Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Об адаптации сферы образования и науки транзитного общества к процессам глобализации

Тип Реферат
Предмет Экономика
Просмотров
1179
Размер файла
19 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Об адаптации сферы образования и науки транзитного общества к процессам глобализации

Я.А. Пляйс, заведующий кафедрой "Социально-политические науки"

Проблемы адаптации научных и образовательных сфер к процессам глобализации требуют повышенного внимания по различным причинам. Прежде всего потому, что именно в этих сферах создаются и передаются последующим поколениям не только новые знания и новые технологии, но и новые механизмы и способы организации тех или иных форм деятельности людей. Если научные и образовательные сферы различных стран будут эффективно и устойчиво взаимодействовать, выиграют все, так как экономика, основанная на знаниях (именно так все чаще называют экономику ХХI века), будет устойчиво и поступательно развиваться.

Однако такое взаимодействие не образуется само по себе и не падает с неба, его надо целенаправленно создавать. Основу для взаимодействия должны составлять не только международные соглашения (например, Болонская декларация, направленная на создание единого образовательного пространства в Европе), но и фундаментальное знание протекающих в сегодняшнем мире разнообразных процессов. К наиболее важным из них следует отнести понимание особенностей современного этапа глобализации и отличительных черт переходных обществ и периодов. Без этого качественно решить проблему адаптации сферы науки и образования к процессам глобализации невозможно.

* * *

Каковы же они, эти особенности, и к чему ведут быстро развивающиеся процессы глобализации?

Назовем лишь некоторые из них, не забывая при этом, что за многие годы по данной теме в мире появилось множество исследований различного формата. Немало работ на эту тему было издано и в России (см. Приложение в конце данного текста). Их основу составляют следующие положения.

Для глобализации характерны возрастающая роль знаний, ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к "производству" услуг и информации.

Глобализация - это процесс, ведущий к формированию глобальной экономики вследствие объединения национальных экономик, расширения мировых потоков капиталов, товаров и услуг. Нередко глобализация трактуется и как переход от индустриального общества к постиндустриальному, от суверенного и уникального - к зависимому, стандартизованному и универсальному.

Некоторыми исследователями глобализация представляется как практика повсеместного распространения и внедрения неолиберальных ценностей, как политически востребованная концепция однополярного мира и формирования нового мирового порядка.

К важнейшим ипостасям глобализации исследователи обычно относят следующие, рассматривая их в совокупности:

глобализация как постоянно развивающийся исторический процесс;

глобализация как гомогенизация и универсализация мира;

глобализация как "размывание" национальных границ*. См.: Глобализация: человеческое измерение: Учебное пособие. М.: МГИМО (У), РОССПЭН,2003. С. 9.

Стремление к универсальному миру, или миру без границ, особенно характерно для нашего времени, отличающегося тем, что сегодня для мира без границ значительно больше объективных предпосылок и условий, чем когда бы то ни было ранее. "Нынешний этап глобализации, - пишет профессор В.С. Буянов, один из авторов и редакторов основательной монографии "Глобализация: многостороннее измерение", - существенно, если не кардинально, качественно, а не только количественно отличается от всех предыдущих этапов интернационализации и интеграции, сопровождающих историю человечества". Глобализация: многостороннее измерение/Под общ. ред. В.А. Михайлова, В.С. Буянова. М.: Книга и бизнес, 2004. С. 23-24.

Среди десяти особенностей нынешнего этапа глобализации, которые выделил В.С. Буянов, особый интерес для нас представляют следующие.

Хозяйственные связи обретают действительно всемирный характер, экономическое пространство все более универсализируется, происходит всеобщая либерализация рыночных связей, осуществляется свободное и, по сути, мгновенное, в масштабе реального времени, движение капиталов, что до сих пор истории было неизвестно.

Революция в сфере новейших информационных технологий приводит к формированию глобальной информационной сети, коммуникационные средства делают возможным общепланетарное общение, материальные и символические коммуникации означают "сжатие" времени и пространства, чему нет аналогов в предшествующие эпохи.

Глобализация предстает как новое качество взаимосвязанности и взаимозависимости человечества, характеризуется созданием наднациональных и вненациональных организаций, институтов и образований.

Как никогда ранее велика социальная роль образования, знаний, человеческого капитала. "Производство" научных знаний, информации, интеллектуальный потенциал является ныне приоритетным источником развития нации, ее ресурсом, главным мировым богатством вообще. По данным Всемирного банка, на традиционный "физический" капитал приходится лишь 16% общего объема мирового богатства, еще 20% - на природный капитал, остальные 64% составляет человеческий капитал (человеческий потенциал).

Мир все более виртуализируется. Виртуальными становятся потоки капиталов, явления культуры, появляются виртуальные рынки, магазины и пр.

Нынешний этап глобализации происходит в условиях формирования нового миропорядка, вызванного распадом СССР, концом биполярного мира, существенным изменением геополитической ситуации. Претерпел серьезные изменения баланс сил как многовековой "закон политики. Глобализация: многостороннее измерение… С. 24.

* * *

Для стран, переживающих переходный период, к коим относится и Россия, глобализация - это более сложный и драматичный процесс, чем для стран с давно сложившимися демократическими социально-экономическими и политическими системами. Прежде всего потому, что приходится не только кардинально перестраивать свою внутреннюю жизнь, но и на новой основе "встраиваться" в быстро меняющийся внешний мир. Ломка традиционных общественных устоев не может быть безболезненным процессом ни в одной стране. Особенно это верно в отношении государств и обществ, которые привыкли к иной мировой роли. В данном конкретном случае имеется в виду, конечно же, Россия. В конце 80-х-начале 90-х годов ушедшего века она пережила не только глубочайшую драму очередной, четвертой в ХХ столетии социальной революции, но и драму распада страны и той системы международных отношений, ядром которой она была довольно долгое время.

Поясним, что имеется в виду под таким утверждением. В период биполярности общепланетарные международные отношения фактически основывались на двух системах, у каждой из которых было свое ядро (СССР и США) и каждая из которых функционировала согласно своим принципам. Между собой эти системы были вынуждены взаимодействовать таким образом, чтобы не допускать превращения перманентной "холодной войны" в горячую. Фактически отношения между двумя системами были не чем иным, как систематическим опасным для всех противоборством. Нетрудно представить, какую цену из года в год приходилось платить за это противоборствующим сторонам.

С крушением биполярного мира возникла предпосылка, которая (если у государств и их лидеров хватит мудрости и терпения) может перейти в устойчивое условие и основу для подлинного взаимодействия и сотрудничества. Без такого сотрудничества мир сегодня не может обойтись. Возникшие в последние десятилетия глобальные проблемы настолько масштабны и сложны, что решить их без активных совместных усилий, скоординированных на самом высоком международном уровне, невозможно.

Невозможно их решить и без активного участия науки и образования.

Здесь самое время перейти от общих размышлений и констатаций к изложению концептуального взгляда на проблемы адаптации сферы образования и науки переходного общества к процессам глобализации. К важнейшим составляющим этих сфер, как известно, относится исключительно и только высокоинтеллектуальный труд. Именно такого рода труд более всего уязвим в любые кризисные периоды, и особенно в периоды социальных потрясений, представляющих собой не что иное, как преддверие качественного поворота в жизни той или иной общественной формации.

Крушение прежних устоев социальной организации неизбежно ведет к кардинальному пересмотру взглядов общества и государства на науку и образование, начиная с их роли и заканчивая структурой и содержанием. Именно по этой причине в переходные периоды особенно страдают общественные и гуманитарные науки и учебные дисциплины. Естественные и точные науки испытывают меньший ущерб, поскольку им не приходится менять общую парадигму и теоретические основы и, кроме того, они в общем одинаково востребованы при любом режиме. В то же самое время общественные и гуманитарные науки в переходные, революционные периоды вынуждены коренным образом пересматривать свои позиции и представления по многим вопросам. То же самое можно сказать и об общественных и гуманитарных учебных дисциплинах. Но с ними ситуация еще сложнее, чем с науками, так как наряду с содержанием приходится перестраивать и методику их преподавания.

Решение задачи усложняется еще и тем, что в переходные периоды кардинально меняется также идеология общественной и государственной жизни. При этом неизбежно меняется и система идейных приоритетов, которая явно или подспудно закладывается в основу обществоведческих и гуманитарных предметов.

Что бы мы ни говорили о деидеологизации образовательной сферы, система превалирующих в той или иной стране ценностей (либеральная, консервативная, социал-демократическая или какая-либо иная) так или иначе закладывается в фундамент обществоведческого и гуманитарного образования и, соответственно, в воспитательный процесс, осуществляемый в любой стране через это образование.

Что же вытекает из вышесказанного для переходных обществ, в том числе российского, и что надо иметь в виду, когда мы говорим о влиянии процессов глобализации на преподавание обществоведческих и гуманитарных дисциплин? Во-первых, то, что переходные страны, не определившиеся со своими идейными приоритетами, не могут, естественно, определиться и с идейным фундаментом своего обществоведения. Во-вторых, то, что процессы глобализации через все современные каналы и средства коммуникации так или иначе ведут к поиску общего знаменателя в содержании и методике преподавания общественных и гуманитарных учебных дисциплин.

Таким образом, возникающие между двумя объективными процессами - внутренними и внешними - неизбежные и сложные противоречия нам придется сообща и терпеливо разрешать. Противоречия эти касаются в том числе и содержания учебных обществоведческих и гуманитарных дисциплин.

Сообща преодолевая противоречия, мы будем тем самым убирать барьеры, мешающие эффективному взаимодействию государств и народов. Но преодоление барьеров возможно и через разнообразные контакты ученых, преподавателей вузов, студентов и т.д.

С этой точки зрения и международные конференции по вопросам образования и науки в контексте глобализации имеют, безусловно, большое значение, поскольку способствуют осмыслению проблемы и тем самым помогают определению верных путей ее решения.

Приложение

(Краткий перечень работ, изданных в России по теме глобализации)

Бек У. Что такое глобализация? : Пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция. 2001; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Пер. с англ. М.: Academia, 1999; Василенко И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000; Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М., 1998; Иванов И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. М.: Олма-Пресс, 2002; Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000; Кочетов Э.Г. Глобалистика: теория, методология, практика: Учебник. М.: Норма-Инфра, 2000; Мартин Г.-П., Шуманн X.

Западная глобализация: Атака на процветание и демократию: Пер. с нем. М., 2001; Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Русский национальный фонд, 2000; Сорос Дж. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999; Строев Е. С. Самоуправление в России и глобальная модернизация. М.: Экономика, 2001; Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001; Шишков Ю.В. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (прогноз на 2000-2015 гг.). М., 1998;

Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
148428
рейтинг
icon
3134
работ сдано
icon
1355
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
142444
рейтинг
icon
5882
работ сдано
icon
2654
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
95919
рейтинг
icon
2036
работ сдано
icon
1275
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
55 191 оценка star star star star star
среднее 4.9 из 5
ИРНИТУ
Отличный исполнитель, сразу пошла навстречу в выполнении работы по раньше. На просьбы реаг...
star star star star star
Кубгу
Все отлично, обращаюсь не первый раз. Все работы выполнены очень качественно, внимательно ...
star star star star star
РТУ МИРЭА
Работа выполнена в наилучшем виде и очень оперативно. Огромное спасибо!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Генеалогия

Другое, Генеалогия

Срок сдачи к 6 нояб.

только что

Переделать работу

Курсовая, Строительство

Срок сдачи к 4 нояб.

только что

Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.

Другое, Экономика и управление предприятием

Срок сдачи к 31 окт.

1 минуту назад

кароче надо отсосать всю сперму у отчима

Онлайн-репетитор, членососание

Срок сдачи к 2 нояб.

1 минуту назад

Система единиц величин. Единицы величин системы «СИ»

Контрольная, метрология

Срок сдачи к 3 нояб.

1 минуту назад

Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г

Решение задач, Бухгалтерский учет

Срок сдачи к 31 окт.

1 минуту назад

Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией

Реферат, Документационное обеспечение управления

Срок сдачи к 3 нояб.

2 минуты назад

В единстве народа -сила России

Сочинение, На конкурс

Срок сдачи к 3 нояб.

2 минуты назад

Решить 5 задач по вероятности и статистике

Решение задач, Вероятность и статистика

Срок сдачи к 30 окт.

3 минуты назад

Конспект урока

Другое, Педагогика

Срок сдачи к 30 окт.

3 минуты назад

Тезисы по теме исследования

Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании

Срок сдачи к 2 нояб.

3 минуты назад

Нужен иск

Другое, Документационное обеспечение

Срок сдачи к 31 окт.

4 минуты назад
4 минуты назад

Диплом по предмету «Педагогическое образование»

Диплом, Педагогическое образование

Срок сдачи к 13 дек.

4 минуты назад
4 минуты назад
4 минуты назад

Две презентации на любые темы из списка

Презентация, Основы безопасности и защиты родины

Срок сдачи к 31 окт.

4 минуты назад

2 задания

Эссе, Управление профессиональным развитием персонала

Срок сдачи к 1 нояб.

5 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно