Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Интеграция знаний о рекордных спортивных достижениях: методология, основные тенденции

Тип Реферат
Предмет Издательское дело и полиграфия
Просмотров
478
Размер файла
96 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Интеграция знаний о рекордных спортивных достижениях: методология, основные тенденции

Интеграция знаний о рекордных спортивных достижениях: методология, основные тенденции

Доктор педагогических наук, профессор Ю. Ф. Курамшин

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

В связи с постоянным ростом рекордов (мировых, олимпийских), высокой плотностью лучших результатов на крупнейших соревнованиях, коммерциализацией, профессионализацией большого спорта и значительным повышением конкуренции на международной спортивной арене ощущается острая необходимость во всестороннем и глубоком познании сущности и значимости спортивных рекордных и высших достижений, факторов, влияющих на уровень максимальных результатов, механизмов и закономерностей их развития и проявления в процессе спортивной деятельности. Однако, как это ни парадоксально, именно высшие спортивные результаты, к достижению которых стремятся и ради которых тренируются спортсмены, создается вся инфраструктура спорта в обществе, оказываются наименее изученной областью науки о спорте. Накопленные к настоящему времени знания о высших спортивных результатах носят разрозненный, фрагментарный, неопределенный и порой логически противоречивый характер. Поэтому в теории спорта на сегодняшний день фактически отсутствует раздел, посвященный учению о рекордных спортивных достижениях. Сложившаяся ситуация является следствием слабой разработанности методологических подходов, специально организованных для интегративного познания наивысших достижений человека в различных видах спорта, предпосылок, факторов и условий их обеспечивающих.

Цель данной работы - определить и обосновать пути систематизации и интеграции разнообразных научно-прикладных знаний о наивысших спортивных результатах, позволяющих выявить и концептуально осмыслить содержание и специфику абсолютных спортивных достижений, характерные черты и тенденции в подготовке сильнейших спортсменов мира, достигших вершин спортивного мастерства.

Попытки научного познания закономерностей проявления высших спортивных достижений относятся к концу XIX - началу ХХ столетия [8, 9]. Они были ответом на потребности бурного развития современного спорта, международного и олимпийского спортивного движения. Отправной точкой научного познания проблематики высших (абсолютных) спортивных достижений следует признать время появления публикаций, посвященных различным аспектам теории рекордных спортивных достижений. Проведенный наукометрический анализ опубликованных работ показал, что логичнее всего их сгруппировать по предметной направленности научных изысканий. В прошлом столетии научные разработки в области высших спортивных и рекордных достижений проводились по ряду направлений. Они резко интенсифицировались по всем направлениям, особенно в 50-е гг. Несмотря на расширение объема научных исследований они осуществлялись изолированно друг от друга. В их основе лежала методология элементаристского подхода, для которых характерен эмпирикоаналитический способ познания рекордных спортивных достижений. С каждым годом накапливалось огромное количество научных данных, однако в силу их разрозненности и односторонности не удалось создать целостное представление о рекордных достижениях как специфической сфере теории спорта. Хотя первые шаги в разработке такой комплексной научной дисциплины предпринимались еще в конце 80-х гг. [7].

Структурно-логическая схема интеграции системы знаний о высших спортивных достижениях

Как известно, задачи изучения объектов в их взаимосвязи и целостности осознаются в контексте системного подхода [4]. На его основе возможно осуществить интеграцию множества частных сведений о рекордных достижениях в целостное учение о них. Важную роль в установлении предметно-содержательной области знаний о спортивных рекордах играет выбор аспектов системного описания объекта исследования, которые помогают упорядочивать многие частичные представления и сводить их воедино.

В процессе проведенного исследования был выделен ряд аспектов, единство и взаимосвязь которых обеспечивают комплексирование различных аспектов знаний в единое целое: метрологического, аксиологического, структурно-компонентного, генетического, прогностического, праксиологического (см. рисунок).

Представленная на рисунке структурно-логическая схема интеграции знаний послужила исходной теоретико-познавательной установкой для разработки системного базиса спортивной рекордологии (акмеологии спортивных достижений) как самостоятельной междисциплинарной области спортивной науки.

Рассмотрим, в чем же состоят особенности каждого из этих аспектов системного исследования высших спортивных достижений.

Метрологический аспект системного подхода связан с измерением спортивных результатов. Отметим две группы проблем, затрагивающих вопрос о том, в каком смысле можно говорить об измерении спортивных достижений. Первая группа проблем касается отдельных свойств спортивных достижений, проявляющихся в условиях спортивных состязаний, которые могут быть сложными и простыми. Состав и структура этих свойств служат основой для формирования номенклатуры показателей спортивных достижений. Вторая группа проблем - как выразить эти свойства с помощью чисел, т. е. как их измерить и в каких единицах.

До сих пор вопросы измерения и оценки спортивных достижений, несмотря на то что им посвящен целый ряд работ [13, 6, 15, 16], остаются особенно актуальными в связи с представлениями о многопараметричности результатов человеческой деятельности [1, 19, 18].

Поэтому возникает необходимость в систематизации имеющихся в литературе и практике спорта данных для целей измерения и количественной оценки различных сторон спортивных достижений. Эта работа осуществлялась нами на основании принципов системного изучения, принятого и успешно развиваемого в спортивной метрологии [16, 20]. В конечном счете метрологический аспект изучения спортивных достижений должен привести к разработке принципов и технологии измерения и оценки спортивных результатов применительно к требованиям соревновательной деятельности в отдельных спортивных дисциплинах. Как справедливо отмечает Л. П. Матвеев [10], несмотря на массу накопленных эмпирических данных по теории и технике измерений в спорте, сейчас нет еще действительно спортивной научной метрологии. В ней заинтересованы в одинаковой мере большинство разделов теории спорта и в не меньшей - спортивная практика.

Аксиологический аспект системного подхода связан с исследованием ценностей высших спортивных результатов, т. е. их значимостью для личности и общества. Содержание данной области акмеологии спортивных достижений пока не определено достаточно четко. Однако потребность в аксиологических знаниях при построении теории рекордных достижений не вызывает сомнений [17].

Структурно-компонентный аспект системного подхода направлен на поиск ответа на вопрос, из чего и из каких компонентов, элементов образовано высшее спортивное достижение как единое целое. Иными словами, он раскрывает факторный состав спортивного достижения. По мнению В. Г. Афанасьева [2], этот аспект системного подхода направлен на познание сущности системного объекта. В связи с множественностью факторов, обусловливающих спортивные достижения, можно выделить различные виды и уровни их компонентного состава [21].

Этот аспект также позволяет выявить способ взаимосвязи, взаимодействия образующих спортивное достижение компонентов.

Структура спортивного достижения связывает отдельные компоненты между собой, придает ему некую целостность. Наличие большого числа разнообразных факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень спортивных результатов, приводит к разнообразию структур и полиструктурности спортивных достижений. Для углубления изучения поликомпонентности и полиструктурности спортивного достижения как системного объекта необходимо прежде всего разработать их классификацию и систематику. Интеграция научно-практических знаний в результате компонентно-структурного анализа позволяет создать морфологию спортивных достижений.

Методология системного подхода включает в себя генетический аспект. Он направлен на исследование динамики роста рекордных достижений. В настоящее время, как можно судить по состоянию проблемы высших спортивных достижений в теории спорта, на наш взгляд, следует выделить следующие генетические аспекты при описании развития рекордных достижений: генетико-хронологический и генетико-возрастной, генетико-биографический. Первый из них характеризует динамику спортивных достижений в различных видах спорта в разные периоды времени, т. е. с момента их официальной регистрации до настоящего времени. Второй представляет собой исследование возрастной динамики спортивных результатов у сильнейших спортсменов мира в процессе спортивной тренировки и определение наиболее благоприятных возрастных зон в демонстрации наивысших спортивных достижений. Наконец, третий ориентирован на изучение эволюции высших спортивных достижений конкретного спортсмена в процессе спортивной деятельности. Этот момент предусматривает биографический анализ истории спортивного пути спортсменов при установлении рекордных достижений, практического опыта их подготовки.

С генетическим неразрывно связан прогностический аспект в изучении высших спортивных достижений. Он предполагает разработку научно обоснованного суждения об уровне рекордных результатов, измеряемых в видах спорта в будущем на основе знания объективных законов их развития в прошлом и действительного состояния в настоящее время [5, 3].

Праксиологический аспект системного подхода направлен на познание деятельности человека, с помощью которой он преобразует природное и общественное, а вместе с этим преобразует сам себя [18]. Это исследование практики спортсмена при подготовке и установлении рекордных результатов, т. е. всего того, из чего складывается деятельность спортсмена, обеспечивающая формирование готовности к достижению наивысших спортивных результатов и благодаря которой они были достигнуты. В этом случае практическая деятельность по подготовке спортсмена рассматривается не как хаотическое, а как целостное образование. Естественно, возникает вопрос: какие же основные компоненты здесь можно выделить в педагогическом аспекте. К их числу прежде всего можно отнести: тренировочную деятельность спортсмена, ее содержание, построение в структуре макро, мезо- и микроциклов, величину, направленность тренировочных нагрузок и др.; стратегию, тактику и технику соревновательной деятельности, суммарное количество состязаний и стартов и их концентрацию во времени; различные виды внетренировочной и внесоревновательной деятельности [11, 12].

Изложенный выше подход к формированию и содержательной разработке данной сферы научных знаний позволит в дальнейшем уточнить границы, специфику, объект, предмет, структуру теории спортивных рекордных достижений и ее место в общей теории спорта.

Список литературы

1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400 с.

2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, сознание и управление / В. Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

3. Баландин В. Д. Прогнозирование в спорте / В. Д. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. - М.: ФиC, 1986. - 192 с.

4. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 446 с.

5. Важны З. Прогнозирование в системе спортивной подготовки // Спорт за рубежом. 1978, № 13, с. 4-7.

6. Гречанников В. К. Система оценки спортивных результатов в плавании как фактор совершенствования учебно-тренировочного процесса: Автореф. канд. дис. / В. К. Гречанников. Л., 1983. - 22 с.

7. Кузнецов В. В. Спорт - основной фактор научного познания резервных возможностей человека // Теория и практика физ. культуры. 1979, № 3, с. 45-48.

8. Курамшин Ю. Ф. Акмеология спортивных достижений: теоретические и прикладные аспекты: Автореф. докт. дис. / Ю. Ф. Курамшин. СПб., 2002. - 80 с.

9. Курамшин Ю. Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Сов. спорт, 2005. - 408 с.

10. Матвеев Л. П. Общая теория спорта: Учеб. кн. для завершающих уровней высш. физкультурного образования / Л. П. Матвеев. М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

11. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пос. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М.: ФиС, 1977. - 271 с.

12. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

13. Родиченко В. С. Спортивные соревнования: информация, управление / В. С. Родиченко. - М.: ФиC, 1978. - 152 с.

14. Смирнов Ю. И. Основные свойства и показатели спортивной подготовленности: Учеб. пос. / Ю. И. Смирнов; МОГИФК. Малаховка: [б. и.], 1987. - 48 с.

15. Смирнов Ю. И. Метрологические показатели соревновательной надежности / Ю. И. Смирнов, Е. А. Борисенко // Теория и практика физ. культуры. 1986, № 9, с. 33-35.

16. Смирнов Ю. И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности: Автореф. докт. дис. / Ю. И. Смирнов. М., 1991. - 37 с.

17. Столяров В. И. Спортивные рекорды - смысл и значение / В. И. Столяров; ГЦОЛИФК. - М.: [б. и.], 1988. - 29 с.

18. Суходольский Г. В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности / Г. В. Суходольский. - СПб.: Изд-во СанктПетерб. ун-та, 1998. - 220 с.

19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пос. / В. Д. Шадриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996. - 320 с.

20. Уткин В. Л. Измерения в спорте / В. Л. Уткин; ГЦОЛИФК. - М.: [б. и.], 1976. - 76 с.

21. Choutka, M. Sportovni trenink / M. Choutka, J. Dovalil. - Praha: Olympia, 1987. - 318 s.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно