финансовый потенциал населения как денежные доходы населения [1]. Кибирева Ю., изучая рынок жилья в Челябинской области, определила финансовый потенциал населения как объем денег, который может быть потрачен [7]. На сайте «Финансовая аналитика» [6] приводится статья «Налоговый потенциал региона: его место и функциональные границы в экономике региона». В ней финансовый потенциал населения рассматривается как составная часть финансового потенциала региона. Автор статьи дает оценку финансовому потенциалу населения исходя из рыночной стоимости имущества в домашних хозяйствах населения и размеров всех видов их финансовых активов. Губернатор Астраханской области Жилкин А., размышляя о финансовом потенциале населения, говорит о денежных накоплениях, находящихся на руках у населения [18]. Мытарева Л. в диссертации "Особенности формирования современного механизма развития финансового потенциала населения России " дает свое толкование финансовому потенциалу населения, определяя его как способность сберегательного актива населения приносить доход владельцу при данной институциональной инфраструктуре [4].

Наличие различных подходов приводит к терминологической путанице. C одной стороны, финансовый потенциал – это совокупность имеющихся денежных ресурсов. С другой стороны, финансовый потенциал отражает возможность получения доходов различными экономическими субъектами на конкретной территории, при условии мобилизации и использования финансовых ресурсов в требуемом количестве в определенный период времени.

Такое расхождения в определениях обязывает нас самостоятельно изучить значение понятия финансового потенциала, и, с учетом вышенаписаного, синтезировать свое определение понятия «финансовый потенциал населения».

Для начала необходимо разобраться, что такое финансовый потенциал и какие виды финансового потенциала бывают.

В литературе чаще все рассматриваются понятия:

¾ финансовый потенциал государства;

¾ финансовый потенциал региона;

¾ финансовый потенциал организации;

¾ финансовый потенциал домашних хозяйств.

Финансовый потенциал государства – это совокупность имеющихся денежных ресурсов государства, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, в т. ч. и средства, полученные путем перераспределения из одних сфер использования в другие без перехода критических границ, т. е. без угрозы гибели, разрушения сфер, из которых изымаются финансовые ресурсы.

Говоря о финансовом потенциале региона, авторы также не пришли к единой формулировке данного понятия. Некоторые авторы финансовый потенциал региона сводят к совокупности финансовых потенциалов предприятий, расположенных на нем. Другие авторы в состав финансового потенциала включают природные ресурсы региона. Расширенное понимание финансового потенциала связано с включением в его содержание следующих элементов: консолидированного бюджета, внебюджетных фондов, финансового потенциала предприятий и организаций всех форм собственности, средств населения, находящихся в наличной форме или в банках и иных финансовых институтах, а также в виде различных ценных бумаг, средств, привлекаемых банками с других территорий [2]. То есть это совокупность финансовых и экономических ресурсов региона, обеспечивающих его поступательное развитие и самостоятельность.

Финансовый потенциал организации – это общая сумма денежных средств коммерческой организации, которые она может мобилизовать в короткие сроки для решения неотложных проблем.

Попробуем сформулировать определение понятия «финансовый потенциал населения».

Термин «потенциал» происходит от латинского и означает сила. В Большой Советской Энциклопедии приводится определение потенциала как «... средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [11]. По мнению многих экономистов, потенциал однозначно подразумевает необходимость количественной интерпретации скрытых возможностей изучаемого объекта.

Таким образом «потенциал» подразумевает не то, сколько финансов имеется на данный момент у населения, а то, сколько финансов может быть, можно получить, если приложить максимум усилий.

Тогда финансовый потенциал населения можно определить как максимальный объем финансовых ресурсов населения, который может быть мобилизован и который может быть использован для реализации разнообразных потребностей населения.

Тема курсовой работы – «Финансовый потенциал населения как источник инвестиций в экономику страны». Поэтому в данной работе финансовый потенциал тесно связан с инвестиционным потенциалом населения. Разница заключается в следующем.

Инвестиционный потенциал – это то, сколько имеющихся денег население может и готово инвестировать. Это объемы сбережений, накоплений населения, свободные денежные ресурсы которые могут быть инвестированы в экономику страны. С этой точки зрения инвестиционный потенциал населения можно посчитать как разницу между доходами населения и его расходами. Инвестиционный потенциал отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования.

Финансовый потенциал населения понятие более широкое и включает в себя инвестиционный потенциал. Финансовый потенциал это не просто текущие доходы и сбережения населения. Это теоретически возможные максимальные доходы, финансовые ресурсы и финансовые богатства, которые могут быть использованы для реализации разнообразных потребностей домохозяйства и решения задач развития каждого участника.

Структура финансового потенциала населения представлена на рисунке 1.1.


Рисунок 1.1 – Структура финансового потенциала населения

1.3 Факторы, влияющие на величину финансового потенциала населения

Во втором подразделе данного раздела было дано определение финансовому потенциалу населения, и была представлена его структура (то из чего состоит финансовый потенциал). Для выявления факторов влияющих на величину финансового потенциала населения необходимо рассмотреть каждый элемент структуры финансового потенциала в отдельности и определить факторы, оказывающие на этот элемент воздействие.

Как уже отмечалось выше финансовый потенциал населения – это максимальный объем финансовых ресурсов населения, который может быть мобилизован. Наибольшее влияние на финансовый потенциал оказывает объем сбережений населения (чем больше сбережения – тем больше величина финансового потенциала), доходы и расходы населения. Рассмотрим их.

Денежные доходы домашних хозяйств подразделяются по следующим источникам поступления [10]:

¾ заработная плата;

¾ пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты;

¾ доходы от предпринимательской деятельности;

¾ доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на финансовом рынке.

Факторами, влияющими на доходы домашних хозяйств, будут:

¾ установленный законом минимальный размер оплаты труда (МРОТ);

¾ проводимая государством социальная политика;

¾ политика поддержки малого бизнеса, налоговое законодательство;

¾ уровень развития финансовых институтов и инструментов и финансовая грамотность населения.

К расходам на потребление могут быть отнесены так называемые обязательные расходы, т.е. расходы, без которых не может нормально существовать домашнее хозяйство. К ним относятся[10]:

¾ налоги и обязательные сборы с физических лиц (подоходный налог, или налог на доходы физических лиц; налог на имущество, иные налоги);

¾ коммунальные и другие ежемесячные платежи населения (оплата коммунальных услуг, электроэнергии, отопления, другие платежи);

¾ текущие расходы на потребление (расходы на продукты питания, расходы на одежду и обувь, медицинские услуги, различные виды личного страхования, другие текущие расходы);

¾ капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительного промежутка времени (приобретение мебели, автомобиля, жилья и т.д.);

¾ капитальные расходы, связанные с вложением денег для получения дохода домашнего хозяйства в будущем (расходы, связанные с образованием, расходы, связанные с открытием собственного дела).

Основными факторами, влияющими на расходы населения, выступают цены на услугу и товары, а также бюджетно-налоговая политика государства.

Увеличение или снижение уровня цен на товары и услуги в конечном итоге влияют на величину сбережений. То есть изменение уровня цен меняют реальную стоимость (покупательную способность) некоторых видов ценностей.

Изменения в налогообложении также приводят к изменению в уровне сбережений. Рост налогов приведет к снижению уровня сбережений и наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично идти на сбережения населения, вызывая таким образом увеличение общего уровня сбережений.

Все теории сбережений рассматривают в качестве определяющих факторов уровень доходов и расходов населения. Но они не единственные фактором, воздействующим на сбережения.

В теории сбережений существуют факторы не связанные с доходом:

¾ гарантия безопасности сбережений — при отсутствии безопасности сбережений члены общества будут стремиться использовать свои доходы на текущее потребление;

¾ ажиотажный спрос, рост предложения на рынке могут способствовать резкому росту потребления и, как следствие, сокращению сбережений;

¾ ожидания населения, связанные с будущей ситуацией на рынках товаров и услуг, тоже являются существенным фактором, так как могут оказать воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к снижению сбережений, потому что для потребителей естественно стремление избежать уплаты более высоких цен. И наоборот, ожидаемые падение цен и рост предложения товаров побуждают потребителей увеличивать сбережения;

¾ привлекательность инвестиционных проектов и инвестиционный климат в стране в целом. Благоприятный инвестиционный климат и высокая доходность от вложений при минимальных рисках будут подталкивать население сберегать больше, отложить на потом планируемые крупные покупки с целью извлечения прибыли от вложений.

В условиях стабильного развития экономики большая часть сбережений превращается в инвестиции. Нестабильность экономического положения в стране, кризисное состояние экономики, высокие темпы инфляции приводят к тому, что значительная часть сбережений не вовлекается в инвестиционный процесс, а используется на товарные запасы или расходуется на приобретение иностранной валюты. Другая часть сбережений направляется в сферы, где ожидается более высокая прибыль и более быстрое ее получение. Значительная часть инвестиций приобретает краткосрочный, спекулятивный характер. Доля долгосрочных производственных инвестиций сокращается. Это приводит к падению темпов роста производства, сокращению занятости, снижению уровня потребления и сбережений.

Также данные факторы можно сгруппировать на внутренние и внешние. К внешним будут относиться факторы, не зависящие от воли и желаний населения: проводимая государством социальная политика; бюджетно-налоговая политика; уровень развития финансовых институтов и инструментов; инвестиционный климат.

К внутренним факторам можно отнести: потребительское поведение; сберегательное поведение; финансовая грамотность населения (чем выше финансовая грамотность, тем увереннее и охотнее население сберегает и вкладывает свои финансовые ресурсы в различные финансовые инструменты); ожидания населения (ожидания по поводу будущей экономической ситуации в стране могут так или иначе сказываться на размерах сбережений и на структуре и направлениях потребления).

Выявленные факторы представлены на рисунке 1.2.


Рисунок 1.2 – Факторы, влияющие на величину финансового потенциала населения


2 Анализ индикаторов финансового потенциала населения

В предыдущем разделе были выявлены факторы оказывающие влияние на величину финансового потенциала населения. Так как данный показатель является величиной абстрактной и формулы для математического подсчета не существует, то для оценки его динамики и прогнозирования изменений можно воспользоваться индикаторами. Данными индикаторами будут служить выявленные факторы и элементы структуры финансового потенциала населения, так как они наиболее точно описывают и характеризуют рассматриваемый показатель. Для анализа рассмотрим доходы населения (т.к. на их основе формируется финансовый потенциал), объем и состав денежных накоплений (т.к. нам важно знать, ни сколько денег население тратит на потребление, а сколько может инвестировать), а также индекс уверенности потребителей, характеризующий ожидания и настроения людей

Уровень доходов населения является важным индикатором, характеризующим финансовый потенциал населения. Несомненно, чем выше доходы населения, тем больше величина финансового потенциала.

Структура денежных доходов населения по источникам поступления приведена в Приложении А[15]. Рассмотрев данную структуру можно сделать вывод, что на величину доходов населения оказывает существенное влияние размер заработной платы (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 – Структура доходов населения по источникам поступлений в 2008-2009 г., %

Социальные выплаты и доходы от предпринимательской деятельности вносят приблизительно одинаковый вклад в общую сумму доходов населения и составляют примерно 11%. Для активизации малого предпринимательства государство в последнее проводят ряд программ по поддержке малого бизнеса.

На протяжении последних лет доходы населения увеличиваются [14]. Динамика среднедушевых доходов населения в 2001-2009 гг. представлена на рисунке 2.2 и приведена в Приложении Б.

Рисунок 2.2 – Динамика среднедушевых доходов населения в 2001-2009 гг., руб.

На графике видно, что в период с 2001 по 2008 год доходы населения равномерно росли, прибавляя по 20-25% ежегодно. В 2008 году рост доходов приостановился и в 2009 составил всего 2 % по сравнению с предыдущим годом. Это, вероятно, было вызвано мировым финансовым кризисом. За период с 2001 по 2009 год доходы населения выросли более чем в 5 раз.

Объем и состав денежных накоплений также являются важными индикаторами финансового потенциала населения. Увеличение объема денежных накоплений свидетельствует об увеличении финансового потенциала населения. Структура денежных накоплений свидетельствует об уровне финансовой грамотности населения. Чем выше финансовая грамотность населения, тем меньше люди хранят сбережения в наличности. Наличные деньги относятся к неорганизованным формам сбережений. Организованными следует считать сбережения, используемые как источник инвестиций. Это, прежде всего сбережения во вкладах и ценных бумагах.

Объем и состав денежных накоплений приведены в Приложении В [13].

На рисунке 2.3 изображена структура денежных накоплений в 2009 году.

Рисунок 2.3 – Структура денежных накоплений населения в 2009 г., %

Как видно на рисунке 2.3 население России предпочитает хранить деньги во вкладах, на втором месте выступает наличность и только на третьем сбережения в ценных бумагах, объем которых составил 10,8% от всех сбережений, что намного ниже аналогичных показателей в Европе и США. С другой стороны рынок ценных бумаг в США начал развиваться с начала 19-го века, в России – в конце 20-го века [19]. Поэтому для россиян привычней хранить деньги в банковских вкладах.

Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах в период с 2000 по 2007 год составил 885%, увеличившись со 141564 млн. руб. до 1 396 850 млн. руб. [16]. Этот прирост весьма значителен и объясняется оживлением экономики после экономического кризиса 1998 года. Однако 31,2% сбережений (рис. 2.3) до сих пор хранится в наличности, и, следовательно, сдерживает развитие финансовых институтов и инструментов. Это можно объяснить тем, что значительная часть граждан не доверяет финансовым структурам.

Если говорить об объеме накоплений населения, налицо положительная динамика (рис.2.4).

Рисунок 2.4 – Динамика изменения объема накоплений населения в 2009-2010 г., руб.

За последний год с января 2009 по январь 2010 объем накоплений увеличился на 16 процентов, что в абсолютных значениях составило 1320 рублей.

Индекс уверенности потребителя – обобщающий показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания и намерения населения. Индекс уверенности потребителя рассчитывается как средняя арифметическая значений процентного баланса по пяти вопросам: о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, о произошедших и ожидаемых изменениях экономической ситуации в России, о благоприятности условий для крупных покупок.

Индекс уверенности потребителей считается в процентах, как относительный показатель количества положительных и отрицательных ответов из общего количества. Чем выше индекс уверенности потребителей, тем более оптимистично население в своих прогнозах по поводу экономической ситуации в стране, тем более охотно население сберегает и вкладывает деньги в различные финансовые инструменты, для получения доходов, не боясь, что завтра будет дефолт и все их деньги обесценятся. Значит с увеличением индекса уверенности потребителя, финансовый потенциал населения увеличивается.

Проанализируем динамику этого показателя. Исходные данные приведены в ПриложенииГ [17].

На рисунке 2.5 изображена динамика индекса уверенности потребителя с 1998 года по 2009 год.

Рисунок 2.5 – Динамика индекса уверенности потребителя, %

Как видно на графике в 1998 году индекс уверенности потребителя был очень низок. Это связанно с дефолтом 1998 года, который привел к девальвации рубля. Для коррекции индекса уверенности потребителей после событий 1998 года ушло около 3 лет (до III квартала 2001 года). Аналогичный спад мы наблюдаем в III квартале 2008 года, что связано с глобальным экономическим кризисом. «Дно» индекса приходится на I квартал 2009 года. С учетом предыдущего опыта об окончательной коррекции данного показателя можно будет говорить в 2012 году, т.е. не менее чем через 3 года после «дна».

Если дифференцировать исходные данные по половозрастному признаку, то можно сказать что мужчины более склонны давать положительные ответы, нежели женщины и смотрят в будущее с большим оптимизмом. А молодые более оптимистичны, по сравнению с взрослыми, в то время как люди старше 50 в своем большинстве склонны давать отрицательные ответы (Прил. Г).

Подводя итог данного раздела, следует сказать, что с 2000 года финансовый потенциал населения вырос. Наблюдается положительная динамика доходов и сбережений населения. Индекс уверенности потребителей так же рос, но на фоне финансового кризиса, опустился. Вместе с ним сократился и процент граждан, инвестирующих свои накопления в ценные бумаги. Многие граждане предпочитают хранить деньги в банках, мало доверяя другим финансовым институтам и структурам. Потребуется около 2 лет, прежде чем индекс уверенности придет в докризисное состояние. В течении этого времени государство должно активно повышать финансовую грамотность населения и создавать все условия для безопасного и выгодного инвестирования граждан своих сбережений в экономику страны.


3 Государственные меры привлечения средств населения в экономику страны

Сбережения населения во всем мире считаются одним из основных источников для инвестирования. Население России представляет собой значительный слой потенциальных инвесторов. Поэтому актуальной задачей является мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов. Мобилизация и привлечение в экономику накоплений населения позволили бы провести реструктурирование многих отечественных предприятий. Кроме того, рост внутренних инвестиций в стране важен и для привлечения иностранных инвесторов.

В создавшейся в России ситуации пока нет реальной возможности привлечь сбережения населения в качестве инвестиции в производство в размерах, достаточных для возобновления устойчивого экономического роста. Для привлечения сбережений российских граждан с целью инвестирования реального сектора экономики государство должно выполнить ряд мер.

Российская экономика нуждается в долгосрочных ресурсах. Традиционно поставщиками «длинных» денег выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), страховые компании, паевые инвестиционные фонды (ПИФ), а коротких – коммерческие банки. В российском механизме, как по численности, так и по объему привлеченных от населения средств, преобладают последние.

Паевые инвестиционные фонды являются удобным и подходящим инструментом для инвестирования, т.к. они достаточно ликвидные, и минимумы для входа у них значительно меньше, чем на фондовом рынке. Несмотря на то, что у паевых инвестиционных фондов есть ряд весомых преимуществ, как и у любого инвестиционного инструмента, у ПИФов есть недостатки, препятствующие притоку внутренних инвесторов.

Среди недостатков ПИФов нужно отметить следующие:

¾ недостаток информации;

¾ затраты;

¾ риск потерь.

Несмотря на то, что администрации ПИФов предоставляют отчеты о рыночной стоимости фонда в интернете и печатных изданиях, нет возможности исследовать паевой инвестиционный фонд детально. Даже если и есть возможность сравнить несколько фондов, это сравнение будет основано только на таких данных как продолжительность и прибыльность. Любые внутренние данные о составе ПИФа скрыты от третьих лиц, даже клиентов.

Существенным недостатком ПИФов являются затраты. Необходимо платить комиссию ПИФу как на входе, так и на выходе. Кроме этого, есть еще и периодические административные сборы, которые надо платить независимо от доходности паевого инвестиционного фонда.

Главным недостатком ПИФа является риск потерь. Паевые инвестиционные фонды не гарантируют прибыль.

На законодательном уровне есть ряд ограничений снижающих риски потерь:

¾ максимальная доля эмитента ограничена 15%;

¾ отсутствие возможности играть на понижение (шорт);

¾ отсутствие возможности использовать маржинальное кредитование (плеч).

Еще одной мерой со стороны государства в области ПИФов может стать принятие закона об обязательном страховании рисков инвесторов.

Также притоку в инвестиционную сферу частного национального капитала препятствуют экономическая нестабильность и неблагоприятный инвестиционный климат. В рейтинге стран по уровню инвестиционной привлекательности Россия занимает 120 место [9].

К числу основных мер по улучшению инвестиционного климата России Медведев Д.А. определил [12]:

¾ строительство производственных объектов, по европейским стандартам;

¾ оптимизация миграционного режима;

¾ развитие механизма финансовых гарантий;

¾ совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики;

¾ системная работа по улучшению инвестиционного имиджа.

Развитие системы НПФ выгодно и для государства, и для населения. Помимо решения такой важной социальной задачи, как дополнительное пенсионное обеспечение граждан, НПФ в состоянии осуществить долгосрочные вложения в экономику.

После принятие федерального закона и других нормативных актов, касающихся деятельности НПФ, развитие НПФ в России пошло быстрыми темпами. Однако разорение фондов или невыполнение ими обязательств перед участниками может дискредитировать саму идею негосударственного пенсионного обеспечения. Соответственно, вопрос надежности пенсионных фондов остается сегодня одним из самых актуальных.

Мировой финансовый кризис серьезно повлиял на состояние российской пенсионной накопительной системы. В качестве основных проявлений кризиса в развитии НПФ можно отметить следующие:

¾ отрицательные результаты инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений по итогам 2008 года воспринимаются широкой аудиторией очевидно негативно, что приводит к появлению панических настроений среди клиентов НПФ и попыткам забрать свои средства из фондов;

¾ кризис выявил несовершенство методики оценки активов фондов в условиях кризиса на фондовом рынке;

¾ в случае распространения кризисных явлений на банковский сектор негосударственные пенсионные фонды могут столкнуться с потерями пенсионных накоплений и пенсионных резервов, размещенных в депозиты банков, проходящих процедуру банкротства. Это связано с тем, что требования по возврату пенсионных накоплений граждан, в отличие от вкладов физических лиц, будут удовлетворены не в первую очередь, а в пятую по разряду "прочие кредиторы" [12].

Кризис показал, что НПФ нуждаются в государственной поддержке с целью предотвращения проблем, которые уже проявились или могут возникнуть в случае дальнейшего развития негативных проявлений кризисных явлений в экономике.

Первоочередными из этих мер являются:

¾ добиться информационной "прозрачности" и открытости пенсионных фондов;

¾ разработка методики оценки пенсионных активов НПФ, адекватно реагирующей на наличие кризисных явлений на фондовом рынке;

¾ внесение изменений в законодательство о банкротстве кредитных организаций положений, определяющих, что наряду с банковскими вкладами физических лиц требования и по средствам пенсионных сбережений граждан удовлетворяются при банкротстве кредитных учреждений в первую очередь.

Для повышения доверия населения к деятельности НПФ требует с одной стороны создания реальных механизмов защиты прав вкладчиков и участников НПФ, с другой стороны, необходимо существенное повышение финансовой грамотности населения.

В данной работе не раз был использован термин «финансовая грамотность». Всеми экспертами признается, что уровень финансовой грамотности населения в настоящее время чрезвычайно низок. Государство не учит своих граждан как сберегать, как инвестировать, как осуществлять личное финансовое планирование. А ведь это первый шаг к тому, чтобы стимулировать финансовую активность населения. Рост финансовой грамотности приведет к стабильному повышению уровня пользования финансовыми инструментами.

Спрос на финансовые услуги в последнее заметно вырос. Это связано с ростом денежных доходов и сбережений населения. Однако приход на рынок людей с низкой финансовой грамотностью может создать большие проблемы для адекватной работы финансовых рынков. Если люди, делая свой выбор, не могут отличить добросовестные компании от недобросовестных, инвесторы реагируют на ложные сигналы и паникуют при первых же негативных новостях, а заемщики отказываются платить по своим обязательствам, то за коротким периодом роста неизбежно последует кризис и новый спад интереса населения к финансовому рынку.

В процессе повышения финансовой грамотности населения государство должно:

¾ стать организатором публичной дискуссии по этой теме;

¾ следить за тем, чтобы программы повышения финансовой грамотности не свелись к рекламным и маркетинговым действиям по продвижению продуктов и привлечению клиентов;

¾ наладить сбор и анализ информации, например, по тем жалобам от населения, которые поступают в организации, контролирующие и регулирующие финансовые рынки;

¾ совершенствовать законодательную базу для того, чтобы недобросовестные участники не имели возможности предоставлять финансовые услуги населению;

¾ проводить политику повышения прозрачности работы финансовых институтов: раскрытие информации, унификация договоров.

Высокоэффективной мерой повышения финансового потенциала населения могло бы стать внедрение дисциплины «финансовая грамотность» в 10-11 классах общеобразовательных учреждений. Помимо этого необходимым представляется создание системы дополнительного, факультативного школьного образования в рамках государственно-частного партнерства, в которой при участии банков, управляющих компаний и других участников рынка появлялись бы внеклассные формы работы со школьниками: тренинги, семинары, дни открытых дверей.

Реализация вышеприведенных программ и государственных мер способствует укреплению доверия населения финансовым институтам и развитию системы коллективного инвестирования. От развития системы коллективных инвесторов в России выиграют и государство, и граждане. Выигрыш государства состоит в притоке инвестиций в экономику, значительном росте налоговых поступлений, росте спроса на государственные ценные бумаги. Выигрыш населения ؎ в увеличении возможностей сохранения и преумножения своих сбережений, в росте налоговых поступлений в бюджет, а значит, и лучшем финансировании социальных программ.


Заключение

Подводя итог проделанной работы, следует повториться. За последние 10 лет доходы населения стали увеличиваться. Наряду с увеличениями доходов начали формироваться и увеличиваться сбережения населения. Задача государства эти сбережения направить в нужное направление, а именно в реальный сектор экономики. Традиционно российские граждане хранят свои сбережения в валюте, в депозитах или просто в наличности. Барьерами на пути к инвестированию являются низкая финансовая грамотность населения, недоверие финансовым институтам, предшествующий негативный опыт инвестирования, неблагоприятный инвестиционный климат в стране, а также несовершенства законодательства в данном вопросе.

Для решения проблем привлечения средств населения в экономику страны, государство должно вести активную работу в данном направлении. Как показала практика, недостаточно просто создать финансовый механизм и инструменты и привлечь к работе посредников в лице финансовых институтов. Необходима работа с населением. Работа по ликвидации финансовой безграмотности, работа по формированию позитивного общественного мнения по поводу финансовых институтов: ПИФов, НПФ, страховых компаний.

Для выполнения всей этой работы необходимо привлекать квалифицированных специалистов, профессионалов своего дела, которые будут в состоянии правильно и грамотно донести до населения смысл данных мероприятий.


Список используемой литературы

1. Гайнанов Д.А. Оценка и механизм управления финансовым потенциалом муниципального образования // Вестник БИСТ. - 2009. - №2. - С.77-94.

2. Зенченко С.В., Пащенко М.П. Финансовый потенциал региона и его экономическое содержание // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2008. - № 3. - С.3-10.

3. Ковалев В.В. и др. Финансы: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 512с.

4. Мытарева Л.А. Особенности формирования современного механизма развития финансового потенциала населения России: Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Волгоградский государственный университет. В., 2006.

5. Поляк Г.Б. Финансы: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703с.

6. http://finanal.ru/regulirovanie/nalogovyi-potentsial-regiona-ego-mesto-i-funktsionalnye-granitsy-v-ekonomike-regiona?page=0,3

7. http://nedv.info/main/inhab/2009/10/9/446/

8. http://npfpub.narod.ru/p090215.htm

9. http://profit-news.ru/news26.htm

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Личные_финансы

11. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00061/92000.htm

12. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/doc201002101210

13. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/doc3-1-2.htm

14. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_11g.htm

15. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_13kv.htm

16. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_17g.xls

17. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_81.htm

18. http://www.jilkin.ru/news/press/?id=21

19. http://www.old.rcb.ru/archive/articles.asp?id=990


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления

Всего денежных доходов, млрд. рублейв том числе в процентах
доходы от предприни-оплата труда, включая скрытую заработную платусоциальные выплатыдоходы от собственностидругие
мательской деятельностидоходы
2008 год
I квартал5 227,1010,268,413,36,12
II квартал6 283,79,668,412,77,41,9
III квартал6 702,110,368,912,46,42
IY квартал7 348,39,968,5136,62
Год25 561,21068,612,86,62
2009 год
I квартал5 898,010,269,414,73,81,9
II квартал7 140,09,171,213,93,82

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Динамика среднедушевых доходов населения по России

Годырублей в месяц
(до 1998г.-тыс.руб.)
19700,074
19750,099
19800,121
19850,142
19900,217
19910,47
19924,017
199345,27
1994206,6
1995515,9
1996769,5
1997940,6
19981010,2
19991658,9
20002281,1
20013062
20023947,2
20035170,4
20046410,3
20058111,9
200610196
200712602,7
200815135,8
200915448

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Объем и состав денежных накоплений населения1

Всего накоплений, млрд.В том числе
рублейостатки вкладовостатки наличных денегценные бумаги
млрд.в % кмлрд.в % кмлрд.в % к
рублейобщему объемурублейобщему объемурублейобщему объему
накопленийнакоплений накоплений
2009г.
Январь77734323,555,62656,634,2792,910,2
Февраль7145,74036,356,52310,332,3799,111,2
Март7198,54098,656,92294,431,9805,511,2
Апрель7228414657,42269,731,4812,311,2
Май7480,34298,857,5236231,6819,510,9
Июнь7653,34429,157,92398,331,3825,910,8
Июль7850,64576,258,32440,631,1833,810,6
Август7944,84635,758,32468,231,1840,910,6
Сентябрь7934,14644,958,52439,830,8849,410,7
Октябрь79864721,659,12405,830,1858,610,8
Ноябрь8193,54877,559,52449,529,9866,510,6
Декабрь8369,95030,460,1246729,5872,510,4
2010г.
Январь9093,95496,960,4271729,98809,7
Февраль8949,75522,961,7254228,4884,89,9
Март29145,65663,461,92591,828,4890,49,7

1Без учета вкладов на валютных счетах и денежной наличности в иностранной валюте у населения.

2Предварительные данные.


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Индекс уверенности потребителя

В целом по совокупности опрошенныхПо группам населения
По полуПо возрасту, лет
мужчиныженщины16-2930-4950 и старше
1998 год
IV квартал -58-57-59-51-59-62
1999 год
I квартал -51-49-52-47-50-55
II квартал -48-47-50-44-49-51
III квартал -47-45-49-40-47-53
IV квартал -35-35-35-31-35-39
2000 год
I квартал -25-23-26-20-25-28
II квартал -17-16-18-11-18-21
III квартал -18-17-20-16-17-22
IV квартал -17-17-17-12-18-19
2001 год
I квартал -17-16-17-14-15-20
II квартал -14-12-17-11-15-17
III квартал -10-8-11-4-10-15
IV квартал -10-7-12-5-9-15
2002 год
I квартал -14-13-14-12-13-16
II квартал -12-11-13-8-11-18
III квартал -11-11-12-8-10-15
IV квартал -11-9-13-3-11-17
2003 год
I квартал -15-13-17-8-14-22
II квартал -12-10-13-5-11-17
III квартал -10-8-11-5-9-14
IV квартал -10-8-11-4-9-15
2004 год
I квартал -9-6-11-4-8-14
II квартал -8-5-10-1-7-13
III квартал -8-6-10-1-8-14
IV квартал -13-12-14-5-13-19
2005 год
I квартал -13-10-15-8-11-18
II квартал -10-7-12-3-8-16
III квартал -6-4-80-7-11
IV квартал -7-5-9-2-6-12

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Г

В целом по совокупности опрошенныхПо группам населения
По полуПо возрасту, лет
мужчиныженщины16-2930-4950 и старше
2006 год
I квартал -9-7-10-2-7-17
II квартал -6-3-7-1-3-11
III квартал -4-2-54-2-10
IV квартал -3-1-54-2-9
2007 год
I квартал -3-1-49-2-11
II квартал 01-161-4
III квартал -0,51-171-7
IV квартал -5-2-73-3-12
2008 год
I квартал 0,41-0.182-6
II квартал -2-1-35-1-8
III квартал 121102-5
IV квартал -20-17-22-15-20-24
2009 год
I квартал -35-36-32-32-36-37
II квартал -32-31-32-28-33-34

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star
Красноярский государственный аграрный университет
Все сделано хорошо, а самое главное быстро, какие либо замечания отсутствуют
star star star star star
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Алексей пошел на встречу, и сделал работу максимально быстро и качественно! Огромное спасибо!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно