Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Тип Реферат
Предмет Психология
Просмотров
1039
Размер файла
25 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Проблема исследования мотивации в современной психологии весьма актуальна. Работы В.Г. Асеева, В.К. Вилюнаса, Л. . Выготского, К. Левина, А.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, А. Маслоу, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, Б.А. Сосновского, Д.Н. Узнадзе, X. Хекхаузена, П.М. Якобсона позволили определить основные механизмы функционирования мотивации человека.

В отечественной психологии большое внимание уделяется проблеме детерминированности деятельности субъекта. Сознанию отводится регулирующая роль, а деятельность рассматривается как условие формирования сознания. Включение сознания в детерминацию человеческой деятельности порождает специфический тип детерминации. «Детерминация через мотивацию — это детерминация через значимость явлений для человека». Ядро субъекта составляют осознанные побуждения — мотивы сознательных действий.

Включение сознания в качестве компонента в детерминацию человеческой деятельности позволило говорить о мотивации целенаправленной деятельности.

Наибольшую разработку в исследование мотивационной сферы личности внес А.Н. Леонтьев. В качестве механизма осознания мотива он рассматривал процесс смыслообразования, выступающий как специфически-мотивационная форма отражения реальности. В качестве «мотивационной составляющей» сознания рассматривался «личностный смысл», с помощью которого в сознании отражаются мотивационные процессы личности. Были расширены функции мотивации, Добавлена смыслообразующая функция, которая состоит в оценке жизненных обстоятельств и действий личности в рамках этих обстоятельств (А.Н. Леонтьев, 2007).

Не менее важна и проблема овладения человеком своим поведением. Проблема мотивации как детерминации деятельности и проблема волевой регуляции взаимопереплетены. Специфическим для человека является овладение своими психическими процессами, а через них — доведением при помощи внешних стимулов — средств. При этом нейтральным стимулам придается сила мотивов. Человек с помощью сознания (мышления) может активно искать стимулы, которые могут преобразовываться в системе действующей личности в мотивы ее поведения и вызывать соответствующие действия. Человек на высших уровнях организации своей деятельности осуществляет «самомотивацию» деятельности (Л.С. Выготский, 2010).

В.Н. Мясищев трактовал волевые процессы, раскрывая в них некоторые аспекты динамики мотивации. Волевые процессы он рассматривал как способ реализации потребностей. В структуре волевого акта, по его мнению, мотивы выступают как основания действий и являются отношением к объекту действия.

Д.Н. Узнадзе анализировал волевые процессы, используя понятие установки, мотивов и мотивации. Функция мотивации — выбор установки.

На современном этапе развития проблемы мотивации в отечественной психологии разработана системно-динамическая модель мотивации М.Ш. Магомед-Эминовым. Данная модель позволяет описать специфику процессуального развития мотивации. М.Ш. Магомед-Эминов, различая статическое и динамическое рассмотрение мотивации, считает недостаточным изучение мотивационных переменных только в плане структурного анализа деятельности и полагает, что требуется и функциональный анализ процессов мотивации в ходе осуществления конкретной деятельности субъектом в актуальной ситуации. При структурном анализе деятельности, по его мнению, достаточно рассматривать деятельность относительно отдельно взятого мотива. При динамическом анализе деятельности ее необходимо рассматривать, уже не соотнося с мотивом, а соотнося с мотивацией, детерминирующей и регулирующей деятельность. «В связи с тем, что деятельность является молярной неаддитивной целостной системой и осуществляется одновременно на всех уровнях, мотивационные процессы не привязаны лишь к началу деятельности».

В системно-динамические проблемы мотивации человеческого поведения включен анализ процессов, структур и факторов:

■ побуждающих, инициирующих деятельность;

■ направляющих деятельность и действие (определяющих селективность мотивации, выбор целей, действий и средств, постановку целей);

■ поддерживающих (регулирующих, контролирующих реализацию поставленного намерения и выполнения соответствующего ему действия);

■ прерывающих деятельность (при достижении цели и реализации мотива или при невозможности ее достигнуть);

■ переключающих одно действие на другое при возникновении препятствия.

Мотивация в системно-динамической модели рассматривается как один из видов психической регуляции, которая управляет и организует деятельность, интегрирует побуждения в целостное мотивационное побуждение. Мотивация представляется сложной системой, которую необходимо анализировать на всех этапах деятельности.

На сегодня область мотивации достижения является наиболее разработанной, и именно в ней развиты формализованные модели мотивации.

Мотивация достижения успеха — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из важнейших свойств личности, оказывающих влияние на всю жизнедеятельность человека.

Дж. Аткинсон разработал теорию мотивации достижения успеха, согласно которой мотив достижения успеха связан с уровнем трудности задач. Им было доказано, что задачи средней субъективной трудности будут предпочитаться при условии, что мотив успеха сильнее, чем мотив избегания неудач. Модель предсказывает также быстрое нарастание предпочтения к заданиям средней субъективной трудности при увеличении мотива достижения успеха по сравнению с мотивом избегания неудач. У неуспешно мотивированных личностей максимум избегательной тенденции получается в задачах средней трудности.

Мотив достижения определяется как способность переживать гордость за собственное трудолюбие. Из этого следует, что степень, в которой побуждается тенденция достижения, зависит от степени переживаемой ответственности за результаты своих действий. Если мотив Достижения понимается как стремление проявить, возможно, более высокую степень собственных способностей и усилий, то цель может быть достигнута тем скорее, чем однозначнее успех рассматривается как результат собственных усилий по достижению. Таким образом, Восприятие собственной ответственности — составная часть мотива достижения успеха.

Согласно Н. Фитеру, мотивация достижения успеха, соответственно избегания неудач, взвешивается с актуально переживаемой самоответственностью. В этой модели мотивация успеха возрастает с уровнем трудности задач тем быстрее, чем больше личность чувствует себя ответственной за результат достижения.

Вайнер разработал теорию каузальной атрибуции мотивации достижения. Он создал классификацию факторов, которые, по его мнению, являются важными опосредующими величинами в процессе мотивации: собственная способность, трудность задачи, усилие, случай. Далее Вайнер предположил, что есть тесная связь между каузальной интерпретацией успеха и неуспеха и направленностью мотива. Экспериментально им было доказано, что люди с мотивом стремления к ycпеху сильнее приписывали успех внутренним каузальным факторам (способности), чем люди с мотивом избегания неудач. Успешно мотивированные личности хорошие достижения приписывали собственной] способности, а плохие достижения — малому усилию.

Для изучения влияния мотивации на структурирование индивидуальности были использованы следующие методы:

■ методика диагностики выраженности мотивации к достижению успеха Т. Элерса;

■ опросник структуры темперамента В.М. Русалова;

■ методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

В исследовании принимали участие студенты 2—4 курсов Ставропольского государственного университета, отделения психологии и студенты 2 курса Южно-Российского гуманитарного института отделения психологии, в возрасте 18—21 года. Выборку составили испытуемые в количестве 90 человек. Эксперимент проводился в ноябре 2001 — марте 2002 года.

В ходе исследования решалась задача изучения влияния мотивации к избеганию неудач и мотивации одобрения на особенности индивидуальности на различных уровнях:

■ на уровне целостной индивидуальности (факторная структура; характер межуровневых связей). Для этого использовался факторный анализ;

■ на отдельном уровне (индивида, личности, метаиндивидуальности), то есть уровневые интегральные свойства. Использовался одноуровневый корреляционный анализ;

■ на уровне частных функций и процессов (свойства компонентов индивидуальной структуры).

Результаты факторного анализа разноуровневых показателей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с различной мотивацией

В результате использования факторного анализа на группе испытуемых с высоким уровнем мотивации достижения успеха получены следующие данные. Было выделено 5 факторов, из них 3 значимых.

Первый фактор — фактор неудачи. Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли: мотивация избегания неудач (0,65), подчинение (0,59), дружелюбность (0,55), зависимость (0,55) — положительный полюс; на отрицательном полюсе расположились авторитарность (-0,61), эгоистичность (-0,61), агрессивность (-0,56). Первый фактор представлен двумя уровнями интегральной индивидуальности — личностным и свойствами метаиндивидуальности (частичная насыщенность фактора).

Второй фактор — фактор темпа (с отрицательным полюсом). Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли: темп (—0,82), пластичность (—0,71), социальная эргичность (-0,63), альтруистичность (-0,57), социальная пластичность (—0,52), дружелюбность (-0,51). Положительный полюс в данном факторе не представлен. Во второй фактор вошли показатели психодинамического и метаиндивидуального уровней интегральной индивидуальности (частичная насыщенность фактора).

Третий фактор — фактор эмоциональной нестабильности, с отрицательным полюсом. В него вошли: эмоциональность (-0,73), мотивация достижения успеха (-0,57), подозрительность (-0,52). Данный фактор представлен тремя исследуемыми уровнями индивидуальности: психодинамическим, личностным, метаиндивидуальным (фактор с полной насыщенностью).

На группе испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха получены следующие данные: было вьщелено 5 факторов, из них 2 значимых.

