Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Свобода или спасение: религиозно-философские искания

Тип Реферат
Предмет Религия и мифология
Просмотров
1149
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Свобода или спасение: религиозно-философские искания

Л.В. Баева

Религиозные поиски в современном обществе отличаются от предыдущих эпох, прежде всего стремлением к соединению веры в спасение и высший смысл существования со свободой и духовной независимостью личности. Это стремление явилось результатом утраты духовных ориентиров бытия индивида в период становления общества потребления, с одной стороны, и переживанием состояния несвободы, имманентного массовому обществу и режимам диктатур, с другой. Однако религиозность и стремление к свободе — очень противоречивый союз, который возможен скорее в религиозной философии, нежели в вероучении. В то время как в религиозном христианском учении ведущими принципами и ценностями утверждаются идеи Бога, Откровения, Добра, Веры, христианские философы — средневековые отцы церкви, русские теософы, представители христианского экзистенциализма, видели в идее Свободы главную причину силы этого учения, условие совершенствования самого человека и объяснение сущности божественного творения. Если для философа свобода выступает ключевым понятием в оценке отношения человека к миру, то для теолога таковой выступает идея ориентирования на Высшее, идея Следования. Религиозные философы не усматривают в таком отличии неразрешимого противоречия и не без влияния Спинозы и Гегеля полагают возможность свободы в несвободе, как в совпадении внешнего ориентира со внутренним, личностным.

Проблема понимания свободы как христианской идеи неоднократно была в центре внимания религиозной и атеистической философии, и в силу ее особой актуальности сегодня также представляет неотъемлемый предмет рассмотрения в контексте сложившихся к началу нового тысячелетия особых условий бытия, вновь обостривших духовные искания современного человека. Главными в понимании идеи христианской свободы, на наш взгляд, выступают онтологический и аксиологический аспекты, определяющие в свою очередь проблемы познания, этики, эсхатологии.

Онтологический аспект понимания свободы — важнейший в христианской философии, но не в христианском вероучении. Его сущность раскрывается не в самом откровении, а скорее является результатом мучительной рефлексии по поводу его восприятия и переживания со стороны мыслящей личности. Онтологическое определение свободы выросло из самой острой и болезненной проблемы для любой религиозной философии — теодицеи, которая неизбежно ставит вопрос о существовании зла и причинах, по которым Бог терпит его присутствие и влияние.

Начиная с Августина Блаженного, главной причиной существования зла христианская ортодоксальная традиция полагала свободную волю человека, дарованную ему Творцом и неверно используемое в мире: «Добро во мне устроено Тобою, это дар твой; злое во мне — от проступков моих, осужденных Тобою» (Исповедь). Однако так понимаемая свобода может быть оценена скорее как чистая субъективность. Ее объективация и онтологизация происходит гораздо позже и особенно проявляется в русской религиозной философии XIX-XX вв., в трудах Вл. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева, Н. Лосского. Именно здесь (в особенной степени у Н. Бердяева) идея свободы выводится за рамки божественного мира и выступает уже не в виде дара человеку, открывающего возможность нравственного выбора, но как безграничная возможность и хаос потенций для всего мироздания, одним из проявлений которого становится сам христианский Бог, помогающий человеку совершить выбор в пользу добра. Свобода, таким образом, выступает первичной онтологической категорией, вне которой не мыслимы и идеи Бога, Добра, Зла, Человека, Природы и т.д.

Религиозное вероучение отцов католической и православной церкви, безусловно, далеко от такой «свободной» интерпретации концепции сотворения и развития мира, в силу того, что она явно вступает в противоречие с ее ведущими парадигмами — теоцентризмом и креационизмом. Но в христианской философии этот аспект понимания свободы имеет длительную традицию и представляет ценность даже в силу того, что в отличии от ортодоксальной теологии имеет логическое обоснование и исключает строгий детерминизм.

Свобода онтологическая (по Н. Бердяеву — «первичная») выступает возможностью, условием существования Добра и Зла и, следовательно, не может иметь однозначно позитивной моральной оценки. Почему же высшей идеей религиозной нравственной философии выступает не Добро, Бог или Любовь, а именно Свобода? Объяснение этого может быть связано с анализом развития европейской дохристианской и христианской цивилизации в целом, где ценность свободы (наряду с ценностями гуманизма, антропоцентризма, рациональности) сложилась гораздо раньше, чем возникло христианство и была присуща внутреннему духу этого инновационного по природе общества. Стремление к свободе, мало знакомое традиционному обществу, становится одним из ведущих ценностных ориентиров развития западного мира, реализация которого постепенно становилась реальностью и была сопряжена с техническими, научными и социальными революциями. Противоречия, выступает вместе с тем, вероятно, единственной возможностью их. Ориентир на достижение свободы остается ведущим в современном западном обществе, несмотря на порождаемые им проблемы и новые несвободы, так как полностью исключает предопределение и эсхатологизм.

Свобода воли нравственного выбора субъекта в христианском учении односторонняя и имеет скорее моральное значение. Последовательный христианин, даже имея свободу воли, не в праве задаваться вопросом «стоит ли жить?» или «в чем смысл смерти?», «что первично: Бог или свобода?». Эти вопросы определены, и ответы на них относятся к сфере Ориентирования и Следования, в то время как возможность свободы здесь связывается только с нравственным выбором пути Добра или Зла. В этом и состоит, вероятно, главная особенность христианской идеи свободы и, возможно, ее определенная слабость.

Идея свободы как теодицеи одна из самых глубоких и сильных в христианской философии. Однако сущность ее, на наш взгляд, не религиозная, а экзистенциальная, и ее полное развертывание изменило бы и сами рамки христианского вероучения. Свобода выступает не столько важнейшей идеей христианства, сколько тем ее необходимым тезисом, в снятие которого и получает смысл его религиозная концепция. Второй важнейший аспект понимания христианской свободы — аксиологический, также может быть рассмотрен по нескольким направлениям или уровням. Во-первых, свобода как высшая ценность в христианстве, есть достижение спасения и освобождения. Само же состояние освобождения, однако, не тождественно свободе. Свобода есть возможность и потенция всего, любого пути и направления, в то время как освобождение — это преодоление зависимости от внешнего. Таким образом, освобождение уже не может предполагать возможности нового состояния несвободы, в то время как свобода эту возможность утверждает, ни сколько не теряя от этого своей сути. Освобождение в христианской доктрине связано с преодолением зависимости от условностей и тягот внешнего материального мира и собственной смертности и греховности тела. Искомое состояние спасения здесь, также как и в других религиозных системах, — вечность, покой, тождество с Абсолютом. В жертву освобождения попадает уникальное сочетание человеческой души и тела, его единичная неповторимость, которое считается компенсированным воссоединением с Богом. В экзистенциальной христианской философии этот момент сравним с возвращением в дом бытия, который, после долгого скитания, обретает одинокая человеческая экзистенция. В этом состоянии достигается «конечная» свобода, особенность которой состоит в том, что она уже не есть возможность новых несвобод (ибо она вечна) и, следовательно, уже не может быть оценена как Свобода абсолютная.

Во-вторых, в христианской православной философии свобода понимается как ценность, присущая именно этому восточноевропейскому направлению христианства, на чем особенно настаивали в свое время славянофилы. Вера русского человека, в отличии от западного, по мысли И.В. Киреевского, уникальна тем, что она вырастает не из страха перед Богом и последующим воздаянием за грехи земной жизни, а из любви к Богу как к Отцу, вне которой христианская душа немыслима. Любовь же есть воплощение самого горячего индивидуального воления субъекта и может быть только проявлением свободного внутреннего чувства, так как насилие и принуждение в этом отношении не приемлемы. Таким образом, в православной философии триединство веры, любви и свободы выступает необходимым основанием понимания высшей нравственной причастности человека к божественному бытию и, в то же время, не противоречат его свободному выбору. Однако, при этом следует признать безусловную чистоту и нравственную положительность человеческой природы, которой внутренне должно быть присуще стремление к Добру. Этот идеалистический взгляд на человека, в целом характерный для русской славянофильской идеи, в европейской философии XIX-XX вв. был неоднократно подвержен столь разрушительной критике, что может оставаться безусловным только как нравственная модель или идеал.

В-третьих, свобода в христианстве может быть понята и как равенство всех людей перед Богом, которое делает каждую душу свободной от внешней иерархичности и манипулирования со стороны общества. Неравенство во внешнем мире связано лишь с незнанием человеком подлинной духовной равноприближенности всех перед Богом, и, следовательно, подлинной свободы друг перед другом. Несвобода существует только в отношение «Человек — Бог», в отношение «Я — Другой «свобода является подлинной и необходимой. Нарушение последнего соотношения какой либо из сторон рассматривается как прегрешение, предрекающее несвободу и страдание в послесмертном бытие. Вместе с тем страдание и искупление, необходимые испытания для добродетельного пути высоко нравственной души, предполагают наличие (и даже необходимость) внешней несвободы, как причины оказываемого извне давления на проходящую испытание личность. Таким образом, свобода во внешнем мире здесь не является ценностью самой по себе, она важна лишь как внутреннее переживание себя как равного другим, в то время, как реально испытание страданий несвободой являются вполне благоприятными и даже необходимыми.

Различные аспекты видения христианской свободы имеют своей общей чертой неразрывность идеи свободы и несвободы, которые предопределяют и порождают друг друга. Свобода выступает важнейшей философской идеей христианской философии, ее экзистенциальной сущностью, зачастую оказывающейся более широкой и глубокой чем сама христианская доктрина спасения. Ценность свободы, утверждаемая христианством и всей европейской культурой в целом, как видно имеет глубокие основания и неизбежно порождает новые противоречия своим воплощением. Стремление к внешней свободе становится определяющим для светской западной культуры, в то время как стремление ко внутреннему освобождению (так же достаточно относительное) — основой религиозно-философской доктрины христианства.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star
Красноярский государственный аграрный университет
Все сделано хорошо, а самое главное быстро, какие либо замечания отсутствуют
star star star star star
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Алексей пошел на встречу, и сделал работу максимально быстро и качественно! Огромное спасибо!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно