это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
Реферат студента группы К-1-6 Данилова Е.Е.
Финансовая академия при ПравительствеРоссийской Федерации
Кафедра менеджмента
Москва
1995 г.
I. Кредитно-банковская система
Составляющимикредитной системы являются:
совокупностькредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;
системакредитно-финансовых институтов.
Кредитнаясистема как совокупность кредитно-финансовых институтув фккумулирует свободныеденежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения ипредоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
Основойкредитной системы исторически являются банки. Первые предшественникисовременных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основеменяльного дела — обмена денег различных городов и стран. Главными
операциямибанков были прием денежных вкладов и безналичные рассчеты. Позднее по такомупринципу возникли банки в Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге (1618 г.). Последниеспециализировались на обслуживании торговли, и такая важная функция как выпусккрадитных денег у них не была разивта.
Итак,кредитно-финансовые институты подразделяются на:
центральныебанки;
коммерческиебанки;
специализированныекредитно-финансовые институты.
Центральныебанки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрамикредитной системы. Они зажнимают в ней особое место и являются, как правило,государственными учреждениями.
Косновным функциям центрального банка относятся следующие:
Эмиссионнаяфункция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходимадля значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, котораядолжна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств.
Функцияаккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, то естькаждый банк — член национальной кредитной системы обязан хранить на резервномсчете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру еговкладов. Одновременно Центральный банк по традиции является хранителемофициальных золотовалютных резервов страны (официальные валютные резервы Россиив 1993 г. составили 4 млрд. долл. и около 300 т золота).
Функциякредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экокномикипри государственной монополии на кредитную деятельность, а также дляпереходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частныхфинансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, гдеподобное кредитование существует перимущественно в периоды финансовыхтрудностей.
Предоставлениекредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так какв бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП старн.Даннные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются сних. При этом, центральные банки ведут счета правительственных учреждений иорганизаций. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценнымибумагами , предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных идолгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банкитакже проводят по поручению правительственных органов операции с золотом ииностранной валютой.
Клиринговаяфункция или функция проведения безналичных расчетов. Так, в ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступаяпосредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны.Примером общенациональной расчетной палаты может служить Федеральная резервнаясистема Соединенных Штатов.
Комерческиебанки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющиеуниверсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и другихпредприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые ониполучают в виде вкладов.
Выделяютнесколько их функций:
Аккумулированиебессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных наэти банки.
Предоставлениекредитов предпринимателям.
Особаязаслуга коммерческих банков также состоит в осуществлении расчетов в масштабахвсего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).
Специализированныекредитно-финансовые институты включают банковские и небанковские организации,специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговыебанки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечныебанки и компании — на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости(земли и строений).
Кредитныеорганизации возникли в XIX веке. Длительное время они играли вденежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам, однакоих роль резко возросла в странах с рыночной экономикой после второй мировойвойны. Что объясняется, с одной стороны, усилением значения операций, накоторых специализировались эти институты, а сдругой — проникновением их в сферудействия коммерческих банков. Например, пенсионные фонды, капиталы которыхсильно возросли в порследние десятилетия и которые являются на Западе одним изкрупнейших покупателей ценных бумаг.
Ксистеме кредитно-финансовых институтов относятся:
Инвестиционныебанки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводящиеоперации по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этодоход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, какправило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческихбанков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различныхотраслей хозяйства. На сегодняшний день в России они немногочисленны.
Обширнаягруппа сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной благодаряпривлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогутфункционировать как капитал.
Существуютразличные типы сберегательных учреждений:
сберегательныебанки и кассы;
взаимно-сберегательныебанки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США);
доверительно-сберегательныебанки (в Великобритании);
ссудно-сберегательныеассоциации (Соединенные Штаты);
кредитныекооперативы (союзы, ассоциации) и другие.
ВРоссийскрй Федерации среди сберегательных учреждений доминирует сбербанк РФ(имеет 42 тысячи отделений).
3.Страховые компании для которых характерна специфическая форма привлечениясредств — продажа страховых поисов. Полученные доходы они вкладывают преждеввего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.
4.Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуреактивов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые страховымикомпаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по ихдоверенносчти — банками), фундированные (их средства инвестированы в ценныебумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений идоходов) и многие другие.
5.Инвестиционные компаниии, размещающие среди мелких держателей своиобязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценныхбуиаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательстваинвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложениесредств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов,снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложенкапитал. Так, инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности, тожеинвестиционными компаниями.
Такимобразом, кредитная система состоит, во-первых, из банковской системы, имеющейобычно два уровня:
центральныйбанк;
коммерческиебанки.
Ноиногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):
Казначейство;
12окружных федеральные резервных банков;
5000банков-членов.
И,во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, занимающих третий и четвертый ееэтажи.
Многоуровневостьи сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ееширокого использования, позволяет своевременно вводить в дествие большой наборразличных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать наэкономический механизм как на систему. Из чего следует комплексный характеркредитной политики.
Основные направления денежно-кредитногорегулирования
Государственноерегулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешнолишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективновоздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитойрыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитнойсистемы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанныхнаправлениях.
Государственныйконтроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидностикредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрыватьтребования вкладчиков. Это производится прежде всего за счет учетной, илидисконтной политики, атакже установления норм обязательных банковских резервов.
Управлениегосударственным долгом является направлением государственного регулирования вусловиях хронических бюджетных дефицитовогромного роста государственнойззадолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита нарынокссудных капиталов.Для этого центральный банк использует различные методыуправления государственным долгом:
покупаетили продает государственные обязательства;
изменяетцену облигаций;
варьируетусловия их продажи;
различнымиспособами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
3. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется преждевсего для воздействия на хозяйственную активность. Это направлениеденежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так,регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковскихссуд ит депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента.Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудныхкапиталов между частным и государственным сектрорами, уровень процентных ставоки банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств вбанковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской — кее сокращению.
Итак,существует три основных напраления кредитной политики, между которыми имеетсятесная, глубокая взаимосвязь, поэтому меры, принятые правительством в даннойобласти, всегда будут носить сложный и неоднозначый характер. Рассмотрим,наконец, сами инстументы, с чьей помощью государство воздействует на кредитныйрынок, проводя намеченную денежную политику.
Инструменты регулированиякредитоспособности банков
Кредитно-денежнаяполитика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулированиекредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия) либо на их сдерживание иограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства иувеличения безработицы центральные банки пытабются оживить конъюнктуру путемрасширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъемчасто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. Втаких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум.
Длярегулирования экономики ими используются следующие методы денежно-кредитнойполитики:
Общие,которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом.
Селективныепредназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельныхотраслей и крупных фирм.
Кобщим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как:
Учетная(дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного регулирования:она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого инструмента былосвязано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков.Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты подсобственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку,или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждениясокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело кповышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.
Наибольшой популярностью учетная политика пользовалась в конце ХIХ — начале ХХ в. В 30— 40-х г.г. нашего столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсомполитику “дешевых денег”, то есть низких процентных ставок и обильногокредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне2%, в США с 1937 по 1948 г. — 1%. Большую роль в поддержании низких ставоксыграло стремлении обеспечить финансирование казначейства на льготных условияхи в период после второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах активизировалосьиспользование учетной политики. Но в целом значение этого иетода регулированияпо сравнению с другими снизилось.
Операциина открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банкому коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов идругих кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. Вслучае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческимбанкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральныйбанк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операцииотражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются вкачестве способа ее регулирования.
Установлениенорм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной тороны,способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступаютв качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательныхрезервов — метод прямого воздействия на кредитоспособность банков, поэтомумногие экономисты считают последний слишком сильным, и он редко используется.Впервые его применили в США в 1933 г.
Кселективным же причисляют следующие:
Контрольпо отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под залог биржевыхценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, поипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится впериоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремитсяперераспределить ссудные капиталы в порльзу отдельных отраслей или ограничитьобъемы потребительского спроса.
Регулированиериска и леквидности банковских операций. Государственный контроль за риском вовсем мире усиливается в последние два десятилетия. Характерно, что рискбанковской деятельности определяется не через оценку финансового положениядолжников, а через выданных кредитов с суммой собственных резервов.
Так,при кредитовании клиентуры во многих странах банки долны соблюдать рядпринципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или ихвзаимосвязанной группе (например, фиромам, разрабатывающим одно месторождение)должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, вСША не более 10, во Франции — 75 %. В развитьых странах определяется такжесоотношение объемов кредитных операций и собственных средств. К примеру, воФранции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать болеечем в 20 раз его собственные средства.
Такимобразом, современные государства обладают целой системой методов регулированияэкономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силевоздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что приправильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящеестрану из вероятного кризиса.
Эффективность кредитно-денежной политики
Большинствоэкономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любойэкономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколькоконкретных доводов:
Быстротаи гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная можетбыстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета Федеральнойрезервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продажеценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.
Слабаязависимость от политического давления. Например, провести в ГосударственнойДуме новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее,нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случаеощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природекредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чемфискальная. Изменения в государственнных расходах непосредственно влияют наперераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика,наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой вполитическом отношении.
Монетаризм,представители которого аргументированно доказывают, что изменение денежногоопложения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровняэкономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.
Одакоследует признать, что кредитно-денежная политика страдает определеннойограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:
1.Циклическая ассиметрия, то есть если проводить политику дорогих денег, тобудет достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены ограничить объемкредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политикадешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то естьвозможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, чтопоследние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться.Население тоже может сорвать намерения Центрального банка, покупая унаселения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.
Этациклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политикилишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточныхрезервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым кувеличению денежного предложения.
2.Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращенияобщие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное наскорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, чтоскорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении,противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем,вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляциия, когдапредложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склоннок возростанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличенияпредложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.
3.Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики можетосложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятныхизменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика политикасужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок,может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спросна инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса илиожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях дляэффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должнаподнять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад можетподорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политикудешевых денег.
Такимобразом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудиегосударственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. Кчислу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики,возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизироватьодновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанноепозволяет сделать вовод, что правильное применение указанных рычагов дляулучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планированиии прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственнуюделовую активность.
Список литературы
ЗаявлениеПравительства и Центрального банка Российской Федерации об экономическойполитике на 1995 год. 7 марта 1995 г.
Социально-экономическоеположение России. 1993 — 1994. М.: Государственный комитет РоссийскойФедекрации по статистике. 1995.
Оходе выполнения Уточненного плана действий Правительства Российской Федерациипо реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию“Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней ивнешней политики)” и программы Правительства Российской Федерации “Развитиереформ и стабилизация российской экономики”. М. 15 марта 1995 г.
Проектпрограммы Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие Российскойэкономики в 1995 — 1997 годах.” М. 24 марта 1995 г.
* * *
БулатоваА. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 — 349.
Денежно-кредитнаясистема России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 1994. №2. С. 3 — 6.
Долгосрочнаяконцепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги и кредит. 1993.№ 1. С. 3 — 23.
Заявлениеправительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации обэкономической политике в 1994 году // Деньги и кредит. 1994. № 4. С. 3 — 7.
ИсаеваЕ. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги икредит. 1993. № 9. С. 19 — 27.
ЛакшинаО. А. Банковские резервы как условие эффективного функционирования кредитнойсистемы // Деньги и кредит. 1994. № 7. С. 53 — 59.
МакконнеллК. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 17.
ОбуховН. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2. С. 21 — 22.
СамуэльсонП. Экономика. М. 1992. Т. 1. Гл. 16, 17.
СимоновВ. В. Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и кредит.1992. № 4. С. 68 — 77.
ТорфимовГ. Программа стабилизации требует от Центробанка искусных действий // Финансовыеизвестия. 4 апреля 1995 г.
ФедоровБ. Банковское законодательство: проблемы и перспективы // Финансовые известия.6 апроеля 1995 г.
ФишерС. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993. Гл. 27, 29.
ЧекмаеваЕ. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регултрование // Деньги и кредит.1994. № 5-6. С. 68 — 71.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!