это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Соотношение субъективно переживаемого человеком возраста с хронологическим»
Введение
Понятие «возраст», на первый взгляд, выглядит простым и однозначным, как ответ на вопрос «Сколько тебе лет?» или «В каком году ты родился?» В действительности все значительно сложнее. Слово «возраст» обозначает длительность существования объекта, его локализацию во времени.
Абсолютный, календарный или хронологический возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Это чисто количественное, абстрактное понятие. Условный возраст или возраст развития определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественых признаков. [9; 127] Оба эти понятия широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи. Однако они не совпадают. Определение хронологического Времени объекта называется датировкой. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Любая периодизация – попытка структурировать течение времени, выделив в нем определенные, имеющие какое-то содержательное значение хронологические отрезки. Хотя периодизация логически сложнее датировки, фактически любая датировка и самая потребность уточнить хронологический возраст объекта подразумевает какую-то периодизацию, в рамках и в связи с которой она осуществляется. [4; 52–55]
Каждый человек осознаёт свой хронологический возраст в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста (постоянная необходимость соотносить себя, свои возможности и способности, с объективными обстоятельствами, с социальными нормами и т.д.) который может быть назван психологическим возрастом личности, описываемый в моей работе, как субъективно переживаемый возраст.
Цель исследования – изучить возраст и его аспекты
Объект исследования – возраст человека
Предмет исследования – субъективное переживание возраста (психологический возраст).
Гипотеза: Н0 – Субъективный, переживаемый возраст личности
(психологический возраст) не совпадает с хронологическим.
Н1 – Психологический возраст совпадает с хронологическим.
Задачи
1. Анализ научной литературы по проблеме изучения возраста.
2. Дать характеристику возраста и возрастных аспектов.
3. Провести исследование по изучению соотношения субъективно переживаемого возраста с хронологическим.
4. Проанализировать результаты исследования.
Методы, методики
Авторы Головаха Е.И., Кроник А.А. книги «Психологическое время личности» самостоятельно разработали и ввели в научный оборот арсенал методических средств исследования субъективной картины жизненного пути, я в своей работе использовала один из этих методов, называемый «Оценивание пятилетий жизни».
Исследователи попытались сами «сконструировать» оценку человеком своего возраста. В основе их попытки лежала гипотеза о том, что возраст в восприятии человека – это субъективная степень реализованности его жизненного проекта, соотнесенная с ожидаемой продолжительностью жизни.
1. Теоретический анализ возраста и возрастных аспектов
1.1 Возрастные категории
Возрастные категории остаются многозначными и в современной науке. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основывается на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.). Возрастные свойства-то, чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и / или находящийся на данной возрастной стадии, отличается от среднестатистического индивида другого возраста. [10; 121] Возрастные процессы показывают, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.
Пятилетний ребенок всегда чем-то отличается от пятнадцатилетнего, а этот последний – от пятидесятилетнего человека. Но эти различия можно изучать и описывать по-разному.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.
3) Социальный возраст. индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. [10; 127]
4) Кроме того, существует субъективный, переживаемый возраст личности; речь идет о возрастном самосознании, на сколько лет человек себя чувствует, как он воспринимает свой возраст, считает ли он себя молодым или старым, ребенком или взрослым; субъективный возраст зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и воспринимаемой степени самореализации лица. [4; 83–87]
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
1.2 Биологический возраст
Биологический возраст, или Возраст развития – понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.
Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны. [9; 103]
Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений. [7; 36]
Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью. [10; 128]
2. Эмпирическое исследование соотношения возрастов
Цель эмпирического исследования – определить соотношение субъективно переживаемого возраста с хронологическим.
Задачи эмпирического исследования:
1) Подобрать диагностический инструментарий, направленный на диагностику соотношения возрастов.
2) Сформировать выборку испытуемых.
3) Провести беседу с каждым испытуемым по отдельности.
4) Обработать, представить, результаты исследования.
5). Сделать выводы по работе в целом.
План порядка проведения эмпирического исследования:
1. Провести тестирование каждого испытуемого индивидуально.
2. Дать краткую характеристику результатов теста по каждому испытуемому.
3. Составить сводную таблицу результатов по параметрам теста.
4. Проанализировать результаты тестирования.
6. Сделать общие выводы по эмпирическому исследованию.
Общая характеристика испытуемых
Выборка состоит из 10 участников, которые являются индивидами различных возрастных групп от 18 до 57 лет. Пять женщин и пять мужчин, с разным образованием, социальным статусом и материальным положением. Все десять участников тестирования являются представителями разных профессий и имеют различный досуг. Между собой участники тестирования не связаны. Тестирование проводилось с каждым участником индивидуально.
Участники исследования:
1. Алла 50 лет
2. Вероника 19 лет
3. Анна 35 лет
4. Екатерина 25 лет
5. Валентина 57 лет
6. Николай 21 год
7. Александр 27 лет
8. Юрий 30 лет
9. Матвей 45 лет
10. Роман 18 лет
Инструкция испытуемому (см. приложение 1)
Ответив на все вопросы, выполнив всё задание, мы можем определить реализованность жизни и психологический возраст.
Для этого:
1. Подсчитаем общую сумму баллов по всем пятилетиям – и прошлым, и будущим. (А)
2. Подсчитаем, сколько баллов приходится на прошлые пятилетия (В). Если, к примеру, 30 лет, то следует взять сумму баллов от 1–5 до 26–30 лет включительно. Но если 31 год, то нужна небольшая поправка – к имеющейся «сумме прошлого» прибавьте 1/5 балла, стоящего в графе 31–35 лет. Если вам 32 года, прибавьте 2/5 этого балла и так далее.
3. Разделить сумму «баллов прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий. Полученный результат – показатель субъективной «реализованности жизни». R = В/А
4. Умножим этот показатель на ожидаемую продолжительность жизни.
Р =R*a
Сколько получилось, это и есть психологический возраст (cубъективно переживаемый возраст).
Индивидуальные результаты тестирования по каждому испытуемому приведены ниже.
Алла
1.А=10+4+10+10+10+10+8+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10=202 (общая сумма баллов)
2. В = 10+ 4+10+10+10+10+8+10+10+10=92+4=96 (сумма баллов на прошлые пятилетия)
3. R = 96/202= 0,47 (реализованность жизни)
4. Р= 0,47* 105 = 49,9
Исходя из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Аллы в 50 лет составляет ≈ 0,5% от общей реализованности (ожидаемой продолжительности) жизни. Её психологический возраст равен 49 годам.
Вероника
1. А = 5+5+9+10+10+10+10+9+10+10+8+10 = 106
2. В = 5+5+9+10 = 29
3. R= 29/106 = 0,27
4. Р=0,27*60 =16,41
Исходя из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Вероники в 19 лет составляет ≈ 0,2%. Её психологический возраст равен 16 годам.
Анна
1. А = 10+8+10+10+7+10+10+7+8+10+9+10+6+5 =120
2. В = 10+8+10+10+7+10+10 = 66 +1 =67
3. R = 67/120 = 0,55
4. Р = 0,55*70 = 38.5
Исходя из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Анны в 35 лет составляет ≈ 0,5. Её психологический возраст равен 38 годам.
Екатерина
1. А = 4+3+9+10+9+10+8+10+6+6+7+7+6+5+4+1= 105
2. В = 4+3+9+10+9 = 35
3. R= 35/105 = 0,33
4. Р = 0,3*80 = 26,4
Исходя из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Екатерины в 25 лет составляет ≈ 0,3 от ожидаемой продолжительности жизни. Её психологический возраст равен 26 годам.
Валентина
1. А = 1+2+3+3+3+4+7+7+6+5+4+8+9+10+10+8+8+8+7+5 = 122
2. В = 1+2+3+3+3+4+7+7+6+5+4+8 = 53+5=58
3. R= 58/122= 0.47
4. Р = 0,47*99 = 46,5
Исходя, из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Валентины в 57 лет составляет ≈ 0,4 от ожидаемой продолжительности жизни. Её психологический возраст равен 46 годам.
Николай
1. А = 10+7+7+5+3+10+8+10+10+10+10+10+10+10+10+10= 131
2. В = 10+7+7+5+3 = 32
3. R= 32/131 = 0,24
4. Р = 0,2*80 = 19,2
Исходя, из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Николая в 20 лет составляет ≈ 0,2 от ожидаемой продолжительности жизни. Его психологический возраст равен 19 годам.
Александр
1. А = 4+6+10+8+4+5+9+9+6+6+6+6+6+7+7+7+9+3= 123
2. В = 4+6+10+8+4+5= 42
3. R= 42/123 = 0,34
4. Р = 0,34*90 = 30,7
Исходя, из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Александра в 27 лет составляет ≈ 0,3% от ожидаемой продолжительности жизни. Его психологический возраст равен 30 годам.
Юрий
1. А = 10+4+7+8+9+8+8+10+9+8+7+7+7+7+7+7= 123
2. В = 4+10+7+8+9+8+8= 46
3. R = 46/123= 0,37
4. Р = 0,37*77 = 29,6
Исходя, из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Юрия в 30 лет составляет ≈ 0,3% от общей реализованности (ожидаемой продолжительности) жизни. Его психологический возраст равен 29 годам.
Матвей
1. А = 5+5+5+10+10+10+9+8+6+9+9+10+10+10+9+8+3 = 136
2. В = 5+5+5+10+10+10+9+8+6= 68+4=72
3. R = 72/136 = 0,52
4. Р = 0,52*85= 44,2
Исходя, из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Матвея в 45 лет составляет ≈ 0,5% от общей реализованности (ожидаемой продолжительности) жизни. Его психологический возраст равен 44 годам.
Роман
1. А =8+10+10+10+10+10+10+9+9+9+8+8+8+7+3+3+3= 135
2. В = 8+10+10+10 = 38
3. R = 38/135 = 0,28
4. Р = 0,28*77 = 21,5
Исходя, из представленных данных можно сказать, что реализованность жизни Романа в 18 лет составляет ≈ 0,2% от общей реализованности (ожидаемой продолжительности) жизни. Его психологический возраст равен 21 году.
Далее обобщим результаты эмпирического исследования и представим их в сводной таблице №1
Проверим на значимость нашу гипотезу, при помощи статистического критерия (критерий Стьюдента – t)
| № (n) Испытуемого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| Психологический возраст(x2) | 49 | 16 | 38 | 26 | 46 | 19 | 30 | 29 | 44 | 21 |
| Хронологический возраст(x1) | 50 | 19 | 35 | 25 | 57 | 21 | 27 | 30 | 45 | 18 |
tэмп.= n1 = n2=10 Решение: 1)x1 = ∑ x1 = (50+19+35+25+57+21+27+30+45+18)= 327 = 32.7 𝛔1 = ∑ (x1 – х̅)2 = (50–32.7)2 + (19–32.7)2 + (35–32.7)2 + (25–32.7)2 + (57–32.7)2+(21 – 32.7)2+(27–32.7)2+(30–32.7)2+(45–32.7)2+(18–32.7)2 = 179.56 x2 = ∑ x2 = 29.1 𝛔2 = ∑ (x2 – х̅)2 = (49–29,1)2+(16–29,1)2+(38–29,1)2+(26–29,1)2+(46–29,1)2+(19–29,1)2+(30–29,1)2+(29–29,1)2+(44–29,1)2+(21–29,1)2 = 1019.365 tэмп = = = 0,32 2) 𝝂 = n1 + n2 – 2 = 10+10–2 = 8 3)находим по табл. «критические точки распределения Стьюдента» tкр. = 4) Строим ось значимости: – 2,10 + 2,88! ________.___________.___________ 5% 1% 0,32 Вывод: Различия в возрасте есть, но особо статистически значимых различий не выявлено, т.е. субъективно переживаемый возраст не совпадает с хронологическим, но не на много. Следовательно, подтверждается гипотеза Н0. Для наглядности построим гистограмму: Гистограмма 1 | ||||||||||
Заключение
Психологический возраст личности – стрелка весов, на одной чаше которых прошлое, на другой – будущее. Когда перетягивает, оказывается более значимым прошлое – человек чувствует себя старше, когда весомее будущее – моложе. Вот почему возможно, что годы накапливаются, а человек молодеет. Это – когда с каждым годом будущее не сокращается, а открывает все новые перспективы развития, когда человек не останавливается на достигнутом, а устремлен к все более весомым достижениям. Если же главное – позади, кажется реализовавшимся, то независимо от паспортного возраста становишься стариком.
Наверное, для каждого в какой-то момент привычное и, казалось бы, неизменное прошлое предстает в ином свете – в нем обнаруживаются, либо новые, ранее не замеченные обретения, либо оно омрачается вдруг осознанными ошибками и по-настоящему оцененными утратами. В эти моменты человек взрослеет – прошлое приобретает в его глазах значительно больший вес. Если при этом не появляются новые жизненные ориентиры, то может наступить преждевременная психологическая старость. Порой ее приметами становятся желание почить на лаврах, иллюзия всезнания, ранний консерватизм, скептический взгляд на будущее. В предельном случае наступает своеобразное «омертвление личности», психологическая смерть, когда ничего не нужно, кроме покоя. С годами сопротивляться прошлому все труднее, чаще возникает соблазн уйти в прошлое, искать молодость в «золотом веке».
Чтобы этого не случилось, над будущим надо работать – ждать, надеяться, мечтать, планировать. Исчерпав себя в одной сфере деятельности, смелее искать новые, действовать по принципу тех ученых, которые спустя пять – семь лет переключаются с разработки прежних проблем на постановку и решение новых. Цели и планы не только психологически омолаживают человека. Селекционеры живут в среднем дольше, чем представители других профессий. Объясняется это тем, что очень долго нужно ждать – порой десятилетия, – чтобы добиться поставленной цели и вывести новый сорт растений. Вполне возможно, большие цели не только омолаживают, но и прибавляют годы жизни. Но как мертва крона без корней, так и личности нет без накопленного опыта. Радикально омолаживая, забвение прошлого в конечном счете приводит «к детству в зрелости». Возрождается детская иллюзия неограниченности будущего, но постепенно радужные надежды подтачиваются нарастающим чувством нереализованности, неверием в свои силы. И тогда наступают кризисы 30-, 40-, 50-летних, так и не нашедших себя взрослых людей. [4; 173–175]
Чтобы и этого не произошло, не нужно считать пустым занятием и жалеть время на размышления о пройденном. Надо уважать прошлое, несмотря на ошибки, – ценить его, ибо «падая и вставая – ты растешь» (Экзюпери).Что же лучше – чувствовать себя моложе своих лет или старше? Наверное, лучше всего, когда психологический и хронологический возраст не слишком далеки друг от друга. Если для подростка естественно желание быть взрослее, а для пожилого человека – моложе, то в зрелости главное – гармония перспективы и опыта.
Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.
6. Кохановская Т.И. Философия: учеб. Пособие для высших учебных заведений. – Изд. 18-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 574 с.
10. Словарь / Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006.
13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.
14. [http://www.cozy-corner.com/psichology]
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!