Первый фактор — фактор подчинения и зависимости, с полной насыщенностью, включает в себя подчинение (0,75), зависимость (0,70), мотивацию одобрения (0,56) и эмоциональность (0,50) — положительный полюс. На отрицательном полюсе расположились агрессивность (-0,61), социальная эргичность (-0,55) и авторитарность (~0,53). Таким образом, данный фактор представлен тремя уровнями интегральной индивидуальности — психодинамическим, личностным и Уровнем метаиндивидуальности.

Второй фактор — фактор социальной эмоциональности, с частичной насыщенностью. В него вошли социальная эмоциональность (0,62у| и эмоциональность (0,58) — положительный полюс, дружелюбность (—0,62) — отрицательный полюс. Фактор составлен из показателей; психодинамического и метаиндивидуального уровней интегральной индивидуальности.

Таким образом, при сравнении двух групп с высоким и низким уровнем мотивации достижения успеха по результатам факторного анализа можно сделать следующие выводы. У студентов с высоким уровнем мотивации достижения успеха выделилось 3 значимых фактора: первый, второй факторы — с частичной насыщенностью, третий фактор —«полный. В выборке испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха выделилось 2 значимых фактора: первый — полный, второй — с частичной насыщенностью. Можно проследить и различия в. структуре факторов. Так, у высокомотивированных студентов первый; фактор с частичной насыщенностью представлен высшими уровнями I интегральной индивидуальности — личностным и метайндивидуальным. Второй фактор с частичной насыщенностью представлен психодинамическим и метаиндивидуальным уровнями. У низкомбтивированных студентов во второй фактор с частичной насыщенностью вошли показатели психодинамического и метаиндивидуального уровней.

По характеру межфакторных связей в группе с высокой мотивацией достижения успеха зафиксирована одна облическая зависимость, наблюдаемая на метаиндивидуальном уровне. В выборке испытуемых с низкой мотивацией достижения успеха также зафиксирована одна облическая связь на психодинамическом уровне. Это свидетельствует о том, что у высокомотивированных студентов в гармонизации свойств индивидуальности участвуют высшие уровни, в то время как у низкомотивированных преобладают показатели биологически детерминированного уровня.

То есть на уровне целостной индивидуальности структуры индивидуальности различаются в зависимости от выраженности уровня мотивации достижения. У испытуемых с высоким уровнем мотивации достижения обнаруживаются более гармоничные структуры индивидуальности, они характеризуются преобладающим влиянием свойств «высших» уровней в структуре индивидуальности, наличием большей пластичности в сфере межличностных отношений (облические связи на метаиндивидуальном уровне).

Использование факторного анализа для обработки данных испытуемых с высоким уровнем мотивации избегания неудач подтверждают вышеприведенные данные.

У студентов с высоким уровнем мотивации избегания неудач выделилось четыре фактора, два из которых значимые.

Первый фактор — фактор подчинения, с частичной насыщенностью. В него вошли подчинение (0,68) и зависимость (0,53) — положительный полюс. На отрицательном полюсе расположились авторитарность (-0,79), эгоистичность (—0,63) и агрессивность (—0,63). Данный фактор представлен одним уровнем интегральной индивидуальности — метаиндивидуальным.

Второй фактор — фактор дружелюбности, с полной насыщенностью. В него вошли следующие показатели, расположившиеся на положительном полюсе: дружелюбность (0,67), темп (0,63), альтруистичность (0,55), пластичность (0,54), социальная эргичность (0,54) и мотивация одобрения (0,53). Фактор представлен личностным, психодинамическим и метаиндивидуальным уровнями.

У мотивированных на избегание неудач студентов выделилось 2 значимых фактора: первый фактор с частичной насыщенностью, он представлен высшим (метаиндивидуальным) уровнем интегральной индивидуальности; второй фактор с полной насыщенностью, включивший в себя показатели личностного, психодинамического и метаиндивидуального уровней. По характеру межфакторных связей в этой группе зафиксированы лишь ортогональные связи, то есть одни и те же показатели принадлежат одному фактору. Это является свидетельством того, что структура интегральной индивидуальности более жесткая, менее гибкая и пластичная, что, в свою очередь, снижает уровень адаптированности к окружающей среде.

Таким образом, результаты факторного анализа позволяют заключить, что студенты с высоким уровнем мотивации достижения успеха более приспособлены к условиям существования в современном обществе, поскольку им свойственны такие качества, как целеустремленность, инициативность, эргичность, настойчивость, которые помогают им достигать поставленные цели и делать это с наименьшими для себя потерями. Лица с низким уровнем мотивации достижения Успеха являются более мягкими, добрыми, дружелюбными, готовыми помочь другим, но у них нет качеств, помогающих быть успешными в жизни и деятельности. Эти люди в связи со страхом потерпеть Неудачники стараются «плыть по течению» и показывать «средние» результаты. Сравнительный анализ корреляционных матриц испытуемых с высоким уровнем и низким уровнем мотивации достижения успеха приводит к следующим выводам.

Корреляционный анализ позволяет сравнить особенности индивидуальности как на отдельном уровне (индивида, личности, метаиндивидуальности), так и вскрыть межуровневые связи свойств.

У высокомотивированных студентов мотивация достижения успеха коррелирует с эргичностью (0,38), темпом (0,37), эмоциональностью (0,39), агрессивностью (0,39), вто время как у низкомотивированных мотивация достижения успеха не имеет значимых корреляций. Эти данные могут говорить о том, что для второй группы испытуемых достижение успеха не является значимым, их устраивает все происходящее в их жизни; получение высоких результатов не самоцель для них. Для первой группы успех в деятельности, высокие результаты и, как следствие, высокая оценка окружающих — цель, которую они достигают с помощью стремления к освоению предметного мира, упорства, настойчивости, эргичности, быстроты реакции на изменяющиеся условия, лабильности в эмоциональной сфере.

Корреляционный анализ между психодинамическим и социально-психологическим уровнями дал следующие результаты. У высокомотивированных студентов наиболее значимая положительная связь, обнаружена между авторитарностью и социальной эргичностью (0,45). Это является свидетельством того, что потребность в социальных контактах и общительность связаны с уверенностью в себе, выносливостью и успешностью в делах. Для испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха наиболее значимая связь обнаружена между альтруизмом и социальной пластичностью (0,42), то есть ответственные перед другими, мягкие, добрые, бескорыстные и отзывчивые люди в то же время являются общительными, склонными к разнообразию коммуникативных программ.

Таким образом, на уровне отдельных свойств индивидуальности также обнаружены существенные различия, которые проявляются в том, что лицам с высоким уровнем мотивации достижения успеха и низким уровнем мотивации избегания неудач свойственны качества, способствующие приспособлению к социуму, к условиям существования в нем, эргичность, уверенность в себе, упорство, компетентность. Лица с низким уровнем мотивации достижения успеха и высоким уровнем мотивации избегания неудач обладают качествами, которые обогащают их духовный мир, делают его более широким и уникальным, но в то же время не способствуют адаптации в условиях современного общества.

Исследование интраиндивидуальных различий у испытуемых с высокой мотивацией достижения показывает, что эти испытуемые обладают разными индивидуальными характеристиками. Средние показатели по каждому диагностируемому свойству индивидуальности выявляют наличие значимой вариабельности свойств. Высокомотивированные испытуемые имеют различные показатели по таким характеристикам, как социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, эмоциональность (психодинамический уровень); подчиняемость, зависимость, дружелюбность и альтруистичность (уровень метаиндивидуальности). Низкомотивированные испытуемые имеют значимые интраиндивидуальные различия по следующим характеристикам: социальная эргичность, социальный темп, социальная эмоциональность (психодинамический уровень); авторитарность, эгоистичность, подчиняемость (уровень метаиндивидуальности).

Вывод: в зависимости от выраженности мотивации достижения проявляются особенности индивидуальности на всех анализируемых уровнях. Другими словами, выраженность мотивации как свойство субъекта оказывает существенное влияние на специфику структурирования индивидуальности.

мотивация психология индивидуальность

Библиографический список

1. Белых Т.В. Динамика структур интегральной индивидуальности в зависимости от выраженности мотивации достижения успеха // Интегративная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология (Тезисы докладов III Международного конгресса). Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2011. — С. 18-25.

2. Гомелаури М.Л. Конфликт в подростковом возрасте и социальные ожидания // Психологические исследования. Тбилиси, 2006. С. 44-48.

3. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. М.: Наука, 2010. — 271 с.

4. Никитюк Б.А., Соловьева С.А., Черкасова Р.С. Влияние соматотипа и типа темперамента на индивидуальные различия в эффективности двигательной памяти // Человек как интегральная система. Ростов-на-Дону, 2008. С. 8-20.

5. Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники / Под ред. Т.В. Зинченко, В.Г. Ромека. Ростов-на-Дону: Южно-Российский гуманитарный институт, 2010. — 287 с.

6. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. М.: Педагогика, 2010. — 103 с.

Размещено на http://www.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно